Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
З. Логика и мышление
Здравомыслящий человек стихийно применяет основные приемы умствования, которые научно объясняет логика: суждения, умозаключения, силлогизмы, энтимемы и эпихейремы. Так что Мольер мог указать и этот факт в своей комедии: не только проза, но и логика - норма человека со здравым рассудком. И логика мало что дает полезного для становления рассудочности (здравого смысла). Однако без логики нельзя освоить более развитые приемы умствования, прежде всего, строить доказательства как систему силлогизмов, то есть мыслить диалектически. Их часто подменяют бранью, эмоциями, что прекрасно показано Лукианом в его «Пире». В науке последние средства не решают проблем. Традиционная запись силлогизмов весьма сложна, а поэтому даже исследователи обычно отказываются от построения их цепочек, заменяя выражением «как известно...». Давно назрела необходимость перехода к формализованной записи цепочек силлогизмов, что с древности, известно как построение соритов понятий и других логико-диалектических моделей. В целом, процесс развития мышления можно свести к трем ступеням: РЯДЫ ®СОРИТЫ ®КЛАДОГРАММЫ ┌────────── Ряды категорий давно стали нормой научного понимания. Чаще всего они являются эволюционными последовательностями. Это и есть рациональная форма записи соритов. И. СОРИТЫ ПОНЯТИЙ Исходным для развития способности самостоятельного мышления следует считать ряды категорий. Современная наука широко пользуется ими, не поясняя их функции в теоретическом объяснении объектов. Может быть только И. Кант показал адекватно их значение в науке [17,с.159 и др.]. Важно на основе современных учебных пособий попытаться осознать их значимость для статичного понятийного (категориального) выражения динамики процессов. Ряды - исходное для построения соритов понятий и проявляют сориты при определенных условиях. Сориты - система сокращенных силлогизмов, в которых сказуемое предыдущего предложения является подлежащим последующего предложения. Их обычно записывают формализовано. И вся проблема мышления сводится к тому, чтобы построить сорит интересуемого понятия. Гипотеза сорита получает свое обоснование в системе силлогизмов. Но сам сорит является основанием рядов категорий и к нему доступ рационален от рядов категорий.
Ряды ® сориты ® силлогизмы ® доказательства ® теории
Не пытайтесь понять сущность соритов с помощью современных пособий по логике. Если захотите, то потом разберитесь с ними. Средством для построения соритов являются вышеприведенные рассуждения Сократа, комментарии Альбина, пятое правило для руководства ума Р. Декарта. На основе последних легко построить эволюционные ряды категорий, от которых легко перейти к соритам, а потом и к сложным силлогизмам, доказательствам и теориям. Линейного мышления соритов не достаточно для объяснения сложных объектов, а поэтому на их основе надо перейти к построению иерархических моделей (кладограмм). В то же время следует осознать особенность кладограмм для биологии и возможность использовать синонимичные графические модели других наук [см. далее гипертексты]. Эволюционные ряды фактически проявляют высший способ системной трактовки форм объектов на основе кладизма — кладограмм. Этот прием исследований биологии, прежде всего палеонтологии, сегодня следует считать высшим достижением теоретического объяснения объектов [127]. Эти методологические приемы следует считать всеобщим проявлением практического применения логики и диалектики при понимании объектов. К. ТЕОРИИ Приведенное ранее различие зрения и видения, данное Сократом, указывает на то, что необходимо обеспечить человеку умопостижение, умозрение или теоретическое понимание объекта, что и обеспечивают рядами, соритами и кладограмами. Если человек не может построить их, то он не теоретик и, стало быть, не интеллектуал, не интеллигент. знания ® учения ® теории ┌────── ┌───────────┘ системность практичность Знание - первая форма науки и свидетельствует о практичности высказываемых мнений. Они возникли в древности и породили профессионализм вообще. Учение - комплексное отражение мира, достигнутое религиями. Для нее характерна практичность, которая обычно уживается с фантомными, предельными и прочими заблуждениями. В меру систематизации учения с помощью логики, диалектики и других интеллектуальных средств оно становится теорией. Как же достигнуть постижения разумом и рассудком, но не зрением [«Государство», 529д]? Для этого надо развить свою диалектическую способность [«Государство», 511б]. «... Один лишь диалектический метод придерживается правильного пути: отбрасывая предположения, он подходит к первоначалу с целью его обосновать» [«Государство», 533е]. В результате этого синкретические учения приобретают системность и становятся теорией. Л. ДИАЛОГИ Диалоги возникли в древности. Они многообразны и динамичны. Не любая беседа - диалог. И не любой обмен мнениями - диалог. Разговор ® беседа ® спор ® диалог Для диалога характерна беседа на одну тему, в которой участвуют несколько лиц. Он имеет познавательный характер, его участники стремятся к истине. Истину выясняют серией вопросов и ответов на них. При этом вопросы должны быть четкими и предполагать однозначные ответы на них «да» или «нет». Для этого надо "расчленить выражения" [«Евтидем»]. Выделим следующие основные формы диалогов:
Платон не идеализирует диалоги. Он показывает их ограниченность и те условия, когда к ним следует прибегать. Бессмысленен диалог там, где противоречивы интересы людей, когда один стремится к истине, а другой - к выгоде. СОФИСТИЧЕСКИЕ диалоги - исходная их форма. Софисты учили тому, как с помощью различных приемов, ухищрений доказать оппоненту ложность его мнения, даже если он прав. Зная истину, софист выстраивал такой ряд вопросов, чтобы в их конце оппонент пришел к мнению об ошибочности своего исходного мнения. Софист ловил ответчика «в словесные силки» [«Евтидем», 295д]. Такой тип диалога часто встречается в спорах и используется в судах. Его показал Платон в диалоге «Евтидем». В нем Сократ взялся продемонстрировать слушателям пагубность софистики, провокационно провозгласив свое намерение учиться у софистов. Поразительно, что и сегодня не понимают этой функции Сократа в данном диалоге. Прикинувшись тупицей [«Евтидем», там же], Сократ достиг своей цели. Слушатели получили достаточное понимание того, что софистике не следует учиться. К сожалению, не все из них осознали эту функцию Сократа в данном диалоге и осуждали его за желание учиться у таких людей. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ диалоги обладают определенной структурой, композицией. Возможно выделить их формы. Они состоят из ряда движений мысли. Date: 2016-11-17; view: 257; Нарушение авторских прав |