Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В-четвертых, ничто другое, кроме пения не способно развить относительный звуковысотный слух, являющийся фундаментом музыкальности.По мнению Кодаи, обучать детей на инструменте следует лишь тогда, когда они научатся читать ноты. Это идеи были осуществлены после 1945 года: инструментальному обучению предшествует теперь подготовительный год, на протяжении которого дети познают основы чтения нот и, обучаясь пению, развивают музыкальный слух и чувство ритма.
25. Проблемы, связанные с обучением музыканта-профессионала, были затронуты Кодаи в его выступлении в Будапештской высшей школе в 1946 году. По его мнению: 1) виртуозная игра пальцев не должна отодвигать на задний план духовную сторону дела; у хорошего музыканта слух должен играть первенствующую роль; 2) надо уметь читать ноты и без инструмента; исполнитель должен понимать то, что играет. Эти мысли он обстоятельно развил в 1953 году в своем выступлении в Будапештской высшей школе (на празднестве по случаю окончания учебного года). При этом привлек внимание к некоторым положениям Роберта Шумана в его работе “Жизненные правила для музыкантов”, и особенно к вопросу, какими качествами должен обладать хороший музыкант. В позднее опубликованной речи под заголовком “Кто является хорошим музыкантом?” он снова подчеркивал, как важно знать старинные ключи и уметь в них петь, сколь необходимо совершенствовать свой музыкальный вкус и сколь полезно ежедневно играть фуги Баха. Фуги эти следует исполнять не только в оригинальной тональности, но и транспонировать их. Важнейшее требование к молодым музыкантам, и особенно к инструменталистам, – петь в хоре. Наиболее целесообразно петь средние голоса. Надо разбираться и в других искусствах, например в художественной литературе. Зрительно воспринятая нотная запись должна в сознании тотчас же превращаться в звучание, а акустический звук – в нотную запись. Только так сможет сократиться число “глухонемых музыкантов”. В центр музицирования поставлена инструментальная музыка, кантабильный стиль, характерный для стран с романскими языками. Подводя итог, можно сказать: Кодаи убежден, что хороший музыкант должен обладть развитым слухом, высоким интеллектом и чувствами. Все эти элементы должны находиться в равновесии, ни один из них не должен доминировать. Кодаи постоянно рассматривает народную песню как родной музыкальный язык ребенка. Как и родным словесным языком, им ребенку надо овладеть в самом раннем возрасте. Следовательно, если речь идет о венгерском ребенке, нужно стремиться к тому, чтобы основные методологические принципы музыкального обучения опирались на особенности венгерской народной песни. Метод обучения не должен вступать в противоречие с учебным материалом; напротив, он, метод этот, должен способствовать более глубокому его пониманию. Овладение ритмическими знаниями начинается с шагов и ходьбы, чтобы дать таким путем ребенку возможность ощутить равномерность тактовых долей. Это ведет к знакомству с четвертями и восьмыми. Выученные по слуху песни, равномерные хлопки и ходьба или же хлопки и ходьба в ритме выученной песни, пение с текстом – вот первые шаги на пути знакомства с музыкой. Встречающиеся в песнях короткие ритмические мотивы в размере 2/4 дети в возрасте от 3 до 5 лет после показа учителем прохлопывают с легкостью. Одно из заслуживающих внимания преимуществ метода Кодаи заключается в том, что он этот исходит из понимания непреложной необходимости осознанно ориентировать музыкальное обучение на психологические особенности того или другого возраста, а также – и на этом делается особый упор – из понимания того, сколь важно начинать музыкальное воспитание возможно раньше. Занятия музыкой, начинаемые в игровой форме, с каждым годом становятся более серьезными и постепенно приобретают для учеников все большее и большее значение. Музыкальное обучение всегда должно опираться на реально звучащую музыку, на песни, которые поются, на индивидуальные переживания и активное музицирование. Если вести ребенка по этому пути, изучаемые произведения перестают быть только учебным материалом, а занятия превращаются во встречу с искусством. Деятельность Каталин Ф. Форраи, близкой сотрудницы Зольтана Кодаи, способствовала созданию благоприятной почвы для музыкального воспитания в детских садах страны. Для того чтобы учебный материал, в основу которого положены венгерские народные песни, игры и поговорки, сделать еще богаче, Кодаи издает сборник “ Песни для маленьких людей” (“Kis emberek dalai”). Тексты к сборнику были написаны поэтами, сумевшими глубоко проникнуть в детскую речь и выразить в поэтической форме мир детских чувств. Мелодии были созданы Кодаи; многие из них мы находим в “ ЗЗЗ упражнениях в чтении с листа” (“ЗЗЗ olvasogyakorlat”). Как эти, так и ряд других песен проникнуты одним и тем же духом; все они обладают чем-то общим, а именно: мелодически и ритмически полностью соответствуют особенностям детского восприятия и образуют солидную основу для изучения детьми родного венгерского музыкального языка. Именно пение должно обеспечить ведущую роль внутреннего слуха в музыкальной деятельности и в процессе инструментального обучения через сольфеджио, а наличие общедоступного, бесплатного инструмента поможет включить всех детей в активную музыкальную жизнь, а только это может привести к развитию музыкальной культуры. 26. В начале 50-х годов по планам Зольтана Кодаи возникла школа нового типа – общеобразовательная школа с расширенным обучением музыке. В этой школе в течение восьми лет дети ежедневно получают уроки пения и музыки. Цель школ — придать музыке такое же значение, как и другим общеобразовательным предметам. Дети должны как можно раньше научиться читать и записывать музыку. Вместе с развитием музыкальных способностей должна возрасти и восприимчивость детей к другим общеобразовательным предметам. Эти школы призваны воспитывать как музыкально образованную публику, так и будущих музыкантов-профессионалов. В школах такого типа ученик первого класса приобретает музыкальные знания не на двух еженедельных 30-минутных уроках пения, а на ежедневных занятиях, которые длятся 45 минут. Благодаря этому к концу первого школьного года дети сольмизируют по релятивной системе, свободно читают ноты, а также знают скрипичный ключ и абсолютные названия звуков. Они изучают и поют по памяти примерно восемьдесят народных песен с текстами, с легкостью читают с листа мелодии и записывают их в виде диктанта. Их ритмическое и мелодическое восприятие развивают различными способами. При этом известную роль имеет прохлопывание мелодий, ритмов и остинато, а также двухголосное пение. В 1941 году в предисловии к своему труду “ Петь чисто!” (“Enekeljunk tiztan”) Зольтан Кодаи писал, что двухголосное пение используется в музыкальном обучении слишком поздно. Мы стремимся рано включать двухголосное или вообще многоголосное пение в учебную программу, и это отличает наше преподавание от других музыкально-педагогических систем. Двухголосное пение вводится при помощи ручных знаков. Но и до этого, когда поют две группы, мы воспитываем ощущение двухголосия, обращаясь к вопросам-ответам или к приему “эхо”. Полифоническое и гомофонное двухголосие включаются в учебную программу почти одновременно. Сначала учитель поет одну мелодию, а класс – другую. Затем класс разделяется на две группы. Наконец, достигается главная цель – двухголосно поют два ученика. Двухголосные упражнения на первых порах ограничиваются исполнением двумя голосами только лишь двух ритмов; следующая ступень – одновременное пение двух мелодий. На школьных уроках пения дети приобретают музыкальные знания сначала на материале родной народной музыки, позже – на народной музыке других народов и на художественной музыкальной литературе. Кодаи часто называл музыку пищей человека, а пентатонику – материнским молоком, которое должно быть первой пищей каждого венгерского ребенка. После усвоения родного языка легко установить связь с западной мажоро-минорной системой; если же вести детей в противоположном направлении, пентатоника воспринимается ими как нечто чуждое и экзотическое. Так это и было до 30-40-х годов. Это изменение очередности в изучении музыкального языка – одно из решающих достижений метода Кодаи. Чтобы освоиться с пентатоникой, он не только обратилсяк венгерской народной песне. Кодаи сам написал упражнения в этом звукоряде – “ЗЗЗ упражнения в чтении с листа” (“ЗЗЗ olvasogyakorlat”) – и собрал в четырех тетрадях подходящий для упражнений народный музыкальный материал. В этой же серии появились (кроме “100 маленьких маршей”, помещенных во II тетради) пентатонические народные песни – марийские, чувашские и чеченские, родственные венгерским. Согласно принципам Кодаи, учебный материал, должен подбираться по возможности более разнообразно. Кроме элементов нотной записи и чтения нот, метод Кодаи предусматривает овладение и другими многосторонними сведениями из области музыки, благодаря которым учащимся становится значительно понятнее интерпретация или импровизация. Импровизация в звучащей форме или в виде записи проводится по возможности с самого начала музыкальных занятий. Запись нот и музыкальный диктант, как и чтение нот, представляют собой важную составную часть методики Кодаи и отражают во время всего школьного обучения уровень развития учеников. Кодаи считает чрезвычайно важным, изучение игры на каком-нибудь инструменте, по возможности на струнном или духовом.
|