Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектика речи алкивиада
Происходя из аристократических родов, обладая «счастливым даром» красоты, по его мнению, [Пир, 217а], пройдя все ступени общественного признания, выучившись у Сократа, Алкивиад не подстраивался под мнение толпы или кого бы то не было. Тем ценнее вложенные в его уста оценки Сократа и посредством него - значимость диалектического мышления как главного достоинства Сократа, его «удивительной силы» [Пир, 216с]. Являясь учеником Сократа, Алкивиад должен был продемонстрировать то, чему он научился. И сделать это надо было содержанием речи, ее структурой. С этим Алкивиад справился блестяще.
Содержание его речи определялось так: — в присутствии Сократа опасно хвалить других, даже Эрота, — тогда ему советуют хвалить Сократа, — для Алкивиада «хвалить Сократа» значит мстить ему, — надо говорить правду, какой бы она ни была, в том числе о странностях Сократа — Алкивиад призывает в свидетели самого Сократа и обязывает его прервать речь, в случае если он будет говорить неправду. Эту идею он еще дважды повторял, но Сократ молчал во время речи Алкивиада, тем самым подтверждая ее правдивость. Мне не хватает способностей воспользоваться богатством родного языка для платоновского комментирования речи Алкивиада и, видимо, всего «Пира» Платона. Конечно, сейчас иное общественное сознание: что тогда можно было выразить одним словом, сейчас требует многих пояснений... «Пир» Платона, в том числе и речь Алкивиада, нельзя понять вне трех уровней ее содержания. Алкивиад говорит о трудоспособности, выносливости, мужестве, смелости Сократа. Совместное участие в войне, спасение Сократом жизни Алкивиада - основание этих его положений. Художник П.В. Басин (1793-1877 г.) написал в 1828 году картину «Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада» [197]. Главные аргументы Алкивиада - духовная красота Сократа, физическая выносливость, социальное лицо Сократа. Все это - весьма важные его характеристики. Но еще более значима его духовная натура, его способность мыслить диалектически, проявляющаяся в его речах. И это для Алкивиада - главный аргумент, который Платон преподносит весьма искусно. Алкивиад «был укушен философскими речами» Сократа, а поэтому ему было важно завоевать признание Сократа. Как ученик, Алкивиад хотел завоевать расположение Сократа. Но чем добиться этого? Сократа не интересовали деньги, оружие. У Алкивиада осталось единственное оружие — любовь. Здесь начинается неприятный для всякого нормального человека сюжет, который и меня обычно отталкивал от таких произведений. Не следует недооценивать и переоценивать его значимость. Использование Платоном этого аспекта жизни было призвано, по моему, дать диалектическому мышлению самый весомый аргумент по своей природе. В целом, Алкивиад сравнивает Сократа: 1. с селенами, сатирами, Марсием 2. указывает на сокровища его души, 3. раскрывает духовную красоту Сократа. Все это, в определенной мере, представляет ступеньки восхождения - «ступеньки уходящей ввысь лестницы» [92,с.120]. Такое развитие мысли и есть не что иное как практическая диалектичность идей - «мысленная лестница понятий» [там же], образец диалектического мышления. При этом очень интересны соображения, которыми руководствовался Алкивиад, о чем он сам говорит в своей речи. По мнению Алкивиада Сократа нельзя сравнивать с обычными людьми: не с кем его сопоставлять [Пир, 221с]. Остается его сопоставлять только с селенами, сатирами, Марсием... Высшее (неисторическое) образование в какой-то мере достаточно для того, чтобы понять нечто, называемое этими словами. В то же время обыденное сознание неисторика подводит: оно неадекватно потребностям понимания речи Алкивиада. Для нас селены, сатиры, Марсий - пустой, хотя и таинственный, звук. Для людей же времени Платона это были известнейшие субъекты мифа как главной формы общественного сознания. Нам нужно долго объяснять общеизвестные тогда их свойства. Селены завораживали слушателей речами, а Марсий - флейтой... Внешность Марсия непривлекательна. Став флейтистом с помощью божьей флейты, вызвав на соревнование бога Аполлона и погибнув в результате проигрыша, Марсий занял достойное место в мифологии греков. Алкивиад использует ряд свойств Марсия: непривлекательную внешность, дерзостный характер. В отношении первого он заручается молчаливым согласием самого Сократа, говоря ему: «Что ты сходен с селенами внешне, Сократ, этого ты, пожалуй, и сам не станешь оспаривать» [Пир, 215б]. По поводу дерзкого характера Сократа Алкивиад обещает ему найти свидетелей для подтверждения этого его свойства [там же]. Сократ похож на Марсия и силой своего завораживающего влияния на слушателей. «Ты же ничем не отличаешься от Марсия, только достигаешь того же самого без всяких инструментов, одними речами». Платон мог бы указать и схожесть их судьбы: Марсия убил бог Аполлон, а Сократа - «демократы». Марсий, сатиры, селены... Почитайте о них в мифах, легендах... Учтите, к тому же и такой факт жизни в древней Греции. Этих мифологических субъектов часто рисовали [посмотрите, например, изображение Марсия [85]), делали их скульптуры. Видимо было «модно» тогда использовать внешний облик селен для изготовления своеобразных футляров (шкатулок) для хранения изваяний богов. Такое изделие было полым, в нем была дверца и можно было хранить в нем скульптуры богов. Таким образом, Платон показывал различие внешнего и внутреннего у этих селеноподобных шкатулок. Этот образ Алкивиад использовал для разъяснения двойственности сначала Сократа, а затем его речей. Иначе, этот образ проявляет главный закон диалектического мышления - единство противоположностей. Думаю, что такой двойственностью характеризуется и сам «Пир» Платона.
Не берусь пересказывать эти элементы речи Алкивиада: их надо читать самим. Алкивиад показывает «божественность речей» Сократа [Пир, 222а], его воздействие на слушателей, удивительную силу духа Сократа. Как трудно раскрыть и заглянуть внутрь речей Сократа и обособить в них явление и сущность, видимость и действительность, внешнее и внутреннее.... ИСКУШЕНИЕ СОКРАТА Алкивиад оценивал свою речь как «мщение» Сократу за то, что он отверг предложенное ему вожделение. Дальнейшее повествование касается того, как Алкивиад потерял свое единственное оружие в борьбе за внимание Сократа: «то оружие, которым единственно я рассчитывал пленить его, ускользнуло от меня». Исходя из распространенных тогда мнений о любви стариков к юношам, Алкивиад попытался завоевать признание Сократа удовлетворением его плотских похотей. Сократ парировал это предложение Алкивиада весьма любопытным образом: это не выгодно ему - поменять свою душевную красоту на внешнюю миловидность его ученика или, как еще было им сказано: невыгодно менять золото на медь. Сократ ценил «красоту души выше, чем красоту тела». В соответствии с господствовавшими тогда обычаями дети богатых всегда ходили с наставниками, что предотвращало развращение молодых. Алкивиад начал с того, что удалил слугу, в присутствии которого он постоянно бывал, чтобы Сократ мог польститься на него, но это не сработало. Тогда он выбрал более действенное средство: стал с ним заниматься гимнастикой, что, несомненно, возбуждает человека. Но и это не изменило Сократа. Тогда он «пошел напролом», что, в свою очередь, состояло из трех приступов. Прежде всего, он предложил поужинать вместе наедине. Когда это оказалось безрезультатным, тогда он сделал так, что им пришлось ночевать наедине в одной комнате. Наконец, он лег в его постель, и они проспали вместе. И тот же результат. Его самолюбие было уязвлено, а поэтому он «мстил» такими подробностями своему учителю, что одновременно было максимальной его похвалой. Поскольку Сократ молчал, то сказанное Алкивиадом соответствовало действительности, было правдой, а для Сократа это главное. Здесь же важно другое: композиция технологии мышления. Искушение ╔═════════════╬═════════════╗ беседой ®гимнастическими ®«идти на пролом» наедине занятиями ╔═══════╬═════════╗ ужином ®ночевкой ®в одной постели
ПЛАТОН И АРИСТОКЛ Платон известен, как Платон, т. е. своим прозвищем. Его настоящее имя - Аристокл, а ставшее его собственным именем прозвище означает его физическую характеристику: «Платон = «широкогрудый». Нечто аналогичное произошло и с его главным духовным наследством: оно осталось неизвестным народу, как и его собственное имя. Некоторые комментаторы приписывали Платону много негативных идей, гипертрофируя те или иные аспекты его произведений, вырывая их из единого целого - его духовного наследия. На него нападают с разных сторон. Поскольку же игнорируют его вклад в теорию диалектического мышления, то тем самым делают беспочвенными все обвинения против него. В работах Платона вырисовываются следующие главные идеи: 1 речь ®общение ®справедливость ®счастье Все люди стремятся к счастью [Евтидем, 282с]. Счастье, справедливость зависят от общения, а последнее - от речи. Для этого надо постигнуть природу речи, которая проявляет ум и мышление людей [Федр, 269е, 270а]. Для тех, кто понимает, это характерно стремлением стать мудрым [Евтидем, 282б], а поэтому они исходят из необходимости философствовать [Евтидем, 282д]. Простейшим способом философствования было изучение риторики, т. е. науки о речи. В других произведениях Платона много сказано и позитивного, и негативного о тогдашней риторике. И сегодня риторика как наука не потеряла своего значения. Платон поставил проблему разработки теории, которая обосновала бы красноречие и обучение ему. Такой теорией могла быть только наука о мышлении. И основы ее заложены Платоном, а затем выражены Аристотелем в аналитике и топике, названными позднее логикой. Логика и диалектика - науки о мышлении. Но они так и не решили стоящие перед ними проблемы. До настоящего времени эта проблема не решена. Поэтому проблема интеллектики как более фундаментальной науки по сравнению с логикой и диалектикой - «помирить» их. Конечно, сама интеллектика не может быть представлена в единой форме, и то, что существует сегодня - всего лишь ее начало. В целом, постановка проблемы включает следующие ступени движения мысли по Р. Декарту:
проблема ╔══════╬════════╗ речь® общение ®справедливость ╔═════════╬════════╗ интеллектика ®логика ®риторика ╔════╬════╗ 1 ®2 ® 3
Решив проблемы интеллектики, можно попытаться написать наставление по диалектическому мышлению только на основе тех положений, которые высказаны в работах Платона. Следует использовать примеры его диалектического мышления в качестве образцов. Весьма важно применять и его педагогические идеи, которых весьма много и которые не в полной мере стали нормой современной педагогики. Все это требует усилий, но плодотворность этих усилий зависит от опережающего овладения диалектическим мышлением с помощью интеллектики. Самым простым способом этого можно считать подражание объяснению Платоном любви в «Пире». Поскольку же, вероятно, не все смогут просто подражать композиции диалектического мышления с помощью его образца в «Пире», то попытаемся пересказать сверхкратко основные наставления Платона из всех его произведений. (Сожалею об относительности понимания этого аспекта духовного наследства Платона и уповаю на то, что, может быть, кто-либо пойдет этим путем и более полно отразит эти его идеи).
НАСТАВЛЕНИЯ ДИОТИМЫ Платон обычно пишет от лица Сократа. Но в «Пире» рекомендации по диалектическому мышлению вложены Сократом в уста Диотимы = богочтимой, божественной. ДИОТИМА ®СОКРАТ ®ПЛАТОН Не просто пересказать позитивно рекомендации по диалектическому мышлению Платона. Надо учесть очень многое из его духовного наследства. Не повторяя уже приведенных идей Платона и основываясь на них, выскажем в целом его позицию. 1. 2.3.23. А. ПЕДАГОГИКА ПЛАТОНА Платон считал, что научиться мыслить может не всякий. Для этого надо опережающе развить свое тело физическим трудом, гимнастикой, а затем душу [Государство, 535 с‑д]. «- Прежде всего, у того, кто за нее (т.е. философию - ВАГ) берется, не должно хромать трудолюбие» [Государство, 535д] ТРУЖЕНИК ®ТРУДОЛЮБ ®ТРУДОГОЛИК ╔════════ Чем большее значение имеет труд для человека, тем более он готов для того, чтобы воспринять технологию высшей формы труда - интеллектуального. Чем богаче человек, тем менее вероятно овладение им диалектическим мышлением так как он постарается избежать «заковыристых слов» и предпочтет «что-нибудь позавлекательнее», как это выразил господин Журден в пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве». Их неспособность хорошо показал Платон в Апологии Сократа в качестве «прежних обвинителей» [см: 23е-д], ставших инициаторами осуждения на смерть Сократа. Необходимо изучать искусство и науку. Воспитание должно быть дифференцированным в зависимости от склонностей и одаренности детей. Нужна практическая проверка задатков, достигнутого уровня обученности. Отбор должен быть жестким. На определенном уровне следует начинать обучать добродетели, развивать менталитет или умственные способности вообще, прежде всего, эрудицию. И только в 30 лет [Государство, 537д] следует начинать развивать диалектику, т.е. интеллект или способность мыслить самостоятельно. Принимая безоговорочно педагогику Платона, не могу согласится с этим его положением: диалектике, как и математике, надо учить с детства, пропедевтически. Обучение мышлению не есть обучение ораторству. Не следует опережающе развивать способность говорить, это может привести к негативным последствиям. «Разве не будет одной из постоянных мер предосторожности не допускать, чтобы вкус в рассуждениях появлялся смолоду» [Государство, 537д]. Это положение Платона соответствует изречениям древних греческих философов:
НЕ ПОЗВОЛЯТЬ ЯЗЫКУ ОПЕРЕЖАТЬ РАЗУМ
Интересны положения Цицерона о соотнесении философии и риторики. Широко распространилось мнение о том, что философия ищет истину, а риторика - как ее исказить. Нетрудолюбивого человека бессмысленно учить мыслить. Не помогут никакие софистические ухищрения тем, кто убежал от упражнений в науке, с помощью которых прививают «сноровку» в труде, в том числе и в интеллектуальном [Протагор, 318б]. Дидактика также представлена Платоном в качестве сложного, трудоемкого процесса [Федр, 228а-е]: необходимо прослушать идею много раз, повторить узнанное, в том числе и «вытвердив это сочинение наизусть», записать его и поупражняться в применении рекомендаций на основе других объектов. Date: 2016-11-17; view: 927; Нарушение авторских прав |