Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Университетский центр Интернет как центр информационной культуры





 

Рассмотрена роль университетского центра Интернет в обучении новым компьютерным технологиям студентов и преподавателей, привития им навыков информационной культуры.

 

В 1999 году в рамках совместного проекта института «Открытое общество» (фонда Сороса) и Правительства РФ был создан центр Интернет Калининградского государственного университета. Цель программы «Университетские центры Интернет» – обеспечение свободного доступа студентов и преподавателей российских вузов к всемирной сети, позволяющей воспользоваться богатейшими ресурсами мировых библиотек, художественных галерей, музеев и архивов, а также получать самую оперативную информацию о мировых новостях из независимых источников. Кроме того, нам представляется перспективным создание на базе УЦИ центра информационной культуры, позволяющего обеспечить пользователей необходимым набором учебно-методических и консультационных средств для овладения методикой работы с ресурсами Интернета, его идеологией, изучение форм поиска и представления информации в Интернете.

В настоящее время большой общественный интерес вызывает феномен взрывообразного развития глобальной компьютерной сети Интернет. Интернет представляет собой удобный в использовании источник разнообразных сведений, качественно меняющий всю систему накопления, хранения, распространения и использования коллективного человеческого опыта. Освоение Интернета – это освоение новой информационной среды со специфическими средствами деятельности в ней. Эти средства позволяют не только оперативно получать информацию, но и развивают мышление, дают человеку возможность по-новому решать творческие задачи, изменять сложившийся стиль мыслительной деятельности.

Для успешного решения проблем, возникающих в процессе информатизации общества, необходимо, на наш взгляд, формировать и развивать информационную культуру личности. И решать эту задачу призвана система непрерывного образования, различные ступени которой также испытывают влияние информатизации. Из всех социальных институтов именно образование является основой социально-экономического и духовного развития любого общества. Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Перед университетским образованием на современном этапе должны быть поставлены задачи разработки методологии, методов и способов соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьютерных технологий, в том числе Интернета, в целях достижения образовательного и развивающего эффекта в становлении личности.

Активное развитие сети Интернет в высших учебных заведениях обусловливает переориентацию (материально-техническую, организационную и психологическую) как студентов, так и преподавателей. При этом в идеале процесс внедрения новых технологий в образовательный процесс среди преподавателей должен опережать соответствующий процесс среди студентов. Однако жизнь показывает, что молодые люди быстрее усваивают интересные технические новшества. Такая ситуация должна мотивировать деятельность администраций вузов к более активной пропаганде среди преподавателей использования новых информационных технологий, в том числе Интернет-технологий, созданию условий для их переподготовки и повышения квалификации.

Исходя из вышесказанного, в работе центра информационной культуры можно выделить две основные задачи:

1) повышение уровня информационной культуры преподавателей;

2) повышение уровня информационной культуры студентов.

Владение технологией рационального использования информационных ресурсов общества является одним из компонентов информационной культуры личности. Интернет обеспечивает быстрый доступ к многочисленным удаленным источникам информации, что делает навыки работы в нем важным компонентом информационной культуры личности.

Большой интерес представляют стандарты информационной грамотности, разработанные Американской библиотечной ассоциацией (см., например: http://www.ala.org/aasl/ip_nine.html). Приведем формулировку одного из них: «Учащийся, обладающий информационной грамотностью, разрабатывает эффективную стратегию поиска информации», при этом он должен идентифицировать потребность в аккуратной и значимой информации, уметь сформулировать вопросы, определить источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять развитию навыков критической и компетентной оценки информации, а также ее структурированию и интеграции с уже имеющимися знаниями, что характерно для американского подхода.


Задача обучения и воспитания активной и самостоятельной творческой личности, действующей в условиях избытка информации, требует не только другой позиции педагога, но и другого педагога. Для этого необходимо создать информационно-образовательное пространство, где все цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретной школы. В мире «избытка информации» наши преподаватели и студенты имеют под рукой неисчерпаемые информационно-методические ресурсы, представляющие новый спектр инструментов и средств для совместной работы педагогов и учащихся. Однако недостаточно передать преподавателям ответственность за результаты учебного процесса, они должны получить средства решения соответствующих педагогических задач. В качестве таких средств выступают современные компьютеры и компьютерные телекоммуникации, радикально изменяющие технологии информационно-методическо­го обеспечения и обработки данных учебно-воспитательного процесса.

Касательно применения новых информационных технологий в образовании можно дать следующее приблизительное объяснение сложившейся ситуации. Первыми людьми, пришедшими в образовательную сеть, стали не педагоги, а «технари» – специалисты по информационным технологиям, имеющие, как правило, весьма отдаленное представление о педагогике, дидактике и связанных с ними образовательных технологиях. В результате мы получили интенсивно развивающуюся техническую систему дистанционных телекоммуникаций с ее весьма скудным образовательным содержанием.

Чтобы существующее положение дел изменилось, требуется время, необходимое для создания особого класса педагогов и ученых сетевого типа. Этот класс специалистов преимущественно будет формироваться из молодых научно-педагогических кадров, способных осуществить сопряжение новейших педагогических и телекоммуникационных технологий. Подготовка педагогических кадров в области дистанционного образования на уровне кандидатов и докторов наук представляется одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня.

Для решения вышеперечисленных задач и создания условий для устойчивого развития информационной культуры наш университет располагает следующими ресурсами.

В состав центра Интернет КГУ входят четыре класса открытого доступа, лаборатория телекоммуникаций и Web-лаборатория. Классы открытого доступа оснащены пятьюдесятью мультимедийными компьютерами производства IBM (Intel Pentium II-350 MHz / 32Mb / 4Gb / 15’). Компьютеры объединены 100-мега­битной сетью и обслуживаются системой серверов Sun ULTRA 450 и 250, IBM RS/6000 (2 сервера) и IBM NETFINITY 5000 (2 сервера). Телекоммуникационный узел УЦИ работает круглосуточно, обеспечивая соединение с провайдером Интернет в Москве (RBNet – Russian Backbone Network – опорная сеть для нужд науки и высшей школы); пропускная способность канала – 256 Кб/с.

Классы открытого доступа работают пять дней в неделю. В каждом классе находится опытный консультант, который всегда готов оказать помощь пользователям в решении сложных вопросов. Организованы система регистрации новых пользователей, статистика посещаемости классов, предусмотрена возможность записи на сеанс в удобное для пользователя время. Каждый прошедший регистрацию помимо доступа в Интернет получает личный адрес электронной почты и возможность создать персональную страничку, размещаемую на Web-сервере центра Интернет. Объем дискового пространства, выделяемый для персональной страницы, составляет 1,5 Мбайта. Периодически по мере набора групп специалисты УЦИ проводят бесплатное обучение начинающих пользователей. Курсы «Навигация в сети Интернет» посетили 463 пользователя классов открытого доступа.


В настоящее время в центре Интернет зарегистрировано более 2,5 тыс. пользователей классов открытого доступа, из которых 166 являются преподавателями.

Техническое оснащение Web-лаборатории позволяет выполнять работы на самом высоком уровне. Есть оборудование для проведения видеопрезентаций и конференций. Основными задачами Web-лаборатории являются: создание и поддержка университетского сайта, где отражены различные сферы деятельности вуза (учебная, научная, международная); создание и поддержка сайта УЦИ, где представлена информация по программам, грантам и конкурсам, проводимым институтом «Открытое общество» (фонда Сороса), статистика посещаемости классов открытого доступа и работы канала связи, база данных по зарегистрированным пользователям и Web-ресурсы пользователей центра Интернет, а также другая информация, связанная с деятельностью УЦИ; создание сайтов организаций науки, культуры, образования и здравоохранения г. Калининграда, а также тематических сайтов, посвященных истории и культуре края.

Для более активного вовлечения преподавателей в процесс использования новых информационных технологий одной из приоритетных задач было подключение преподавательского блока общежития КГУ к сети Интернет, и эта работа уже была завершена.

В период летних каникул 2000 г. действовал компьютерный студенческий клуб, в котором студенты учились представлять информацию в сети. За это время каждый из них создал персональный сервер и принял участие в обсуждении принципов и концепции учебного сервера, на котором уже начато размещение курсов лекций, учебных пособий и методических указаний, подготовленных к изданию преподавателями университета. Результаты можно посмотреть по адресу http://www.albertina.ru в разделах «Электронные публикации» и «Персональ­ные страницы». В результате проделанной работы сформировалась группа студентов, которая в состоянии и далее поддерживать учебный сервер.

Так как в настоящее время университетский канал Интернет не позволяет проводить интерактивное обучение с зарубежными университетами, для обмена большими объемами данных используется FTP-сервер. В дальнейшем рамках международной программы TEMPUS совместно с университетом г. Мальмо (Швеция) сотрудниками УЦИ будет создан свой сервер для проведения курсов дистанционного обучения для студентов экологических специальностей.


Для координации и успешного решения задач по информатизации университета создан Совет по информатизации, основной задачей которого является разработка перспективного плана внедрения прогрессивных форм обучения и его последовательное осуществление.

Существует ряд важных аспектов, создающих особые возможности использования системы Интернет в провинциальных университетах. Это неукомплектованность библиотечного фонда, особенно по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, ограниченные возможности профессионального общения в рамках небольшого города, относительная оторванность от ведущих научных, образовательных и культурных центров страны, поэтому открытие УЦИ сыграло существенную роль в активизации образовательного процесса. Наметим основные направления использования возможностей Интернета в университете.

1. Организация курсов для преподавателей и студентов, знакомящих с возможностями и методикой работы в Интернете. При этом УЦИ является своеобразным центром современных информационных технологий для всей области: здесь проводятся курсы по использованию Интернета для преподавателей средних и высших учебных заведений, учащихся, а также курсы переподготовки для руководящего состава государственных учреждений и промышленных предприятий.

2. Включение в учебные программы ссылок на сайты Интернета, содержащие образовательный материал, а также непосредственное использование этих материалов. Например, применение в качестве иллюстративного материала в курсе культурологии и истории мировой художественной культуры сайтов знаменитых музеев, использование редких публикаций архивных источников, знакомство с только что вышедшими литературными произведениями на языке оригинала и т.д.

3. Ориентация тематики курсовых, дипломных и научных работ на использование информации из Интернета. Следует отметить, что после открытия УЦИ уменьшилось число обращений к межбиблиотечному абонементу. Если раньше студенты-гуманитарии выезжали на преддипломную практику в центральные библиотеки, то теперь Интернет частично снимает необходимость таких поездок.

4. Подключение к Интернету электронных каталогов и фондов научной библиотеки университета.

5. Организация видео- и Интернет-конференций с участием студентов ряда вузов региона. Так, 12 октября 1999 года на базе центра Интернет КГУ была проведена видеоконференция с Махачкалинским университетом. Планируется дальнейшее проведение студенческих научных конференций с использованием Интернета.

Таким образом, работа центра информационной культуры позволяет, во-первых, привлекать к работе в Интернете большое количество студентов, а с другой стороны позволяет преподавателям университета овладевать новыми информационными технологиями. Как показало наше исследование, уровень информационной культуры у активной части контингента университетского центра заметно повысился.

 








Date: 2016-11-17; view: 241; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию