Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили и барьеры в педагогическом общении.





Устойчивая форма способов и средств взаимодействия определяет стиль общения.В нем находят выражение:

1.особенности коммуникативных возможностей учителя

2.характер взаимоотношений учителя с учениками

3.творческая индивидуальность педагога

4.особенности ученического коллектива

Стили общения по С. Д. Смирнова:

-Либеральный стиль - попустительский. Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете педагога и речи быть не может.
- Авторитарный стиль - педагог лаконичен, его тон начальственный, он явно не терпит возражений. В его устах даже благодарность звучит как порицание и команда: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидала от тебя такого!» Такой педагог единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто и с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу. Основные формы его взаимодействия: приказ, указание, выговор и тд

-Демократический стиль - педагог опирается на мнение коллектива, развивает у учащихся самоуправление, учитывает индивидуальные способности. Основные способы общения: просьба, совет, стремление включить всех в активную работу. Такой стиль общения стимулирует уч-ся к успешной познавательной дея-сти.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!" Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.
2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения учитель-ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.
5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный,. дешевый авторитет.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

1 ) модель («Монблан») – преподаватель как бы отстранен от учеников, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты – лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению;

2) модель («Китайская стена») – близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым;

3) модель («Локатор») – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируются в настроении коллектива, концентрирует на них свое внимание;

4) модель («Тетерев») –Педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя: при объяснении нового материала, при опросе уч-ся, в ходе индивидуальных бесед с детьми. Учитель поглащен своими мыслями, идеями, пед задачами, не чувствует партнеров п общению. Опасность этой модели в том, что здесь теряется такая значимая для обучения и воспитания обратная связь в общении, без которой невозможно эффективно управлять учебно-воспитательным процессам.

5) модель («Гамлет») –Учитель мучается сомнениями: правильно ли его понимают, верно ли исталковано то или иное замечание, не обижаются ли т.п. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как они воспринимаются окружающими;

6) модель («Робот») –Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированной работы, не обращая внимания на изменяющиеся обстоятельства, требующие изменения общения

7) модель («Я сам») –Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие формы учебной инициативы. Здесь все исходит от педагога: вопросы, задачи, суждения. В результате снижается инициативность учащихся.

8 ) модель («Приятель») – В системе взаимоотношений преобладают дружеские хар-тики, однако часто возникают проблемы из-за отсутствия необходимой дистанции между педагогом и учащимися.
Нередко на этапе взаимодействия педагога с классом возникают некие «психо­логические барьеры», которые мешают общению, тормозят его и, следовательно, отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и детей.

Барьеры в общениисубъективно переживаемое человеком со­стояние затруднения в реализации планируемого общения вслед­ствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания со­общения, самого партнера и других причин.

Могут быть выделены следующие области затруднений в общении.

1. Этно-социокультурная (у русского народа отвечающий урок ученик смотрит прямо в глаза учителю, а у многих тюркских народов это может быть воспринято как вызов).

2. Статусно-позиционно-ролевая (роль учителя предполагает компетентность, такт и помощь; если это есть в учителе, то барьер может возникнуть из-за незнания и некомпетентности самого ученика; если этого нет, то барьер может возникнуть из-за неоправдавшихся ожиданий ученика).

3. Возрастная область (например, подростки часто считают, что их внутрен­ний мир не доступен взрослому, что взрослые не могут понять интересов под­ростков, их моды и культуры).

4. Область индивидуально-психологических затруднений (затрудняют обще­ние отдельные акцентуации характера, отсутствие или низкий уровень эмоцио­нальной саморегуляции, интроверсия).

5. Деятельностная (так, в педагогической деятельности затруднения могут быть связаны с низкими профессиональными умениями педагога, его дидакти­ческой некомпетентностью).

6. Область межличностных затруднений (например, доминирование одного партнера над другим, антипатия и т. д.).

В педагогическом общении, по мнению В. А. Кан-Калика, могут быть выде­лены следующие наиболее типичные барьеры:

· барьер несовпадения установок —учитель приходит с замыслом интерес­ного урока, увлеченный, а класс равнодушен, несобран, невнимателен, в результа­те неопытный учитель раздражен, нервничает и т. п.;

· барьер боязни класса характерен для начинающих учителей; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к уроку, но сама мысль о непосред­ственном контакте с детьми пугает их, сковывая творческую природу и т. п.;

· барьер отсутствия контакта — учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с учащимися, начина­ет действовать «автономно»;

· барьер сужения функций общения — педагог учитывает только информа­ционные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимоот- ношенческие функции общения;

· барьер негативной установки на класс, которая может формироваться априорно на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе или в результате собственных педагогических неудач;

· барьер прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником;

· барьер боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться и т. п.);

· барьер подражания — молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую инди­видуальность невозможен.

В. А. Кан-Калик предлагает и конкретные пути преодоления психологиче­ских барьеров

1. Попытайтесь зафиксировать, нет ли у вас перечисленных выше барьеров в общении с учащимися.

2. Проанализируйте те стороны вашего общения со школьниками, которые, по вашему мнению, больше всего импонируют им, а также те, которые вызывают неудовлетворенность.

3. В процессе общения со школьниками старайтесь уходить от стереотипов, явно мешающих успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, ди­дактизм и т. д.).

4. Прибегайте к рефлексивным методам анализа своей деятельности («Каким видят меня школьники?»).

5. Старайтесь не выяснять отношения с детьми, а тщательно анализировать, как они развиваются; устраняйте нежелательные элементы, ведущие к образо­ванию барьеров.

Психологические барьеры в общении возникают незаметно, и первое вре­мя могут не осознаваться учителем. Зато школьники воспринимают их сразу. Но если барьер укрепляется, то и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт,

тревогу нервозность. Это состояние становится устойчивым, мешает плодот­ворному контакту с детьми и, в конечном счете, сказывается на различных аспектах жизнедеятельности педагога. Соответственно, осознание и устране­ние барьеров в педагогическом общении — важная задача не только для про­фессиональной деятельности, но и для всей жизни учителя.

 

Date: 2016-11-17; view: 5248; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию