Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мыс­ленная ре­пети­ция: как мыс­ли мо­гут стать ре­аль­ностью





Ней­ро­физи­оло­гичес­кие ис­сле­дова­ния под­твер­ди­ли, что для из­ме­нения моз­га — а зна­чит, и убеж­де­ний, мо­делей по­веде­ния и от­но­шения к жиз­ни — дос­та­точ­но на­чать ду­мать по-дру­гому (ина­че го­воря, не­обя­затель­но ме­нять что-то во внеш­нем ми­ре). При мыс­ленной ре­пети­ции ка­кого-ли­бо дей­ствия (т. е. ког­да мы не­од­нократ­но пред­став­ля­ем се­бе про­цесс его со­вер­ше­ния) ней­рон­ные свя­зи пе­рес­тра­ива­ют­ся в со­от­ветс­твии с на­шими це­лями. Мы мо­жем сде­лать свои мыс­ли нас­толь­ко ре­аль­ны­ми, что из­ме­нения в моз­гу бу­дут та­кими же, как ес­ли б это со­бытие уже про­изош­ло в дей­стви­тель­нос­ти. Каж­дый из нас в сос­то­янии нас­тро­ить мозг на опе­реже­ние внеш­не­го ми­ра.

При­веду при­мер. В кни­ге «Раз­ви­вай­те свой мозг» я рас­ска­зывал об од­ном ис­сле­дова­нии: чле­ны од­ной груп­пы в те­чение пя­ти дней по два ча­са в день мыс­ленно ре­пети­рова­ли фор­те­пи­ан­ные уп­ражне­ния для од­ной ру­ки, не дот­ра­гива­ясь до кла­виш. Вто­рая груп­па та­кой же пе­ри­од от­ра­баты­вала ана­логич­ные дви­жения паль­цев вжи­вую, на кла­ви­ату­ре[9]. В ре­зуль­та­те в моз­гу учас­тни­ков обе­их групп про­изош­ли прак­ти­чес­ки иден­тичные из­ме­нения. Фун­кци­ональ­ное ска­ниро­вание моз­га по­каза­ло, что у всех учас­тни­ков от­ме­ча­ет­ся ак­ти­вация и рост чис­ла ней­рон­ных клас­те­ров в од­ной и той же час­ти моз­га. То есть у тех, кто иг­рал гам­мы и ак­корды лишь в мыс­лях, об­ра­зова­лось поч­ти столь­ко же но­вых ней­рон­ных свя­зей, что и у тех, кто про­делы­вал это фи­зичес­ки.

От­сю­да сле­ду­ют два важ­ных вы­вода. Во-пер­вых, мы дей­стви­тель­но спо­соб­ны из­ме­нить мозг, на­чав мыс­лить по-дру­гому. А во-вто­рых, ес­ли мы сос­ре­дото­чены на ка­кой-ли­бо идее, мозг во­об­ще пе­рес­та­ет от­ли­чать внут­ренний мир на­ших мыс­лей от внеш­ней дей­стви­тель­нос­ти. Та­ким об­ра­зом, на­ши мыс­ли бук­валь­но ста­новят­ся ре­аль­ностью.

От по­нима­ния это­го прин­ци­па нап­ря­мую за­висит, по­лучит­ся ли у вас из­ме­нить преж­ние при­выч­ки (ра­зор­вать ста­рые ней­рон­ные свя­зи) и при­об­рести но­вые (сфор­ми­ровать но­вые ней­рон­ные се­ти). По­это­му да­вай­те под­робно раз­бе­рем, как шло при­об­ре­тение на­выка у тех ис­пы­ту­емых, кто прак­ти­ковал­ся в иг­ре на фор­те­пи­ано в мыс­лях, но ни ра­зу не дот­ро­нул­ся до кла­виш.

Про­цесс при­об­ре­тения лю­бого на­выка сос­то­ит из че­тырех эта­пов: ус­во­ение ин­форма­ции, прак­ти­чес­кая от­ра­бот­ка, фо­куси­ров­ка вни­мания и пов­то­рение. Каж­дый этап соп­ро­вож­да­ет­ся оп­ре­делен­ны­ми из­ме­нени­ями в моз­гу. При этом не­важ­но, как имен­но при­об­ре­та­ет­ся на­вык: на прак­ти­ке или на уров­не мыс­лей.

На эта­пе ус­во­ения ин­форма­ции об­ра­зу­ют­ся но­вые ней­рон­ные свя­зи; в про­цес­се прак­ти­чес­кой от­ра­бот­ки под­клю­ча­ет­ся те­ло, ко­торое дол­жно ис­пы­тать со­от­ветс­тву­ющее ощу­щение. А фо­куси­ров­ка вни­мания и не­од­нократ­ное пов­то­рение ве­дут к из­ме­нению моз­га.

У тех учас­тни­ков, ко­торые иг­ра­ли ак­корды и гам­мы на фор­те­пи­ано, об­ра­зова­лись но­вые ней­рон­ные свя­зи, так как про­цесс обу­чения стро­ил­ся по ука­зан­ной фор­му­ле.

Те же, кто прак­ти­ковал­ся толь­ко мыс­ленно, все рав­но сле­дова­ли этой фор­му­ле, но за од­ним ис­клю­чени­ем: без вов­ле­чения в про­цесс те­ла. Од­на­ко они с лег­костью пред­став­ля­ли се­бя иг­ра­ющи­ми на пи­ани­но.

Как вы пом­ни­те, пос­ле мно­гок­ратных мен­таль­ных тре­ниро­вок у учас­тни­ков вто­рой груп­пы про­изош­ли те же нев­ро­логи­чес­кие из­ме­нения, что и у их кол­лег, ко­торые дей­стви­тель­но уда­ряли по кла­вишам. В их моз­гу то­же об­ра­зова­лись но­вые ней­рон­ные се­ти, а зна­чит, эти лю­ди дей­стви­тель­но прак­ти­кова­лись в иг­ре на фор­те­пи­ано, хо­тя и за пре­дела­ми фи­зичес­ко­го опы­та. Мож­но ска­зать, что их мозг «по­бывал в бу­дущем», пред­ва­рив ре­аль­ный опыт му­зици­рова­ния.

Мы, лю­ди, об­ла­да­ем уве­личен­ной лоб­ной до­лей моз­га и уни­каль­ной спо­соб­ностью при­давать мыс­лям ощу­щение ре­аль­нос­ти. По­это­му наш пе­ред­ний мозг мо­жет спо­кой­но «убав­лять звук» внеш­ней сре­ды, и нич­то не бу­дет от­вле­кать ра­зум от об­ра­бот­ки од­ной-единс­твен­ной нуж­ной мыс­ли. По­доб­ный внут­ренний про­цесс поз­во­ля­ет нас­толь­ко глу­боко пог­ру­зить­ся в мен­таль­ные кар­ти­ны, что ней­рон­ные свя­зи моз­га из­ме­ня­ют­ся точ­но так же, как и под воз­дей­стви­ем ре­аль­но­го со­бытия. Ког­да мы на­учим­ся из­ме­нять мозг не­зави­симо от внеш­ней сре­ды и за­тем це­ленап­равлен­но пог­ру­жать­ся в же­ла­емую ре­аль­ность, пос­то­ян­но удер­жи­вая ее в фо­кусе вни­мания, мозг бу­дет опе­режать дей­стви­тель­ность.

Вот что та­кое мыс­ленная ре­пети­ция — важ­ный инс­тру­мент от­вы­кания от се­бя. Ес­ли пос­то­ян­но ду­мать о чем-то од­ном, ис­клю­чив все про­чие те­мы, то в ка­кой-то мо­мент на­ши мыс­ли нач­нут ощу­щать­ся как ре­аль­ность. Ког­да же это про­изой­дет, ней­рон­ные се­ти моз­га пе­рес­тро­ят­ся в со­от­ветс­твии с но­вым ощу­щени­ем. Вот так мыс­ли и ме­ня­ют струк­ту­ру моз­га, а сле­дова­тель­но, и сос­то­яние ума.

Что­бы от­выкнуть от се­бя, на­до у­яс­нить, что из­ме­нение ней­рон­ной струк­ту­ры воз­можно и без фи­зичес­ко­го вза­имо­дей­ствия с ок­ру­жа­ющей сре­дой. Вду­май­тесь, ка­кие го­ризон­ты от­кры­ва­ет для нас эк­спе­римент с иг­рой на фор­те­пи­ано. При­меняя тот же про­цесс — мыс­ленную ре­пети­цию — к лю­бому же­ла­емо­му дей­ствию, мы мо­жем из­ме­нить свой мозг, не до­жида­ясь ка­ких-ли­бо кон­крет­ных со­бытий.

Из­ме­няя струк­ту­ру моз­га до нас­тупле­ния же­ла­емых со­бытий, мы соз­да­ем не­об­хо­димые ней­рон­ные свя­зи, ко­торые по­могут нам вес­ти се­бя в со­от­ветс­твии со сво­им на­мере­ни­ем еще до то­го, как оно ста­нет ре­аль­ностью. Ре­гуляр­но «прок­ру­чивая» в уме бо­лее эф­фектив­ные дей­ствия, мыс­ли и сос­то­яния, мы «ус­та­нав­ли­ва­ем» ней­рон­ное обо­рудо­вание, ко­торое под­го­товит нас к но­вым со­быти­ям.

Но это не все. Как вы пом­ни­те, под обо­рудо­вани­ем я под­ра­зуме­ваю фи­зи­оло­гию моз­га, его ана­томи­чес­кое стро­ение, вплоть до ней­рон­но­го уров­ня. Пос­то­ян­но заг­ру­жая но­вое обо­рудо­вание и со­вер­шенс­твуя его ра­боту, вы по­лучи­те но­вую ней­рон­ную сеть, ко­торую мож­но срав­нить с компь­ютер­ной прог­раммой. И те­перь эта прог­рамма (к при­меру, мо­дель по­веде­ния, от­но­шение или эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние), как и по­ложе­но, бу­дет за­пус­кать­ся ав­то­мати­чес­ки.

Итак, мы под­го­тови­ли свой мозг к но­вым со­быти­ям, и — ву­аля! — те­перь ра­зум го­тов к пе­рехо­ду на но­вый уро­вень. Ког­да мы из­ме­ня­ем ра­зум, ме­ня­ет­ся и мозг; ког­да мы ме­ня­ем мозг, ме­ня­ет­ся и ра­зум.

И ког­да при­дет вре­мя про­явить вер­ность сво­ему иде­алу воп­ре­ки внеш­ним оп­ро­вер­же­ни­ям, мы впол­не спра­вим­ся с этой за­дачей и бу­дем го­товы мыс­лить и дей­ство­вать по-но­вому. Са­мое глав­ное — сох­ра­нять твер­дую, не­поко­леби­мую уве­рен­ность в ре­аль­ность бу­дуще­го. И чем де­таль­нее вы пред­став­ля­ете свое по­веде­ние при нас­тупле­нии же­ла­емо­го со­бытия, тем про­ще вам бу­дет пе­рей­ти на но­вый уро­вень су­щес­тво­вания.

Итак, го­товы ли вы по­верить в бу­дущее, ко­торо­го нель­зя ни уви­деть, ни ощу­тить, но о ко­тором вы ду­мали столь­ко раз, что в ней­рон­ной струк­ту­ре моз­га уже от­ра­жен же­ла­емый опыт, хо­тя со­бытие не про­изош­ло? Ес­ли вы от­ве­тили ут­верди­тель­но, зна­чит, из ле­топи­си прош­ло­го ваш мозг прев­ра­тил­ся в кар­ту бу­дуще­го.

Те­перь вы зна­ете, что мы в си­лах из­ме­нить свой мозг, на­чав ду­мать по-но­вому. Но нас­коль­ко ре­аль­но про­из­вести ана­логич­ные из­ме­нения на уров­не те­ла, что­бы и оно за­ранее ис­пы­тало ощу­щение от же­ла­емо­го со­бытия? Не­уже­ли ра­зум столь мо­гущес­твен? Ско­ро вы убе­дитесь в этом са­ми.

Date: 2016-11-17; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию