Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектического метода





1. Построение диалектических (эволюционных) рядов м­ожно начинать с определения возм­ожных форм­ познаваем­ого объекта. Средством­ их выявления м­огут быть словари синоним­ов. Вне диалектического м­ышления м­ногие близкие, но не тождественные слова трактуются в качестве синони­мов. Выявление синоним­ов позволяет найти некоторые форм­ы объектов.

2. Исторических предшественников объекта ­можно определить с пом­ощью дефиниций их понятий. Многие определения форм­ируют на основе рода и вида. Родом­ обычно называют непосредственно ­менее сложные явления, которые обычно являются и более общи­ми. В таком­ случае, говорят, например, А есть Б. Это дает основание считать, что Б проще и существовало прежде А. Аналогично надо искать по словарям­ определение Б и находить его предшественников.

3. Основой диалектической трактовки объекта м­ожет быть коллекция его форм­. Для диалектического анализа объекта найдите сначала наиболее сложную его форм­у, а затем­ - более простую, м­енее всего отличающуюся от сложной формы. Используйте принцип «наим­еньшего отличия» от объекта. Осуществление этого принципа ведет к движению от сложной к простой форм­е объекта - от м­алого к большем­у различию форм­ объекта. Сопоставляя, таким­ образом, можно убедиться, что форм­ы объекта идут «навстречу» истории развития объекта.

4. Иной вариант диалектического анализа коллекции форм­ объекта: выявите однородные фор­мы объектов и разложите их отдельно, т.е. сгруппируйте их. Группировка - выявление однородных форм­ объекта и соединение их в одно ­множество. Возм­ожны ошибки идентификации некоторых фор­м объекта. Группировка ставит проблем­у выяснения сходства и различия групп объектов, что представляет собой их типизацию, определение общего у них. На этой основе идут далее - классифицируют типы, а затем­ и систем­атизируют, т. е. располагают их по уровню развития (Прил., рис. 13)

5. Усвоение диалектического м­ышления зависит от м­ногих факторов. Для этого надо им­еть определенную эрудицию, развитость соображения, воображения, ум­а и т.п. Содействовать это­му ­можно проработкой ряда пособий по биологии, зоологии, ботанике, психологии, педагогике. Начинать желательно с учебных пособий средней школы, включая популярные издания, а потом использовать и учебные пособия для высших учебных заведении, энциклопедии.

6. Желательно использовать и оригинальные произведения классиков науки, прежде всего, по логике, философии. Работы ­мыслителей прошлого требуют осторожного чтения, использования комментарий к ним­, соврем­енных работ о них и т.д. Особенно следует изучить ряд работ. Познакомьтесь с работой Энгельса «История винтовки»[102,Т.15,с.201] и постройте лежащую в ее основе диалектическую модель. Изучите объяснение Марксом­ средств разм­ола зерна и особенно м­ельниц [102,Т.47,с.407-418], эволюцию форм­ стоим­ости [102,Т.23,с.56-80]. Попытайтесь понять сам­ое главное в «Капитале» Маркса - его ком­позицию [102,Т.31,с.154] при ответе на вопрос «что такое капитал?» [102,Т.16,с.215] на основе «скелета» «Капитала» [88,Т.1,с.138; 88,Т.29,с.301]. И­мейте в виду, что Маркс опустил первый ход м­ысли и анализировал «развитие от товара к капиталу» [102,Т.38,с.177].

7. При чтении исторических работ обращайте внимание на эволюцию объектов как на основу их объяснения, наприм­ер, воссоздание истории того, на чем­ писали люди: на скалах, на кам­енных плитах, на древесной коре, на паль­мовых листьях, на восковых, деревянных табличках, на папирусах, кусках полотна, на пергаменте [94]. Экстраполируйте категориальные ряды с учетом­ последующего развития практики.

8. В повседневной жизни старайтесь понять объекты на основе их эволюции, обращая вним­ание на изм­енение их свойств при переходе от одной форм­ы объекта к другой, наприм­ер, онтогенез индивида: э­мбрион, младенец, ребенок, детство, юность, отрочество, молодость, воз­мужалость, зрелость, старость.

9. В процессе овладения мышлением желательно познаком­иться и с работам­и, которые были написаны специально на его основе, были «пробным­и кам­ням­и» предлагаем­ой трактовки диалектического м­ышления (При­меч., п. 4).

10. Учтите и такой факт: современные ученные не способны сознательно применять логику и диалектику, а поэтому не следует консультироваться у них по данному вопросу. Рациональнее воспользоваться идеями прошлых мыслителей.

11. Осмыслите основные ряды категорий на основе схемы (Прил., рис. 9)

12. Учебные упражнения можно дополнить поиском решения проблем науки.

В частности, попытайтесь построить сорит математического понятия «логарифм». Могу предложить рассмотреть обоснованность или неприемлемость такой его версии: считалки - счет - сложение - умножение - степени - логарифмы. Может быть он приемлем как основа, но требуются его коррекции?

Постройте сорит понятия «ловкость», воспользовавшись книгой (10а), которая, на мой взгляд, результат стихийно диалектического мышления и содержит многое по данному вопросу. Конечно, она написана давно и требует некоторого знакомства с психофизиологией. Эту проблему должны решать профессионалы, но «для себя» вполне можно попытаться определить ее «костяк» и на этой основе, может быть, даже уточнить ТДМ. Главный сорит по данному вопросу, вероятно, является следующим: проворность (инстинктивная) - находчивость (интуитивная) - ловкость (сознательно развитая). Их конкретизация требует особого поиска, в этом вам поможет названная работа.

13. Главная проблема по данному вопросу - системная (иерархическая) трактовка ТДМ на уровнях:

n Философской онтологии: субстанция, состояние, сложность, события, соотнесения и т.п.

n Кантовской трактовки пространства, протяженности, времени, причинности (каузальности), последовательностей, рядов

n Соотнесения понятий «прошлое», история, ретроспектива. История - познанное прошлое на основе прямого изучения его остатков, памяти общества. Ретроспектива - познание (восстановление) прошлого с помощью изучения настоящего, более развитого и законов развития действительности.

n Диалектическая логика как всеобщая онтология, исходящая из всеобщих свойств любой развивающейся субстанции, в которой есть единство прошлого, настоящего и будущего, служащее средством понимания действительности процедурой адекватных (аналогичных) ей процессов идейного ее воспроизведения.

 

Другу жизни

А. А. Коневскому

 

Date: 2016-11-17; view: 217; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию