Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наблюдение - метод чувственного познания природы. Роль циклических наблюдений в работе с детьмиСреди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению. Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться в наиболее значимых признаках наблюдаемых явлений, обнаружить взаимосвязи в природе. Отечественный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Каким образом в педагогической практике ДОУ через наблюдения можно осуществить экологический подход в воспитании детей? Наиболее важным являются три момента: наличие природных объектов, определение содержания наблюдений, соответствующая организация наблюдений и поиск оптимальных форм включения в них детей. Рассмотрим данные компоненты более подробно. 1. Наличие природных объектов для наблюдения. С этой целью в дошкольном учреждении необходимо создать развивающую экологическую среду, которая включает в себя: комнату природы, экологические центры, огороды, клумбы, теплицы и т.д. (об этом подробно будет говориться в следующей лекции № 7). 2. Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка д/с складываются, по мнению С.Н.Николаевой, из следующих компонентов: · рассматривание внешних особенностей строения растений и животных; · наблюдение за их проявлениями (способами проявления); · знакомство с компонентами внешней среды; · выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий. Во всех группах ДОУ, начиная с младшего дошкольного возраста, дети знакомятся с небольшим количеством растений, которое имеется в группе и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать и правильно называть, ориентируясь на характерные признаки (форму, размер, окраску листьев, цветов, плодов, стеблей), знакомство с функциями органов. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды. Большие возможности для наблюдений представляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношений человека с животными. 3. Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдение как метод лучше всего проводить в форме циклов наблюдений. Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных краткосрочных (по 5-7 минут) наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка ДОУ. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание и свою цель, не повторяет предыдущие наблюдения, но тесно взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте •• его строении, функционировании, условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ними. В чем преимущества циклических наблюдений: · в циклических наблюдениях осуществляется распределение всего объема знаний на "порции", что обеспечивает более эффективное их усвоение; · каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта, расширить и уточнить имеющиеся представления; · многоразовое (нос разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, на основе чего возникает потребность в новых, и что особенно ценно, самостоятельных наблюдениях; · циклические наблюдения создают прочную чувственную основу знаний, что в дальнейшем обеспечит успех итогового занятия по предмету наблюдения. В качестве примера приведем тематику циклов наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме на протяжении нескольких недель. Наблюдение 1. Кто живет в аквариуме? Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка? Наблюдение 3. Что и как ест рыбка? Наблюдение 4. Что есть у рыбки? Наблюдение 5. Рыбка живая, о ней надо заботиться. Наблюдение 6. Как рыбка плавает? Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает? Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой - это красиво. Основные требования к методике организации и проведения циклов наблюдений: 1) компактное проведение цикла, т.е. одно наблюдение должно 2) необходимо преобладание наглядных знаний над словесными; 3) вопросы к детям должны быть четкими, конкретными; 4) педагог задает вопросы детям оставляя время на их обдумывание; 5) активное участие в наблюдении всех детей; 6) в наблюдении опираться на биологические особенности, ви 7) использовать в наблюдении двигательную активность детей; 8) цикл наблюдений желательно завершить итоговым занятием.
|