Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторический опыт развития процесса воспитания





Понимая под воспитанием не только некоторую деятельность, но и ее результат, мы акцентируем тем самым внимание на важности формирования образа этого результата, выражаемого в виде некоего идеала, конкретизируемого в виде цели.

Процесс целеполагания в воспитании обусловлен целым рядом факторов. Чтобы выделить эти факторы, обратимся к анализу исторического опыта целеполагания в воспитании.

В первобытном обществе, согласно И.П. Подласому, «воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель - вооружать человека опытом выживания, умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни» [8, с. 184]. Специальных образовательных учреждений в то время не было, школы лишь зарождались. Главными методами воспитательной работы в то время было подражание и упражнение. Дети находились рядом с взрослыми и учились на их примере той деятельности, которая была остро необходима для выживания. Поэтому и цель воспитания была одной - научить ребенка выживать через привитие умений охотиться, изготавливать одежду, ловить рыбу и пр. Как только ребенок перенимал эти умения, проходил ряд испытаний на проверку их качества, он сразу становился взрослым - одним из членов общества.

Сложнее обстояли дела в последующие эпохи. В античности происходит классовое размежевание и как следствие - появляются разные цели воспитания для детей из разных социальных классов. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств. Воспитание детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. Разный подход к целеполаганию в воспитании приводил к дифференциации мировоззрения людей.

Во времена средневековья уровень дифференцированности в мировоззрении людей только рос. Новое время требовало новых знаний и новых умений. Стала оформляться система образования: возникали новые школы для различных сословий, специализированные учебные заведения, университеты, академии. Государству нужны были умелые управленцы, мелкие чиновники и боеспособная армия. Идеальный образ того времени - рыцарь. Вследствие чего в детях феодалов и воспитывались добродетели, присущие рыцарям. С развитием эпох становилось виднее неравное положение людей различных сословий.

Как ни странно, но дальнейшее развитие общества лишь подтвердило наметившиеся в средневековье тенденции для воспитания. Определенный пласт человеческого опыта становится универсальным и общеобязательным для совместного полноценного существования человечества. Но возникает и другой пласт ценностей, которые становятся инструментами управления людьми. Так возникают идеология, процессы формирования массового сознания через скрытие знаний одними людьми от других (например, создание системы вооружения), через сознательную дискредитацию ценностей одних людей другими, через пропаганду образа идеального человека с набором определенных качеств и другие.

Истории известны и другие примеры постановки целей в воспитании.

Платон отдавал предпочтение воспитанию в человеке трех начал: ума, воли, чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и выносливости, о необходимости интеллектуальной и моральной чистоты. Я. А. Коменский считал, что воспитание направлено на достижение трех целей: познания себя и окружающего мира, управления собой и стремление к Богу. Идеалом образованного и воспитанного человека у Дж. Локка был «джентльмен, умеющий вести свои дела мудро и предусмотрительно». По мнению Канта «дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого». И. Гербарт целью воспитания считал «всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека» [6, с. 36]. Важность воспитания подчеркивал и К. Д. Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [2, с.60].

Подводя итоги исторического опыта целеполагания в воспитании,

А. А. Радугин [11, с. 41] приводит основные факторы, влияющие на постановку целей в воспитании:

1) потребности общества;

2) уровень развития общества;

3) уровень развития педагогической науки и практики;

4) идеальный образ человека.

Последний фактор наиболее полно отображает постановку конкретных целей в процессе воспитания именно через видение идеального образа. Очень удачно по этому поводу выразился А. А. Радугин: «Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности» [11, с.47]. Но идеалы, как это было сказано, со временем изменяются.

 







Date: 2016-07-18; view: 612; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию