Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
М. Основные движения
ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Мышление представляет единство различных, строго детерминированных операций по соотнесению понятий, например, суждения, умозаключения, силлогизмы. Мысль - обособленное суждение, а мышление - система мыслей. В связи с этим проблема состоит в том, чтобы выявить основные способы соотнесения мыслей - содержание технологии интеллектуального труда. Аристотель объясняет мышление от простого к сложному, начиная с суждений. Имея в виду важность такого объяснения мысли пойдем обратным способом - от макрокомпозиции мышления к его составным элементам. Диалектическое мышление можно представить, прежде всего, в качестве единства двух ходов мысли в соответствии с пятым правилом для руководства ума Р. Декарта. Рассматривая же наставления Платона по этому вопросу, конкретизируем их следующим образом: мышление ╔════════╩══════════╗ 1. отыскание начала ® 2. систематика ╔═════════╩═══════╗ 1.1. обобщением ® 1.2. историей «Диалектика рассматривает то, чем является всякая вещь, сверху вниз - путем разделения и определения - снизу вверх - путем анализа» [3, с. 441]. Н. ПЕРВОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ Что это? «Большинство людей и не замечает, что не знает сущности того или иного предмета: словно она им уже известна, они не уславливаются о ней в начале рассмотрения, в дальнейшем же ходе этого, естественно, сказывается: они противоречат и самим себе, и друг другу» [«Федр», 237с]. «... В большинстве случаев Сократ хотел выяснить истинный смысл данного слова, который обыкновенно смутно сознавали его собеседники» [110,с.65]. Не только в прошлом, но и сегодня «разговорная речь напоминает песок» [110,с.60] из-за неточности слов, что и ставит проблему необходимости мышления как средства повышения однозначности слов в общении и понимании действительности. Мышление необходимо в том случае, если без него непонятен объект. В таком случае возникает вопрос «что это?». Однако... В повседневной жизни очень многое кажется понятным ввиду зазубренности (запоминания) сведений о нем. На самом деле представления об объектах недостаточно для их понимания. Исходным является концептуальное понимание, которое предполагает уточнение всей системы категорий изучаемого объекта. Для этого необходимо «отыскание начала» или, по Платону, - «восхождение к первоначалу» [«Государство, 511д]. «Из начала необходимо возникает все возникающее, а само оно ни из чего не возникает» [«Федр», 245д]. «... В каждом рассуждении важно избрать сообразное с природой начало» [«Тимей», 29б]. В ХIХ веке Козьма Прутков это выразил так:
ОТЫЩИ ВСЕМУ НАЧАЛО, И ТЫ МНОГОЕ ПОЙМЕШЬ
1.1. ОБОБЩЕНИЕ является исходным способом отыскания начала. В таком случае имеет место индукция. Альбин так писал: «Индукцией называется диалектический метод перехода... от частного к общему» [3,с.442]. К сожалению, это движение мысли тогда не приобрело адекватного значения, а поэтому нужен был гений Ф. Бэкона для того, чтобы придать должное значение изучению эмпирии. Но и гения Ф. Бэкона оказалось недостаточно для того, чтобы общество в должной мере осознало важность этого хода мысли, а поэтому Д.С. Миль разработал соответствующую логику, которая... увы... оказалась пока без дела. Индукция ® эмпиризм ® позитивизм ® прагматизм Платон показал это так: «Первый - это способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения» [«Федр», 265д]. Диалектические диалоги исходят из обыденного рассудка людей, который явно недостаточен для понимания объекта. Как же убедить людей в этом? Для этого задают вопрос «что это?» и получают обычный ответ здравомыслящего человека. Выясняя ограниченность этого ответа, надо задать второй вопрос так, чтобы человек признал недостаточность ранее данного ответа. Он уточняет свой ответ, который снова неполон. Ему снова задают вопрос, который проявляет неполноту его ответа и т.д. Таким образом, диалог продолжают до того времени, пока не получают наиболее общее (по Лосеву - предельное) определение данного объекта (категории, по Аристотелю), которое охватывает все его формы. Тем самым строится «пирамида понятий» как основа теоретического понимания объекта. общее понятие Ý
Ý
частное понятие ───┬───┬───┬────────┬────┬────┬────────── ® ®®объем понятий
Процесс определения понятия происходит при обобщении понятий, т. е. при переходе к более общим понятиям с меньшим содержанием и большим объемом (движение от единичного к всеобщему). Этот процесс завершается всегда относительно выяснением «начала», «конца», «предела», «категории» (здесь эти слова - синонимы). Название представляет собой условный знак, закрепляемый за формой объекта. Проблемы названия понятий рассмотрены Платоном в диалоге «Кратил». Содержание понятия — система свойств объекта, называемого данным понятием. Объем понятия - множество форм объекта, отражаемое данным содержанием понятия. В результате возникает дефиниция на основе «род + вид». Такому определению соответствует наиболее широкий объем понятия.
Содержание понятия содержание понятия объем понятия
объем понятия объем понятия содержание понятия В результате происходит «очищение от заблуждения» [24]. Фактически это представляет индукцию как первое движение мысли: ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ. Таким образом, преодолевается ограниченность обыденного рассудка и создается условие для теоретического понимания объекта. «Это способность, охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления, чтобы определить каждое из них, сделать ясным предмет нашего поучения» [Федр, 25д]. «Лишь с огромным трудом, путем взаимной проверки - имени определением, видимых образов - определением, да к тому же, если это совершается в форме доброжелательного исследования, с помощью беззлобных вопросов и ответов, может просиять разум и родиться понимание каждого предмета в той степени, в какой это доступно для человека»[130,Т.2, с.545]. Но для этого надо «напряженно упражнять душу» [«Государство», 498б]. 1.2. Второй ход мысли при «отыскании начала» называют различно: исторический метод познания, нахождение предшественников. У Альбина он назван вторым видом анализа: «Второй вид анализа таков. Нужно взять искомое в качестве предположения, рассмотреть, что ему предшествует, показать это, восходя от позднейшего к более раннему и доходя до первого и общепризнанного, переходить к искомому путем сопоставления» [3,с.442]. Данное положение Альбина фактически указывает на то же, что 1000 лет спустя написал Р. Декарт в пятом правиле для руководства ума.
Date: 2016-11-17; view: 263; Нарушение авторских прав |