Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектического метода
1. Построение диалектических (эволюционных) рядов можно начинать с определения возможных форм познаваемого объекта. Средством их выявления могут быть словари синонимов. Вне диалектического мышления многие близкие, но не тождественные слова трактуются в качестве синонимов. Выявление синонимов позволяет найти некоторые формы объектов. 2. Исторических предшественников объекта можно определить с помощью дефиниций их понятий. Многие определения формируют на основе рода и вида. Родом обычно называют непосредственно менее сложные явления, которые обычно являются и более общими. В таком случае, говорят, например, А есть Б. Это дает основание считать, что Б проще и существовало прежде А. Аналогично надо искать по словарям определение Б и находить его предшественников. 3. Основой диалектической трактовки объекта может быть коллекция его форм. Для диалектического анализа объекта найдите сначала наиболее сложную его форму, а затем - более простую, менее всего отличающуюся от сложной формы. Используйте принцип «наименьшего отличия» от объекта. Осуществление этого принципа ведет к движению от сложной к простой форме объекта - от малого к большему различию форм объекта. Сопоставляя, таким образом, можно убедиться, что формы объекта идут «навстречу» истории развития объекта. 4. Иной вариант диалектического анализа коллекции форм объекта: выявите однородные формы объектов и разложите их отдельно, т.е. сгруппируйте их. Группировка - выявление однородных форм объекта и соединение их в одно множество. Возможны ошибки идентификации некоторых форм объекта. Группировка ставит проблему выяснения сходства и различия групп объектов, что представляет собой их типизацию, определение общего у них. На этой основе идут далее - классифицируют типы, а затем и систематизируют, т. е. располагают их по уровню развития (Прил., рис. 13) 5. Усвоение диалектического мышления зависит от многих факторов. Для этого надо иметь определенную эрудицию, развитость соображения, воображения, ума и т.п. Содействовать этому можно проработкой ряда пособий по биологии, зоологии, ботанике, психологии, педагогике. Начинать желательно с учебных пособий средней школы, включая популярные издания, а потом использовать и учебные пособия для высших учебных заведении, энциклопедии. 6. Желательно использовать и оригинальные произведения классиков науки, прежде всего, по логике, философии. Работы мыслителей прошлого требуют осторожного чтения, использования комментарий к ним, современных работ о них и т.д. Особенно следует изучить ряд работ. Познакомьтесь с работой Энгельса «История винтовки»[102,Т.15,с.201] и постройте лежащую в ее основе диалектическую модель. Изучите объяснение Марксом средств размола зерна и особенно мельниц [102,Т.47,с.407-418], эволюцию форм стоимости [102,Т.23,с.56-80]. Попытайтесь понять самое главное в «Капитале» Маркса - его композицию [102,Т.31,с.154] при ответе на вопрос «что такое капитал?» [102,Т.16,с.215] на основе «скелета» «Капитала» [88,Т.1,с.138; 88,Т.29,с.301]. Имейте в виду, что Маркс опустил первый ход мысли и анализировал «развитие от товара к капиталу» [102,Т.38,с.177]. 7. При чтении исторических работ обращайте внимание на эволюцию объектов как на основу их объяснения, например, воссоздание истории того, на чем писали люди: на скалах, на каменных плитах, на древесной коре, на пальмовых листьях, на восковых, деревянных табличках, на папирусах, кусках полотна, на пергаменте [94]. Экстраполируйте категориальные ряды с учетом последующего развития практики. 8. В повседневной жизни старайтесь понять объекты на основе их эволюции, обращая внимание на изменение их свойств при переходе от одной формы объекта к другой, например, онтогенез индивида: эмбрион, младенец, ребенок, детство, юность, отрочество, молодость, возмужалость, зрелость, старость. 9. В процессе овладения мышлением желательно познакомиться и с работами, которые были написаны специально на его основе, были «пробными камнями» предлагаемой трактовки диалектического мышления (Примеч., п. 4). 10. Учтите и такой факт: современные ученные не способны сознательно применять логику и диалектику, а поэтому не следует консультироваться у них по данному вопросу. Рациональнее воспользоваться идеями прошлых мыслителей. 11. Осмыслите основные ряды категорий на основе схемы (Прил., рис. 9) 12. Учебные упражнения можно дополнить поиском решения проблем науки. В частности, попытайтесь построить сорит математического понятия «логарифм». Могу предложить рассмотреть обоснованность или неприемлемость такой его версии: считалки - счет - сложение - умножение - степени - логарифмы. Может быть он приемлем как основа, но требуются его коррекции? Постройте сорит понятия «ловкость», воспользовавшись книгой (10а), которая, на мой взгляд, результат стихийно диалектического мышления и содержит многое по данному вопросу. Конечно, она написана давно и требует некоторого знакомства с психофизиологией. Эту проблему должны решать профессионалы, но «для себя» вполне можно попытаться определить ее «костяк» и на этой основе, может быть, даже уточнить ТДМ. Главный сорит по данному вопросу, вероятно, является следующим: проворность (инстинктивная) - находчивость (интуитивная) - ловкость (сознательно развитая). Их конкретизация требует особого поиска, в этом вам поможет названная работа. 13. Главная проблема по данному вопросу - системная (иерархическая) трактовка ТДМ на уровнях: n Философской онтологии: субстанция, состояние, сложность, события, соотнесения и т.п. n Кантовской трактовки пространства, протяженности, времени, причинности (каузальности), последовательностей, рядов n Соотнесения понятий «прошлое», история, ретроспектива. История - познанное прошлое на основе прямого изучения его остатков, памяти общества. Ретроспектива - познание (восстановление) прошлого с помощью изучения настоящего, более развитого и законов развития действительности. n Диалектическая логика как всеобщая онтология, исходящая из всеобщих свойств любой развивающейся субстанции, в которой есть единство прошлого, настоящего и будущего, служащее средством понимания действительности процедурой адекватных (аналогичных) ей процессов идейного ее воспроизведения.
Другу жизни А. А. Коневскому
Date: 2016-11-17; view: 255; Нарушение авторских прав |