Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бела Барток и его Школа.





Роль Бартока в истории детской фортепианной музыки исключительно велика. В 19 веке история детской фортепианной музыки связывалась с именами Чайковского, Шумана – именно они протянули мост между инструктивно полезными пьесами и современной музыкой. Появление в 1912 году Школы Бела Бартока и Шандора Решовски это первое обращение крупного композитора и педагога 20 века ведущее к постижению нового музыкального языка.

Ш. Решовски был составлен план школы, после чего часть упражнений и пьес написал Барток, а часть Решовски. В ней нет классики, нет привычных учебного типа пьес. Однако переиздана школа была только в 1954 году, так как успеха у педагогов, даже в Венгрии, не имела. Традиционность школы проявилась в приоритете фортепиано-технического начала, в резком разграничении технической и художественной работы над пьесой – изучение пьесы, например, только технически, а потом со звуковыми градациями, в методике объяснения нотной грамоты. Но при всех этих отрицательных моментах Школа носит новаторский характер, потому что сразу вводит ребенка в мир народной и современной музыки.

Избрав форму лозунгов, адресованных педагогу, Бартоком сформулирован ряд принципов этого учебного пособия.

Первый – остерегайтесь вдалбливать в сознание ученика музыкальные стандарты, развивайте чувство времени, но делайте это бережно, опасаясь притупить свежесть восприятия монотонной квадратностью. Именно поэтому Этюды Черни, Дювернуа, Лемуана помещены только в конце школы, когда предполагается, что вкус ученика и слух воспитаны на оригинальном, характерном, чуждом рутине музыкальном языке. Прежде всего, Барток пользуется характерными музыкальными средствами – отказом от квадратности, ассиметричной структурой пьес, обращением к различным ладам, к тонким ритмическим оборотам, полиритмам. Интересен прием ладогармонического перекрашивания неизменной мелодии или внесение нового ладового ньюанса в мелодию. Прием слухового сопоставления дает возможность привлечь внимание ученика к гармоническому аккомпанементу, к тональностям и фактурным краскам и заложить основы горизонтального слуха.

Второй принцип – полифония. Длительный первоначальный период работы над двухголосными пьесами, ничем не затемненными, ни аккордами, ни педалью. Полифоническое и линеарное начало доминируют над другими видами изложения. Авторы не задерживаются на игре в октавный унисон, сразу переходят к элементам, воспитывающим независимость рук.

Третий принцип - огромное внимание артикуляции, тогда как составители других школ уделяют внимание в основном ньюансировке.

Четвертый – основой фортепиано-технических навыков считают пальцевой и кистевой удары.

Спустя 13 лет после выхода в свет Школы в 1939 году, Барток снова обращается к созданию руководства для обучения детей и издает Микрокосмос. Сборник состоит из 153 пьес, но собственно Школой сам Барток считал только первые 60. Микрокосмос – своего рода

 

23.

концентрация композиторского искусства Бартока. Мир, предельно сжатый в малом. В предисловии автор кратко излагает свои принципы и задачи.

Первые три тетради, по его мнению, без привлечения какого-либо другого музыкального материала надо изучать в течение двух первых лет работы.

Всякое инструментальное обучение должно опираться на пение – принцип, получивший такое распространение у Кодаи. Поэтому Бартоком помещаются в школе разнообразные номера для пения с аккомпанементом. К каждой тетради приложены упражнения, которые служат подготовкой для исполнения технических задач. Причем не рекомендуется разучивать их непосредственно перед пьесой, а чуть раньше.

Для того, чтоб сосредоточит внимание ученика на художественной задаче Барток считает необходимым освободить его от технических трудностей, не рекомендует играть все подряд, а выбирать пьесы совместно, ученику с педагом. Занятиям транскрипцией и перекрашиванию тембра путем октавных удвоений и изменению фактуры аккомпанемента уделяется много внимания. Некоторые номера советует даже играть на чембало.

Двум композиторам Барток отдает дань особого уважения – это Бах и Шуман, зашифровывая их имена инициалами в двух пьесах. Приемы классической полифонии отражены и в названиях многих пьес – Зеркальное отражение, имитация и контрапункт и т.д. Идея баховской полифонии призвана стимулировать музыкально-сочинительскую изобретательность ученика.

Пьесы Бартока это своеобразные модели, в которых демонстрируются приемы композиторской техники. Именно поэтому идеи Шумана призваны создать характерные образцы композиторской техники на основе видоизменения фортепианной фактуры, а различные звукоряды воссоздают к жизни голоса разных народов – в венгерской народной песне, в пьесах, носящих русский, южнославянский, восточный, индонезийский характер.

Программно-романтической музыки в Школе нет.

Вся работа с учеником строится на позиционном принципе, используя различные пальцевые и технические приемы. Подкладывание первого пальца вводится очень поздно. Лишь начиная с четвертой тетради, разрешается параллельно играть другую музыку, в качестве примера приводятся пьесы из Нотной тетради Анны Магдалены Бах и этюды Черни.

Изолированно от другой музыки, как целостный курс, педагогами не используется.

Высказывается и сегодня много противоречивых мнений об этой Школе – одним не хватает романтических, жанровых и программных пьес, другим кажется, что композитор не учитывает психологию детского музыкального восприятия, другие задаются вопросом, обязательно ли приучать слух ребенка к звуковым резкостям.

Но правильным ли будет воспитание музыкального мышления ребенка только на одном языковом трафарете или только на одних программных пьесах? Здесь очень велика роль учителя, обладает ли он кругозором, темпераментом и знаниями для того чтоб помочь ученику войти в совершенно новый музыкальный мир.

Несомненно одно, Б. Барток своей системой обучения заложил основу и указал путь для создания новых учебных пособий инструментального обучения 20 века.

Именно таким методом оказался новый принцип музыкального воспитания детей предложенный Зольтаном Кодаи.

Основные принципы музыкального воспитания Зольтана Кодаи.

1882-1967 г.

Музыка должна принадлежать всем - эти принципы характеризуют весь жизненный путь венгерского композитора и педагога Зольтана Кодаи.

Личность Кодаи всегда оказывала вдохновляющее воздействие на его соратников и учеников Будапештской музыкальной академии, где он работал. Своей музыкально-педагогической работе он придавал, пожалуй, даже большее значение, чем композиторской деятельности.

Сам Кодаи называет подлинной целью занятий музыкой - умение петь с листа и записывать по слуху мелодию.

В 1929 году в статье “ Детские хоры” он указывает путь, улучшения музыкального воспитания, его содержательности и остроумно спрашивает, кто важнее: учитель музыки в деревне или же директор оперного театра в столице? Директора, если он плох, можно сместить;

 

24.

плохой же учитель может совершить непоправимое - увести поколения людей от встречи с музыкой.

“Мне все более начинает казаться, – признается Кодаи, – что взрослым вряд ли можно помочь. Дурной вкус взрослых вряд ли удастся исправить. В то же время рано развитый хороший вкус трудно испортить”. “Мое внимание направлено на детей - воспитание должно начинаться именно оттуда”.

В течение нескольких десятилетий Кодаи вел борьбу за повышение уровня музыкально-воспитательной работы, чтобы занятиям музыкой были предоставлены общеобразовательные школы.

В двадцатые годы, правящие круги неодобрительно относились к стремлениям Кодаи, считая, что общеобразовательная школа это не музыкальная школа. В ответ на это он выдвинул свой основополагающий принцип: “Музыка нужна для развития человека, это не предмет роскоши, без которого можно обойтись”.

Кодаи утверждал, что предметом изучения должен быть только совершенный по форме и содержанию музыкальный материал.

Именно таким бесценным материалом является народная музыка и только после овладения родным для ребенка языком педагог может обратиться к изучению других музыкальных образцов. Основа народного языка – пение.

По этому пути смогут найти свой путь к музыке не только отдельные избранники, но и широкие народные массы.

В 1937 году Зольтан Кодаи в своей статье “Дать тон” обращается к вопросам конкретной хоровой практики. Основные принципы его состоят в следую­щем:

1. Фортепианный строй темперирован, он не способен содействовать чистоте хорового пения, и не подхо­дит, поэтому ни для того, чтобы дать тон и настроить хор, ни для того, чтобы сопровождать хоровое пение.

2.Ознакомление с мелодиями должно проходить путем их пропевания, а не путем их проигрывания на форте­пиано!

3.Хор при разучивании пьесы не дол­жен опираться на фортепианное сопровождение;

Это означает, что путь от музыкальной негра­мотности к музыкальной грамотности лежит через овла­дение чтением и записью музыки.

В это же время появляется, написанная З. Кодаи, первая тетрадь “Bicinia Hungarica” (“Венгерское двухголосие”), и затем ещё три тетради.

Методические указания в них содержат уже ряд конкретных соображений:

1) о введении и использовании релятивной сольмизации;

Date: 2016-07-18; view: 2283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию