Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
П. Гипертексты (наглядность мышления)
В современной науке возникло понятие гипертекстов на основе осмысления главных тенденций ее развития. Даже не всегда осознавая ее, многие исследователи фактически утверждают новый тип объяснений, доказательств. Гипертекстом можно назвать объяснение объектов на основе единства возможностей вербальных (словесных), математических и графических (схематических, наглядных, иногда говорят «геометрических») средств. Этот тип текстов можно осмыслить с помощью, например, учебников по фундаментальной экономике западных стран. Каждый из этих элементов выполняет свою функцию в таком объяснении объектов. Обратим здесь внимание на функцию схем, логико-диалектических и т.п. моделей, которые призваны обеспечить ОБНАЖЕНИЕ СООТНЕСЕНИЙ ПОНЯТИЙ. При традиционной речи трудно уследить за ходом мысли. В связи с этим Диотима неоднократно говорила Сократу: «Так попытайся же следовать за моей мыслью, насколько можешь» [«Пир», 210а], «Теперь, сказала Диотима, постарайся слушать меня как можно внимательнее» [«Пир», 210е]. А как трудно это достигнуть и сегодня даже ученым мужам для обеспечения теоретичности понимания объекта!
Обычная речь представляет соотнесение понятий. Традиционное выражение этих соотнесений вполне доступно людям со здравым рассудком, но, одновременно чувственно не воспринимаемо, а следовательно требуется длительная тренировка этих способностей. Поэтому наука и практика педагогики пошла по пути обнажения этих соотнесений понятий. Традиционно это делает логика своим формализмом, который весьма важен, но недостаточен. Служат этому также сориты, цепочки слов, схемы, модели и т.п. Комментаторы Платона обычно выражают схемами рассуждения Платона в диалогах. Обратите на это внимание [130,.Т.2, с.с.577,578,585], только имейте в виду, что такой схематизм не адекватен, а поэтому обратите внимание на схематизм в последнем томе Платона [130,Т.4, с.709]. В науке имеются и другие, более выразительные способы схематического обнажения связей, возникающие сейчас в связи со становлением гипертекста - единства графического, математического, вербального объяснения объекта. Схемы, графики, круги и многие другие средства показывают соотнесения понятий. Они детерминируют вербальное объяснение объекта. Надо приучаться представлять идеи наглядно. Такой способ легче, доступнее. Далее этот вопрос специально рассмотрен и дана система графических средств как основа для анализа соотнесений понятий при построении соритов, логико-диалектических моделей при системном или теоретическом понимании объектов. Приведенные в «чистом» виде схемы в некоторой мере синонимичны: они показывают одно и то же, но удобны тем или иным способом, акцентируют те или иные аспекты мышления. В исследовании необходимо одновременно строить все эти схемы. И каждая из них является «полуфабрикатом» единого процесса поиска теоретического объяснения объекта. В результате возникает то, что можно назвать «кантовской моделью», которая обособляет регрессивную и прогрессивную направленность мысли. На схеме ряда категорий ее можно показать стрелкой назад и вперед от среднего элемента [см. 64,с.259]. Фактически же построение рядов возможно на основе многократного «обегания» их в поисках гипотезы решения проблем.
ПЕРВОЕ Народная мудрость настаивает на том, что наставников себе надо выбирать осторожно, поскольку «с кем поведешься, от того и наберешься». Платон первым дал анализ кризиса философии, проявившегося в дискредитации софистики. Он показал причины этого кризиса. С тех пор ситуация не изменилась. Поэтому «не варите камней» [Эриксий, 405б] или «не мечите бисер...». Это бессмысленно.... Философия не стала орудием обучения мышлению и не объясняет истинно само мышление. А поэтому общество и не освоило еще мышления, теоретического понимания объектов. «Исследователи нуждаются в руководителе: без него им не сделать открытий» [Государство, 528в]. В настоящее время наблюдается настоящий разброд мнений, а поэтому очень важно выбирать себе учителей, которые способны развить интеллект, исключить опасности проявления софистики, эклектики, схоластики и других «камней преткновения» на этом пути. ВТОРОЕ Наставления Сократа и Платона содержательны, но недостаточны. Гений Аристотеля позволил разработать специальную науку о мышлении - логику, но и она оказалась недостаточной. Многочисленные комментарии его работ, в том числе Порфирия, Боэция, не изменили в целом положения. Потом за эту работу взялся Р. Декарт, пытался ставить проблему Спиноза, но этого тоже было недостаточно. Кант, Гегель внесли вклад в разработку этой проблемы. Тем не менее, пока нет руководства. Последующая обработка, интеграция достижений всех исследователей, убежден, позволит написать руководство по диалектическому мышлению, что было не по силам Энгельсу (он специально это оговаривал) и чего не сделал Маркс на основе своего замысла, и Ленин. Над этой проблемой надо еще работать и автор надеется на такую возможность. Конечно, может, и другие вдохновятся этой идеей и осуществят ее. В то же время надо осознать, что данную проблему поставил Платон и решали ее почти все классики философии. Диалектика Сократа и Платона породила логику Аристотеля. По этому вопросу накоплено столько противоположных мнений, что в них легко запутаться даже исследователю. В то же время это принципиальный вопрос. Термин «диалектика» старше термина «логика». Потребность в логике возникла из диалектики, что уже было ясно Альбину: «Если Аристотель занят формальной логикой, то это вовсе не для отмены диалектики, а только для выявления в ней самой структуры логических операций» [3,с.54]. Логика Аристотеля является орудием диалектики [см. 110,с.15]. Логика была призвана разработать правила диалектического мышления. Потребности диалектики стали исходными для разработки комплекса правил соотнесения понятий = содержания логики. Диалектика требовала разработки теории доказательства в процессе диалога с тем, чтобы исключить рассуждения типа «в огороде бузина, а в Киеве дядька». «... Логика возникла не для того чтобы способствовать развитию словопрений, а для того, чтобы предупредить их» [75,с.15]. Ее функция — сделать доступной людям со здравым рассудком «технику мышления» [М. Кейнс, Грамши] или технологию интеллектуального труда. Вклад Аристотеля состоял, прежде всего, в разработке аналитики и топики, положившим начало решения поставленной проблемы. Анализ и синтез - основа доказательства, что является конечной целью логики. Однако логика «не очень-то нравится большинству умов, и в ней не видят ничего, кроме шипов, запутанных сетей и силков утонченного умозрения» [17,Т.1,с.278]. «Доказательство - это есть преимущественно орудие философа» [«Государство», 582д]. В связи с этим философы должны адекватно понять саму сущность доказательства. Аристотель стал платоником потому, что посвятил свои главные произведения этому и развил то, что потом назвали «логикой». К сожалению, многие философы перестали быть платониками по причине отрицания диалектики, не могут быть и аристотелевиками - им логика не нужна: они не «приучают свой ум к длинной цепи выводов» [91,Т.2, с. 220]. Отсюда обоснованность утверждения Библии «называя себя мудрыми, обезумели» [«Посл. Римлянам». 1.24-32]. Проблемы красноречия, ораторского искусства поставили проблему разработки риторики. Потребности последней стали исходными для разработки диалектики, топики (раздел риторики о методах), аналитики или в целом логики. Современная наука это рассматривает многообразно в качестве методологии, гносеологии, эпистемологии, когнитологии, эвристики и т.п. К сожалению, пока нет дидактики, педагогики диалектического мышления, которая обеспечила бы право каждого человека на эту способность мышления.
Возникновение термина «логика» привело к вытеснению термина «диалектика», сваре между ними. Восприятие же диалектики («алгебры революции») в качестве оружия борьбы с эксплуатацией привело к яростной борьбе с ней эксплуататорской идеологии. В результате идеологи эксплуататоров не усвоили «наше лучшее орудие труда и наше острейшее оружие» [102,Т.21,с.302]. Началась борьба с рационализмом, интеллектуализмом. Философствование должно стать высшей формой мудрствования, рассудительности, разумения - диалектическим мышлением.
ТРЕТЬЕ Интеллект прогрессирует с древности. Происходят как эволюционные его изменения так и революционные скачки. История этого вопроса сложна и нуждается в специальном исследовании. Отметим только некоторые аспекты. Важной интеллектуальной революцией можно считать вклад Сократа и Платона в развитие способности мыслить. Одновременно происходил прогресс математического мышления. В последующем качественные скачки интеллекта были вызваны многими мыслителями. В становление диалектического мышления внесли свой вклад Ф. Бэкон, Д. Локк, Р. Декарт, Фихте, Кант, Гегель и другие. Назрела необходимость новой интеллектуальной революции - обеспечить сознательное применение логики и диалектики в повседневной жизни, и тем более в науке. Необходимо преодолеть невежество тех, кто исходит из существования профессиональных форм мышления, что свидетельствует о непонимании самой сути мышления. Мышление - едино во всех профессиях. Оно представляет собой детерминированный, операциональный, формализованный процесс действия с понятиями по законам логики и диалектики. Эту способность можно развить с помощью использования образцов мышления, следования принципам и правилам мышления, использования его алгоритмов. «А этот «сухой свет» (логики) неприятен и невыносим для нежной и слабой природы большинства умов. Впрочем, если уж угодно определять каждое явление по степени его достоинства, то следует сказать, что науки, изучающие мышление, безусловно, являются ключом ко всем остальным.... Эти науки являются науками наук» [17,Т.1,с.279]. ЧЕТВЕРТОЕ Громадные усилия исследователей были затрачены на разработку логики. Тем не менее, и сегодня она не стала нормой даже научного сознания, не говоря уже об обыденном. В чем причина такого явления? Софистика была первым вырождением философии, затем последовала эклектика, а сейчас господствует схоластика. Эти негативные явления с точки зрения философов свидетельствуют о трех нерешенных философами проблемах. Их необходимо решить: философия должна учить мыслить (суть софистики) на основе интеграции всех достижений (суть эклектики) и это должно стать содержанием школы (суть схоластики).
Киники давно стали циниками. Анализ истории этого аспекта развития философии требует специальных, громадных усилий. Здесь укажем только на некоторые черты этого процесса. А. Герцен указывал на недостаточность разработки логики Аристотелем с тем, чтобы объективировать процесс мышления, сделать его независимым от субъективности пользователя. «Воззрение Аристотеля не достигло такой наукообразной формы, которая бы, находя все в себе и в методе, поставила бы его независимо от самого Аристотеля; оно не достигло той зрелой самобытности, чтоб совсем оторваться от лица, и, следовательно, не могло перейти во всей полноте к его преемникам, - перейти как такое наследие, которое стоило бы только развивать и вести стройно вперед» [37,с.305]. Иначе осмысливал эту проблему В. Минто [110]. Для него проблема лежит в недостаточной системности трактовки самой логики. Он признавал необходимость гения для решения проблем эволюции логических форм. Он также акцентировал зависимость решения этой проблемы от господствующих принципов общественной жизни, которые определяли характер согласования мыслей.
Первое было требованием греческой философии. «Согласуй свои мысли друг с другом» требовала эпоха Аристотеля» [110,с.15]. Второе стало нормой с подчинением философии религии: «Согласуй свои мысли с авторитетом», требовали средние века» [там же]. Это требование было модифицировано затем принципом: «Согласуй свои мысли с кошельком богатых» и безмозглых партократов всех сортов — диктаторов. Их монополия господствует до настоящего времени, хотя новое время все более требует перехода к согласованию мыслей с фактами [см. 110,с.15]. Так что причин, видимо, много, но главной из них является ненужность господствующей элите согласования мыслей друг с другом и с фактами. Иначе, отсутствует социальный заказ элиты общества на это сильнейшее орудие труда, являющееся основой монистического теоретического объяснения объектов. Соответственно конституировался и академико-научный центр («мозг») общества: остепененные именитости науки стали «собаками на сене» для науки. В результате возник камень преткновения интеллектуального прогресса общества: ортодоксальная смерть логики и диалектики - невежество и зло торжествуют. Педагогика также повинна в интеллектуальном невежестве, монополизирующем общественное сознание. Одновременно она и первая жертва такого невежества. Поэтому не следует недооценивать проблем педагогики, пропаганды, дидактики для развития интеллекта как главной, непосредственной цели всей системы воспитания подрастающего поколения.
Исходным для решения всего множества стоящих проблем может быть превращение логики и диалектики в норму понимания всех объектов с помощью интеллектики. На этой основе только и может быть создана адекватная метанаука. Естественно, проблема требует участия многих исследователей в течение длительного времени. Для этого необходимо объединиться исследователям интеллектики с тем, чтобы развить далее диалектику. ПЯТОЕ Чтение данных рассуждений недостаточно для того, чтобы стать диалектиком. Надо упражняться в построении рядов категорий, соритов, кладограмм на основе приведенных здесь положений. Если их недостаточно, то обратитесь к произведениям Платона и других классиков науки (см. литературу). Попытайтесь диалектически объяснить тот же объект, который объяснял и Платон - любовь. Ответьте теоретически на вопрос «Что такое любовь?» Рекомендация Платона: «Если ты хочешь понять, что я говорю, возьми какой-то один пример и примени его ко всему» [«Государство», 342б]. Определяющее значение практического выполнения умственных операций известно с древней поговорки: «ПРЕТЕРПЕВ, ПОЗНАЕШЬ» или «Горьким опытом дитя учится» [«Пир»,222б] В «Пире» Платона, а также и в ряде других его диалогов, в том числе в «Федре», речь идет о любви. Тема «любви» используется им в качестве средства для обучения мышлению. Теперь надо поменять их местами: диалектическая мудрость должна стать средством для теоретического объяснения любви. Платон содержательно рассматривал саму любовь. В определенной мере можно утверждать, что теория любви дана Платоном, особенно в «Федре». Однако без опережающего овладения диалектическим методом мышления Платона нельзя понять и теории любви, данной им. Конечно, сегодня не следует ограничиваться уровнем объяснения любви Платоном. Тем не менее, интересно и его понимание любви. Особенно это важно в связи с современными трактовками роли любви в жизни общества. В настоящее время наблюдается бум сексуальных опусов. «Либидо» празднует торжество, грозя спидовой и духовной гибелью обществу. П.Д. Успенский в Tertium organum называл любовь орудием отбора, а секс (половое чувство) - орудием вырождения [175]: «У людей любовь - это орудие совершенствования расы. Когда из поколения в поколение люди любят, т.е. ищут красоты, чувства, взаимности, то они вырабатывают тип, ищущий любви и способный на любовь, тип, эволюционизирующий, восходящий. Когда из поколения в поколение люди сходятся, как попало, без любви, без красоты, без чувства, без взаимности или по соображениям, посторонним любви, из расчета, из экономических выгод, в интересах «дела» или «хозяйства», то они теряют инстинкт любви, инстинкт отбора. Вместо «любви» у них вырабатывается «половое чувство», безразличное и не служащее отбору, не только не сохраняющее и не улучшающее породу, но, наоборот, теряющее ее. Тип мельчает, физически и нравственно вырождается». Любовь - орудие ОТБОРА. «Половое чувство» - орудие вырождения.
Любовь <‑‑------------> ненависть ò ò созидание <‑‑----------> разрушение Приведенные положения говорят о том, что диалектика должна вернуть «долг» любви: стать средством ее расцвета, теоретического «оправдания» и объяснения. Любовь должна указать место сексу. А о том, что эта проблема важна, можно осознать с помощью печально известного факта. Один из последних телемостов СССР«США ознаменовался гомерическим хохотом американцев и части наших «прогрессивно настроенных» деятелей, когда гражданка СССР на вопрос о том, «как обстоят дела с сексом», ответила следующим образом: «у нас нет секса». Смех бывает разный. Данный смех свидетельствует о том, что люди не поднялись до уровня теоретического понимания любви и соотнесения любви и «секса». И если исходить из важности этого аспекта жизни общества, то надо попытаться понять ее, ответить на вопрос «что такое любовь?» Средством может быть только диалектика. Не занимаясь специально этим, укажем некоторые аспекты любви. Понять суть можно на основе ряда: эротика ® секс ® любовь
Эротикой называют половые отношения вообще. Они существуют и среди животных. Более того, животные ее формы существуют и среди людей. К ним относится патология. Христианство прокляло патологические формы любви [Библия. Рим.1.24-32], но не положило им конец. Широкое распространение пагубной эротики в ХХ веке чревато не только СПИДом, но и вырождением, гибелью. США становятся центром сексуальной патологии общества. Складывается представление о том, что Россия вознамерилась сейчас «перегнать» Америку в этом отношении.
Нормальная эротика состоит в половой любви представителей разных полов. В простом случае нормальные половые отношения представляют секс. Эта форма эротики является основой проституции, имеющей, как известно, громадное значение в условиях рынка. Секс - одностороннее половое влечение, предоставляемое как товар за плату. Превращение секса в норму рынка - фактор для появления бездуховного общества, которое идет к самоубийству. Любовь - высшая форма эротики, секса. Для нее характерна взаимность. Ксенофонт противопоставляет любовь к душе и телу [81,с.32]. Любовь любовь к душе («душист»)
секс любовь к телу («телист») «... По мере того как проходят цветы молодости, сама собою исчезает и любовь. Но что касается души, то по мере того как она более и более просветляется разумом, она становится более и более достойною любви» [81,с.32]. Деление людей на «телистов» и «душистов» показывает, что они любят - тело или душу человека. Даже если вести речь о плотской любви, то ее содержание весьма сложно. И многое сказано об этом у Платона. В ряде произведений Платона раскрыты основные свойства любви. Особенно это нашло отражение в «Федре». В нем показаны важнейшие свойства любви методом диалектики - восхождением от простого к сложному, от абстрактного объяснения отдельных ее свойств к конкретному объяснению данного явления. Показаны и полезность и взаимность любви, присущая ей исступленность, влечение, одержимость, неистовство. Названных понятий достаточно для того, чтобы построить эволюционный, диалектический ряд, сорит понятия любви как «костяк» («скелет») соответствующей теории. Попытайтесь изложить теорию любви на основе вопроса «что такое любовь?» с помощью произведений Платона и современных авторов. Одновременно вы проверите и свою способность диалектически мыслить.
Date: 2016-11-17; view: 278; Нарушение авторских прав |