Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уход за живыми объектами как метод экологического воспитанияСоздание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию "экологических пространств", их совершенствон;шм< и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых длм жизни всех живых существ. Такая постановка деятельности явля* ся методом экологического воспитания: она приучает детей сие матически думать и реально заботиться о "братьях наших меньших" - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с нами. Совместная организационно-хозяйственная и трудовая деятельность в зеленой зоне ДОУ: выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Формы деятельности дошкольников по уходу за животными и растениями: · - дежурства в уголке природы (старший дошкольный возраст); · выполнение трудовых поручений в уголке природы и на огороде ДОУ; · совместный уход за живыми объектами воспитателя и детей в уголке природы и на участке ДОУ. Дошкольники могут стать непосредственными участниками данной деятельности посредством: · рассказа воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; · наблюдения за деятельностью взрослых; · собственного практического участия детей в природоохранной деятельности. Требования к организации и проведению ухода за живыми объектами в ДОУ: · начинать и заканчивать уход за живыми объектами наблюдением; · в речи ребенка должны преобладать не глаголы, обозначающие практические действия (полить, подрыхлить, покормить), а существительные, непосредственно связанные с уходом (необходимы вода, корм и др.); · процедуру ухода ребенок должен осуществлять самостоятельно (включая подготовительный этап); · необходима тесная связь с семьей. 3. Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называем ч моделирующей деятельностью. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются: календари природы; предметное моделирование различных явлений природы. Календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в ДОУ и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частных наблюдений: 1) календарь наблюдений за сезонными явлениями природы; 2) календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ; 3) календарь наблюдений за птицами. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы - это календарь, отражающий состояние природы (неживой), растительного и животного мира в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится условными знаками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки дети под руководством воспитателя штрихуют клетку с изображением конкретного дня недели и в соответствующем окошке специальным значком обозначают состояние погоды, направление ветра, степень тепла и холода. В конце недели после рассмотрения покрова земли, дерева или куста, животных участка, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе "Живая природа". Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ рассмотрим на примере моделирования роста и развития хомяков. Его можно осуществить на 4-х страницах белой бумаги, каждая из которых соответствует неделе развития животного. Внизу страниц -полоска-карман "неделя" соответствующего цвета. Каждую неделю в полоску-карман вставляется картинка, на которой изображены маленькие животные (их состояние и поведение соответствует возрасту). Календарь наблюдений за птицами. Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Календарь для младших дошкольников заполняется карточками с рисунками птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических "следов" не оставляет. Календарь для старших дошкольников заполняется несколько иначе: верхняя часть карточки •- с рисунком птиц, нижняя •• в соответствующих полосках с символическим обозначением птиц. Кроме моделирования закономерных процессов природы различают предметное моделирование различных явлений природы: · графическое моделирование картины, схемы при создании экологической тропы; · создание глобуса; · картонные модели защитной окраски (маскировочная, отпугивающая, расчленяющая); · модели, с которыми можно совершать детям практические действия (длинные и короткие ноги, модель хищной птицы). Велика роль наглядных пособий в экологическом воспитании дошкольников. В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель использует различные формы наглядности: · демонстрационные учебные картинки и маленькие раздаточные картинки; · слайды, диафильмы; · репродукции; · видеофильмы. Таким образом, моделирование как метод экологического воспитания дошкольников можно использовать в следующих случаях: · как наглядное пособие, когда невозможно реально обследовать конкретное растение или животное; · когда необходимо показать связи, существующие в природе; · когда необходимо продемонстрировать определенную функцию объекта (например, функцию роста); · когда с помощью модели можно показать весь природный процесс во времени (типа, моделей - календарей наблюдений за природой); · когда на примере модели возможно формирование у детей конкретных или обобщенных представлений о растениях (животных, человеке).
|