Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основополагающие требования к процессу воспитания
Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Различают воспитание в широком (общем) и узком (конкретном) смысле. В широкомсмысле воспитание сравнивается с социализацией личности человека. Поэтому оно может рассматриваться как общественное явление, состоящее в воздействии общества на личность, как процесс и результат усвоения социального опыта и активного его воспроизводства человеком в своей производственной и общественной деятельности, в межличностном общении, в поведении и нравственной оценке своих поступков и поступков других людей. Кстати, даже сам выбор человеком критериев такой оценки также определяется характером его воспитания в широком смысле. В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам. Рассмотрим основные особенности воспитательного процесса. К ним можно отнести следующие его характерные черты: во-первых, воспитательный процесс отличатся длительностью. По сути, он длится всю жизнь. При этом наиболее глубокий след в сознании человека оставляет школьное воспитание, потому что его нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. во-вторых, характерной особенностью воспитательного процесса является его непрерывность. Если процесс воспитания прерывается, осуществляется от случая к случаю, то преподавателю постоянно приходится заново прокладывать “след” в сознании обучаемого, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки и навыки поведения. в-третьих, воспитание представляет собой сложный комплексный процесс. Комплексность в данном контексте означает необходимость обеспечения единства целей и задач воспитания, единства его содержания, форм и методов осуществления воспитательного процесса. в-четвертых, воспитательному процессу присущи как вариативность, то есть неоднозначность результатов, так и в значительной мере неопределенность результатов воспитания. Это обстоятельство обусловлено существенными индивидуальными различиями обучаемых, их различным социальным опытом, различным отношением к самому процессу и целям воспитания. в-пятых, процесс воспитания имеет двусторонний характер. Это означает, что от воспитателя к воспитаннику устанавливается прямая связь, а от воспитанника к воспитателю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, то есть на такой информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее оказывается в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее он может выбрать средства и методы воспитания, организовать воспитательное воздействие. Основная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных и организационных условий для формирования у человека целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное личностное развитие. Исходя из выбранных целей, определяются и основные задачи воспитания. Эти задачи представляют собой конкретизацию целей воспитания и могут рассматриваться, с одной стороны, как отдельные подсистемы в общей структуре системы целей воспитания, а с другой стороны, как некоторые промежуточные цели на пути достижения стратегической цели. В качестве основных определяют следующие задачи воспитания: 1) формирование мировоззренческой позиции и философской ориентации личности в вопросах понимания смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности; 2) привитие человеку творческого отношения к выполнению своих обязанностей, добросовестности и активности в процессе обучения и в дальнейшей практической деятельности; 3) обеспечение усвоения системы общечеловеческих ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры и выработки своего отношения к этим ценностям; 4) раскрытие сущности и значения общечеловеческих норм гуманистической морали (в том числе доброты, милосердия, сочувствия, взаимопонимания, толерантности и др.); 5) привитие осознания интеллектуально-нравственной свободы личности, развитие способности к саморегуляции поведения и деятельности; 6) обеспечение высокой культуры общения и стремления к формированию и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы доброжелательных взаимоотношений. Продуктивность воспитания во многом зависит от знания и понимания основных закономерностей воспитания. Под закономерностями воспитания принято понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в структуре воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в процессе формирования и развития личности. К таким связям относятся следующие основные закономерности: 1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы объективными потребностями общества, действующими в нем мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами, идеалами и позициями. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства. 2. Ориентация на развитие личности. При этом характерно, что чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим становится человек в реализации своей культурно-гуманистической функции. 3. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур. 4. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность, а не в ходе воспитательных разговоров, назидательных бесед и наставлений. В то же время нельзя и полностью исключать такие беседы и наставления из арсенала воспитательных воздействий. 5. Чем более разнообразной и продуктивной является значимая для данной личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение этой личностью достижениями общечеловеческой и профессиональной культуры. 6. Эффективное воспитание, развитие и формирование личности происходит при условии, если она проявляет высокую активность в осуществлении организуемой деятельности. Первопричиной же активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым или желаемым уровнем развития, которые он переживает в своих жизненных различных обстоятельствах, и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой. 7. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, когда обучаемый выступает субъектом воспитания. В данном случае речь идет о личностном подходе к воспитательному процессу, который предполагает отношение к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству достижения своих целей. 8. Успешность саморазвития личности в значительной мере зависит от степени индивидуализации воспитательного процесса и характера его творческой направленности. Индивидуально-творческий подход предполагает создание стимулов и условий для самореализации личности, выявления и максимального развития ее творческих возможностей. Рассмотренные основные закономерности воспитания выступают в качестве основополагающих требований, на основе которых и должен осуществляться процесс воспитания [2, с.126]. В структуре воспитательного процесса можно выделить определенную последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс воспитания с тем, чтобы можно было обеспечить желаемую его эффективность. Первый этаппроцесса воспитания состоит в осознании воспитанникамитребуемых норм и правил поведения. Без такого осознания формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. На втором этапе процесса воспитания происходит формирование убеждений. Под убеждениями понимаются твердые, основанные на определенных нравственных принципах и мировоззренческих позициях, взгляды, которые служат руководством в жизни. Без наличия у воспитанников сформировавшихся убеждений процесс их воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда может достигнуть поставленных целей. Третий этап процесса воспитания заключается в формировании, развитии и воспитании чувств. Без человеческих эмоций, как утверждали еще древние, нет, и не может быть, человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия и усвоения воспитанниками требуемых норм и правил [1, с. 24]. Четвертый этап воспитательного процесса состоит в организации деятельности. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания. Эффективная организация процесса воспитания осуществляется на основе принципов воспитания, при помощи которых возможен учет закономерностей воспитательного процесса и обеспечение возможности достижения его целей. Принципы воспитания представляют собой исходные педагогические положения, выступающие руководящими нормами при организации и осуществлении воспитательной деятельности. В этом отношении принципы – это некоторые общие положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Эти требования заключаются в следующем: 1. Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация, они требуют обязательного и полного воплощения в педагогическую практику. 2. Комплексность – предполагает системное, то есть одновременное, а не поочередное, изолированное применение принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса. Принципы воспитания используются не в какой-то цепочке, а фронтально и все сразу. Нельзя сегодня воспитывать честность, завтра – трудолюбие, послезавтра – чуткое и внимательное отношение к людям. 3. Равнозначность. Принципы как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, которые требуют реализации в первую очередь и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Именно эта равнозначность и обеспечивает системность всей совокупности принципов воспитания. Организация процесса воспитания осуществляется в соответствии с требованиями таких принципов воспитания: 1) принцип связи воспитания с жизнью. Реализация этого принципа требует постоянной информированности о происходящих событиях в различных сферах общественной жизни и в социально-экономической ситуации, а также применения полученных знаний, умений и навыков на практике; 2) воспитание в коллективе и через коллектив. Этот принцип предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Коллектив дает богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личностного потенциала. Только в коллективе и с его помощью могут воспитываться и развиваться чувства ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, нормы поведения, вырабатываются организаторские навыки. Личность может быть правильно воспитана лишь в коллективе, хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях; 3) субъект-субъектный характер воспитательных взаимоотношений. Этот принцип отражает личностный подход к воспитанию, который предполагает партнерские, равноправные отношения обучающих и обучаемых. Первостепенное значение здесь имеет направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, установки, мотивы деятельности. Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни; 4) активность, системность и конкретность воспитательных мер; 5) сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности; 6) единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий. Этот принцип требует, чтобы все лица, организации, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования; 7) оптимизация воспитательного процесса. Рассмотренные принципы воспитания являются методологической основой процесса воспитания, одним из источников формирования педагогической позиции, педагогического мышления и мировоззрения, творческого подхода к процессу воспитанию [10, с. 48]. Принципы воспитания постоянно развиваются и совершенствуются как в сторону все более глубокого их раскрытия, так и в направлении поиска новых положений, отвечающих целям и задачам современной педагогической практики и условиям ее осуществления.
Содержание процесса воспитания пограничника Содержание процесса воспитания пограничника обусловлено целями, задачами и интересами процесса и основывается на общечеловеческих ценностях, на сущностной природе человека. С точки зрения своего содержания воспитание, в зависимости от того или иного аспекта, включает в себя следующие основные направления: интеллектуальное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, патриотическое, экологическое, экономическое и другие. Интеллектуальное воспитание ориентировано на развитие умственных способностей человека, развитие его интереса к познанию окружающего мира и самого себя. Оно предполагает: развитие интеллекта посредством всех психических процессов; формирование культуры учебного и интеллектуального труда; формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями; Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение пограничников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Его основу составляет этика. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии, Коране и других священных книгах мировых религий. Иными словами, цель этого направления воспитания пограничника состоит в формировании нравственного человека. Основными критериями нравственного человека являются его четкие нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям и общая линия поведения. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелания и одобрительный отзыв, положительная оценка нравственных действий и поступков, достоинств человека и другие, а также корректные пожелания по искоренению привычек и недопущению действий, которые не вписываются в нравственные нормы и ценностные требования общечеловеческой морали. Трудовое и профессиональное воспитание предполагают: формирование у пограничника потребности в труде, развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности;воспитание трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности,специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности будущего пограничника. Эстетическое воспитание представляет собой процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, стремления к прекрасному в процессе производственной и иной деятельности, в отношениях с людьми. Физическое воспитание связано с совершенствованием организма пограничника, укреплением его здоровья, развития необходимых физических качеств, привитие навыков здорового образа жизни. Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, в том числе рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна. Гражданское воспитание предполагает формирование у пограничника ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу, стране. Им необходимо прививать чувство личной ответственности за возможные последствия их профессиональных решений и действий. Истинный гражданин Республики Беларусь должен добросовестно выполнять Конституцию Республики Беларусь и её законы, а также свои непосредственные профессиональные обязанности, чувствовать ответственность за судьбу всей планеты и становиться гражданином мира. Экономическое воспитание будущих пограничников состоит в выработке у них ясного представления об экономических закономерностях развития общества и в воспитании на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственной деятельности. Экономическое воспитание предполагает как формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, так и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйственности, и таможенного законодательства. Экологическое воспитание связано с глубоким пониманием ценностей природы и всего живого на Земле, пониманием человека как неотъемлемой составной части природы. Оно ориентирует человека на активное познание процессов и результатов взаимодействия человека, природы и общества, на его готовность к природоохранной деятельности, бережное отношение к природе. Для будущих пограничников особенно важно показать характер и возможные результаты взаимодействия природы и техносферы, обеспечить стремление к созданию и использованию природосберегающих технологий. Правовое воспитание представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у пограничника уважения к закону и культуре, приверженности демократическим нормам общественной жизни, активного и сознательного соблюдения ими норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности. Оно предполагает формирование у пограничника знания своих прав и обязанностей и понимание неотвратимости ответственности за несоблюдение последних. Правовое воспитание ориентировано на формирование уважительного отношения к Конституции РБ, к правам человека, а также на формирование критического отношения к тем, кто преступает последние. Перечисленные направления воспитания необходимо рассматривать и использовать в процессе воспитания в комплексе. Комплексность воспитания дает возможность формировать пограничника как целостный феномен, в котором гармонично развиваются и совершенствуются все его макрохарактеристики – индивид, индивидуальность, личность. Выводы Таким образом, воспитание должно рассматриваться как один из видов педагогической деятельности, имеющей целью целенаправленное преобразование человека или группы людей. Это преобразование касается личностных качеств, нравственно-этических принципов и убеждений, системы жизненных ценностей и идеалов, а также общей культуры и линии поведения. Иными словами, воспитание представляет собой специально организованную деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей, занимающую важное место в целостном педагогическом процессе. Структура воспитательного процесса представляет собой закономерно обусловленную взаимосвязь основных его элементов: целей, задач и содержания, принципов, методов и средств, направлений, а также достигнутых результатов. Принципы воспитания объективны по своему содержанию, но субъективны по форме. Поэтому знание требований, заключенных в принципах воспитания, знание закономерностей воспитательного процесса, которые отражают эти требования и принципы, и позволяет сознательно и творчески решать задачи воспитания. Принципы воспитания постоянно развиваются и совершенствуются как в сторону все более глубокого их раскрытия, так и в направлении поиска новых положений, отвечающих целям и задачам современной педагогической практики и условиям ее осуществления. В целом закономерности и принципы воспитания определяют методологию, организацию и содержание процесса воспитания. Сущность воспитательного процесса раскрывается через единство всех элементов целостной системы «цели воспитания – его содержание – способы достижения результата». Глава 2 Идеалы воспитания Date: 2016-07-18; view: 1769; Нарушение авторских прав |