Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система понятий педагогической конфликтологии





Предложена система понятий педагогической конфликтологии, составляющая ее категориальный аппарат. Проанализированы психолого‑пе­дагогические научные исследования с целью выявления тенденций в определении ведущих категорий педагогической конфликтологии.

 

Отказ от идеологической направленности педагогики выявил существование проблемных положений в педагогической теории и практики. Одной из таких проблем является отношение к конфликтам, возникающим между участниками педагогического процесса (обучающиеся и преподаватели, преподаватели и администрация, родители и педагогический коллектив). Традиционно педагогическая наука рассматривала конфликтные ситуации исключительно как нежелательное явление. Развитие конфликтологии в качестве самостоятельной науки также повлияло на интенсификацию конфликтологических исследований в педагогике. Предметом исследования были причины, типы конфликтов, позиции педагогов (Ш.А. Амонашвили, 1984, 1988; М.М. Рыбакова, 1991), природа конфликтно-стрессовых ситуаций в школе (В.И. Журавлев, 1995), мотивация конфликта у школьников (Н.В. Самсонова, 1995), психотехника конфликта (Б.И. Хасан, 1995), методы разрешения педагогических конфликтов (Н.В. Самоукина, 1993), технологии управления педагогическими конфликтами (И.И. Рыданова, 1998; Н.В. Самсонова, 1997) и др. Следует отметить, что конфликтологическая проблематика рассматривалась в контексте более общих проблем, таких, как педагогическое общение, этика труда учителя, трудные дети и вопросы формирования дисциплинированности школьников и др. Исследователи приходят к выводу, что вопросы педагогической конфликтологии относятся к слабо разработанным в отечественной теории.

В связи с вышесказанным важно рассмотреть содержание категориального аппарата педагогической конфликтологии. Необходимо получить ответы на следующие вопросы: какие категории включаются учеными в состав основных конфликтологических понятий и что понимается под ними? В чем состоит педагогическая специфика обозначенных категорий? Каковы же основные категории педагогической конфликтологии как объединенной отрасли педагогики и конфликтологии?

Категориальный аппарат любой науки выполняет существенную функцию. Важность его заключается в том, что именно в категориях и понятиях выражается сущность данной науки, ее объект и предмет. Благодаря сформированному категориальному аппарату данные и факты, полученные в результате исследования объекта и предмета науки, упорядочиваются в форму научной системы. Система понятий включает в себя категории общенаучные (философские), межнаучные и специфические. Такое сочетание объективно отражает существование действительности, ту или иную сферу которой исследует та или иная наука. Определяя основные и периферийные понятия педагогической конфликтологии, логично будет опираться на уже сложившиеся системы конфликтологического и педагогического категориальных аппаратов. В педагогике таковыми являются следующие категории: воспитание, развитие, социализация, формирование, обучение, образование, личность, индивид. В конфликтологии, исходя из объекта и предмета исследования (конфликты в целом и общие закономерности их возникновения, развития и завершения), основные категории определяются посредством понятийной схемы описания конфликтов. Она включает одиннадцать основных категориальных групп: сущность конфликта, его генезис; эволюция конфликта; классификация; структура; динамика; функции; информация в конфликте; предупреждение; разрешение; методы диагностики и исследования конфликта (1). Ведущей идеей в определении категориального аппарата является необходимость межнаучного подхода.

Обратимся к чаще всего рассматриваемым основным конфликтологическим понятиям в педагогических исследованиях. Авторы определяют содержание терминов, с помощью которых описывают выявленные педагогические закономерности. К основным конфликтологическим понятиям относят: межличностное противоречие, конфликт, конфликтная ситуация, объект, субъекты, предмет конфликта, инцидент (6); взаимодействие, отношения, взаимоотношения, педагогическая ситуация, конфликтная ситуация, конфликт (5); ситуация, конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, инцидент, объект и субъект конфликта, конфликтогенность школьного социума (2); педагогический конфликт и его аналоги (противоречие, антагонизм), стресс (4); конфликтная ситуация, оппоненты, объект конфликта, конфликт, педагогический конфликт, конфликтогенность (3). Категория конфликта как философская категория получила достаточное внимание в исследованиях. Наименее слабо представлены категории генезиса и динамики конфликта. Совсем не рассмотрены категории предупреждения и разрешения конфликта. Не нашла своего отражения и педагогическая специфика социального конфликта. Очевидно, что до сих пор не существует достаточно описанной системы основных понятий педагогической конфликтологии. В данной работе предпринята попытка разрешения обозначенного противоречия.

Соотнесение уже упомянутой выше понятийной схемы описания конфликта как основания для структурирования конфликтологических понятий со спецификой педагогической сферы изучения конфликтов позволяет представить категориальный аппарат педагогической конфликтологии следующим образом.

Сущность явления: противоречие, ситуация, конфликтная ситуация, инцидент, конфликт.

Генезис явления: конфликтогенность.

Носители явления: оппонент.

Динамика явления (конфликтные процессы): управление, предупреждение, разрешение.

Поясним содержание представленных понятий:

– противоречие – положение, при котором что-либо одно исключает другое, не совместимое с ним; диалектическое отношение противоположностей, внутренне присущих педагогическим предметам, явлениям и субъектам как источник развития объективного мира и познания;

– ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение; система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность;

– конфликтная ситуация – ситуация, лежащая в основе любого конфликта, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъекты возможного конфликта и его объект; объект конфликта – объективированное противоречие целостного педагогического процесса;

– конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающий в процессе взаимодействия участников педагогического процесса;

– конфликтогенность – совокупность условий возникновения конфликтной ситуации; объективная конфликтогенность – совокупность социальных и структурных причин конфликта; субъективная конфликтогенность – совокупность конфликтогенных свойств индивидуальности субъекта педагогического процесса;

– оппонент – субъект конфликтного взаимодействия в педагогической ситуации;

– инцидент – первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон;

– управление – сознательная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной;

– предупреждение – организация жизнедеятельности субъектов педагогического взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними;

– разрешение – процесс достижения целей целостного педагогического процесса в конфликтном взаимодействии.

Ограничение понятийной схемы описания конфликта четырьмя структурными блоками вызвано стремлением оптимизации идеи межнаучного подхода в конфликтологических исследованиях. Содержание блоков отражает объединенную – педагогическую и конфликтологическую – сущность исследуемой области действительности. Определенные в данной работе категории являются необходимыми и достаточными явлениями, которые будучи частями единого целого (конфликт) неразрывно и органично связаны между собой.

___________________

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999. С.84.

2. Баныкина С.В. Конфликтологическая служба в школе: Автореф. дис... канд. пед. наук. М.: ИПК и ПРНО МО, 1997. С.12.

3. Гребенюк О.С., Самсонова Н.В. Общая педагогика. Раздел 3. Педагогическая конфликтология / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996. С.80-83.

4. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Роспедагентство, 1995. С.52.

5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. С.43.

6. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларуская навука, 1998. С.136.

 


 

 

Г.С. Харханова

Date: 2016-11-17; view: 526; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию