Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основополагающие требования к процессу воспитания





Под воспитанием следует понимать целе­направленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Различают воспитание в широком (общем) и узком (конкретном) смысле.

В широкомсмысле воспитание сравнивается с социа­лизацией личности человека. Поэтому оно может рассматриваться как общественное явление, состоящее в воздействии общества на личность, как процесс и результат усвоения социального опыта и активного его воспроизводства человеком в своей производственной и общественной деятельности, в межличностном общении, в поведении и нравственной оценке своих поступков и поступков других людей. Кстати, даже сам выбор человеком критериев такой оценки также определяется характером его воспитания в широком смысле.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам.

Рассмотрим основные особенности воспитательного процесса. К ним можно отнести следующие его характерные черты:

во-первых, воспитательный процесс отличатся длительностью. По сути, он длится всю жизнь. При этом наиболее глубокий след в сознании человека оставляет школьное воспитание, потому что его нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью.

во-вторых, характерной особенностью воспитательного процесса является его непрерывность. Если процесс воспитания прерывается, осуществляется от случая к случаю, то преподавателю постоянно приходится заново прокладывать “след” в сознании обучаемого, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки и навыки поведения.

в-третьих, воспитание представляет собой сложный комплексный процесс. Комплексность в данном контексте означает необходимость обеспечения единства целей и задач воспитания, единства его содержания, форм и методов осуществления воспитательного процесса.

в-четвертых, воспитательному процессу присущи как вариативность, то есть неоднозначность результатов, так и в значительной мере неопределенность результатов воспитания. Это обстоятельство обусловлено существенными индивидуальными различиями обучаемых, их различным социальным опытом, различным отношением к самому процессу и целям воспитания.

в-пятых, процесс воспитания имеет двусторонний характер. Это означает, что от воспитателя к воспитаннику устанавливается прямая связь, а от воспитанника к воспитателю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, то есть на такой информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее оказывается в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее он может выбрать средства и методы воспитания, организовать воспитательное воздействие.

Основная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных и организационных условий для формирования у человека целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное личностное развитие.

Исходя из выбранных целей, определяются и основные задачи воспитания. Эти задачи представляют собой конкретизацию целей воспитания и могут рассматриваться, с одной стороны, как отдельные подсистемы в общей структуре системы целей воспитания, а с другой стороны, как некоторые промежуточные цели на пути достижения стратегической цели. В качестве основных определяют следующие задачи воспитания:

1) формирование мировоззренческой позиции и философской ориентации личности в вопросах понимания смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

2) привитие человеку творческого отношения к выполнению своих обязанностей, добросовестности и активности в процессе обучения и в дальнейшей практической деятельности;

3) обеспечение усвоения системы общечеловеческих ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры и выработки своего отношения к этим ценностям;

4) раскрытие сущности и значения общечеловеческих норм гуманистической морали (в том числе доброты, милосердия, сочувствия, взаимопонимания, толерантности и др.);

5) привитие осознания интеллектуально-нравственной свободы личности, развитие способности к саморегуляции поведения и деятельности;


6) обеспечение высокой культуры общения и стремления к формированию и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы доброжелательных взаимоотношений.

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания и понимания основных закономерностей воспитания.

Под закономерностями воспитания принято понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в структуре воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в процессе формирования и развития личности. К таким связям относятся следующие основные закономерности:

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы объективными потребностями общества, действующими в нем мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами, идеалами и позициями. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства.

2. Ориентация на развитие личности. При этом характерно, что чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим становится человек в реализации своей культурно-гуманистической функции.

3. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур.

4. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность, а не в ходе воспитательных разговоров, назидательных бесед и наставлений. В то же время нельзя и полностью исключать такие беседы и наставления из арсенала воспитательных воздействий.

5. Чем более разнообразной и продуктивной является значимая для данной личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение этой личностью достижениями общечеловеческой и профессиональной культуры.

6. Эффективное воспитание, развитие и формирование личности происходит при условии, если она проявляет высокую активность в осуществлении организуемой деятельности. Первопричиной же активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым или желаемым уровнем развития, которые он переживает в своих жизненных различных обстоятельствах, и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой.

7. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, когда обучаемый выступает субъектом воспитания. В данном случае речь идет о личностном подходе к воспитательному процессу, который предполагает отношение к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству достижения своих целей.

8. Успешность саморазвития личности в значительной мере зависит от степени индивидуализации воспитательного процесса и характера его творческой направленности. Индивидуально-творческий подход предполагает создание стимулов и условий для самореализации личности, выявления и максимального развития ее творческих возможностей.

Рассмотренные основные закономерности воспитания выступают в качестве основополагающих требований, на основе которых и должен осуществляться процесс воспитания [2, с.126].

В структуре воспитательного процесса можно выделить определенную последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс воспитания с тем, чтобы можно было обеспечить желаемую его эффективность.


Первый этаппроцесса воспитания состоит в осознании воспитанникамитребуемых норм и правил поведения. Без такого осознания формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным.

На втором этапе процесса воспитания происходит фор­мирование убеждений. Под убеждениями понимаются твердые, основанные на определенных нравственных принципах и мировоззренческих позициях, взгляды, которые служат руководством в жизни. Без наличия у воспитанников сформировавшихся убеждений процесс их воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда может достигнуть поставленных целей.

Третий этап процесса воспитания заключается в формировании, развитии и воспитании чувств. Без человеческих эмоций, как утверждали еще древние, нет, и не может быть, человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия и усвоения воспитанниками требуемых норм и правил [1, с. 24].

Четвертый этап воспитательного процесса состоит в организации деятельности. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем вы­ше эффективность воспитания.

Эффективная организация процесса воспитания осуществляется на основе принципов воспитания, при помощи которых возможен учет закономерностей воспитательного про­цесса и обеспечение возможности достижения его целей.

Принципы воспитания представляют собой исходные педагогические положения, выступающие руководящими нормами при организации и осуществлении воспитательной деятельности. В этом отношении принципы – это некоторые общие положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Эти требования заключаются в следующем:

1. Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация, они требуют обязательного и полного воплощения в педагогическую практику.

2. Комплексность – предполагает системное, то есть одновременное, а не поочередное, изолированное применение принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса. Принципы воспитания используются не в какой-то цепочке, а фронтально и все сразу. Нельзя сегодня воспитывать честность, завтра – трудолюбие, послезавтра – чуткое и внимательное отношение к людям.

3. Равнозначность. Принципы как общие фундаменталь­ные положения равнозначны, среди них нет главных и второ­степенных, таких, которые требуют реализации в первую оче­редь и таких, осуществление которых можно отложить на зав­тра. Именно эта равнозначность и обеспечивает системность всей совокупности принципов воспитания.

Организация процесса воспитания осуществляется в соответствии с требованиями таких принципов воспитания:


1) принцип связи воспитания с жизнью. Реализация этого принципа требует постоянной информированности о происходящих событиях в различных сферах общественной жизни и в социально-экономической ситуации, а также применения полученных знаний, умений и навыков на практике;

2) воспитание в коллективе и через коллектив. Этот прин­цип предполагает оптимальное сочетание коллективных, груп­повых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Коллектив дает богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личностного потенциала. Только в коллективе и с его помощью могут воспитываться и развиваться чувства ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, нормы поведения, вырабатываются организаторские навыки. Личность может быть правильно воспитана лишь в коллективе, хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях;

3) субъект-субъектный характер воспитательных взаимоотношений. Этот принцип отражает личностный подход к воспитанию, который предполагает партнерские, равноправные отношения обучающих и обучаемых. Первостепенное значение здесь имеет направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, установки, мотивы деятельности. При­нцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспи­татель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные осо­бенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни;

4) активность, системность и конкретность воспитательных мер;

5) сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;

6) единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий. Этот принцип требует, чтобы все лица, организации, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования;

7) оптимизация воспитательного процесса.

Рассмотренные принципы воспитания являются методологической основой процесса воспитания, одним из источников формирования педагогической позиции, педагогического мышления и мировоззрения, творческого подхода к процессу воспитанию [10, с. 48].

Принципы воспитания постоянно развиваются и совершенствуются как в сторону все более глубокого их раскрытия, так и в направлении поиска новых положений, отвечающих целям и задачам современной педагогической практики и условиям ее осуществления.

 

Содержание процесса воспитания пограничника

Содержание процесса воспитания пограничника обусловлено целями, задачами и интересами процесса и основывается на общечеловеческих ценностях, на сущностной природе человека.

С точки зрения своего содержания воспитание, в зависимости от того или иного аспекта, включает в себя следующие основные направления: интеллектуальное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, патриотическое, экологическое, экономическое и другие. Интеллектуальное воспитание ориентировано на развитие умственных способностей человека, развитие его интереса к познанию окружающего мира и самого себя. Оно предполагает: развитие интеллекта посредством всех психических процессов; формирование культуры учебного и интеллектуального труда; формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

Нравственное воспитание – это целенаправленное и си­стематическое воздействие на сознание, чувства и поведение пограничников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Его основу составляет этика. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии, Коране и других священных книгах мировых религий.

Иными словами, цель этого направления воспитания пограничника состоит в формировании нравственного человека. Основными критериями нравственного человека являются его четкие нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям и общая линия поведения.

В процессе нравственного воспитания широко применя­ются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, по­желания и одобрительный отзыв, положительная оценка нравственных действий и поступков, достоинств человека и другие, а также корректные пожелания по искоренению привычек и недопущению действий, которые не вписываются в нравственные нормы и ценностные требования общечеловеческой морали.

Трудовое и профессиональное воспитание предполагают: формирование у пограничника потребности в труде, развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности;воспитание трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности,специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности будущего пограничника.

Эстетическое воспитание представляет собой процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, стремления к прекрасному в процессе производственной и иной деятельности, в отношениях с людьми.

Физическое воспитание связано с совершенствованием организма пограничника, укреплением его здоровья, развития необходимых физических качеств, привитие навыков здорового образа жизни.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, в том числе рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна.

Гражданское воспитание предполагает формирование у пограничника ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу, стране. Им необходимо прививать чувство личной ответственности за возможные последствия их профессиональных решений и действий. Истинный гражданин Республики Беларусь должен добросовестно выполнять Конституцию Республики Беларусь и её законы, а также свои непосредственные профессиональные обязанности, чувствовать ответственность за судьбу всей планеты и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание будущих пограничников состоит в выработке у них ясного представления об экономических закономерностях развития общества и в воспитании на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственной деятельности. Экономическое воспитание предполагает как формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, так и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйственности, и таможенного законодательства.

Экологическое воспитание связано с глубоким пониманием ценностей природы и всего живого на Земле, пониманием человека как неотъемлемой составной части природы. Оно ори­ентирует человека на активное познание процессов и результа­тов взаимодействия человека, природы и общества, на его го­товность к природоохранной деятельности, бережное отношение к природе. Для будущих пограничников особенно важно показать характер и возможные результаты взаимодействия природы и техносферы, обеспечить стремление к созданию и использованию природосберегающих технологий.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у пограничника уважения к закону и культуре, приверженности демократическим нормам общественной жизни, активного и сознательного соблюдения ими норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности. Оно предполагает формирование у пограничника знания своих прав и обязанностей и понимание неотвратимости ответственности за несоблюдение последних. Правовое воспитание ориентировано на формирование уважительного отношения к Конституции РБ, к правам человека, а также на формирование критического отношения к тем, кто преступает последние.

Перечисленные направления воспитания необходимо рассматривать и использовать в процессе воспитания в комплексе. Комплексность воспитания дает возможность формировать пограничника как целостный феномен, в котором гармонично развиваются и совершенствуются все его макрохарактеристики – индивид, индивидуальность, личность.

Выводы

Таким образом, воспитание должно рассматриваться как один из видов педагогической деятельности, имеющей целью целенаправленное преобразование человека или группы людей. Это преобразование касается личностных качеств, нравственно-этических принципов и убеждений, системы жизненных ценностей и идеалов, а также общей культуры и линии поведения.

Иными словами, воспитание представляет собой специально организованную деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей, занимающую важное место в целостном педагогическом процессе.

Структура воспитательного процесса представляет собой закономерно обусловленную взаимосвязь основных его элементов: целей, задач и содержания, принципов, методов и средств, направлений, а также достигнутых результатов.

Принципы воспитания объективны по своему содержанию, но субъективны по форме. Поэтому знание требований, заключенных в принципах воспитания, знание закономерностей воспитательного процесса, которые отражают эти требования и принципы, и позволяет сознательно и творчески решать задачи воспитания.

Принципы воспитания постоянно развиваются и совершенствуются как в сторону все более глубокого их раскрытия, так и в направлении поиска новых положений, отвечающих целям и задачам современной педагогической практики и условиям ее осуществления.

В целом закономерности и принципы воспитания определяют методологию, организацию и содержание процесса воспитания. Сущность воспитательного процесса раскрывается через единство всех элементов целостной системы «цели воспитания – его содержание – способы достижения результата».

Глава 2

Идеалы воспитания







Date: 2016-07-18; view: 1769; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию