Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие об акселерации, децелерации, стагнации. Социально гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития.





Акселерация – ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предыдущим поколением.

Причины:

5. Физико- химические

· Гелеозенная- интенсивная инсоляция

· Редковолновая-электромагнитная излучения от радиостанций активируют соматотропную функцию гипофиза-усиление ростовых процессов;

· Космическая радиация;

· Повторная концентрация CO2,связанная с ростом продовольствия

6. Влияние отдельных факторов и событий жизни.

· Алиментарного потребление большого количества белков, жиров животного происхождения

· Нутритивного

· Повторной инфляции

7. Генетическая

· Циклических, биологических изменений

·

8. Теория комплекса факторов условий жизни

· Урбаническая- факторы урбанизации воздействий ЦНС; активируют её соматотропную функцию

· Комплекс социально- биологических факторов

 

Причина акселерации- не унитарна. Только сложное взаимодействие биологических и социальных факторов может вызвать это явление.

Проявление акселерации:

1. Удвоение массы тела в 4-5 мес. (реже в 5-6 мес.)

2. Перекрест окружности головы и груди-3 мес. (2 положение)

3. Повышенной

3.Генетическая 1.циклических биологических изменений 2.

4.теории комплекса факторов условий жизни: 1. Урбанические- факторы урбанизации воздействий ЦНС; активируют её сонато-тропную функцию; 2. Комплекс социально-биологических факторов;

Причина акселерации- не унитарна. Только сложное взаимодействие биологических и социальных факторов может вызвать это явление.

Проявление акселеряции:

1. Удвоение массы тела в 4-5 мес. (реже 5-6 мес.)

2. Перекрест окружности головы и груди – 3 мес. (2 положение)

3. Смена молочных зубов- в 5-6 лет (реже в 6-7 лет)

4. Сроки полового созревания: время появления месячных-раньше, ускоренное развития вторичных половых признаков)

5. Ускорение окостенения скелета- 16-17 лет девушки и 18-19 лет юноши (реже 20-22 и 22-25 соответственно)

6. Более высокие показатели физического развития (рост больше, не больше)

7.

 

Децелерация -прекращение акселерации роста и развития подростающего покаления- замедление генетического развития и физиологического созревания детей и подростков

 

Стагнация- отставание в развитии

 

Социально- гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития.

 

 

В соответствии с этой биологической периодизацией в он­тогенезе (индивидуальное развитие человека) было выделено 7 периодов созревания. Возрастные периоды чаще меняются в первые годы жизни.

 

Период новорожденности продолжается всего 10 дней, по­скольку свойственный ему тип физиологических реакций от­мечается в течение очень короткого времени. Однако чем старше ребенок, тем больший отрезок жизни можно объединить в возрастной период. Так, подростковый возраст у мальчиков длится с 13 до 16, а у девочек — с 12 до 15 лет. Такое деление построено на чисто биологическом принципе: этот период охватывает время от начала полового созревания до момента, когда молодой организм обретает способность к эффективной репродуктивной функции и называется также переходным — пубертатным. Следует обратить внимание и на то, что временные границы юношеского возраста (17 лет — 21 год) также дифференцируются в зависимости от пола. Девочки и девушки на год раньше вступают в эти периоды развития и раньше их завершают.

 

После периода новорожденности наступает грудной возраст, который длится до 1 года. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, и происходит очень ин­тенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и ин­теллектуальное развитие ребенка. Максимальный в постнатальном этапе темп физического развития приходится на 2—4-й месяцы жизни. Такой темп роста обеспечивается высоким уров­нем обмена веществ с преобладанием анаболических процес­сов. Для того чтобы обеспечить такую потребность, ребенок нуждается в значительно большем количестве пищи на 1 кг массы тела. В то же время в функциональном отношении орга­ны пищеварения еще недостаточно зрелы. Совершенствуются моторные функции — от полной двигательной беспомощнос­ти новорожденного до самостоятельной ходьбы и манипуля­ций с игрушками к годовалому возрасту.

Грудной ребенок после 2—3 мес теряет пассивный иммуни­тет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а сформи­рование собственных систем иммунитета происходит сравнитель­но медленно, и в результате этого заболеваемость детей груд­ного возраста оказывается довольно высокой. При постоянном контакте грудного ребенка со взрослыми в виде словесного об­щения происходит его нервно-психическое развитие.


Преддошкольный (старший ясельный) период. Этот период характеризуется некоторым снижением темпов физического развития детей, большей степенью зрелости основных физио­логических систем. Мышечная масса ребенка интенсивно уве­личивается. К концу второго года завершается прорезывание молочных зубов. Идет интенсивное сформирование лимфоидной ткани носоглотки (миндалины, аденоиды) с часто возникаю­щей их гиперплазией. Развивается типичный морфологический тип со свойственной ему картиной пропорций тела, цилиндрическими туловищем и конечностями, округлыми очертани­ями лица и неглубоким его рельеофом. Двигательные возмож­ности расширяются крайне стремительно — от ходьбы до бега, лазания и прыжков. Двигательная активность огромна, а кон­троль за активностью, адекватностью движений и поступков еще минимальный, поэтому резко возрастает опасность трав­матизма.

 

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этот период дети посе­щают детский сад. Характерно первое физиологическое вытя­жение, нарастание массы тела несколько замедляется, отчет­ливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных зубов. В этот период идет диофференцировка стро­ения различных внутренних органов. Иммунная защита уже достигает зрелости. В этот период интенсивно развивается интел­лект, значительно усложняется трудовая деятельность. К 5 го­дам дети уже свободно говорят на родном языке, правильно употребляя склонение и спряжение. Значительно улучшается память. Дети уже могут некоторое время сосредоточивать вни­мание на одном предмете, одном занятии. В конце дошколь­ного периода дети становятся способными к восприятию сис­тематических знаний при обучении в школе. Игры приобрета­ют абстрактный характер.

 

В младшем школьном возрасте (7—11 лет) происходит заме­на молочных зубов на постоянные, наблюдается четкий поло­вой диморфизм физического развития. Имеются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию полоспецифического телосложения. Быс­тро развиваются сложнейшие координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо. К 9—10 го­дам почти заканчивается увеличение массы мозга, достигаю­щей к этому времени в среднем 1300 г. В этот период кора головного мозга начинает все больше доминировать над под­корковой областью с ее вегетативными центрами..

 

Старший школьный возраст (с 12 до 17—18 лет) иногда называют отрочеством. Он характеризуется резким изменени­ем функции эндокринных желез. Это период бурного полового созревания у девочек и его начало у юношей. Происходит пре-пубертатный ростовой скачок со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, харак­терных для пола. Это самый трудный период психологическо­го развития, формирования воли, сознательности, нравствен­ности. Нередко это достаточно драматический пересмотр всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, к родите­лям, сверстникам и обществу в целом. Здесь и крайние сужде­ния, и крайние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам.


 

 


 

144. Оценка физического развития комплексным методом

 

Однако методы оценки физического развития детей, учитывающие лишь морфологические показатели без оценки уровня достигнутого разви­тия, являются неполными для характеристики растущего организма. В связи с этим появилась необходимость выделить морфофункциональные показатели, имеющие отчетливые, генетически детермннированые изме­нения в процессе роста и развития, при сравнительно небольшой вариа­бельности у отдельных индивидуумов, мало зависящие от уровня трени­рованности и определяемые быстрыми, малотрудоемкими методами, что позволило бы характеризовать уровень достигнутого ребенком развития при массовых медицинских обследованиях.

С этой целью был разработан метод оценки физического развития по комплексной схеме, позволяющий определить уровень биологического развития (биологический возраст) и морфофункциональное состояние организма.

Оценку физического развития осуществляют в 2 этапа.

I этап. Определяют возраст обследуемого в годах, месяцах и днях на день обследования. Затем устанавливают уровень биологического разви­тия по показателям длины тела (стоя), прибавки длины тела за последний гол. количеству постоянных зубов, изменению пропорций тела, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой мен­струации у девочек. В таблицах приложения 3.2.4. представлены средние показатели биологического развития детей 4-15 лет.

 

Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него. При этом следует учитывать изменение информативности показателей в зависимос­ти от возраста обследуемого. В дошкольном возрасте ведущими показате­лями будут длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, изменение пропорций телосложения (филиппинский тест, отношение окружности головы к длине тела); в среднем школьном возрасте - длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, степень развития вторичных половых признаков; в старшем школьном возрасте - прибавка длины тела, степень выраженности вторичных половых признаков.

II этап. Определяют морфофункциональное состояние организма по показателям массы тела, окружности грудной клетки (в паузе), мышечной силе правой и левой рук, жизненной емкости легких. В качестве дополни­тельного критерия для дифференциации превышения массы тела и окруж­ности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры, используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии - для оценки массы тела и окруж­ности грудной клетки (приложение.) и центильные шкалы - для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук (приложение) и таблицы толщи­ны кожно-жировых складок (приложение)


Вначале учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы тела и окруж­ности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Сте­пень повышения или снижения фактического показателя выражают в ве­личине сигмального отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии.

Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оценивают­ся сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы (Приложение.). Средними считаются показатели,

находящиеся в диапазоне от Р25 до Р75, ниже средних - показатели, чье значение ниже Р23, выше среднего - выше Р75.

Морфофункциональное состояние может определяться как гармо­ничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.

 


145. Гигиенические требования к выбору и планировке земельного участка школы.

 

При выборе проекта школы необходимо учитывать основ­ные гигиенические принципы экспертизы проекта:

• обеспечение благоприятных условий для проведения учеб­ного процесса. Школьное здание должно иметь полный набор основных помещений (классные комнаты, кабине­ты, мастерские), строго отвечающих гигиеническим требованиям по своим размерам, оборудованию и его разме­щению. В школе должны быть созданы необходимые усло­вия для обучения и воспитания детей 6-летнего возраста. Помещения для детей 6-летнего возраста должны распо­лагаться в отдельном блоке (секции), иметь полный на­бор и достаточные размеры, соответствующее возрасту и назначению оборудование. Наилучшие условия с точки зрения гигиенических и педагогических требований обес­печиваются при блочной или секционной композициях, которые позволяют выделить блоки для детей разных воз­растов, общешкольные помещения, мастерские и т.д.;

• обеспечение условий для всестороннего физического воспитания. Должен предусматриваться полный набор спортивных площадок достаточных размеров с соответ­ствующим оснащением, позволяющий осуществлять фи­зическое воспитание в учебное и вне учебное время; число спортивных залов определяется вместимостью школы;

• соблюдение условий для организации питания учащихся. Наличие достаточного набора помещений, соответствие их размеров и оборудования нормативным требованиям;

• создание благоприятных условий для отдыха детей. На­личие площадок для отдыха детей различных возрастных групп, рекреационных помещений в здании, специаль­ных помещений для групп продленного дня. Для прове­дения культурно-массовой работы должны предусматри­ваться актовый зал-киноаудитория и другие помещения достаточной площади;

• обеспечение полноценного естественного и искусствен­ного освещения. Оно достигается правильной ориентацией здания по сторонам света, расположением здания с уче­том возможного затемнения другими зданиями, достаточ­ной высотой светового проема и его размерами, правиль­ным выбором вида освещения, размещением световых то­чек в помещении, мощностью и количеством ламп;

• создание оптимального воздушно-теплового режима за счет правильного выбора системы вентиляции и отопле­ния с учетом климатических условий и характера деятель­ности в помещении;

• обеспечение достаточным количеством доброкачествен­ной воды для приготовления пищи, питья, поддержания должного санитарного состояния помещений и приви­тия учащимся гигиенических навыков, а также органи­зация эффективной системы удаления нечистот.

 


146. Гигиенические требования к школьным зданиям и их внутренней планировке.

Запрещается размещать учебные помещения в подвальных и цокольных этажах здания. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные румбы могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещения кухни. Ориентация кабинета информатики и вычислительной техники производит­ся на север, северо-восток.

Этажность здания не более 3, а для крупных и крупнейших городов — 4 этажей (кроме сейсмических районов). При раз­мещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроен­ных 4—5-этажных зданиях 4-й и 5-й этажи необходимо отво­дить под редко посещаемые учащимися кабинеты.

Гардеробы в школах должны быть размещены на 1-м эта­же, иметь оборудование ячеек для каждого класса. Гардеробы должны быть оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви. Категорически запрещается устраивать гардеробы в учеб­ных помещениях и рекреациях.

Состав помещений должен быть таким, чтобы имелись ус­ловия для изучения обязательных учебных дисциплин, а так­же дополнительных предметов по выбору учащихся в соответ­ствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения 1—2—3 предметов.

Учащиеся I ступени должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдель­ный блок.

Обучение учащихся II—III ступени осуществляется по класс­но-кабинетной системе. Она обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе-кабинете, в который долж­ны транспортироваться учебные пособия и ТСО. Число клас­сов-кабинетов для основных дисциплин зависит от числа стар­ших классов.

Учебные кабинеты и лаборатории размещаются в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.

Целесообразно создавать специализированные секции, объе­диняющие кабинеты для дисциплин естественно-математичес­кого и гуманитарного циклов. Для создания наилучших усло­вий для учебной и внеучебной деятельности школьников II— III ступеней количество кабинетов и лабораторий в секции не должно быть более 6. Наиболее благоприятным является сле­дующее сочетание предметов: химия — биология, математи­ка — черчение, черчение — рисование, история — география, литература — иностранный язык.

В школьном здании размещаются также учебные мастерские, спортивный и актовый залы, библиотека, рекреационные поме­щения (предпочтительно зального типа), столовая, медицинский пункт, санитарные узлы, административно-хозяйственные поме­щения.

 

 

Учебные помещения должны включать:

• рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся);

• рабочую зону учителя;

• дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО;

• зону для индивидуальных занятий учеников и возмож­ной активной деятельности.


 







Date: 2016-07-18; view: 2768; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию