Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания





Воспитание должно иметь цели, к которым оно будет стремиться. Сначала устанавливаются общие ориентиры — идеалы воспитания, те своего рода наивысшие вершины, которые должно стремиться покорить воспитание. Идеал — это выработанное веками представление о совершенном человеке. Идеал — недостижимый образец совершенного воспитания, то, к чему стремится воспитание и никогда не достигает.

Определение воспитательного идеала начинается с ответов на острейшие жизненные вопросы: к чему идет общество, какой человек должен соответствовать модели общественного развития, что он должен знать и уметь, носителем какой морали должен быть? Исходя из этого, устанавливается образец воспитанного человека, т. е. объем необходимых и достаточных для человека и общества привитых воспитанием норм.

Поэтому при определении идеалов воспитания опираются на модель идеального современного общества, т. е. общества, обеспечивающего своим членам достойное существование в реалиях XXI в.

В основе разрабатываемых современной педагогикой идеалов воспитания лежат общечеловеческие ценности. В них зафиксировано то, что сложилось как норма в определенный период процесса исторического развития общества и человека.

Общечеловеческие ценности — это ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Основой их в большинстве философских сочинений древности признается добродетель. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, — в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как общечеловеческой ценности. Кроме этой ценности называются ещё такие: верность поставленной цели, способность к состраданию, чувство надежности, безопасности, убежденность, стремление сотрудничать с другими, мужество, упорство в достижении цели, энтузиазм, активное отношение к жизни, справедливость, вера, верность, чувство товарищества, способность прощать, дружелюбие, вежливость, великодушие, готовность прийти на помощь, святость, честность, стремление, инициативность и находчивость, оптимизм, доброта, любовь, преданность в дружбе, послушание, терпение, миролюбие, настойчивость, целеустремленность, способность к раскаянию, умение не падать духом, уважительное отношение к окружающим, чувство ответственности, почтительность, способность к самодисциплине, чувство благодарности, готовность доверять, надежность, бескорыстие, мудрость [12, с.95].

Универсальной ценностью является свобода. В принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году «Всеобщей декларации прав человека» первая статья провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Свобода, равенство, братство провозглашались фундаментальными ценностями и раньше, например, во времена Великой французской революции. Они, а также многие другие основные права и обязанности записаны и в Конституции Республики Беларусь. Овладение этими ценностями должно составлять сердцевину воспитания современных пограничников.

Система воспитания должна соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей. Можно утверждать, что воспитание человека в духе этих ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания.

Отдельно следует сказать о национальных ценностях. Существуют ли чисто национальные ценности, на которые следует ориентировать воспитание? Выводы, к которым склоняется мировая педагогика, отрицательные. Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей во всех странах мира. В современных условиях национальное воспитание, прежде всего, связано с возрождением патриотизма, что неоднократно подчеркивает в своих выступлениях Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Возрождать воспитание нужно с национальных ценностей. Академик Н. Д. Никандров по этому поводу пишет: «Сразу же возникает проблема соотношения национальных ценностей и ценностей общечеловеческих. Если взять реальную жизнь, я с трудом представляю себе, чтобы воспитание сразу же опиралось на общечеловеческие ценности. Жизнь, родина, добро для ребенка начинаются всегда с его ближайшего окружения. Лишь потом начинается постепенное расширение его горизонта. Между прочим, именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличным от него собственной» (статья 29). Поэтому, может быть, не стоит так часто и так бездумно повторять слова об отвлеченных общечеловеческих ценностях, а чаще думать о ценностях национальных?» [7, с. 58].

Меняются времена, иными становятся представления о человеке и о том, что с ним должно сделать воспитание. Меняются ценности, нормы, а с ними и идеалы воспитания.

 







Date: 2016-07-18; view: 2707; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию