Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть III. Психологические рекомендации





III. 1. Построение беседы с родителями (учителем)

Картину, полученную в результате психологического обследования, кон­сультант описывает взрослому, обратившемуся за помощью. Начинающему консультанту можно посоветовать сначала провести анализ результатов, а потом уже беседовать с клиентом. Более опытному специалисту, не бояще­муся "раскрывать карты" перед клиентом, присутствие взрослого, обратив­шегося за помощью, не только не помешает проводить анализ результатов, но, напротив, позволит провести его более аффективно (разумеется, присут­ствие ребенка недопустимо).

На этом этапе консультирования уместна активная работа с сознанием клиента, в ходе которой психолог популярно излагает ему результаты своих действий. Если клиент не разделяет сложившейся у консультанта точки зре­ния, то бессмысленно переходить к следующему варианту - конкретным реко­мендациям по обучению и воспитанию ребенка. Они не будут восприняты и уж тем более - не будут выполнены. Психолог не может, подобно водопро­водчику, сказать: "Я вам объяснил причину неполадок, а верить мне или нет - это ваше дело". Задача психолога не сводится к установлению причин, при­водящих к трудностям, и формулировке рекомендаций. Консультирование всегда включает в себя элемент психотерапии. Оно может считаться успеш­ным только тогда, когда психологу удастся найти общий язык с клиентом и побудить его предпринять меры, необходимые для решения имеющихся про­блем.

Неприятие точки зрения психолога па проблему проявляется не только в прямом споре. Очень

часто взрослый, выслушав консультанта, начинает не­медленно интерпретировать его слова, давая объяснения названным причи­нам неблагополучия ребенка. Например, он может ссылаться на влияние генов: "Он весь в отца..." (и, мол, нет смысла с этим бороться). За таким поведением взрослого обычно стоит попытка уйти от реальной проблемы, обнаженной психологом, снять с себя ответственность, переложив вину за прошлые и будущие неудачи на некоего анонима (гены, родовую травму, плохой детский сад).

Казалось бы, такое поведение лишено логики: ведь клиент сам обратил­ся за помощью. Однако реальные мотивы обращения нередко бывают совер­шенно другими. Бывает, что человек стремится таким способом продемон­стрировать свою добросовестность ("Смотрите, какая я хорошая мать: как только у дочки возникли трудности, я сразу повела ее к психологу").

Иногда родители обращаются к консультанту по настоянию других членов семьи (например, бабушки) или школьных педагогов, а сами не считают это нуж­ным. Учитель может обратиться к школьному психологу "для проформы", чтобы снять с себя ответственность за то, что ребенок не понимает его объяс­нений, Главная задача консультанта в -таких случаях — попытаться вернуть взрослого к осознанию необходимости решать проблему.

"Если причины тревожности вашего ребенка - в далеком прошлом, то сейчас они уже не действуют. Поэтому сегодня нам практически все равно, откуда взялась тревожность - or природы или от воспитания. Сейчас для вашего сына главное - изжить свое беспокойство, не дать ему разрастись" (конечно, такое говорится в том случае, если первичный источник 'тревожно­сти сейчас уже действительно не действует). Таким способом консультант может активно, но достаточно мягко отводить любые непродуктивные ин­терпретации его слов.

Нередко клиент демонстрирует полнейшее согласие с консультантом, спешит заметить: "Да-да, я тоже всегда так и думал" или восхититься: "Ах, как вы правы!" В этих случаях полезно проверить, насколько хорошо он понял то, что ему рассказано. За чрезмерно активной демонстрацией согласия очень часто скрывается непонимание подлинного смысла выводов и заключений психолога.

В беседе с клиентом желательно избегать научных терминов. Разговор должен быть научным по содержанию, а не по форме. Если же консультант считает важным познакомить клиента с какими-либо понятиями, то их значе­ние должно сразу же подробно разъясняться. Полезно заранее выяснить про­фессию клиента и круг его интересов: тогда будет яснее, насколько популяр­ным должен быть язык консультанта.

В зависимости от характера проблемы, рекомендации могут касаться либо занятий, направленных на коррекцию отклонений в умственном разви­тии, либо корректировки поведения ребенка (а чаще - поведения взрослых но отношению к ребенку). Рекомендации могут даваться в той же беседе, которая началась с анализа психологических особенностей ребенка, а могут быть отложены па следующую встречу. В любом случае, консультант должен прежде всего убедиться, что клиент принял его точку зрения на проблемы ребенка. Свидетельством такого принятия могут служить эпизоды из жизни ребенка, которые приводятся взрослым как бы в подтверждение слов психо­лога. Возможны "педагогические прозрения" типа: "Вот теперь, после ваше­го объяснения, я вдруг понял, почему..." (и дальше следует рассказ о каких-то проблемах, не вошедших в первичную жалобу, но теперь получивших разъяснение). Все это свидетельствует о принятии точки зрения консультанта, т. е. о том, что взрослый увидел картину неблагополучия по-новому – глазами психолога. Следовательно, он внутренне готов менять что-то в своей жизни, на которую ему удалось взглянуть со стороны.


Как уже говорилось, без совмещения точек зрения психолога и клиента консультация не может быть результативной. Однако не во всех случаях прав оказывается психолог. Иногда не родители, а он сам под влиянием убедитель­ных аргументов меняет свою исходную гипотезу. Так или иначе, но необхо­димо добиться совпадения позиций по основным вопросам.

Бывает, что трудности в объединении позиций вызваны недопонимани­ем. В этих случаях психолог пытается сформулировать свою точку зрения другими словами, показать, что, в сущности, разговор идет об одном и том же, но на разных языках (в этом случае он выступает как "переводчик"). В своем рассказе он обязательно использует точные формулировки первич­ных жалоб, подчеркивая, что в его заключении учтено все то. что сказано клиентом. И лишь когда взрослый, обратившийся за помощью, убедится, что его жизненная проблема правильно попята и без искажений представлена в научной интерпретации, консультант может в общем киле сформулировать те шаги, которые помогут преодолеть зафиксированные трудности.

Лучше всего, если конкретные пути реализации общего "психологиче­ского рецепта" наметит сам клиент - естественно, при помощи наводящих вопросов и подсказок консультанта, который оценивает степень реалистич­ности педагогических планов родителей или учителя. Если же клиенту не удастся самостоятельно предложить приемы коррекционной работы, то для выработки конкретных советов консультанту, как правило, приходится про­вести дальнейший расспрос о бытовых условиях жизни семьи.

Психологические рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их разработке участвует клиент. Во-первых, только он сам может решить, что он на самом деле готов делать, а чего делать не готов. Во-вторых, ощущение человеком того, что он сам нашел выход из собственных затруднений, резко повысит мотивацию выполнения коррекционных замыслов.

В последующих разделах даны общие, схематические рекомендации по коррекции поведения и развития детей с теми или иными психологическими особенностями. При работе с клиентом эти схемы должны быть предельно конкретизированы, доведены до техник, привязанных к определенным ус­ловиям жизни семьи (класса). Рекомендации излагаются применительно к основным диагнозам, которые ставит консультант при обследовании и смысл которых обсуждается с клиентом, как описано выше.

В частности, приводятся рекомендации, относящиеся к воспитанию де­тей с разными видами акцентуаций характера и с разными психологически­ми синдромами. Акцентуации характера не представляют собой патологии и не требуют коррекции к собственном смысле слова. Однако при достаточно

выраженной акцентуации у ребенка (и у взрослых, воспитывающих его) мо­гут возникать сложности. В первую очередь, важно, чтобы взрослые пони­мали и учитывали в общении с ребенком его психологический склад. Уже одно это существенно облегчит решение проблем. При некоторых акцентуа­циях полезны также дополнительные рекомендации.







Date: 2016-07-20; view: 285; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию