Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности детской хирургии





 

«Ребенок – это не копия взрослого в миниатюре, это особый человек».

Академик А.Баранов

 

«Детский врач – это особая специальность, с общими мерками к ней подходить нельзя»

Академик Л.Рошаль

 

По международному признанию, детская хирургия – это раздел педиатрии на границе с хирургией.

 

В хирургии детского возраста есть болезни, составляющие содержание хирургии взрослых. Вместе с тем для детей характерные заболевания, являющиеся проблемными для них.

 

Детская хирургия- это раздел педиатрии и хирургии, который разрабатывает методы диагностики и хирургического лечения болезней, пороков развития и травм у детей, основываясь на изучении их патогенеза. Разумеется, детская хирургия учитывает все физиологические и анатомо-топографические особенности организма ребенка, соответствующие его возрасту.

 

Детская хирургия, так же как и взрослая, делится на различные разделы, к примеру: сердечно-сосудистая, пластическая хирургия, торакальная и абдоминальная хирургия и так далее. Самостоятельный раздел – это хирургия новорожденных. При этом детская хирургия вплотную связана с педиатрией и ее разделом неонатологией, акушерством-гинекологией, фармакологией и другими медицинскими специальностями.

Морфологически все органы и ткани ребенка, особенно, недоношенного и новорожденного, незрелы, функционально несовершенны. Небольшие отклонения в ведении наркоза, трансфузиях, тактике хирурга, технике операции в этих условия создают риск для жизни. Сложности и трудности в лечении создаются из-за низкой толерантности детей к кровопотере и несовершенной регуляции температурного гомеостаза.

Методы исследования и лечения, используемые в детской хирургии, принципиально отличаются от хирургии взрослых. Отличия эти обусловлены, в первую очередь возрастом пациентов, его анатомо-физиологическими особенностями и специфичностью заболеваний.

Детским хирургам приходится очень внимательно выбирать анестезию, и часто применять принципы щадящих операций, как, например, необходимость максимального щажения тканей, минимальная кровопотеря, возможное сокращение длительности оперативного вмешательства.

Необходимо учитывать, что операции очень серьезно влияют на психику ребенка. Для большинства детей сознательного возраста, операция – это очень сильный стресс, шок, от которого ребенок самостоятельно не оправится. Готовить ребенка к операции нужно задолго до нее, детально объясняя все предстоящее, постаравшись ничего не скрывать, но и не лгать. Хорошо, если в больнице помимо детского хирурга работает и детский психолог.

На современном этапе детская хирургия предусматривает широкое внедрение инновационных технологий с использованием ультразвуковых, лазерных, эндоскопических методов исследования и лечения. Стремительно развивается некогда проблемный раздел хирургии – трансплантология. Помимо этого, находятся в разработке вопросы еще недавно казавшейся фантастикой хирургии плода, еще не рожденного младенца.

 

Врожденные пороки развития диагностируется у 1,5-3,0 % рождающихся. Смертность составляет 3 место в общей структуре смертности детей первого года жизни. Наличие порока во многих случаях накладывает на ребенка тяжелую печать анатомической и функциональной неполноценности, часто неизгладимой до конца жизни.

Разнообразие наблюдаемых пороков и их клинических проявлений в различных возрастных группах создает немалые трудности для распознавания заболевания, дает повод к диагностическим ошибкам. Важное значение имеет правильный выбор сроков оперативного лечения. Есть заболевания, при которых промедление с операцией могут отрицательно повлиять на рост и развитие ребенка. К примеру: диафрагмальная грыжа, болезнь Гиршпрунга.

 

Иллюстративный материал: электронный вариант лекции.

Литература:

  1. Хирургические болезни детского возраста. Учебник, 1-2 том. М.Гэотар мед, 2004 г.
  2. Подкаменев В.В. Хирургические болезни детского возраста. Учебная литература. М «Медицина» 2005 г.
  3. Ашкрафт К.У., Холдер Т.М., Детская хирургия. 1,2,3 тома. Пик-Тал. Санкт-Петербург, 1997 г.
  4. Дронов А.Ф., Поддубный И.В., Котлобовский В.И Эндоскопическая хирургия у детей.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.
  5. Исаков Ю.Ф, Степанов Э.А., КрасовскаяТ.Б. Абдоминальная хирургия у детей.-М.:Медицина, 1988
  6. Исаков Ю.Ф. Хирургичекие болезни детского возраста. Том 1.– М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004.
  7. Исаков Ю.Ф. Хирургичекие болезни детского возраста. Том 2.– М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004.

 


Контрольные вопросы:

1.Детская хирургия прошлого

2.Детская хирургия в России и в Советское время

3.Особенности детской хирургии

4.Современное состояние детской хирургии.

 

 

Тема № 2: Синдром поражения желудочно-кишечного тракта. Определение. Этиология и патогенез. Классификация. Клинические проявления. Диагностика. Принципы лечения синдром поражения желудочно-кишечного тракта.

Цель: Усвоение студентами информации:

· Определение синдрома поражения желудочно-кишечного тракта /ЖКТ/. Этиология и патогенез синдрома поражения желудочно-кишечного тракта.

· Классификация синдрома поражения желудочно-кишечного тракта.

· Клинические проявления синдром поражения желудочно-кишечного тракта.

· Диагностика синдрома поражения желудочно-кишечного тракта.

· Принципы лечения синдрома поражения желудочно-кишечного тракта.

План лекции:

· Определение синдрома поражения желудочно-кишечного тракта.

· Этиологические факторы возникновения синдрома поражения желудочно-кишечного тракта.

· Патогенез синдрома поражения желудочно-кишечного тракта.

· Классификация синдрома поражения желудочно-кишечного тракта.

· Клинические проявления синдрома поражения желудочно-кишечного тракта.

· Диагностика синдрома поражения желудочно-кишечного тракта.

· Принципы лечения синдрома поражения желудочно-кишечного тракта.

 

Тезис лекций

Под термином «синдрома поражения желудочно-кишечного тракта» понимают группы врожденных и приобретенных заболеваний органов брюшной полости, для которого требуется хирургическая коррекция.

Этиологические факторы возникновения синдрома врожденных поражения желудочно-кишечного тракта:

· нарушение эмбриогенезе ЖКТ

· различные этиологические факторы, включая микробные возбудители, нервно-рефлекторные факторы, травма различного генеза.

Патогенез:

· В основе патогенеза возникновения синдрома врожденных поражения желудочно-кишечного тракта лежат нарушение эмбриогенезе ЖКТ на раннем этапе внутриутробного развития плода. Патогенез возникновения синдрома приобретенного поражения желудочно-кишечного тракта так разнообразны, их надо рассматривать в зависимости от отдельных патологий.

Классификация

Синдром поражения желудочно-кишечного тракта впо этилогическому признаку делятся на врожденную и приобретенную. Отдельные заболевания классифицируются в зависимости от особенности морфологических изменений, клинического течения.

Стадии синдрома поражения желудочно-кишечного тракта - острый подострый и хронический (Г.А.Баиров), легкий, средний и тяжелое течения (Ю. Ф. Исаков) и компенсированный, субкомпенсированный и декомпенсированный (А.И.Ленюшкин). Эти стадии основаны на клиническое течения отдельных заболеваний.


Клинические проявления синдрома поражения желудочно-кишечного тракта.

· Болевой синдром различного генеза.

· Рвота разного характера.

· Задержка или отсутствие стула

· Нарушения функции ЖКТ

· Парез или паралич кишечника

· Различные аускультативные и перкуторные изменения.

· Разные степени нарушения гомеостаза

Диагностика синдрома поражения желудочно-кишечного тракта основывается на выявлении анамнеза, клинических проявлениий, основываются на лабороторно-рентгенологических, современных инструментальных методов исследований – УЗИ, КТ и эндоскопических исследований.


Лечение. Все заболеваний с острым клиническим течение синдрома поражения желудочно-кишечного тракта требуют консервативной или хирургической коррекции. Однако хирургическому вмешательству предществуют тщательные предоперационные подготовки, во время операции анестезиологической пособий и патогенетичесий обоснованный послеоперационные терапия. В целом хирургические вмешательств проводятся по жизненному показаний, в экстренном или плановом порядке. По методу хирургические операции делятся на радикальные или паллиативные.

Иллюстративный материал: электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)

Литература:

1.Васильев А.В.., Ольхова Е.Б. Ультразвуковая диагностика в детской практике.-М.: ГЭОТАР –МЕД, 2007.

2.Баиров Г.А Срочная хирургия у детей. Руководства для врачей.-С-Пб.;Питер,1997

3.Дронов А.Ф., Поддубный И.В., Котлобовский В.И Эндоскопическая хирургия у детей.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.

4.Исаков Ю.Ф, Степанов Э.А., КрасовскаяТ.Б. Абдоминальная хирургия у детей.-М.:Медицина, 1988

5.Исаков Ю.Ф. Хирургичекие болезни детского возраста. Том 1.– М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004.

6 Исаков Ю.Ф. Хирургичекие болезни детского возраста. Том 2.– М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004.

7.Ленюшкин А.И Детская колопроктология.-М.:Медицина,1990

8.Романов В.А. Эндоскопический атлас.-М.:Медицина, 2007.

9.Савельев В.С., Буянов В.М., Лукомский Г.И. Руководство по клинической эндоскопии. – М.: Медицина, 1977.

10.Холин С.П. Лучевая диагностика. –М.: Медицина, 2007

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Дисциплина: Хирургические болезни

блок №6 «Детская хирургия»

 

 

Специальность: Общая медицина

 

Курс: 4

 

Составители: ППС кафедры

 

Тема №1: Синдромы поражения ЖКТ

 

2. Цель: Изучить этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, методы диагностики и принципы терапии острого аппендицита, врожденной и приобретенной непроходимости.

3. Задачи обучения: В результате изучения данной темы студент должен знать:

· как правильно собрать жалобы, анамнез заболевания и жизни у больных с острым аппендицитом, врожденной и приобретенной непроходимостью.

· охарактеризовать клинические проявления данных патологий

· выбрать необходимые методы обследования для уточнения диагноза.

· интерпретировать полученные лабораторно-инструментальные методы обследования.

· определить принципы терапии с синдромом поражения ЖКТ.

4. Основные вопросы темы:

  • Особенность диагностики, методика обследования детей с неотложными хирургическими заболеваниями. Острый аппендицит. Анатомические особенности строения брюшной полости у детей до 3-х лет. Этиология, патогенез, классификация, клиника острого аппендицита у детей до 3-х лет и старшего возраста. Дифференциальная диагностика. Способы аппендэктомии. Осложнения. Диагностическая лапароскопия. Аппендикулярный инфильтрат, консервативное и оперативное лечение аппендикулярного инфильтрата. Ошибки в диагностике острого аппендицита.

· Эмбриогенез, Классификация, клиника, диагностика врожденной кишечной непроходимости.


· Приобретенная кишечная непроходимость. Классификация. Спаечная кишечная непроходимость. Причины. Клиника, диагностика. Показания и методы консервативной терапии. Объем хирургического лечения, профилактика спаечной болезни.

5. Методы обучения и преподавания:

· Участие на утренних врачебных конференциях, обходах;

· Обсуждение темы - работа в малых группах, дискуссия;

· Курация тематических больных - работа в парах;

· Тестирование, решение ситуационных задач.

6. Литература:

Основная:

  1. Ю.Ф.Исаков «Хирургические заболевания детского возраста» // М.2002
  2. Г.А.Баиров «Срочная хирургия детей»//Л.1997г.
  3. Г.А.Баиров, Ю.Я.Дорошевскмй, Т.К.Немилова «Атлас операции у новорожденных»//Л.Медицина,1983г.

4. К.У.Ашкраф, Г.М.Хандрен «Детская хирургия» // М.1996-1998гг. в3-х томах.

Дополнительная:

  1. Ю.Ф.Исаков, Э.А.Степанов, А.Ф.Дронов «Острый аппендицит в детском возрасте» // М.Медицина 1980г.
  2. Ю.Ф.Исаков, Э.А.Степанов, Т.В.Красовская «Абдоминальная хирургия у детей» // М.Медицина 1988г.
  3. Т.С.Попов, Т.Ш.Толозошвили, А.Е.Шестопалова. «Синдром кишечной непроходимости в хирургии» // М.1991
  4. Акопян В.Г. «Хирургическая гепатология детского возраста» // М. «Медицина»,1982
  5. А.Г.Пугачев «Хирургическая гастроэнтерология детского возраста» // М.Медицина, 1982г.

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи)

Вопросы:

1. особенности диагностики, методика обследования детей с неотложными хирургическими заболеваниями

2. особенности строения брюшной полости у детей до 3-х лет

3. этиопатогенез острого аппендицита у детей до 3-х лет и старшего возраста

4. способы аппендэктомии

5. Диагностическая лапароскопия.

6. особенности эмбриогенеза врожденной кишечной непроходимости

7. клинические особенности врожденной кишечной непроходимости

8. способы диагностики приобретенной кишечной непроходимости

9. Принципы выбора тактики лечения при врожденной и приобретенной кишечной непроходимости.

 

Тестовые задания, ситуационные задачи в блоке контрольно – измерительные средства.

 

 

Тема №2: Синдром поражения опорно-двигательной системы

2. Цель: Изучить анатомо-физиологические особенности строения опорно- двигательной системы. Формирование знаний и умений по диагностике, дифференциальной диагностике, консервативному и хирургическому лечению при заболеваниях опорно- двигательной системы.

3. Задачи обучения: В результате изучения данной темы студент должен быть способен:

· правильно собрать жалобы, анамнез заболевания и жизни у больных с врожденным вывихом бедра, кривошеей, косолапостью;

· охарактеризовать классификацию, основные клинические проявления, синдромы, течение, осложнения и прогноз при заболеваниях опорно- двигательной системы;

· интерпретировать полученные лабораторно-инструментальные методы обследования;

· знать возможные последствия остеомиелита;

· определить современные принципы лечения при заболеваниях опорно- двигательной системы.

4. Основные вопросы темы:

· Врожденный вывих бедра. Предрасполагающие факторы. Клиника у детей раннего и старшего возраста. Методы диагностики. Консервативное лечение. Показания к закрытому вправлению по Лоренс. Осложнения. Показания к оперативному вмешательству. Способы оперативного лечения.

· Косолапость. Классификация. Клиника. Лечение в возрастном аспекте. Бинтование по Финку. Стремена Павлика. Шина Виленского, гипсование. Сроки и способы оперативного лечения.

· Кривошея. Патогенез. Клиника. Консервативное лечение. Показания к оперативному вмешательству. Сроки и способы оперативного лечения.

· Последствия остеомиелита.

5. Методы обучения и преподавания:

· Участие на утренних врачебных конференциях, обходах;

· Обсуждение темы - работа в малых группах, дискуссия;

· Курация тематических больных - работа в парах;

· Тестирование, решение ситуационных задач.

6. Литература:

Основная:

  1. Ю.Ф.Исаков «Хирургические заболевания детского возраста» // М.2002
  2. В.Ю.Юмашев «Детская ортопедия» // М.1991

3. Г.А.Баиров. Детская травматология.//Санкт-Петербург 2000 г. – 376 с.

К.У.Ашкраф, Г.М.Хандрен «Детская хирургия» // М.1996-1998гг. в3-х томах

Дополнительная:

  1. К.С.Ормантаев, Т.Ж.Султанбаев «Внутрикостные промывания при остеомиелите у детей» // Л.1978
  2. Акжигитов Г.Н., Юдин Я.Б. «Гематогенный остеомиелит» // Медицина (AML), 1999

 

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи)

Вопросы:

  1. Этиология и патогенез врожденного вывиха бедра;
  2. Спектр диагностического обследования при врожденном вывихе бедра;
  3. Течение, осложнения и прогноз врожденного вывиха бедра;
  4. Современные методы клинико-лабораторных исследований кривошеи;
  5. Современные методы инструментальных исследований косолапости;
  6. Возможные последствия остеомиелита;
  7. Принципы современной терапии при заболеваниях опорно-двигательной системы.

 

 

Тестовые задания, ситуационные задачи в блоке контрольно – измерительные средства.

 

 

Тема №3: Синдромы поражения мочеполовой системы

 

2. Цель: Изучить морфофункциональные особенности мочеполовой системы. Научить студентов проводить расспрос, осмотр пациентов с заболеваниями мочеполовой системы. Выявлять основные клинические синдромы, сформировать знания и умения по диагностике, дифференциальной диагностике, консервативному и хирургическому лечению при поражении мочеполовой системы.

3. Задачи обучения: в результате изучения данной темы необходимо:

  • изучить основные вопросы этиологии, патогенеза, классификации пороков развития яичка и семенного канатика.

· научить студентов, правильно соблюдая последовательность действий, проводить общий осмотр больного с заболеваниями мочеполовой системы.

  • охарактеризовать клинические проявления пороков развития мочеполовой системы.

· изучить лабораторную и инструментальную диагностику аномалий развития почек.

  • обучить студентов основным принципам лечения при поражении мочеполовой системы.

· определить методы консервативного лечения и показания к хирургическому вмешательству. Виды операций.

  • научить студентов правильно оформлять в истории болезни полученные данные при исследовании больных с заболеваниями почек.

 

4. Основные вопросы темы:

· Этиологии, патогенеза, классификация пороков развития яичка и семенного канатика. Крипторхизм. Классификация, клиника, сроки и способы орхиопексии. Эктопия яичка. Ложный крипторхизм. Водянка яичка. Классификация. Клиника. Диафоноскопия. Диагностика. Сроки и способы оперативного лечения, Варикоцеле. Патогенез. Степени болезни. Операция Иванисевича, операция Паломо.

· Проявления пороков развития мочеполовой системы. Этиопатогенез. Классификация. Клиника экстрофии мочевого пузыря, эписпадии, гипоспадии. Сроки и способы лечения мочекаменная болезни. Пузырно-мочеточниковый рефлюкс. Патогенез. Клиника. Диагностика. Операция Грегуара и Политено-Лидбеттера. Аномалии развития мочеточника. Нейрогенный мочевой пузырь. Хирургия гидронефроза. Методы операций: Хайнес – Андерсена – Кучера. Послеоперационное ведение. Профилактика осложнений. Фимоз. Парафимоз. Баланопостит.

· Аномалия развития почек

5. Методы обучения и преподавания:

· Участие на утренних врачебных конференциях, обходах;

· Обсуждение темы - работа в малых группах, дискуссия;

· Курация тематических больных - работа в парах;

· Тестирование, решение ситуационных задач.

 

6. Литература:

Основная:

  1. Ю.Ф.Исаков «Хирургические заболевания детского возраста» // М.2002
  2. Г.А.Баиров «Срочная хирургия детей»//Л.1997г.
  3. Г.А.Баиров, Ю.Я.Дорошевскмй, Т.К.Немилова «Атлас операции у новорожденных»//Л.Медицина,1983г.

4. К.У.Ашкраф, Г.М.Хандрен «Детская хирургия» // М.1996-1998гг. в3-х томах.

  1. В.А.Михельсон. Детская анестезиология и реаниматология. Москва, 2001
  2. А.И.Ленюшкин. Руководство по детской поликлинической хирургии. 1986

7. С.Н.Ешмухамбетов «Балалар урологиясы» //Алматы

Дополнительная:

  1. В.М.Державин, И.В.Казанская, Е.Д.Вишневский, В.С.Гусев «Диагностика урологических заболеваний у детей» // Л.Медицина, 1984г.

2. Н.А.Лопаткин, А.Г.Пугачев «Детская урология» // Москва,1986г.

3. К.С.Ормантаев, К.А.Мажибаев, Б.М.Майлыбаев «Дисфункция мочевого пузыря у детей» // Алматы, 2001г.

4. А.В.Папаян, И.С.Стяжкина «Неонатальная нефрология: Руководство» Питер –2002

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи)

Вопросы:

  1. Какова методика расспроса больного с заболеваниями почек?
  2. Порядок общего осмотра больного.
  3. Биохимический анализ крови при нефротическом синдроме
  4. Варианты клинического течения хронического гломерулонефрита.
  5. Механизм развития артериальной гипертензии при гломерулонефрите.
  6. Укажите основные причины возникновения отеков у больных нефротическим синдромом.
  7. Осложнения, возникающие в результате нарушений в системе гомеостаза при

нефротическом синдроме.

  1. Биохимический анализ крови при хронической почечной недостаточности.
  2. Изменения в пробе Зимницкого при хронической почечной недостаточности.
  3. Перечислите возможные осложнения при хронической почечной недостаточности.
  4. Показания и противопоказания к санитарно-курортному лечению лиц с заболеванием почек.

Тестовые задания, ситуационные задачи в блоке контрольно – измерительные средства.

Тема №4: Грыжи у детей

2. Цель: Дать студентам целостное представление о понятии, клиническом течении грыж у детей, ранней диагностике, выбора тактики оперативного вмешательства. Показать возможности каждого метода диагностики и лечения.

3. Задачи обучения: В результате изучения данной темы необходимо:

· ознакомить студентов с основными положениями этиологии и патогенеза грыжи у детей.

· обеспечить глубокие знания и выработку практических навыков в вопросах организации современных методах диагностики,

· ознакомить студентов с ведущими принципами современного лечения и выбора тактики хирургического вмешательства.

4. Основные вопросы темы:

· Грыжи у детей. Пупочная грыжа. Клиника, сроки и способы оперативного лечения.

· Грыжа белой линии живота. Паховая грыжа. Грыжа Нука. Вентральная грыжа. Диафрагмальная грыжа. Классификация, клиника, сроки и способы оперативного лечения.

· Спинномозговая грыжа. Черепно-мозговая грыжа. Классификация, клиника, сроки и способы оперативного лечения.

5. Методы обучения и преподавания:

· Участие на утренних врачебных конференциях, обходах;

· Обсуждение темы - работа в малых группах, дискуссия;

· Курация тематических больных - работа в парах;

· Участвование при проведении рентгенологических, эндоскопических и УЗИ исследований;

· Ассистирование в хирургических операциях;

· Тестирование, решение ситуационных задач.

6. Литература:

Основная:

  1. Ю.Ф.Исаков «Хирургические заболевания детского возраста» // М.2002
  2. Г.А.Баиров «Срочная хирургия детей»//Л.1997г.

3. К.У.Ашкраф, Г.М.Хандрен «Детская хирургия» // М.1996-1998гг. в3-х томах

4. А.И.Ленюшкин. Руководство по детской поликлинической хирургии. 1986

Дополнительная:

  1. Артатян А.А., Банин А.В., Гаев О.В., Королев А.Г., Бродский Ю.С., Вербовой Л.В., Лихтерман Л.Б. «Клиническая классификация черепно-мозговой травмы у детей» // Метод.указания-М.-1991-17с.
  2. Боровской В.В., Голубченко В.С. «Диагностика и лечение детей с сочетанной черепно-мозговой травмой на госпитальном этапе» // Метод.рек.-Алматы-1994-16с.
  3. С.Я.Долецкий «Диафрагмальная грыжа у детей» // М.1966
  4. Ю.Ф.Исаков, Э.А.Степанов, Т.В.Красовская «Абдоминальная хирургия у детей» // М.Медицина 1988г.

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи)

Вопросы:

1. Какова методика сбора анамнеза заболевания у детей с грыжей?

2. Порядок общего осмотра больного.

3. Варианты клинического течения паховой и пахово-мошоночной грыжи.

4. Механизм развития вентральной грыжи

5. Укажите виды диафрагмальных грыж.

6. Классификация спинномозговых грыж

7. Сроки и способы оперативного лечения черепно- мозговых грыж.

 

Тестовые задания, ситуационные задачи в блоке контрольно – измерительные средства.

 

 

Тема №5: Хирургические гнойно-воспалительные заболевания в детском возрасте

2. Цель: Ознакомить студентов с анатомо- физиологическими особенностями детского организма, об основными положениями этиологии и патогенеза гнойно - воспалительного процесса. Обеспечить глубокие знания и выработку практических навыков в вопросах профилактики, диагностики и хирургической тактики гнойно- воспалительных заболеваниях детского возраста.

3. Задачи обучения: В результате изучения данной темы необходимо:

· ознакомить студентов с определением и этиологическими факторами заболеваний гнойно- воспалительного характера, особенностями клинического течения.

· ознакомить об особенностях течения гнойно-воспалительных заболеваний у детей раннего возраста.

· обучить диагностике, дифференциальной диагностике, определению показаний и противопоказаний к операции и методам консервативного лечении.

· показать возможности каждого метода диагностики и тактики хирургического подхода при гнойно- воспалительных заболеваний.

4. Основные вопросы темы:

· Этиология и патогенез гнойной хирургической инфекции. Роль иммунной системы в возникновении болезни. Особенности течения гнойно-воспалительных заболеваний у детей раннего возраста.

· Флегмона новорожденных. Омфалит. Лимфаденит. Псевдофурункулез. Парапроктит. Панариций.

· Воспалительные заболевания половых путей у девочек. Локализованная гнойная инфекция.

· Хирургический сепсис.

· Принципы лечения гнойной инфекции у детей по С.Я. Долецкому.

Схема лечения: воздействие на макроорганизм, воздействие на микроорганизм, местное лечение. Иммунотерапия.

· Острый гематогенный остеомиелит и хронический остеомиелит. Атипичные формы течения остеомиелита. Осложнения острого гематогенного остеомиелита.

· Современные методы детоксикации: гемосорбция, ксеносорбция, плазмоферез, УФО крови, энтеросорбция. Показания, техника проведения. Профилактика осложнений.

· Анаэробная инфекция у детей. Клиника, диагностика, лечение.

5. Методы обучения и преподавания:

· Участие на утренних врачебных конференциях, обходах;

· Обсуждение темы - работа в малых группах, дискуссия;

· Курация тематических больных - работа в парах;

· Участвование при проведении рентгенологических, эндоскопических и УЗИ исследований;

· Ассистирование в хирургических операциях;

· Тестирование, решение ситуационных задач

6. Литература:

Основная:

  1. Ю.Ф.Исаков «Хирургические заболевания детского возраста» // М.2002
  2. Г.А.Баиров «Срочная хирургия детей»//Л.1997г.
  3. Г.А.Баиров, Ю.Я.Дорошевскмй, Т.К.Немилова «Атлас операции у новорожденных»//Л.Медицина,1983г.
  4. А.И.Ленюшкин. Руководство по детской поликлинической хирургии. 1986

Дополнительная:

  1. Ю.Ф.Исаков, Э.А.Степанов, Т.В.Красовская «Абдоминальная хирургия у детей» // М.Медицина 1988г.
  2. Исаков Ю.Ф., Белобородова Н.В. «Сепсис у детей» // М.2001
  3. Р.Г.Кузина «Рана и раневая инфекция» // 1993
  4. А.И.Ленюшкин «Руководство по детской поликлинической хирургии// Ленинград, 1986г.
  5. О.Б.Милонов, К.Д.Тоскин, В.В.Жабровский «Послеоперационные осложнения и опасности в абдоминальной хирургии» // М.Медицина, 1990г.
  6. Г.А.Пугачев, К.С.Ормантаев «Хронические нагноительные заболевания легких у детей» // Алматы 1973
  7. А.Г.Пугачев, Е.И.Финкельсон «Закрытые повреждения органов брюшной полости у детей» // М.Медицина, 1981г.
  8. М.Р.Рокицкий «Хирургические заболевания легких у детей» // Москва, 1988
  9. Федоров И.В. «Эндоскопическая хирургия», 2001

 

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи)

Вопросы:

  1. Этиология и патогенез гнойно- воспалительного процесса.

2. Особенности течения гнойно-воспалительных заболеваний у детей раннего возраста.

  1. Роль иммунной системы в возникновении болезни.
  2. Основные клинические проявления при гнойных заболеваниях.
  3. Течение, осложнения и прогноз при гнойно - хирургических заболеваниях.
  4. Интерпретация лабораторных данных при гнойно- воспалительных заболеваниях.
  5. Сроки и способы оперативного вмешательства при гнойных заболеваниях.
  6. Принципы современной иммунотерапии при гнойно- воспалительных заболеваний.

Тестовые задания, ситуационные задачи в блоке контрольно – измерительные средства.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)

 

 

Дисциплина: Хирургические болезни

блок №6 «Детская хирургия»

 

 

Специальность: Общая медицина

 

Курс: 4

 

Составители: ППС кафедры

 

Формы выполнения СРС:







Date: 2016-07-18; view: 2016; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.066 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию