Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Как парменид учил Сократа мыслить





Мно­гие во­про­сы пе­да­го­ги­ки из­ло­же­ны Пла­то­ном в диа­ло­ге «Пар­ме­нид», ко­то­рый по­ка­зы­ва­ет как Пар­ме­нид учил юного Со­кра­та диа­лек­ти­че­ско­му мыш­лению.

— «Фи­ло­со­фия еще не за­вла­де­ла то­бой все­це­ло» [130е]

— «по мо­ло­до­сти, еще слиш­ком счи­та­ешь­ся с мне­ни­ем лю­дей»

[там же]

— по­сте­пен­ность вос­пи­та­ния диа­лек­ти­че­ско­го ин­тел­лекта

— не­об­хо­ди­мость «ис­клю­чи­те­ль­ной да­ро­ви­то­сти» [135а]

— опас­ность пре­ждев­ре­мен­но­го опре­де­ле­ния слож­ных объ­ек­тов, в та­ком слу­чае не спа­сет и «бо­же­ствен­ное рве­ние к рас­су­жде­ни­ям» [135д]

— по­вер­хно­ст­ность по­ни­ма­ния ска­зан­но­го, ког­да «ис­тин­ный смысл со­чи­не­ния»[128с] не вос­при­ни­ма­ет­ся по­то­му, что он мо­жет быть по­нят то­ль­ко на уров­не под­текста

— про­ти­во­ре­чи­вость текс­та не яв­ля­ет­ся его не­до­стат­ком, а мо­жет быть средс­твом по­сти­же­ния ис­ти­ны - по­ис­ка то­го «ку­да на­пра­вить свою мысль» [135с] с тем, что­бы не «уни­что­жать вся­кую воз­мож­ность рас­су­ждать» [там же]

— не­до­ста­ток упражнений на рас­су­жде­ния или «пус­то­сло­вия» по мне­нию не­фи­ло­со­фов, что яв­ля­ют­ся усло­ви­ем вы­ра­бо­тки спо­соб­но­сти мыш­ле­ния, ко­то­рое не по­зво­ля­ет уско­ль­знуть ис­ти­не [135д]

«Ка­ким же спо­со­бом сле­ду­ет упраж­ня­ть­ся, Пар­ме­нид? - спро­сил Со­крат». Пар­ме­нид от­ве­тил: «Об этом ты слы­шал от Зе­но­на...». Рас­кры­вая по­ло­же­ния Зе­но­на, Пар­ме­нид по­ка­зал то, как на­до учи­ть­ся мыс­лить - упраж­ня­ть­ся в рас­су­жде­нии или как усво­ить «спо­соб рас­су­жде­ния» [13а‑в]. Речь шла о том, что сле­ду­ет рас­смо­треть обо­сно­ван­ность про­ти­во­ре­чи­вых идей с це­лью вы­яс­не­ния их ис­тин­но­сти. То­ль­ко та­ким пу­тем мож­но «по­упраж­ня­вшись над­ле­жа­щим об­ра­зом в этих ве­щах, осно­ва­те­ль­но про­зреть ис­ти­ну» [136с]. На это Со­крат от­ве­тил: «Труд­ный ри­су­ешь ты путь, Пар­ме­нид, и я не со­всем его по­ни­маю. Не про­де­лать ли те­бе его са­мо­му на ка­ком-ли­бо при­ме­ре, что­бы мне луч­ше по­нять».

«Тяж­кое бре­мя воз­ла­га­ешь ты, Со­крат, на ста­ри­ка, - от­ве­тил Пар­ме­нид». В кон­це концов, Пар­ме­нид ил­лю­стри­ру­ет та­кой спо­соб рас­су­жде­ний на при­ме­ре диа­лек­ти­ки еди­но­го и мно­го­го. И все его по­ло­же­ния по дан­но­му во­про­су сле­ду­ет оце­ни­вать то­ль­ко как средс­тва, ко­то­рые ил­лю­стри­ру­ют та­кой спо­соб мыш­ле­ния. Они мо­гут быть за­блуж­де­ни­ем, про­ти­во­ре­чи­ями, но не это глав­ное, а ме­тод мыш­ле­ния, ко­то­рый не по­те­рял зна­че­ния и по на­сто­ящее вре­мя и фак­ти­че­ски не стал нор­мой да­же ис­сле­до­ва­телей.

 

В. ОРУДИЕ ДОБРА

Об­щес­твен­ная жизнь есть бо­рь­ба до­бра со злом. Ору­жи­ем зла бы­ли и оста­ют­ся ложь, кле­ве­та, обол­ва­ни­ва­ние лю­дей, от­вле­че­ние их от то­го, что то­ль­ко и спа­сет их, по­зво­лит осво­бо­ди­ть­ся от гра­бе­жа во всех его фор­мах. «Об­ман и си­ла - вот ору­дие злых» [42]. Ору­жи­ем до­бра яв­ля­ет­ся мен­та­ли­тет на раз­ных уров­нях его раз­вития:

ум ® менталитет ® интеллект

Ум существует и у животных. Менталитет - специфический ум людей, который состоит из эрудиции и интеллекта. Интеллект - умение, способность познавать. В свою очередь выделим такие его уровни:

Интеллект ┌───┴───┐ здравомыслие ® мышление ┌───┴───┐ разумность ® рассудительность

Ум существует у жи­вот­ных и им на­де­лен каж­дый нор­ма­ль­ный, разумный че­ло­век при опре­де­лен­ных усло­ви­ях жиз­ни. Более слож­ные фор­мы ума пред­став­ля­ют мен­та­ли­тет, ис­ход­ной фор­мой ко­то­ро­го мож­но счи­тать разумность, со­об­ра­зи­те­ль­ность как ин­ту­ити­вное яв­ле­ние пси­хи­ки. Бо­лее раз­ви­тые лю­ди пе­ре­ни­ма­ют прак­ти­кой жиз­ни рассудительность, что про­яв­ля­ет­ся в на­ли­чии здра­во­го смыс­ла. Раз­ви­тие рас­су­ди­те­ль­но­сти по­рож­да­ет муд­рость, что мо­жет быть ре­зу­ль­та­том сти­хий­ных об­сто­ятельств [«до­мо­ро­щен­ная муд­рость», Федр, 229е] или спе­ци­аль­но­го обу­чения. Муд­рость огра­ни­че­на ге­ни­аль­но­стью субъ­ек­та и ве­сь­ма ред­ка в об­щес­тве. Не лю­бая се­дая бо­ро­да сви­де­те­льс­тву­ет о муд­ро­сти ее но­си­те­ля. Муд­рость са­мо­де­яте­ль­на по про­ис­хо­жде­нию и сти­хий­на. Об­ра­зо­ва­ние не ве­дет к ней, са­мо по се­бе, бо­лее то­го час­то ста­но­вит­ся кам­нем пре­ткно­ве­ния для нее. Ес­те­ствен­ный от­бор без­жа­ло­стен и мно­го пре­тен­ден­тов на муд­рость по­ги­ба­ет из-за ошибок. Мышление возникает на основе специального обучения умению (технологии) умствования, рассудительности. Оно - высшая форма интеллекта и тем самым менталитета, ума.

 







Date: 2016-11-17; view: 236; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию