Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Официальная информация во внутренних СМИ. 2 page





За нарушение своих обязанностей каждая из сторон (работник и работодатель) может быть подвергнута дисциплинарному взысканию.

Для обеспечения трудовой дисциплины трудовое законодательство использует два метода (способа): метод поощрения и метод принуждения.

Поощрение – это признание трудовых заслуг работника, оказание ему общественного почёта за достижение в труде. Меры поощрения могут быть как морального, так и материального характера, а могут сочетать в себе оба эти элемента.

Трудовой кодекс РФ предусматривает следующие виды поощрения за добросовестный тру:

• объявление благодарности;

• выдача премии;

• награждение ценным подарком;

• награждение почётной грамотой;

• представление к званию.

Этот перечень не является исчерпывающим. Другие виды поощрений работников за труд могут определяться коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам. Сведения о поощрениях заносятся в трудовую книжку, что очень важно для работника при поступлении на другую работу.

Помимо положительных стимулов к соблюдению трудовой дисциплины существуют и отрицательные, которые выражаются в угрозе наступления негативных для работника последствий в случае нарушения им трудовой дисциплины. Эти последствия чаще всего выражаются в применении к работнику принудительных мер взыскания (мер принуждения).

Метод принуждения как способ обеспечения трудовой дисциплины – это совокупность приёмов и средств воздействия на недобросовестных работников, выражающихся в применении к ним юридических санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя трудовых обязанностей.

В качестве мер принуждения, применяемых в связи с нарушением трудовой дисциплины, выступают, как правило, меры ответственности. В зависимости от того, в чём именно выразилось нарушение трудовой дисциплины, и какие последствия в результате этого наступили, нарушитель может быть привлечён к дисциплинарной и материальной (имущественной) ответственности.

Вопрос о материальной ответственности возникает лишь в том случае, если неправомерным поведением работника (или работодателя) причинён материальный ущерб другой стороне трудового договора. При отсутствии материального ущерба на работника (но не работодателя) может быть возложена только дисциплинарная ответственность. Совершённый работником дисциплинарный проступок, причинивший в то же время материальный ущерб работодателю, может явиться основанием для привлечения работника, как к дисциплинарной, так и к материальной ответственности одновременно.

 

8. Трудовой договор и его роль в регулировании социально-трудовых отношений.

 

Трудовой договор занимает одно из важнейших мест в сфере действия трудового права. Понятие трудового договора закреплено в ст.56 ТК РФ, которая определяет его как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Трудовой договор как основополагающий институт трудового права является тем фундаментом, на котором строится трудовое отношение между работодателем и работником в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Индивидуальный трудовой договор был и остаётся основным способом регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями. Он занимает центральное место в российском трудовом праве, поскольку является организационно-правовой формой установления и осуществления во время трудового правоотношения. Работодатель не может без согласия работника (кроме особых случаев, предусмотренных в законе) поручить ему выполнение работы, не обусловленной трудовым договором. Наука трудового права рассматривает понятие трудового договора как бы в трёх взаимосвязанных измерениях: во-первых, как одну из важнейших форм реализации права на труд; во-вторых, как основание возникновения и временного существования трудовых отношений; в-третьих – как институт трудового права, объединяющий нормы трудового права, регулирующие эти отношения.


Существо трудового договора составляет соглашение о трудовой функции работника, то есть о выполнении им работы по определённой специальности, квалификации или должности.

В соответствии с Федеральным законом №90-ФЗ ст. 57 ТК РФ, определяющая содержание трудового договора, приведена в соответствии с общепризнанными принципами деления договорных условий на обязательные и дополнительные.

Предложенный подход, с одной стороны, расширяет возможности индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений, развивая тем самым одно из основных направлений трудового законодательства, а с другой стороны, позволяет повысить гарантии соблюдения сторонами (прежде всего – работодателями) определённых ими условий трудового договора.

Законодатель предъявляет единые требования к порядку заключения трудовых договоров. Эти требования содержаться в статьях 56, 57, 60, 61, 64 ТК РФ, предусматривающих гарантии при приёме на работу и срок трудового договора.

В соответствии со ст.67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами трудового правоотношения. У работника и работодателя остаётся по экземпляру указанного документа. Преимущество письменной формы состоит в том, что все условия трудового договора фиксируются в едином правовом документе. Письменная форма трудового договора повышает гарантии сторон в реализации достигнутых соглашений по важнейшим условиям труда. Письменный индивидуальный трудовой договор заключается как с постоянными, так и с временными работниками по основному месту работы, с совместителями, надомниками и т.п. Достижение между работником и работодателем (организацией) трудового соглашения (договора) оформляется приказом или расторжением и объявляется работнику под роспись в трёхдневный срок со дня фактического начала работы с тем, чтобы он убедился в правильности оформления заключённого с ним договора.

В повседневной жизни обычно трудовой договор заключается в виде заявления работника о приёме на работу с резолюцией руководителя или лица, его заменяющего. Трудовой договор является основанием для возникновения трудовых отношений и тесно связанных с ним производных отношений.

Роль трудового договора заключается в том, что является основанием для возникновения между работодателем и работником трудовых отношений, которые существуют до того времени, пока действует трудовой договор. Трудовой договор, прежде всего, определяет правовое положение работника в той или иной организации, в нём отражаются все необходимые условия трудовых отношений, к которым относятся:

♦ условие о месте работы;

♦ условие о характере трудовой функции;

♦ условие о времени действия трудового договора;

♦ условие о размере оплаты труда работника.

 

9. Современные методы социологических исследований

 

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчинённых единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.


Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т.д.

Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов)

Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.

Заключительный, четвёртый этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчёта по итогам исследования, формулирования выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.

Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами), ответы математически усредняются, обобщённые данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две разновидности:

• Опрос (анкетирование и интервьюирование);

• Анализ документов (качественный и количественный);

• Наблюдение (не включённое и включённое);

• Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами.

Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения – если обработать статистически – взаимопогашаются. В результате социолог получает усреднённую картину реальности. В социологической анкете не требуется указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Никто в мире не изобрёл более совершенного способа соединить несоедимое, огонь и воду, лёд и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Но она требует за это дорогую цену – совершенное владение методикой и техникой социологического исследования, её тонкости которых можно познать только за долгие годы непрерывной работы.

 

10. План подготовки и проведения социологического исследования.

 

Рабочий план социологического исследования – документ, фиксирующий последовательность и объём всех действий и ресурсных затрат, которые предполагается реализовать в ходе осуществления конкретного исследовательского проекта. Рабочий план входит в методический раздел программы социологического исследования.


Рабочий план исследования имеет минимум четыре основных раздела (блока), в которых подробно, с учётом календарного плана расписываются временные, финансовые и человеческие затраты, а также основные действия исследователя (руководителя) по формированию и реализации программы социологического исследования.

В первом разделе рабочего плана фиксируются действия и сроки, связанные с разработкой концепции, методологии и методики исследования, разработкой инструментария, проведением пилотажного исследования. В плане указываются процедуры подготовки рабочей группы для сбора первичной информации (например, анкетеров),

Предусматривается время на внесение коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогам пилотажного исследования, размножение инструментария (анкеты или бланка интервью и др.). На это отводится, как правило, около трети всего времени, необходимого для проведения исследования.

Второй раздел включает перечень и сроки исполнения всех организационных видов работ, которые призваны обеспечить чёткое проведение полевого исследования, т.е. сбор первичной информации. Здесь предусматривается выбор места (территорий, населённых пунктов, регионов или определённых организаций – в соответствии с программой, целью и задачами исследования), времени для опроса, фиксируются сроки и процедуры по централизованному сбору заполненных анкет, бланков интервью или других видов первичных документов, полученных в ходе полевого исследования),

Третий раздел охватывает планирование операций по подготовке первичной информации к обработке, организации специального контроля за формированием массива первичной информации, предназначенного для обработки и дальнейшего математического анализа, в том числе планируется кодировка открытых вопросов, выбраковка непригодных анкет (так называемая чистка массива),

Четвёртый раздел включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчётов, выработкой рекомендаций.

Рабочий план предполагает также разработку вспомогательных документов, расчёты временных, организационно-технических, материальных и иных затрат в соответствии с имеющимися нормативами. Нормативные показатели используют тогда, когда нужно чётко представить, сколько понадобится времени для проведения исследования, количество анкетеров (интервьюеров) для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть собрана и обработана.

Вспомогательные документы исследования оформляются в виде инструкций. Одна из наиболее важных – инструкция анкетеру (интервьюеру), проводящему опрос. Она содержит краткое описание цели, задач исследования и основных процедур, которые анкетер должен выполнить. Указываются место и сроки проведения опроса, круг лиц, с которыми анкетеру предстоит войти в контакт для сбора первичной информации, тип опроса (анонимный, по списку и т.п.), форма и характер вступительной беседы, а также требования к техническому оснащению процедур опроса. Особое внимание уделяется изложению порядка работы анкетера (интервьюера) во время опроса и после сбора заполненных анкет (внесение в анкету дополнительных кодов и др.). В примечании даётся разъяснение, кому и в каком виде возвращаются анкеты.

Кроме инструкции по технике опроса для актера составляется карточка выборки. В ней отмечается количество респондентов, которых он должен опросить, и их социально-демографические характеристики, а в случае надобности – список опрашиваемых и их адреса.

К вспомогательным документам исследования относится также инструкция по «закрытию» (кодировке) открытых и полузакрытых вопросов анкеты. В ней приводится кодификатор, с помощью которого кодируются полученные от респондентов ответы в целях дальнейшей группировки и математической обработки. Могут быть подготовлены инструкции, объясняющие содержание и порядок осуществления других процедур (например, выбраковки неверно заполненных анкет),

Количество и характер вспомогательных документов зависят от вида социологического исследования.

 

11. Программа как основной документ социологического исследования: значение, структура.

Программа социологического исследования – это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ её выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.

Программа социологического исследования состоит из 2 основных частей: методологической и процедурной.

1. Методологический раздел программы имеет ряд важных структурных элементов:

- Анализ проблемы и определение проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время не известны или неясны.

- Определение объекта исследования и его предварительный анализ. Объект – это совокупность явлений, процессов или определённая сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога.

- Определение предмета исследования и его предварительный анализ. Предмет исследования – это определённая сторона или свойство (свойства), особенности объекта заданные для неопределённого изучения именно в данном прикладном исследовании.

- Определение целей и задач исследования. Цель – это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования – это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы.

- Формулирование гипотезы. Гипотеза является формой предложения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами. По содержанию предложений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательные гипотезы – предложения о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные).

Объяснительные – это такие гипотезы, которые содержат предложения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах.

Прогнозные – это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы основания несут в себе предложения широкой общности, гипотезы следствия – предложения менее широкой общности.

- Вычленение основных понятий, их интерпретация и операционализация. Интерпретация – логический анализ основного понятия, его теоретическая трактовка. Операционализация – дальнейшее членение и детализация понятия до уровня однозначно понимаемых терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни (эмпирических индикаторов).

2. Методико-процедурный раздел включает:

- Определение общего плана исследования.

- Построение требуемого планом типа выборки.

- Определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа конкретного социологического исследования выполняет 3 основные функции:

1. Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы её решения.

2. Методологическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.

3. Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

 

12. Закрытые и открытые вопросы и правила их составления. Преимущества и недостатки, контекст использования.

 

Все вопросы, применяемые в исследовательской практике, можно разделить на два больших класса – закрытые и открытые.

Закрытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация; он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор.

Имеют только два ответа – "Да", или "Нет", и предназначен для контроля за ходом разговора в том направлении, которое избрал собеседник. Закрытые вопросы, не требующие развёрнутого ответа. На них обычно отвечают ли "Да", либо "Нет" или просто констатируют факт. Начинаются они обычно: "Можете ли вы …", "Имеете ли вы …", "Знаете ли вы …", Следует ли …"

Вопросы, требующие количественной оценки, содержат набор ответов, позволяющих количественно выразить интенсивность мнения респондента. Например: "Довольны ли Вы своей работой в качестве …

очень доволен

доволен

безразличен

не доволен

очень недоволен".

Пользуясь такими вопросами, необходимо придерживаться одного обязательного правила – число положительных и отрицательных оценок должно быть равным, их общее число – нечётным со срединной нейтральной оценкой типа "безразлично". Этим самым будут созданы условия для получения ответов с равной вероятностью.

При анализе результатов анкетирования стандартизированный набор оценок может быть использован как своеобразная оценочная шкала, которую можно выразить в баллах. В приведённом примере такая шкала будет построена в убывающем порядке (например, по пятибалльной системе: "очень доволен" – 5, "доволен" – 4 и т.д.). Тогда оценочное суждение каждого респондента может быть выражено цифрой, а мнение всей группы респондентов – средним арифметическим числом.

Выражение мнения людей какой-либо цифрой является лишь самым грубым приближением в действительности. Тем не менее, его можно использовать для ориентировочной характеристики тенденций.

Достоинство закрытых вопросов состоит в том, что их стандартизация облегчает респонденту ответы, а исследователю – процесс обработки. Однако та же самая стандартизация невольно навязывает респонденту смысл того или иного ответа, не всегда охватывает весь круг возможных вариантов.

Полузакрытые вопросы предусматривают наличие не только набора вариантов ответов, но и вариант типа "другое". Подобные вопросы получили наиболее широкое распространение по той же причине, что и закрытые.

Открытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация; он позволяет опрашиваемому на вопрос отвечать своими словами, что даёт ему возможность чувствовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно, приводить примеры, иллюстрации.

Открытые вопросы – это такие вопросы, которые требуют развёрнутого ответа и каких-либо пояснений. На них невозможно ответить либо "да", либо "нет". Такие вопросы начинаются следующими вопросительными с ловами: "как", "кто","что", "почему", "сколько", "какой" и т.п. Такие вопросы позволяют собеседнику выбирать информацию для ответа по своему усмотрению. С одной стороны, это может привести к тому, что собеседник скроет то, что не желает разглашать. Но с другой стороны, если задать вопрос в подходящей эмоциональной ситуации, собеседник может раскрыться и рассказать намного больше, чем требовал заданный вопрос. Открытые вопросы позволяют превратить монолог в беседу. Однако существует опасность того, что можно утратить контроль над разговором, и вновь вернуть управление будет непросто.

Вопросы, отражающие содержание ответов имеют набор развёрнутых ответов. Например: "Что Вас привлекает в … работе

общение с людьми

процесс передачи знания

разнообразие деятельности

отсутствие регламентированного рабочего дня

эмоциональность, творчество

возможность профессионального роста

хороший заработок и т.д.".

При разработке этих вопросов необходимо предусмотреть два момента.

Перечень вариантов возможных ответов должен быть достаточно полным. В этом не малую роль могут сыграть поисковые исследования с открытыми вопросами. Если исследователь сомневается в достаточной полноте набора ответов, то необходимо дать возможность респонденту избежать только рекомендованных ответов, для чего поместить в анкете варианты типа "не знаю", "затрудняюсь ответить" или типа "другое". Это создаст атмосферу свободного изложения своего мнения.

Порядок вариантов ответов не должен быть одинаковым для всех респондентов. Объясняется это тем, что различный порядок ответов повышает достоверность результатов.. установлено, что респондент особое внимание уделяет первому варианту ответов и последнему (так называемая ошибка внушаемости, возникающая в результате различной оценки откатов, расположенных в порядке их логической значимости).

Каждая форма вопросов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому применять их следует в соответствии с задачами исследования. Опыт показывает, что на стадии поискового исследования целесообразно применять открытые вопросы, а при основном исследовании – полузакрытые, иногда закрытые. Многие исследователи считают, что грамотно составленная анкета должна содержать все виды вопросов: открытые, закрытые и полузакрытые. Их оптимальное соотношение повышает достоверность исследования.

 

13. Вопросы смешанного типа и их особенности. Технические правила составления вопросов. Формальные ответы и правила их избегания.

Прямые вопросы предусматривают получение от респондента информации, непосредственно отвечающей задачам исследования. Например, в вопросе "Нравится ли Вам профессия …?" предмет интереса исследователя (отношение к профессии) заложен уже в самом вопросе. Как правило, эти вопросы формулируются в личной форме: "Ваше мнение по поводу …", "Что Вы думаете о …", "Считаете ли Вы, что …" и т.п. Исследователи считают, что на прямые вопросы респонденты отвечают, не всегда охотно, особенно в тех случаях, когда личное мнение не соответствует общепринятому положению.

Косвенные вопросы предусматривают получение от респондента информации через серию побочных вопросов, прямо не отвечающих задачам исследования, но позволяющих путём анализа составить определённое мнение о предмете интереса. Вопросы целесообразно формулировать, не ссылаясь на мнение конкретных людей "Согласны ли Вы с утверждением, что …?". Вопросы в подобной формулировке рекомендуется использовать в тех случаях, когда у исследователя нет уверенности в получении правдивого ответа на прямой вопрос, тем более что опыт показывает большую приверженность респондентов именно к косвенным вопросам.

В соответствии с потенциальной функцией вопросов они могут быть фильтрующими и контрольными. Эти две формы не охватывают всех употребляемых вопросов, так как являются лишь частью общего объёма вопросов. Нельзя все вопросы по содержанию и по форме разделить на фильтрующие и контрольные.

Фильтрующими вопросами считают:

• вопросы обобщающего характера, при отрицательном ответе на которые респондент освобождается от ответов на последующие (детализирующие) вопросы;

• вопросы, "отсекающие" мнения и оценки некомпетентных респондентов.

В первом случае фильтрующие вопросы относятся к группе вопросов о фактах. Например, если исследователя интересует вопрос о методике применения …, то прежде чем спрашивать о её месте в системе …, о содержании, следует поставить фильтрующий вопрос: "Применяете ли Вы в своей работе …". При отрицательном ответе на этот вопрос-фильтр респондент не будет отвечать на все последующие вопросы.

Во втором случае фильтрующие вопросы относятся к группе вопросов о мотивах. Практика показывает, что встречаются респонденты, которые с готовностью судят о том или ином явлении, хотя не располагают для этого достаточными знаниями или достаточным опытом. Для обнаружения безграмотных ответов ставятся вопросы-ловушки, позволяющие судить о мере компетентности респондента. Например, если исследователя интересует какая-то проблема, то среди прочих вопросов может быть сформулирован такой: "Некоторые специалисты считают, что интерференция навыков должна использоваться как один из приёмов их совершенствования. А как Вы считает?". На подобный вопрос можно ответить лишь при достаточно высокой теоретической подготовке. Уровень грамотности ответа покажет, насколько компетентен респондент в проблеме.

Контрольные вопросы направлены на проверку правильности ответов, раскрывающих основную идею исследования, помогают повысить степень достоверности получаемой информации. Контрольные вопросы формулируются в виде открытых и косвенных вопросов. Структурно контрольные и основные вопросы должны быть так расположены в вопроснике, чтобы респондент не мог уловить между ними связи. В результате анализа ответов исследователь получит довольно точное представление об интересующей проблеме.

Через стандартизированную систему вопросов раскрывается гипотеза исследования, его основные задачи. Вопросники любого содержания должны отвечать некоторым общим правилам.

В анкете должны быть не только те вопросы, которые имеют прямое отношение к задачам исследования и ответы, на которые нельзя получить другими способами. Например, ответы на некоторые демографические вопросы легко получить из документов.

Следует не допускать вопросов "на всякий случай". Ответы на них несут в себе ту избыточную информацию, которая только осложняет обработку, а не помогает решению ведущих задач исследования.

Среди вопросов не должно быть таких, которые вызывали бы нежелание отвечать, порождали бы отрицательное отношение к исследователю и его работе. Такое негативное отношение может возникать и к содержанию вопроса, и к его формулировке.

Содержание и формулировка вопросов должны быть такими, чтобы все респонденты могли на них ответить. Трудно, например, ожидать достоверных ответов о событиях, которые произошли очень давно, или о событиях хотя и недавнего прошлого, но не имевших для респондента принципиального значения и поэтому забытых.







Date: 2016-07-05; view: 276; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию