Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступительное слово учителя (3-5 минут)





Составьте план проведения фрагмента урока-экскурсии (например, путешествие Пушкина по Крыму).

На уроки экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

По содержанию уроки - экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов. Так же такая форма урока может называться урок – путешествие.

По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки – экскурсии. Форма проведения таких уроков весьма многообразна. Это и «пресс – конференция» с участием представителей предприятия, учреждения, музея и т.п., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино- или телеэкскурсии, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д. Тем не менее структурные элементы различных видов уроков – экскурсий являются в достаточной степени определенными.

Например, тематический урок – экскурсия может иметь такую структуру:

- сообщение темы, цели и задач урока;

- актуализация опорных знаний учащихся;

- восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;

- обобщение и систематизация знаний;

- подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий.

Фрагмент урока:

Необходимо подготовить карту Южного берега Крыма, флажки (кнопки, наклейки) – обозначения, при помощи которых, ученики будут отмечать перемещение поэта.

Крым 1820 год Гурзуф. Неоднократно помыслы его уносились к милым местам:

«Я снова посещаю Вас

Пью жадно воздух сладострастья,

Как будто слышу близкий глас

Давно потерянного счастья»

Поэт всю жизнь мечтал сюда вернуться, с надеждой и сомненьем он спрашивал:

«Увижу ль вновь сквозь темные леса

И своды скал, и моря блеск лазурный,

И ясные, как радость, небеса?»

Крым стал для Пушкина местом духовного возрождения, и неслучайно его поэтическое завещание, согласно античным мифам о возвращении душ умерших в милые земные пределы, обращено к Гурзуфу:

«Так если удаляться можно

Оттоль, где вечный свет горит,

Где счастье вечно, непреложно,

Мой дух к Юрзуфу прилетит…»

«В Юрзуфе, - отмечал А.Пушкин, - жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом… Я любил проснувшись ночью, слушать шум моря, - и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество». Дом герцога Ришелье - музей Пушкина, Памятник Пушкину в Гурзуфе (подготовить фотографии, изображения памятников).

Феодосия Дом С.М.Броневского в Феодосии, где гостил Пушкин К.П. Брюллов. Бахчисарайский фонтан. 1838-49г. Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. "Бахчисарай" - по-татарски - "дворец садов". В начале сентября 1820 г. Пушкин с Раевскими отправились из Гурзуфа в Симферополь и по пути заехали в Бахчисарай. Поэт в письме Дельвигу писал: " Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан, из заржавленной железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат". Пройдя внутренними двориками, Пушкин увидел развалины гарема. Дикие розы плащом покрывали камни стены. Поэт сорвал две и положил их к подножию почти иссякшего фонтана, которому посвятил потом стихи, а также поэму "Бахчисарайский фонтан".

4. С учетом особенностей изучения в школе лирических произведений подготовьте вариант анализа стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

Лирика отличается от эпоса и драмы, как своей художественной природой, так и характером эмоционального воздействия на читателя. В 5-6 классах важно помочь школьникам с возможной для их возраста полнотой воспринять богатство переживаний и мыслей, характерных для каждого стихотворения. Научить их выразительно читать поэтический текст и понимать особенности стихотворной речи. Обычно чтению и разбору стихотворения принято предпосылать эмоциональную «настройку», чтобы подготовить учеников к восприятию текста.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Широко известно, что любимым временем года для Пушкина была осень, он любил «пышное природы увяданье» в его богатстве красок и чистоте и свежести прохладного воздуха и с восторгом писал: «Унылая пора! очей очарование!..».

Осень дарила поэту новые силы («и с каждой осенью я расцветаю вновь…») и вдохновение («и пробуждается поэзия во мне…»).

Однако и зима, бывало, дарила А. С. Пушкину счастливые минуты радости и поэтического творчества. Именно такие минуты связаны со стихотворением «Зимнее утро», которое написано 3 ноября 1829 года, в Тверской губернии, село Павловское. Деревенское уединение и зимняя неподвижность иногда навеивали грустные мысли и даже тоску. На кануне того дня, когда родилось «Зимнее утро», поэт писал другое стихотворение, пронизанное именно таким настроением. Послушайте отрывок из этого стихотворения (оно читается на фоне музыки П. И. Чайковского «Зимние грезы»). Гнетущая скука, неприкаянность чувствуется во всем…Но вот наступает утро следующего дня... (Учитель читает стихотворение на фоне «Времена года» Чайковского)

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем же? Каким настроением оно пронизано? Прочтите особенно радостные жизнеутверждающие строчки стихотворения. Чем вызвана радость поэта?

- А что еще усиливает эту радость? Попробуйте представить эту вечернюю непогоду и настроение, которое оно вызывало. Опишите их.

- Но утром все изменилось…Давайте проследим, как рождается безудержная радость. С чего она начинается?

- Какое чувство возникает? Что открывается взору героя? Прочитайте описание того чудесного пейзажа, который увидел поэт. «Под голубыми небесами…»

- Какое художественное средство делает эти картины зимнего утра особенно выразительными и яркими? (эпитеты)

- Нарисуйте словами зимний пейзаж, представившийся вашему воображению. – Попробуйте доказать, что у Пушкина природа живет и дышит, а не замирает под сугробами снега. Какая часть речи помогает нам почувствовать движение жизни? (глаголы) Благодаря чему в природе возникает ощущение движения, жизни? Почему мы видим в стихотворении и блеск снега и речки подо льдом, и синеву небес, и зелень хвои? (благодаря солнцу, которое создает игру света).

- Докажите, что описание утра у Пушкина переполнено светом солнца («Мороз и солнце…»)

- Сравните картины, созданные волшебным пером Пушкина, с зимними пейзажами русских художников (И. Шишкин «Зима», С. Жуковского «Иней». и др.) Какой из этих пейзажей вы бы выбрали в качестве иллюстрации к стихотворению Пушкина «Зимнее утро»? Почему? (Дети обосновывают свой выбор)

- Стихотворение А. С. Пушкина начинается с обращения к «красавице» «Еще ты дремлешь друг прелестной…» Как вы думаете, откликнется ли красавица на призыв поэта, последует ли за ним? Почему? Представьте себе прогулку по «утреннему снегу» поэта и красавицы. Какой она будет? Какое настроение подарит им?

- Как вы думаете, останется ли настроение героев таким же безудержно радостным? Почему вы так считаете? Какие строчки стихотворения намекают на легкую грусть, и с чем она связана?

- Надо уметь радоваться жизни в любое время года. Именно этому учит нас стихотворение А. С. Пушкина, даря нам заряд бодрости, приподнятое радостное настроение и поэтическое восхищение красотой русской зимы, чудесным зимним утром.

Выразительное чтение стихотворения.

5. Вариант фрагмента урока побылине «Илья Муромец и соловей-разбойник»

1. Работа с текстом по вопросам.

– К какому циклу былин относится эта былина? (Киевскому.)

– Какова тема её? (Защита отечества от насильников, разбойников, охрана покоя и благополучия жителей страны.)

Задание: пересказать содержание былины, используя цитаты и зачитывая их.

– Как автор рисует силу врага? («…черным-черно… как черна ворона, черный цвет (прямое); преступный, злой; мрачный, печальный, безотрадный (переносное) «…не прохаживает …не пролетывает».)

– Почему отказался быть воеводою? (Он равнодушен к почестям и наградам. Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи силы.)

– Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Представление о нем как о страшном чудовище складывается на основе описания его посвиста и покрика.)

– Как губительна его сила? (…Все травушки-муравы уплеталися… лесушки… приклонялися.)

– Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)

– Как относится народ к богатырю? (С любовью.)

– Почему? («Тебе полно-ткослезить, да отцов – матерей;

Тебе полно-тковдовить да жен молодыих.

Тебе полно-ткоспущать-то сиротать да малых детушек!».)

Задание: найдите постоянные гиперболы, отметьте особенности ритма, лексики.

Вывод. Былина отличается от сказки: богатырь выезжал из Мурома в Киев (дано точное место), нет подробного описания внешности врага; напевностью исполнения, которая достигается чаще всего тремя главными ударениями в строке, причем третье всегда находится на третьем слоге от конца. («То пехо́тою никто́ да не проха́живал…»). Четвертое ударение – добавочное, на самый последний слог, и при напеве создается протяжением этого слога. Былинный стих характеризуется постоянным количеством ударений в каждой строке и разным количеством безударных слогов.

2. Используя текст, нарисуйте устный (словесный) портрет богатыря.

(Илья Муромец – крестьянский сын, поэтому одежда на нем обыкновенная – русская рубашка, штаны, сапоги. Однако он называется богатырем святорусским, значит, на нем может быть и воинское снаряжение: кольчуга, шлем. Он вооружен копьем, луком со стрелами. Автор подчеркивает его дородство, т. е. рост, силу, мощь. Мы знаем, что Илья «сиднем сидел» 30 лет и 3 года, значит, он не юноша, а зрелый мужчина с окладистой бородой. В былине нет портрета Ильи, потому что главные черты его характера проявляются в поступках: освобождении Чернигова от неприятеля, победе над Соловьем-разбойником, поведении в Киеве. Илья смел, могуч, благороден. Он защитник русских людей, страдающих от внешних врагов и разбойников.)

3. Перечитаем еще раз сцену победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником.

– Перечислите, какие сказочные черты вы заметили в этом отрывке.

– Найдите постоянные эпитеты, гиперболы, другие художественные приемы.

(Сказочным в этом эпизоде можно считать разговор Ильи Муромца с конем, подобное мы не раз встречали в сказках… Даже обращение «ах ты, волчья сыть, травяной мешок» заимствовано из сказок.Истиннопо-былинному преувеличено (гиперболизировано) богатырство Ильи через описание движения его коня: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спущал…»С помощью гипербол показан и страшный посвист Соловья-разбойника, от которого «все травушки-муравы уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все приклонялися».Немало в этом отрывке и постоянных эпитетов, используемых в фольклоре: добрый конь, лазоревы цветочки, темные лесушки, плеточка шелковая, крутые ребра, белы ручушки, тетивочка шелковая, стрелочка каленая, сыра земля, стремечко булатное.В этом отрывке можно также отметить инверсию (то есть изменение порядка слов) – «конь да богатырский» (вместо богатырский конь), «дорожкой прямоезжею» (вместо прямоезжей дорожкой), «плеточка шелкова» (вместо шелковая плеточка) и т. п.; повторы: «Не слыхал ли посвиста соловьего, не слыхал ли покрика звериного, не видал ли ударов богатырских?»

Но несмотря на сказочность происходящего, в былине упоминаются исторические места и лица: города Муром, Чернигов, Киев, князь Владимир стольнокиевский.)

6 Система образов в сказе П.П. Бажова «Хозяйка Медной горы». (5 класс)

Представим, что наша душа – это своего рода шкатулка. Разные в ней есть каменья: и драгоценные, и обманка. Сегодня мы заглянем в драгоценную шкатулочку души героев сказа Бажова и посмотрим, какие там есть дивные самоцветные камни.

У вас в конвертах лежат несколько разноцветных кружочков. На них вы напишете главные душевные качества того или иного героя, вклеите кружки в тетрадь, и в конце урока у каждого из вас на листе должно получиться ожерелье лучших душевных качеств.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку «Тоже ведь сказы не зря придуманы: иные – в покор, иные – в научение, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». П.П. Бажов. Как вы его понимаете? (Дети отвечают) (7 минут)

2 Основная часть урока

Каждая группа вытягивает конверт со своим героем (вопросы, кружочки, памятка)

1. Характеристика Степана.

Что мы узнаем о главном герое сказа Степане? (Учитель акцентирует внимание учеников на том, что Степан – рудокоп, что труд его тяжел и что Степан – человек крепостной.)

Как относился Степан к своей работе? (Он был ответственным, настоящим тружеником: «Все нутро горы знал».)

Какая деталь говорит о том, что труд Степана был тяжел, но он от работы не отлынивал? («В глазах уж зеленью отливать стало», - пишет о нем Бажов.)

Как справился Степан с первым испытанием Хозяйки Медной горы? (Степан должен был пойти к приказчику и сказать, чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Степан, крепостной рабочий, сдержал обещание, данное хозяйке. Ребята отмечают, что Степан – смелый, мужественный человек, говорят о том, что он держит свое слово.)

Второе испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, - это испытание богатством. Справляется ли он с ним? (Ребята отвечают, что Степан остался верным Настеньке и не позарился на богатство Хозяйки. Они отмечают такие качества его характера, как верность, преданность, нестяжание.)

В качестве итога разговора о Степане ребята надписывают на символических камушках главные черты его характера. (Трудолюбие, честность, ответственность, верность, преданность, нестяжание, смелость, мужественность, ответственность)

3. Характеристика Хозяйки Медной горы

Хозяйка Медной горы – центральный персонаж сказа Бажова. Учитель отмечает, что она – олицетворение самой природы. Хозяйка – хранительница горы, богатств Урала, Берегиня и наделена огромной чудесной силой.

Как Хозяйка Медной горы относилась к рудокопам? (Испытывала жалость к ним, милосердие, готова была помочь, а тех, кто варварски относился к людям и природным богатствам, могла и наказать.)

Расскажите об отношении Хозяйки Медной горы к Степану? Почему она прониклась к нему уважением и любовью? (Она увидела в нем достойного человека: годы крепости не сделали из него раба, он способен быть решительным, смелым, верным своему слову.)

Назовите детали, которые говорят о том, что Хозяйка глубоко переживает расставание со Степаном? (У Хозяйки дрожит рука и на глазах слезы.)

В чем сила Хозяйки? (Ребята прежде всего говорят о ее могуществе, что ей подвластно все, но учитель должен сделать акцент на том, что духовная сила хозяйки заключается в следующем: полюбив, она отпускает Степана, хотя и могла сделать так, чтобы он остался с нею навсегда. Но она уважает его волю, его решение и отпускает его, хотя и решение это дается ей нелегко.) (10 минут)

Учащийся от каждой группы раскрывает образ своего героя.

В тетрадях учащихся получилось разноцветное ожерелье из камушков-кружочков лучших качеств героев сказа. (5 минут на каждый образ – 15 мин)

8. Структура вступительного занятия по сказке Платонова «Неизвестный цветок» (кинула конспект, можете его уменьшить)

Цели:

· подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру;

· познакомить пятиклассников со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения;

· вызвать желание обсудить прочитанное;

· продолжить выработку умения развивать свои мысли посредством беседы, диспута, ответов на вопросы, выражать логическое отношение к происходящему.

Основная идея урока:

· Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.

Оборудование урока:

· Портрет А. Платонова, иллюстрации детей к сказке - были “Неизвестный цветок”.

Методические приемы:

Слово учителя, аналитическая беседа – диспут, чтение эпизодов вслух, представление иллюстраций, работа над закреплением понятия об олицетворении, самостоятельная работа над афоризмами, словарная работ а.

Эпиграф к уроку:

Нам часто незаметно то, что безответно. (И. Шевелев)

Ход урока

Вступительное слово учителя (3-5 минут)

Знаете, ребята, что совершать открытие - это увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: континентов, островов, древних цивилизаций, звезд, различных законов природы, новых видов растений и многого-многого другого... Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, что на долю современного человека совсем ничего не осталось.

1) Вы тоже так думаете? Может быть, есть еще тайны, которые предстоит открыть? Интересно, а вы в своей жизни сделали хотя бы маленькие открытия? Если да, расскажите о них.

Вот видите, даже сейчас, если постараться, можно открыть что-то очень важное для себя самого, для окружающих. Именно об этом написал сказку Андрей Платонов и назвал ее “Неизвестный Цветок”. Дома вы ее внимательно прочитали и на уроке постараемся понять, о каком открытии идет в ней речь.

2. Аналитическая работа по тексту

Date: 2016-07-05; view: 1014; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию