Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Создание, реорганизация, ликвидация коммерческих банков





 

Важное место в кредитной и банковской системе занимают
коммерческие банки, которые являются вторым звеном кредитной
системы. Коммерческие банки по сути своей не однородны и под­
разделяются в зависимости от сферы деятельности на специализи­
рованные коммерческие банки или просто специализированные
банки, которые осуществляют одну или две банковские операции
или обслуживают определенную категорию клиентов, и универ­
сальные коммерческие банки, проводящие весь спектр опера­
ций.

В настоящее время наибольшее распространение получили уни­версальные коммерческие банки. В силу своей меньшей рискован­ности (в результате диверсификации риска) эти банки более устой­чивы и надежны, а в силу осуществления большого количества операций — находят больший спрос у клиентов.

Современный коммерческий банк— это самостоятельный хо­зяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, осу­ществляющий на основе полученной от Центрального банка Рос­сийской Федерации лицензии посредническую деятельность по реализации специфических продуктов — кредита, ценных бумаг и валюты и имеющий основную цель (в отличие от центрального банка) — получение прибыли. Таким образом, коммерческие бан­ки проводят кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий и организаций, а также населения. Денежные ресурсы они привлекают в виде вкладов, полученных кредитов, выпуска ценных бумаг.

В зависимости от формы собственности коммерческие банки подразделяются на:

- государственные банки, когда капитал коммерческого банка принадлежит государству. Государственные коммер­ческие банки проводят политику государства в области кредитования хозяйства, влияют на инвестиционные, Пос­реднические и расчетные операции, а через них на эконо­мическое состояние клиентуры. Они обслуживают важ­нейшие отрасли хозяйства, определяющие положение страны в системе международных экономических отноше­ний, кредитование которых недостаточно выгодно частно­му капиталу. В настоящее время такие банки встречаются довольно редко;

- кооперативные (паевые) банки, капитал которых формиру­ется за счет реализации паев. Это, как правило, небольшие по размеру банки и поэтому встречаются в банковской практике довольно редко;

- акционерные банки — самая распространенная форма бан­ков, на данный момент. Собственный капитал таких банков формируется за счет продажи акций. Акционерные ком­мерческие банки подразделяются на открытые акционер­ные общества, когда происходит открытая продажа акций всем желающим, и закрытые акционерные общества, ак­ции которых распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционерная форма собственности прогрессивна, так как дает возмож­ность расширить капитал банка за счет дополнительного привлечения денежных средств, выпуска акций и увеличе­ния собственного капитала;

- муниципальные банки, формируемые за счет муниципаль­ной (городской) собственности или находящиеся в управ­лении города. Основная задача таких банков — обслужива­ние потребностей города в банковских услугах;

- смешанные банки, когда собственный капитал банка объ­единяет разные формы собственности, например акцио­нерные банки с участием государственной собственности;

- совместные банки, или банки с участием иностранного ка­питала, т.е. их уставный капитал принадлежит иностран­ным участникам или филиалам банков других стран.

Основная функция и операция коммерческих банков — выдача кредитов. В зависимости от срока выдаваемых кредитов, они под­разделяются на банки краткосрочного и долгосрочного кредито­вания. Банки долгосрочного кредитования, например ипотечные, выдают кредиты на срок свыше 5 лет, банки краткосрочного кре­дита — на срок до 3 лет, это, как правило, универсальные коммер­ческие банки.

В зависимости от отраслей, которые обслуживают банки, раз­личают промышленные коммерческие банки (обслуживают про­мышленность), торговые банки (обслуживают торговлю), сельско­хозяйственные банки (обслуживают сельское хозяйство).

По территории банки делятся на местные банки (или регио­нальные), федеральные, республиканские и международные бан­ки.

По размеру капитала коммерческие банки могут быть крупные, средние и мелкие. Причем критерии такого деления имеют страновые различия. Как правило, все коммерческие банки имеют фи­лиалы, что позволяет им расширять свою деятельность и охваты­вать все большую территорию для привлечения клиентов. Однако многие банки не имеют филиалов.

Универсальные коммерческие банки — это кровеносная систе­ма экономики, без которой сегодня невозможно функционирова­ние любого предприятия, так как все платежи проходят через ком­мерческие банки, все денежные потоки сосредоточиваются в бан­ках, а банки выступают фактором мобилизации денежного капитала в экономике. В силу важности и значимости их в эконо­мике они не могут обособленно существовать, образовываться сами по себе. Банки, как и любое коммерческое учреждение, не­зависимы, но подотчетны. В условиях возрастающего значения коммерческих банков во всех странах введен контроль за создани­ем и образованием коммерческих банков. В настоящее время для открытия и осуществления деятельности коммерческий банк дол­жен получить разрешение — лицензию на проведение банковских операций у Центрального банка.

Лицензирование банковской деятельности призвано ограничить совершение банковских операций только теми экономическими субъектами, которые получили разрешение на их осуществление от уполномоченного органа.

В настоящее время центральные банки разрабатывают порядок создания коммерческого банка, определяют перечень документов, представляемых в банк для получения лицензии, основные требо­вания к такому банку, прежде всего требование к минимальному размеру первоначального капитала (которые оговариваются в за­коне), финансовому положению учредителей. Особое значение уделяется квалификации и моральной характеристике руководящего состава, так как управлять банком могут только компетент­ные и профессионально подготовленные лица, которые не привле­кались к судебной ответственности и не были замешаны в банк­ротстве.

В России к законам, регулирующим порядок создания и лицен­зирования коммерческих банков, относятся федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обще­ствах», Гражданский кодекс Российской Федерации, а также Инс­трукция Банка России «О порядке применения Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 14 января 2004 г. № 109И.

Согласно этим документам коммерческий банк может быть со­здан на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, с минимальным уставным капиталом 5 млн евро.

Для получения лицензии на проведение банковских операций Центральный банк Российской Федерации требует от учредителей банка представить определенные документы, анализ которых по­может определить потенциальную финансовую устойчивость, кон­курентоспособность будущего банка, целесообразность его функ­ционирования, возможность обеспечить потребности клиентов и работать в рамках существующих законов. К таким документам относятся:

заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществле­ние банковских операций;

учредительный договор;

устав;

протокол собрания учредителей;

свидетельство об уплате государственной пошлины (сбора) за регистрацию кредитной организации;

копия свидетельства о государственной регистрации учре­дителей;

аудиторское заключение о достоверности финансовой от­четности учредителей — юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года;

подтверждения налоговыми органами выполнения учреди­телями обязательств перед бюджетом;

декларации о доходах учредителей — физических лиц;

анкеты кандидатов на должности руководителей исполни­тельных органов и главного бухгалтера;

список учредителей;

бизнес-план;

документы, подтверждающие право собственности одного из учредителей на здание, в котором будет располагаться банк;

документы, уведомляющие Банк России о приобретении более 5% долей (акций) банка одним учредителем или груп­пой связанных между собой учредителей, или предвари­тельное согласие Банка России на приобретение ими более 20% долей (акций) вновь создаваемого банка.

Эти документы в течение 6 месяцев рассматривает Банк России, и при соответствии их установленным требованиям к коммерчес­кому банку выдается лицензия на осуществление банковских опе­раций, где указывается перечень операций, которые данная кре­дитная организация имеет право проводить, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Различают следующие виды лицензий, выдаваемых вновь со­зданному банку:

- лицензия на осуществление банковских операций со сред­ствами в рублях (без права привлечения во вклады денеж­ных средств физических лиц);

- лицензия на осуществление банковских операций со сред­ствами в рублях и иностранной валюте (без права привле­чения во вклады денежных средств). При наличии указан­ной лицензии банк вправе устанавливать корреспондент­ские отношения с неограниченным числом иностранных банков;

- лицензия на привлечение во вклады и размещение драго­ценных металлов. Указанная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление бан­ковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств).

В ходе развития коммерческие банки и кредитные организации постепенно расширяют виды и масштабы своей банковской дея­тельности, и в этом случае коммерческий банк должен получить дополнительные лицензии. В соответствии с Инструкцией Банка России «О порядке применения федеральных законов, регламен­тирующих процедуру регистрации кредитных организаций и ли цензирования банковской деятельности» действующему банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

- лицензия на осуществление банковских операций со сред­ствами в рублях и иностранной валюте (без права привле­чения во вклады денежных средств физических лиц). При этом банк вправе устанавливать корреспондентские отно­шения с любым числом иностранных банков;

- лицензия на привлечение во вклады и размещение драго­ценных металлов. Указанная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осу­ществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств фи­зических лиц в рублях;

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств фи­зических лиц в рублях и иностранной валюте. Данная ли­цензия может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в руб­лях и иностранной валюте или одновременно с ней;

- Генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Банком России требования к размеру капитала.

После получения лицензии коммерческий банк в течение года должен начать свою деятельность, в противном случае Банк России вправе отозвать лицензию. После выдачи лицензии происходит автоматическая регистрация коммерческого банка, т.е. внесение его в реестр действующих юридических лиц.

С развитием экономики постоянно возрастает потребность в совершенствовании банковской системы и увеличении числа ком­мерческих банков. Однако увеличение числа банков соответ­ственно усиливает как ценовую, так и неценовую конкуренцию между ними. Это, с одной стороны, обусловливает дальнейшее раз­витие банков и выступает позитивным элементом, а с другой — приводит к тому, что более слабые банки не могут выдержать сни­жения или повышения цен на свои продукты и проигрывают в конкурентной борьбе. Результатом является реорганизация банков, которая происходит в формах слияния, присоединения, разделе­ния, выделения и преобразования.

 

Слияние — это объединение, как правило добровольное, имуще­ства и деятельности двух или нескольких банков с целью создания нового банка или поглощения этих банков одним из них. При со­здании нового банка остальные перестают существовать и распус­каются. Акции нового банка распределяются пропорционально вкладам банков и их собственников. В руководство нового банка входят руководители сливающихся банков. Капитал нового банка равен сумме активов всех слившихся банков. Слияние осуществля­ется в виде образования банковских холдингов или банковских консорциумов. Эта тенденция связана с необходимостью увеличе­ния собственного капитала в целях расширения своей деятельно­сти, а также увеличения расширяющегося господства не только на национальном, но и на мировом рынке банковских услуг. Это при­водит к слиянию не только национальных банков, но и банков разных стран. Такое объединение приводит к расширению клиен­тов, банковских услуг, рынков сбыта банковских услуг, возможно­стей использования преимуществ, вытекающих из преимуществ крупного банка.

Поглощение — это форма принудительного слияния, приобре­тение одного банка другим. Более крупный, устойчивый и сильный в конкурентной борьбе банк поглощает более слабый. Поглощение происходит, как правило, не на добровольной основе. В результа­те поглощения поглощающий банк остается юридическим лицом, а поглощаемый банк ликвидируется, передав первому все свое имущество, обязательства, долги, а впоследствии и своих клиентов. В результате осуществляется централизация капитала, увеличение активов на сумму активов поглощаемого банка, что приводит к дальнейшему упрочению позиций данного банка. Чаще всего пог­лощение происходит путем скупки акций, выкупа контрольного пакета. Однако такое принудительное поглощение является лишь одной из определяющих тенденций в развитии банковской систе­мы любой страны.

Разновидностью слияния является присоединение, т.е. приобре­тение банком какого-либо кредитного института путем прямой покупки, при этом к нему переходят права и обязанности присо­единенного кредитного учреждения. Присоединение, как правило, осуществляется в условиях развития холдинговой компании, когда банк с помощью выкупа определенного пакета акций (как правило, контрольного) присоединяет банк, страховую, инвестиционную компанию, пенсионные фонды и т.д. Это связано с тем, что банкам во многих странах не разрешено заниматься небанковскими видами деятельности, но в силу того что эта деятельность приносит немалый доход, дает возможности привлечения дополнительных денежных средств, рынков сбыта банковских услуг, банки, стано­вясь акционерами (владельцами) той или иной компании, получа­ют такие возможности. Кроме того, часто при присоединении та­ких компаний их акции аннулируются и обмениваются на акции головного банка. Если посмотреть на структуру банковских хол­дингов западных стран, то можно увидеть, что в них входят прак­тически все виды кредитных институтов, а в некоторых странах и промышленные компании (например, во Франции).

Противоположная присоединению форма — это разделение кре­дитной организации, т.е. появление нескольких кредитных орга­низаций на базе одной. Такая реорганизация встречается довольно редко, в результате появляется несколько самостоятельных юри­дических лиц, обладающих определенной долей капитала в соот­ветствии с разделительным балансом.

В середине XX в. появилось новое направление в развитии бан­ков — выделение из структуры банка определенных отделов. Разви­тие трастовой деятельности в отдельных банках начинает выходить за рамки отдельного вида операций. Преобладающее значение опе­рации, которой уже узки рамки отдела банка, привели к появлению трастовых компаний, которые становятся юридически самостоя­тельным кредитным институтом, но, как правило, остаются тесно связанным с банком и входят в банковский холдинг. Такая ситуа­ция складывается с лизинговыми и факторинговыми компаниями, выделившимися из лизинговых и факторинговых отделов коммер­ческих банков, которые первоначально занимались и лизингом и факторингом, в самостоятельно существующие организации со своим балансом, клиентурой, рынком сбыта.

Преобразование является следующей формой реорганизации банков, представляющей изменение организационно-правовой формы банка. Как уже отмечалось, банки могут быть универсаль­ными и специализированными. Последние годы прослеживается тенденция универсализации банков и банковской системы. Уни­версальные банки менее рискованны в силу диверсификации опе­раций, более устойчивы и более прибыльны. Результатом этого является преобразование некоторых специализированных банков в универсальные банки. Это происходит после получения допол­нительной лицензии на проведение новых банковских операций, изменения названия, выпуска новых акций.

 

В России, как и в других странах, реорганизация коммерческих банков также может быть осуществлена в форме слияния, присо­единения, разделения, выделения и преобразования. При слиянии коммерческих банков права и обязанности каждого из них пере­ходят к вновь возникшей кредитной организации согласно пере­даточному акту. В условиях присоединения одного банка к друго­му к последнему переходят права и обязанности присоединенного банка в соответствии с передаточным актом. При разделении кре­дитной организации ее права и обязанности переходят к вновь возникшей кредитной организации в соответствии с разделитель­ным балансом. В случае выделения из состава кредитной органи­зации одной или нескольких кредитных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованной кредитной организации в соответствии с разделительным балансом. При пре­образовании кредитной организации одного вида в кредитную ор­ганизацию другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшей кредитной организации переходят пра­ва и обязанности реорганизованной кредитной организации в со­ответствии с передаточным актом.

Вопросы реорганизации кредитных организаций в России ре­гулируются прежде всего Гражданским кодексом Российской Фе­дерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятель­ности», Положением ЦБ РФ «О реорганизации кредитных орга­низаций в форме слияния и присоединения» от 4 июня 2003 г. № 230-П, Инструкцией Банка России № 109-И «О порядке при­нятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление бан­ковских операций». В частности, нужно отметить, что реоргани­зация кредитной организации может быть осуществлена по реше­нию учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на это учредительными документами, в отдельных случаях по реше­нию уполномоченных государственных органов или по решению суда.

При осуществлении своей деятельности очень часто банки не выдерживают конкурентной борьбы, в результате чего ухудшается их финансовое состояние, что приводит к банкротству и соответ­ственно ликвидации банка.

В Российской Федерации выделяют следующие факторы, вы­зывающие банкротство кредитной организации: недостаточная величина собственного капитала банка; низкое качество активов банка (при этом критериями качества выступают ликвидность активов, диверсифицированность активов); низкое качество ресурс­ной базы (критериями качества являются зависимость от межбан­ковского кредита, стабильность депозитной базы); несогласован­ность активов и пассивов по срокам и суммам в результате просчетов по управлению ликвидностью; низкий уровень менедж­мента банка, когда не обеспечивается состыковка всех элементов (не используются на высоком уровне активы банка, неграмотность в управлении, мошенничество); плохая репутация банка. Помимо указанных факторов на устойчивость банка большое влияние ока­зывает внешняя среда — экономическая и политическая обстанов­ка в стране, законодательная база, работа Банка России.

Ухудшение финансового состояния вещь неприятная, однако ее можно избежать, во-первых, соблюдая основные требования к деятельности банка, во-вторых, своевременно принимая меры по предупреждению банкротства, например санация (финансовое оз­доровление) банка или его реорганизация. Банк должен сам при­нять решение, какие меры по предупреждению банкротства ис­пользовать на данный момент.

Санация как система государственных и банковских мер по предотвращению банкротства банков, улучшению их финансово­го состояния предполагает проведение ряда мероприятий. В част­ности, широкое участие акционеров и третьих лиц, которое вклю­чает оказание ими безвозмездной помощи, в том числе отсрочка погашения части обязательств; принятие солидарной ответствен­ности перед кредиторами; размещение дополнительных средств акционерами и третьими лицами на счетах кредитной организа­ции; оказание помощи банку в привлечении заемных средств, в том числе путем залога имущества банка; отказ акционеров от по­лучения дивидендов. Совет директоров банка, правление банка в целях оздоровления должны в первую очередь проанализировать расходы и доходы банка и провести соответственно их сокращение или увеличение.

Сокращение расходов может быть осуществлено за счет: сокра­щения численности персонала; уменьшения хозяйственных рас­ходов; отказа от нерентабельных направлений бизнеса; закрытия, продажи убыточных филиалов, представительств; уменьшения процентных расходов.

Дополнительные доходы могут быть получены за счет развития безрисковых комиссионных операций и операций, не требующих больших затрат, за счет доходов от размещения привлеченных ре­сурсов под конкретные рентабельные операции и размещения части ресурсов в высоколиквидные активы. Для выравнивания балан­са может быть проведена реализация имущества банка и других активов, например: продажа активов, не приносящих доход; сдача в аренду имущества; удовлетворение требований кредиторов за счет переуступки активов банка, залоговых ценностей. Помимо перечисленных мероприятий при санации может произойти изме­нение организационной структуры банка (если она не способствует рентабельной работе банка и созданию надежного внутреннего контроля), разработка специального механизма по обеспечению возврата ссуд, могут привлекаться сторонние организации по управлению активами и пассивами.

Банк может использовать и вторую меру по предупреждению банкротства — реорганизацию, которая должна проходить либо в форме слияния с более устойчивой кредитной организацией, либо в форме присоединения. Если проблемный банк не выполняет тре­бования по финансовому оздоровлению или реорганизации, то Комитет банковского надзора Банка России в соответствии с Фе­деральными законами «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)» и «О несостоятельности (банкротстве) кре­дитных организаций», а также Положением о Комитете банков­ского надзора Банка России назначает временную администрацию на срок до шести месяцев. В ее функции входит реализация пол­номочий исполнительных органов, разработка мероприятий по финансовому оздоровлению, контроль за распоряжением имуще­ством организации, установление кредиторов и размеров их тре­бований, мер по взысканию задолженности перед организацией. В случае восстановления устойчивого финансового положения временная администрация отменяется и банк возвращается к те­кущей деятельности. Если оздоровления не происходит, т.е. вре­менная администрация не смогла улучшить положение банка, то Центральный банк Российской Федерации отзывает лицензию на осуществление банковской деятельности. После чего учредители банка должны принять решение о ликвидации банка.

Банки, как и любые коммерческие организации — юридические лица, могут быть ликвидированы по следующим основаниям:

- вследствие признания его несостоятельным (банкротом);

- по решению его учредителей (участников);

- по решению суда.

Требование о ликвидации банка в случае осуществления его деятельности с нарушением закона и иных правовых актов, регу­лирующих банковскую деятельность, может быть предъявлено в суд Центральным банком Российской Федерации. В этом случае инициатива Банка России о ликвидации кредитной организации выглядит как отзыв у банка лицензии на осуществление банков­ских операций.

Основанием для отзыва лицензии на осуществление банковских операций являются: установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия; задержка начала осуществле­ния деятельности более чем на год со дня ее выдачи; установление фактов недостоверности отчетных данных; задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности; осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотрен­ных лицензией Банка России; неисполнение требований федераль­ных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, пре­дусмотренные Законом «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)»; неспособность банка удовлетворить тре­бования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к кре­дитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных фе­деральным законом; неоднократное в течение года виновное не­исполнение содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов банка при наличии денежных средств на счете (вкладе) указанных лиц. После отзыва лицензии банк не вправе заниматься банковской деятельностью, иначе сделки, со­вершенные им после отзыва лицензии, могут быть признаны не­действительными.

Ликвидацию банков осуществляет ликвидационная комиссия, в состав которой входят учредители банка, кредиторы банка, долж­ностные лица исполнительного органа банка. При принудительной ликвидации банка арбитражный суд назначает ликвидатора, кото­рый проводит ликвидацию банка. При объявлении банка банкро­том по решению арбитражного суда его ликвидация осуществля­ется в порядке конкурсного производства конкурсным управляю­щим, назначаемым арбитражным судом.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной с момента аннулирования записи о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организа­ций.

 

Date: 2016-07-18; view: 303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию