Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как метода воспитания
Выявлены возможности конфликтной ситуации как метода воспитания в диагностике и формировании социально значимых качеств в основных сферах индивидуальности, показаны особенности применения данного метода.
Одним из условий успешного решения задач развития индивидуальности школьника в условиях конфликтных ситуаций является конфликтологическая компетентность педагога. В качестве одного из ее элементов рассматривается знание учителем воспитательных возможностей стихийных и моделируемых конфликтных ситуаций и умение их использовать. Проблема взаимодействия педагога и учащихся является одной из наиболее острых проблем современной школы. В последние годы отношения между учителями и учащимися стали значительно сложнее и напряженнее, нередко носят конфликтный характер (М.М. Рыбакова). Под конфликтологической компетентностью понимается система знаний, умений, навыков по предупреждению, управлению и разрешению конфликтов (5). Одним из ее значимых элементов является умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов (1). Применительно к педагогической практике данный элемент предполагает знание и умение использовать адекватно конкретным условиям обучающие, развивающие и воспитательные возможности стихийных и моделируемых конфликтных ситуаций. Обратимся к воспитательным возможностям конфликтных ситуаций, их месту в системе методов и средств воспитания. Под воспитательными возможностями конфликтных ситуаций мы понимаем те их свойства и стороны, которые при определенных условиях могут способствовать формированию устойчивых личностных качеств учащихся. Воспитательные возможности конфликтных ситуаций отмечают Б.Т. Лихачев, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова, Б.И. Хасан. Определение места конфликтной ситуации в системе методов и средств воспитания затрудняется отсутствием в теории их четкого разделения. Поэтому вопрос о категориальной принадлежности конфликтной ситуации требует более глубокого теоретического исследования. В данной работе вслед за Б.Т. Лихачевым мы рассматриваем конфликтную ситуацию в качестве метода воспитания. Заметим, что термин «метод конфликтных ситуаций» используется нами как краткий эквивалент более полного названия – «метод организации деятельности и поведения детей в условиях конфликтной ситуации» (по аналогии с методом воспитывающих ситуаций). Конфликтная ситуация рассматривается как один из вариантов реализации метода воспитывающих ситуаций (В.В. Воронов) либо выделяется в качестве самостоятельного метода воспитания (Б.Т. Лихачев). Сущность конфликтной ситуации в качестве метода воспитания можно определить как использование в педагогических целях стихийно возникающих и разрешающихся в острой форме противоречий в деловых и нравственных отношениях детей (2). Мы считаем, что данное определение необходимо дополнить, так как в целях воспитания возможно использовать не только стихийно возникающие конфликтные ситуации, но и специально конструировать их для решения задач развития личностных качеств учащихся, коллектива в целом. Основным признаком такой конфликтной ситуации является осознанная деятельность учителя по ее планированию и реализации для достижения каких-либо целей обучения, воспитания, развития школьников. Деятельность учителя в данном случае может идти по двум принципиально разным направлениям. Первое – учитель умышленно создает лишь условия для возникновения конфликтной ситуации, способствует развитию возникшего противоречия в конфликт. То есть в данном случае запрограммированная педагогом ситуация возникает в реальной жизни, взаимоотношениях детей. Варианты реализации данного подхода – это организация дискуссий по каким-либо проблемам (познавательным, нравственным, экологическим и т.д.), создание ситуаций распределения обязанностей, поручений и т.п. Второе направление можно обозначить как драматизацию конфликтной ситуации. Основой данного направления явилась адаптация к решению педагогических задач одного из методов групповой психотерапии, предложенного Д. Морено, – психодрамы. Второй подход к моделированию конфликтных ситуаций может быть реализован в форме «Психологического театра» (4), ролевых игр, тренинговых методик, предполагающих инсценировку, ролевое проигрывание участниками конфликтных ситуаций. Основной функцией метода конфликтных ситуаций является формирование и коррекция коммуникативного опыта воспитанников, навыков поведения в трудных жизненных ситуациях. Самостоятельное преодоление школьниками противоречий, возникающих в сфере межличностных отношений, учебной деятельности способствуют воспитанию уважительного отношения к правам других людей, формированию навыков объективного анализа коллективных и личных отношений. Естественные негативные последствия субъективных эмоциональных конфликтов, проявляющиеся в виде вражды, антипатии, разобщенности, озлобленности, заставляют коллектив активно искать способы их предотвращения. Не только стихийные, но и специально созданные конфликтные ситуации позволяют развивать у школьников умение моделировать свое поведение, сознательно управлять им, предвидеть реакции партнеров, предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, ориентироваться в нестандартных ситуациях общения. Данный метод способствует также развитию толерантности, формированию культуры вербальной и невербальной экспрессии. Большое значение для педагога имеет знание диагностических возможностей конфликтных ситуаций. Конфликты и способы их разрешения учащимися являются индикаторами состояния отношений в коллективе. В конфликтном поведении участников ярко проявляются их нравственные установки: эгоизм и альтруизм, конформизм и принципиальность. Конфликты высвечивают способности детей к самостоятельному принятию решений и преодолению собственных трудностей. Остановимся на некоторых особенностях применения метода конфликтных ситуаций, в частности, на роли учителя. Следует ли учителю вмешиваться в процесс разрешения конфликта между учащимися? Вмешательство педагога необходимо в тех случаях, когда дети не могут сами найти конструктивное решение, конфликтное поведение участников приобретает социально нежелательные формы. Но и в данном случае важным условием эффективности воспитательного воздействия является активное включение педагогом в процесс разрешения конфликта самих ребят. Возможна организация совместного поиска решения участниками конфликта, выступление учителя в роли посредника, помощника, консультанта. Для этого необходимо помочь конфликтующим проанализировать ситуацию, организовать их взаимодействие в приемлемой форме, которое бы позволило им разрешить возникшие противоречия. При систематической работе с конфликтными ситуациями подобным образом происходит перевод внешней организованной педагогом модели поведения во внутренний план личности школьника, формируются необходимые и социально приемлемые коммуникативные навыки. Таким образом, метод конфликтных ситуаций обладает диагностическими и формирующими возможностями. Знание и адекватное использование названных возможностей конфликтной ситуации позволяет педагогу в единстве решать задачи диагностики и формирования социально значимых качеств в основных сферах индивидуальности школьников. ___________________ 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999. 2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1999. 3. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991. 4. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998. 5. Самсонова Н.В. Объективные конфликтогены в развивающем обучении // Творческий рост учителя в развивающем обучении. Калининград, 1999. С.46-49. 6. Хасан Б.И. Психотехника конфликта. Красноярск, 1995.
Date: 2016-11-17; view: 279; Нарушение авторских прав |