Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная основа содержания экологических знаний дошкольников





Для определения научной основы экологического воспитания значимым является определение экологии, данное Н.Ф.Реймерс (При­родопользование: Словарь - справочник. - М., 1990. - С. 592). Эко­логия - это биологическая наука, изучающая взаимоотношения орга­низмов со средой обитания и между собой.

Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются вза­имосвязи: отдельно взятого организма со средой обитания (аутэко-логия); популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология); сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).

Учитывая специфику дошкольного возраста, особенности их пси­хического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адек­ватной экологической методики воспитания дошкольников. Критери­ями отбора понятий и экологического фактического материала явля­ются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобла­дают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту требований о природе.

Самым подходящим является раздел аутэкологии - дети окруже­ны конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Итак, пер­вое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики - это понятие "взаимосвязи живого организма со средой обитания". Оно обусловлено тем, что любой живой орга­низм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворе­ны его внутренними ресурсами. Потребности живого организма (жи­вого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кис­лороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.

Следующее важное понятие из раздела аутэкологии - морфунк-циональная приспособленность (адаптация) организма к среде оби­тания - по существу является расшифровкой предыдущего: оно рас­крывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обита­ния, отвечает на вопрос как происходит это взаимосвязь.

Конкретизацией первого понятия является понятие среды обита­ния. Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необходимо для жизни растения или животного (субстрат, вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими предметами, материалами они окружены, какими свойствами они обладают.

Названные понятия выражают первую и главную - экологическую идею: любой живой организм через свои потребности и необходи­мость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфункциональной приспособленности (адаптации) к определен­ным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника. Рассмотрим пример.

Белка -- лесной зверек, сведения о котором дети получают в дошкольном возрасте. Как живое существо, она имеет потребности в пище, воздухе, тепле и т.д., которые может удовлетворить лишь в своей среде обитания - смешанном или хвойном лесу.

Среда обитания белки - это:

· твердый субстрат деревьев с крупными ветками, растущими друг от друга на некотором расстоянии;

· разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев: с ли­ствой, семенами, плодами;

· растения, служащие кормом (орехи, желуди, семена ели, гри­бы и т.д.);

· другие животные леса, среди которых хищники, вр.пн пенки;

· сезонноменяющийся температурный режим.

Белка обладает хорошей морфункциональной приспособленостью, которая позволяет выжить в среде обитания (острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по деревьям; сильные и более длинные, задние ноги, которые дают возможность делать большие прыжки; острые зубы, позволяющие грызть твердую пищу; линька шерсти, позволяет не замерзнуть зи­мой и чувствовать легче летом.

Из второго раздела биоэкологии (демэкология) в настоящее вре­мя, ввиду недостаточности исследований, использовать какие-либо понятия для построения методики экологического воспитания дош­кольников не представляется возможным.

Третий раздел биоэкологии (синэкология) рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошколь­ников. Главные понятия экосистема, цепи питания, взаимодействие человека с природой.

Кроме понятий в построении педагогического процесса могут быть использованы некоторые экологические закономерности или явления закономерного характера, существующие в природе. Мож­но выделить три области закономерных явлений:

а) закономерность морфункциональной приспособленности рас­тений и животных к среде обитания;

б) внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генети­ческом родстве;

в) различные формы приспособительной взаимосвязи живых су­ществ со средой обитания в процессе онтогенетического (индиви­дуального) развития.

Содержание и объем основ экологических знаний для дошкольников

Проведенные исследования в области экологического воспиы ния дошкольников Николаевой С.Н.; Комаровой И.A., kohai Н.Н., Плохий З.П., Петрикевич А.А., Хайдуровой И.А., Шарапоной И.А. и др. свидетельствуют о том, что дошкольникам необходимо дать следующие основы экологических знаний:

1) о неживой природе: солнце, атмосфера, литосфера, гидросфера, изменения в природе в разное время года;

2) о животном мире: разнообразие животных, особенности их строения и развития, питания, влияние окружающей среды на жи­вотных, животные разных экосистем, уход за животными, значение животных в природе;

3) о растительном мире: разнообразие растений, особенности роста и развития, растения разных биоценозов, уход за растениями, основные признаки и значение растений в природе;

4) о человеке как живом существе: строение тела человека, ос­новные функции, системы организма, понятие "здоровый образ жиз­ни", необходимые условия жизнедеятельности человека, место че­ловека в природе;

5) о взаимосвязи объектов и явлений природы между собой и человеком.

По мнению С.Н.Николаевой, в работе по формированию у дош­кольников основ экологических знаний необходимо:

1) показать дошкольникам два мира природы:

· один - саморазвивающийся, независимый от человека и его дея­тельности мир естественной природы: леса, степи, реки, озера и т.д.;

· другой - мир культурной природы, который создан людьми и их трудом: поля, сады, парки, скверы, животноводческие фермы;

2) сформировать у детей понимание, что каждое живое существо (растение, животное) растет, развивается, если для этого есть все необходимые условия (влага, тепло, свет, почва для растений; корм, вода, температурный режим, убежище для животных;

3) показать, что человек пользуется дарами дикой природы: со­бирает грибы, ягоды, отдыхает в лесу, купается в реках, охотится, и только бережное обращение с природой сохраняет ее;

4) продемонстрировать, что в природе все взаимосвязано, нару­шение одного звена ведет к гибели всех остальных;

5) рассказать, как человек забоится о дикой природе: бережет леса от пожаров, насаждает новые, подкармливает диких животных, создает заповедники.

В национальной базисной программе "Пралеска" содержание раздела "Человек и природа", разработанного А.А.Петрикевич, на­правлено на формирование у дошкольников системы знаний о жи­вой и неживой природе.

Группа "Малыши"

I. О многообразии живой природы:

· животные ("Они живут рядом с тобой");

· растения ("Они живут рядом с тобой");

· человек ("О тебе").

II. О многообразии неживой природы:

· учить отличать и называть день и ночь;

· определять состояние погоды и устанавливать простейшие связи между явлениями (идет дождь - на улице лужи и т.д.);

· познакомить детей со свойствами воды, снега, песка, льда и т.д.;

· дать элементарные сведения о временных сезонах года на ос­нове их ярких признаков.

Группа "Почемучки".

I. Человек:

· как ты чувствуешь окружающий мир;

· пятеро помощников;

· как ты двигаешься;

· как ты дышишь;

· как ты питаешься;

· как ты растешь.

II. Животные, растения:

· многообразие живой природы;

· как двигаются животные и растения; как питаются животные и растения;

· как животные и растения растут; как животные и растения "чувствуют";

· у нас в гостях живое существо.

III. Природные сообщества:

· лес (парк) - дом для растений и животных;

· луг - дом для трав и насекомых;

· водоем - дом для животных и растений;

· огород, сад, поле.

IV. Неживая природа:

· погода и сезоны;

· свет, тепло, вода, почва (песок, камни, глина), воздух.

Группа "Фантазеры".

1. Человек:

· как ты чувствуешь окружающий мир;

· пять помощников;

· уникальность каждого человека (физические упражнения и от­дых, здоровая еда, свежий воздух, чистота, внимательное отноше­ние к своему здоровью);

· внутренние органы человека;

· как ты дышишь;

· как ты питаешься;

· как ты растешь.

II. Животные:

· уникальность каждого животного; здоровый организм животного;

· как животное дышит;

· как животное питается;

· как животное растет.

III. Растения:

· • уникальность каждого растения;

· здоровье растения;

· как растение дышит;

· как растение питается.

IV. Размножение живых существ:

· дети людей;

· детеныши животных.

V. Неживая природа:

· свет и тень;

· звуки;

· воздух;

· тепло, огонь;

· почва;

· вода.

VI. Сезоны.

· знания о характерных особенностях каждого сезона;
знания о том, какие изменения происходят в жизни человека в

· разные времена года;

· знания о характере жизнедеятельности животных в разные вре­мена года;

· углубление представлений детей о том, как изменяется вид лесов, полей, рек в разные времена года, а также на протяжении одного сезона;

· знакомство детей через праздники ("Гуканне вясны", "Каляды", "Дзяды", и др.), как их предки оберегали природу, встречая раз­ные времена года.

Date: 2016-07-18; view: 1382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию