Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рекомендации и образцы мышления
Мышление — основная форма интеллектуального труда. Условием мышления является осмысление его, что возможно на разных уровнях:
«Анатомия» мышления состоит в объяснении состава данного труда - его элементов. «Физиология» мышления должна показать его элементы в действии. Технология мышления как интеллектуального труда призвана обеспечить умение практически самому выполнять его алгоритм. Эти уровни мышления возможно осмысливать не последовательно, а только одновременно, пропедевтически. Постепенное овладение элементами детерминации, визуализации, наглядного представления схемами и графиками, символизацией мыследействия является условием умопостижения объектов, в том числе и самого мышления, теоретического понимания «внутреннего строения науки» [17,с.21].
Позитивное объяснение диалектического мышления сводится к показу его алгоритма. Не только тогда, но и сегодня это не осуществлено. Пока нет общепризнанных руководств диалектического мышления. Поэтому ограничиваются показом его принципов. Это весьма важно, но недостаточно для научения мышлению. Использовали и образцы [«образчики», Государство, 557е] такого мышления. Все произведения Платона содержат много положений о различных аспектах диалектического мышления. Весьма важно попытаться их интегрировать в качестве наставления по диалектическому мышлению. Для обучения диалектическому мышлению индивидов надо полагаться не только на отдельные высказывания, но и на образцы такого мышления. Многие диалоги Платона могут быть образцами диалектического мышления. Особое значение в этом плане имеет «Пир». МАГИЧЕСКАЯ СЕМЕРКА В древности некоторые числа имели магическое значение. Семерка — одна из них. Отсюда называли семь чудес света, семь мудрецов. Почти на всех пирах находим семь мудрецов. При этом часто, например, Плутарх, указывает на то, что на пиру было больше мудрецов и говорило больше из них... Во время пира говорили многие, но запомнили только семь речей /(5+1)+1/. Сопоставляя их, можно видеть главную идею «Пира» - образец диалектического объяснения любых явлений. «Пир» построен как образец диалектического мышления посредством восхождения от простого к сложному: даны образцы речей, из которых каждая последующая сложнее предыдущей. Последующий рассказчик показывает достоинства /+/ предыдущей речи и одновременно ее ограниченности /‑/, которые пытается преодолеть в своей речи. + — ╔═ + — ╔═════╝ 6 Последовательность речей проявляет макрокомпозицию «Пира». Одновременно внутри ее содержится ряд микрокомпозиций аналогичного объяснения объекта, включая эпизод с икотой. О чем говорят «семь речей на одну и ту же тему» (А. Ф. Лосев)? 7 восхвалений Эрота ╔═══════╩════════╗ 6 в чистом виде ®1 на примере Сократа ╔═══════╩══════╗ 5 другими ®1 Сократом ФЕДР первым объяснял любовь или бога Эрота. Его речь - образец здравомыслящего рассуждения, норма похвальной речи людей со здравым рассудком. Повседневный тип речи включает в себя аргументы мифов. Она краткая и посвящена только достоинствам Эрота. Его главные аргументы - древность Эрота и его благодетельность для людей. ПАВСАНИЙ построил речь на основе философского принципа двойственности Эрота, сосуществовании различных форм любви, из которых одни следует хвалить, другие порицать. Речь Павсания построена на принципах: — многообразие форм объектов; — необходимость их сопоставления; — их упорядочение от простого к сложному. Названные принципы имеют важнейшее значение для понимания сути мышления. В соответствии с этим и построена композиция его речи. В ней можно выделить три ступени при объяснении форм любви. Двойственность Эрота - главный его аргумент. Из этой двойственности он подчеркивает благородность духовной любви, что затем иллюстрирует Алкивиад своим отношением к Сократу. ИКОТА - ЧИХАНИЕ. После Павсания должен был говорить Аристофан. Но к этому моменту на него напала икота. Поэтому он обратился к врачу Эриксимаху с тем, чтобы тот или вылечил его или говорил вместо него. Эриксимах ответил: «Он сделает и то, и другое». Прежде всего, как врач, он сообщил Аристофану рецепт преодоления икоты, который можно показать так: чиханием полосканием ╔════════ Если икота сама не проходит, то ее следует преодолеть задержкой дыхания, а если это не помогает, то полосканием горла. В конечном случае, следует пощекотать в носу чем-либо и чиханием преодолеть ее. Я не знаю современных рецептов преодоления икоты, и названные рецепты, может быть, не системно объяснены. Не это здесь главное. Главное то, что они - последовательные ступеньки преодоления икоты. И сделано это диалектично - так же, как и построена композиция всего произведения. Икоте противопоставлено чихание как средство преодоления. ЭРИКСИМАХ. Продемонстрировав рецептом образец диалектического мышления, т. е. выполнив функцию врача, Эриксимах выполняет свое второе обещание: произносит свою речь о любви. Он акцентирует необходимость завершенности речи, без ограничения только двойственной сути Эрота. Он раздвигает рамки любви, вводит космическое начало в объяснение. По его мнению, Эрот существует не только у людей, но и во всей природе [Пир, 185е-186д]. Он иллюстрирует его многообразие, взаимодополняемость разных начал единого. Он приводит весьма существенное по вопросу положение Гераклита: «раздваиваясь, единое сохраняет единство», что и составляет основу гармонии единого. Это значит, что в его речи содержится попытка обоснования рассматриваемого положения фундаментальными идеями и, прежде всего, законом единства противоположностей. АРИСТОФАН. Преодолев икоту чиханием в соотстветствии с рецептом, он дает собственное объяснение любви. Его икота-чихание, как и его миф о происхождении любви, акцентируют единство противоположностей, т. е. углубляют объяснение первого закона диалектики. В целом, он показывает мощь любви, значение ее для жизни людей, ее атрибутивность для жизни вообще, развитие природы людей, существование различных ее форм, в том числе патологичных... Значимость его речи для меня проблематична. Она как бы выпадает из общей композиции. Ее можно было бы поместить вначале или забыть, как забыты другие речи. Сожалею о том, что не вижу оснований ее данного места в восходящем ряду речей. Может быть, мне что-то в ней непонятно. Домысливая, можно предположить знание Платоном закономерностей педагогики, которые освоены в ХХ веке в качестве проблемного метода. В соответствии с последним в объяснение надо сознательно вносить нарушения логичности с тем, чтобы слушатели не засыпали при чтении, чтобы активизировать их внимательность восприятия. Заставляя мозг читателя критически воспринимать прочитанное, можно добиться его творческого подхода к восприятию идей предшественников и тем самым стать творцом. Найдя ошибку у автора, читатель оживляется, начинает верить в себя... Вероятно, эта речь приведена с тем, чтобы обеспечить осуществление принципа «семеричности», священность которого перешла в философию из мистики. В таком случае проявилась негативность семеричной шаблонности. АГАФОН начинает с того, что говорит: «Но я хочу сначала сказать, как буду говорить, а уже потом говорить». В отличие от предшественников он отделяет дела, дары любви от самой любви и сводит ее к основным свойствам. Как не вспомнить здесь с благодарностью Альбина, комментатора второго века новой эры: «Первым началом диалектики можно считать усмотрение сущности всякой вещи, затем усмотрение ее свойств» [3,с. 441]. В то же время очень важно осознать как это происходит: сущность можно понять только посредством свойств, но понимание сущности лежит в основе овладения свойствами объекта. ┌ <-‑-----------------------┐ Давая содержательное повествование об основных 7 свойствах любви, как позитивных ее признаках (особенно мудрости), Агафон тем самым создает основу для понимания дел Эрота. 1 что такое Эрот® каковы его свойства ®каковы его дела Агафон сводит ответ к анализу свойств рассматриваемого объекта. Это величайшее достижение рационального понимания действительности. Анализ состоит в обособлении свойств, осмыслении их. В то же время не любой анализ свойств оказывается достаточным для истинного ответа на вопрос. Это хорошо иллюстрирует последующая речь Сократа, исходящая из этих свойств любви по Агафону. Тем самым сформулированное Сократом предостережение весьма существенно. Однако его нельзя рассматривать как отрицание анализа свойств объекта при его понимании. Проблема состоит в ином: в нахождении адекватного порядка их рассмотрения. Последнее показывает Сократ в своей речи. СОКРАТ отталкивается от объяснения свойств Эрота Агафоном не для того, чтобы просто их отбросить, хотя первое впечатление сводится к утверждению им обратности всех свойств Эрота по сравнению с тем, что говорил его предшественник. Он оценивает речь своего предшественника, как «блестящую». Сократ показывает недостаточность дихотомных ответов типа ДА «НЕТ и указывает на необходимость посредников между крайностями (триадности). Это величайшая идея, которая много раз затем в истории была дискредитирована и не стала нормой общественного сознания. Невежество «верное представление «понимание Сократ содержательно развивает свой подход, который в полной мере возможно был понятен только его современникам. При этом, как написано в Протагоре, для Сократа важно — исследование вопроса [Протагор, 333с], его речь в «Пире» — образец его исследования, олицетворение его философии [102,Т.1,с.99]. Сократ неоднократно заостряет внимание на том, как строить речь, на невозможности сведения ее не только к достоинствам, но и к показу единства противоположных оценок одного и того же: достоинство может быть одновременно и недостатком. Выявляя множество форм любви, он строит их иерархическую систему, начиная с простейших, переходя затем к духовным формам любви, в том числе к мудрости, науке. Многообразно обращая внимание на ход мышления, он тем самым передает способ, структуру, процедуру, композицию диалектического мышления, как бы говоря: «В мышлении делай, как я». Для этого он обращает внимание на последовательность форм объекта, которая позволила бы восходить, словно по ступенькам, от простого к сложному [Пир, 211с]. Именно этот аспект видится ключевым в позиции Сократа по этому вопросу. Трактовка системности данного объяснения Сократа требует учета многих положений, в том числе комментаторов. Его речь построена, как демонстрация диалектического мышления. В то же время в его речи содержится и самое краткое руководство по диалектическому мышлению: «Начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное» [Пир, 211сд]. Приведенное положение можно даже заучить наизусть в качестве частного случая того, как надо мыслить. Поэтому не торопитесь вперед. Проникнитесь им хотя бы с помощью следующего графика, называемого с древности «лесенкой Аристотеля»
Современная наука игнорирует в целом лесенку как образ развития, предпочитая ей спираль. Это стало камнем преткновения всей науке. В связи с этим обратите внимание на этот образ у древних греков, у последующих теологов, например, название главного труда Иоанна Синайского (лествичника) - «Лествица» («лествица», старославянское слово - лестница). Альбин замечательно комментировал это место как процесс восхождения от ощущаемого к первично умопостигаемому при первой форме анализа объекта. Его трактовку красоты Платоном можно выразить также следующей последовательностью. Красота ╔══════╦═══════╦══════╬═════════╦════════════╗ тела ® души ® обычаев® законов® красоты ®прекрасного
Конечно, возможно предложить и свое название этих уровней движения мысли на примере объяснения красоты. Не это здесь главное, а композиция, процедура мышления... Подойдем к оценке данного положения с иной точки зрения. Перефразируем положение Платона, вложенное им в уста Сократа: — Вы хотите знать какой-либо объект? — поставьте к нему вопрос «что это?», — исходите из динамичности (эволюции) объекта, — исходите из многообразия форм объекта, — пытайтесь усвоить свойства форм объекта, — сопоставлением упорядочите формы объекта, — попытайтесь расположить их от простого к сложному. Уделите должное внимание последним элементам его положения: «переходить к искомому путем сопоставления», что представляет новый «обратный» ход мысли: — объясните сначала простое, т.е. исходную форму объекта, — затем перейдите к объяснению более сложного, указав на его специфику, — идя в этом направлении, объясните все формы объекта, в том числе и непосредственно вас интересующий. При переходе к последующему попытайтесь выявить специфику указанием его признака (существенного, отличительного свойства). С первого раза вы никогда не достигнете правильного соотнесения форм объекта, а поэтому вам придется много раз менять их местами, уточняя исходную гипотезу. Эта работа и будет состоять в построении сорита понятий для теоретического объяснения объекта. Она и станет собственно мышлением. Еще раз повторим. Важно выявить технологию интеллектуального труда, алгоритм мышления. И его показывает Сократ устами Платона в вышеприведенном положении. Его адекватно разъяснил Альбин. Более четко показал его Р. Декарт в пятом правиле для руководства ума [43,Т.1,с.91]:
ПРАВИЛО V ВЕСЬ МЕТОД СОСТОИТ В ПОРЯДКЕ И РАСПОЛОЖЕНИИ ТЕХ ВЕЩЕЙ, НА КОТОРЫЕ НАДО ОБРАТИТЬ ВЗОР УМА, ЧТОБЫ НАЙТИ КАКУЮ-ЛИБО ИСТИНУ. МЫ БУДЕМ СТРОГО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ЕГО, ЕСЛИ ШАГ ЗА ШАГОМ СВЕДЕМ ЗАПУТАННЫЕ И ТЕМНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ К БОЛЕЕ ПРОСТЫМ, А ЗАТЕМ ПОПЫТАЕМСЯ, ИСХОДЯ ИЗ УСМОТРЕНИЯ САМЫХ ПРОСТЫХ, ПОДНЯТЬСЯ ПО ТЕМ ЖЕ СТУПЕНЯМ К ПОЗНАНИЮ ВСЕХ ПРОЧИХ. В приведенном выше положении Платона и его комментарии Альбиным можно видеть предтечу пятого правила для руководства ума Р. Декарта. Но и прошедшие после Декарта 400 лет не изменили положения с диалектическим мышлением - оно не стало нормой общественной жизни. Имеется и другое близкое положение Р. Декарта: «Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу» [43,Т.1,с.260]. Изобразим графически данную идею о макрокомпозиции диалектического мышления 1 о <‑‑-----------> о <‑------> о ╔═════ Платон не просто передает «склад речи» Сократа [Апология Сократа, 17д], но и сам соответственно мыслит, так излагает свои мысли. Не только речь Сократа, но и вся композиция данного произведения построена в соответствии с этим правилом Сократа. И так надо объяснять все объекты. АЛКИВИАД. Пришедший Алкивиад, не слышавший речей, призван придать общую значимость диалектическому мышлению его применением при оценке достоинств самого Сократа. При этом указывается на «божественную» способность Сократа - его способность объяснять. Речь Алкивиада весьма существенна для понимания «Пира», но боюсь, мне не под силу адекватно пересказать в ней то, что нужно.
ЭКЗАМЕН УЧЕНИКА Алкивиад врывается на пир как пьяный дебошир. Для простых людей нашего времени его имя ничего не говорит, хотя в науке всех времен оно выражает определенный образ и фактически возникло алкивиадоведение. При этом его оценки крайние. А. Тойнби называет Алкивиада «рабом собственных страстей» [170.365], для Монтеня он удивительная натура [112,Т.1,с.186], а современные редакторы произведений Монтеня назвали его политическим авантюристом [112,Т.1,с.366]. Алкивиад - не просто очередной восхвалитель, а главный ученик Сократа. Ксенофонт писал о том, что на суде Сократ говорил о своем ученике Алкивиаде. Два произведения Платона названы его именем. Главный источник сведений об Алкивиаде - сравнительные жизнеописания Плутарха. В них можно видеть, что Алкивиад достиг вершин общественного признания в Греции, пройдя ступеньки: полководец ® стратег ® гегемон (демагог)
Date: 2016-11-17; view: 279; Нарушение авторских прав |