Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности конфликтологической





КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

 

Конфликтологическая компетентность рассматривается как компонента профессиональной компетентности специалиста. С позиций акмеологии определены ее личностные и индивидуальные составляющие.

 

Целью любого профессионального образования является дос­тижение профессиональной компетентности специалистов. Для обеспечения процесса формирования конфликтологической компетентности специалиста таможенной службы необходимо определиться с концептуальным обоснованием базового понятия «профессиональная компетентность», исходя из понимания «профес­сиональной компетентности» рассмотреть сущность конфликтологической компетентности. Для этого необходимо получить ответы на вопросы: какие компоненты составляют конфликтологическую компетентность? в чем заключаются их взаимосвязи? какие функции реализует конфликтологическая компетентность в профессиональной компетентности специалиста?

Компетентность до некоторого времени определяли как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Сегодня компетентность чаще обозначают с акмеологических позиций. Профессиональная компетентность в акмеологическом подходе понимается как «профессиональная подготовленность и способность субъекта труда (специа­листа или коллектива) к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельность. Она выступает мерой и основным критерием определения его соответствия требованиям совокупного труда. Каждая из сторон труда (профессио­нальная деятельности, повседневные отношения, сам развивающийся субъект и результаты его труда – производственные, морально-психологическое состояние, дисциплина и другие реализованные функции и задачи) может быть оценена с помощью критериального модуля. Его показателями являются объективно необходимые знания, умения, навыки, а также профессиональные позиции, инди­видуально-психологические особенности (качества)» (3).

Учеными выделены виды профессиональной компетентности: специальная, социальная, личностная, индивидуальная, экстремальная (А.К. Маркова); социально-психологическая, состоящая из коммуникативной, перцептивной (когни­тивной) компетентности, а также знаний в области поведения и взаимодействия людей – межличностная компетентность (В.Г. Горчакова); аутопедагогическая компетентность учителя (О.М. Шиян); компетентность в общении (Л.А. Петровская); конфликтологическая компетентность (А.Я. Анцупов, Л.А. Петровская, Н.В. Самсонова, А.И. Шипилов).

Разработано содержание конфликтологической компетентности, которая рассматривается как одна из составляющих социально-психологической компетентности (от лат. competents – соответствующий, способный) – способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В ее состав входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия (4). Конфликтологическая компетентность включает в себя: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование конструктивного отношения к конфликтам; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов (1). Конфликтологическая компетентность определяется Н.В. Самсоновой как готовность специалиста к решению вероятных конфликтологических задач в процессе профессиональной деятельности (5).

Анализ содержания видов профессиональной компетентности в рассматриваемом аспекте позволяет сделать вывод, что профессиональная компетентность является составной частью профессионализма и реализуется на социальном, личностном и индивидуальном уровнях профессиональной деятельности; данным уровням соответствуют социальная, личностная и индивидуальная компетенции; их сформированность выступает основанием и условием для успешной реализации специальной компетентности; конфликтологическая компетентность относится с социальной компетентностью, включает в себя свойства перцептивной, коммуникативной, межличностной и управленческой компетентностей, реализует прикладные (ситуативные) аспекты специальной профессиональной деятельности. Последняя составляющая, с одной стороны, отличает конфликтологическую компетентность от других видов профессиональной компетентности, с другой стороны, выступает основанием для ее особого выделения в ряду видов профессиональной компетентности.


Таким образом, исходя из обозначенных оснований изучения предмета нашего исследования, а именно: акмеологического подхода в понимании профессиональной компетентности, социально-психологической и прикладной сущности рассматриваемого вида компетентности, конфликтологическая компетентность определяется нами как интегральная характеристика субъективной стороны профессионального труда, качество человека как субъекта труда, сочетание психических свойств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, способность выполнять определенные трудовые функции в ситуациях межличностного конфликта с субъектами профессиональной деятельности.

Перейдем к рассмотрению состава профессиональной компетентности, которая, как уже отмечалось выше, может быть оценена с помощью критериального модуля. Его показатели являются объективно необходимые знания, умения, навыки, а также профессиональные позиции, индивидуально-психологические особенности (качества) специалиста. Какие качества желательны для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления производственных конфликтных ситуаций?

В качестве методологической основы формирования конфликтологической компетентности специалиста таможенной службы выступает концепция педагогики индивидуальности О.С. Гребенюка. Данная концепция реализует идею человековедческой направленности во всех сферах жизнедеятельности, идею формирования человеческого в человеке, а не только и не столько личности и личностных качеств. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практиче­ской, саморегуляции и экзистенциальной.. В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Поскольку именно потребности и производные от них трансформации – мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации и т.п. – представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель, эти потребности следует, по мнению психологов (С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов), рассматривать как ядро индивидуальности, как самую существенную ее характеристику (2).

Принимая во внимание ведущую роль мотивационной сферы в человеческом поведении, при определении индивидуально-психологических характеристик конфликтологической компетентности специалиста в качестве системообразующей будем рассматривать мотивацию конфликта. Сущность мотивации конфликта представлена как система побуждений (потребности, мотивы, цели), вовлекающая или препятствующая вступлению индивида в конфликтное взаимодействие с окружающими, имеющая признаки (психические свойства) в основных сферах индивидуальности. Совокупность психических свойств индивидуальности определена понятием «конфликто­генность». Сформированная конфликтогенность определяет конструктивную мотивацию конфликта, следовательно, итогом конфликтного взаимодействия индивидов будет разрешенное внешнее (межличностный конфликт) и внутреннее (внутриличностный конфликт) противоречие. Таким образом, конфликтологическая компетентность специалиста, включающая развитую конфликтогенность, с одной стороны, выступает как интегральная характеристика субъективной стороны профессионального труда, качество человека как субъекта труда, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, с другой стороны, как способность выполнять определенные трудовые функции в ситуациях межличностного конфликта с субъектами профессиональной деятельности. Такое понимание компетентности соответствует акмеологическим принципам профессионализма.


Рассмотрим выделенные нами согласно концепции педагогики индивидуальности и прогностической модели специалиста профессионально важные качества, составляющие конфликтологическую компетентность специалиста, в интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и предметно-практической сферах. В интеллектуальной – гибкость ума; саногенное мышление; прогностическое мышление, система конфликтологических знаний. В эмоциональной – ситуативная тревожность, адекватная самооценка, уверенность в себе, умение управлять конкретными конфликтными эмоциональными состояниями. В мотивационной – отношение к насилию и ненасилию в отстаивании собственных интересов и позиций, отношение к конфликту как средству разрешения объективного противоречия, свидетельствующего о несовершенстве какого-либо явления, актуализация соответственно природе конфликта тенденций вступления в конфликт или его избегания. В предметно-практической – система умений и навыков для решения вероятных конфликтологических задач, возникающих в процессе производственной деятельности.

Исходными методологическими позициями при выделении конфликтологических задач как вероятностных являются: прогностическая модель специалиста (Б.С. Гершунский, О.С. Гребенюк и др.), ведущее положение в которой принадлежит идее выделения основной системы задач профессиональной деятельности, с которыми встретится будущий специалист; общая теория функциональных систем, основы которой заложены в трудах отечественных ученых (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, К.В. Судаков); теория управления (А.Г. Ананьева, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадриков) и ее основные положения, а также принципы управления конфликтом (А.Б. Добрович, С.В. Ковалев), логика понятийной схемы описания конфликта, предложенная учеными – конфликтологами. Учитывая перечисленные методологические положения, классификация вероятностных конфликтологических задач по управлению конфликтами может быть представлена несколькими группами.

Первая группа задач – вероятностные конфликтологические задачи по диагностике конфликта – имеет целью обеспечение адекватного восприятия конфликтной ситуации (предупреждение искажения образа оппонента, ошибочной оценки реальной ситуации как конфликтной). Они выполняют функцию ориентировки и оценки трудной ситуации профессионального взаимодействия с членами коллектива и участниками внешнеэкономической деятельности, гражданами. Перечислим вероятные конфликтологические задачи по диагностике конфликтной ситуации: оценка природы конфликтной ситуации; анализ конфликтогенов; определение оппонентного круга; определение уровня конфликтогенности оппонентов; выявление ранга оппонентов; определение типа оппонента; определение объекта конфликта; определение типа конфликта; картография конфликта. Для решения данной группы задач специалисту таможенной службы необходимо владеть следующими умениями: наблюдать проявление конфликтогенов; определять по прямым и косвенным признакам природу конфликта, объект конфликта и оппонентный круг, тип оппонента и тип конфликта; составлять картографию конфликта.


Вторая группа – вероятностные конфликтологические задачи по прогнозированию конфликта – имеет цель оптимального выбора последующей конфликтной стратегии. Она включает в себя следующие задачи: оценка факторов развития конфликта, имеющих вероятное влияние на процесс управления конфликтной ситуацией; выявление собственных профессиональных и психофизических возможностей для разрешения конфликтной ситуации; формулирование собственных целей конфликтной деятельности; выбор оптимального конфликтного процесса: предупреждение или разрешение конфликта. Для решения данной группы задач специалисту таможенной службы необходимы следующие умения: наблюдать проявление факторов, имеющих вероятное влияние на развитие возникшей конфликтной ситуации; производить самонаблюдение с целью выявления собственного психофизического состояния в данной конфликтной ситуации; соотносить объект конфликта с системой профессиональных и собственных ценностных ориентаций; сформулировать цель последующей конфликтной деятельности; произвести адекватный произведенному анализу конфликтной ситуации выбор конфликтного стиля.

Третья группа – в ероятностные конфликтологические задачи по предупреждению конфликта – имеет цельюсохранение существующих взаимоотношений с оппонентом и снятие остроты конфликтного противостояния. Перечислим их. Реализация пассивных конфликтных стратегий: уход и приспособление; предупреждение инцидента в собственном конфликтном поведении; предупреждение инцидента со стороны оппонента; корректировка «образа врага»; корректировка поведения оппонента; блокирование действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы оппонентов; нейтрализация действия всего комплекса детерминирующих конфликт факторов; осуществление согласования позиций и интересов оппонентов; разведение конфликтующих сторон. Для решения этой группы задач специалисту таможенной службы необходимы следующие умения: применять приемы профилактической амортизации действий оппонента; использовать психологическую защиту с целью снятия психического напряжения; изменять установку на восприятие трудного человека в профессиональном общении; устанавливать психологический контакт с людьми; вести диалоговое общение; владеть способами разрешения конфликтной ситуации с позиции третьего лица.

Четвертая группа – в ероятностные конфликтологические задачи по стимулированию конструктивных конфликтов – имеет целью возбуждение мотивационной тенденции к обострению объективных конфликтов с профессионально ценностным объектом конфликта и достижению профессионально значимых целей без учета интересов оппонента. К этой группе относятся следующие задачи: реализация активной конфликтной стратегии: соперничество; проявление позитивной инициативы; использование методов прямого действия на оппонента. Для решения этих задач специалист таможенной службы должен уметь: актуализировать инициирующие конфликтные мотивы; вести конструктивный спор, владеть техникой открытого разговора; использовать методы борьбы при наличии препятствующих действий со стороны оппонента в объективных конфликтах.

Пятая группа – в ероятностные конфликтологические задачи по разрешению конфликта – имеет целью достижение профессионально значимых интересов для всех участников конфликта. Перечислим их. Реализация активных конфликтных стратегий: сотрудничество, компромисс; институционализация конфликта, то есть определение правил и норм, ведущих к взаимоприемлемым итогам; легитимизация конфликта, то есть признание оппонентами установленных норм и правил конфликтного поведения и соблюдения их; использование информационных технологий для информационного обеспечения процесса; использование коммуникативных технологий для организации общения оппонентов; использование социально‑психоло­ги­че­ских технологий с целью нейтрализации отрицательных эмоций; использование организационных технологий для организационного воздействия на элементы конфликтной ситуации. Решение данной группы задач возможно при наличии у специалиста таких умений: изменять характеристики элементов конфликтной ситуации (действия с объектом конфликта; изменение отношений оппонент – объект конфликта, оппонент – оппонент); оказывать убеждающее воздействие на оппонентов; использовать приемы конструктивной критики; владение технологией ведения беседы и переговоров.

Знание классификации вероятностных конфликтологических задач по управлению конфликтом, а также владение конкретными умениями и навыками их решения способствуют конфликтологической компетенции специалиста таможенной службы.

___________________

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 491.

2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000. 572 с.

3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. М.: Совершенство, 1998. С.142.

4. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. С.375.

5. Самсонова Н.В. Конфликтологическая подготовка специалистов // Вуз-XXI и культура. Казань: Изд-во КГТУ, 2000. С.38.

 


 

 







Date: 2016-11-17; view: 365; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию