Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стили и барьеры в педагогическом общении.
Устойчивая форма способов и средств взаимодействия определяет стиль общения.В нем находят выражение: 1.особенности коммуникативных возможностей учителя 2.характер взаимоотношений учителя с учениками 3.творческая индивидуальность педагога 4.особенности ученического коллектива Стили общения по С. Д. Смирнова: -Либеральный стиль - попустительский. Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете педагога и речи быть не может. -Демократический стиль - педагог опирается на мнение коллектива, развивает у учащихся самоуправление, учитывает индивидуальные способности. Основные способы общения: просьба, совет, стремление включить всех в активную работу. Такой стиль общения стимулирует уч-ся к успешной познавательной дея-сти. Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения: 1 ) модель («Монблан») – преподаватель как бы отстранен от учеников, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты – лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению; 2) модель («Китайская стена») – близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым; 3) модель («Локатор») – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируются в настроении коллектива, концентрирует на них свое внимание; 4) модель («Тетерев») –Педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя: при объяснении нового материала, при опросе уч-ся, в ходе индивидуальных бесед с детьми. Учитель поглащен своими мыслями, идеями, пед задачами, не чувствует партнеров п общению. Опасность этой модели в том, что здесь теряется такая значимая для обучения и воспитания обратная связь в общении, без которой невозможно эффективно управлять учебно-воспитательным процессам. 5) модель («Гамлет») –Учитель мучается сомнениями: правильно ли его понимают, верно ли исталковано то или иное замечание, не обижаются ли т.п. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как они воспринимаются окружающими; 6) модель («Робот») –Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированной работы, не обращая внимания на изменяющиеся обстоятельства, требующие изменения общения 7) модель («Я сам») –Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие формы учебной инициативы. Здесь все исходит от педагога: вопросы, задачи, суждения. В результате снижается инициативность учащихся. 8 ) модель («Приятель») – В системе взаимоотношений преобладают дружеские хар-тики, однако часто возникают проблемы из-за отсутствия необходимой дистанции между педагогом и учащимися. Барьеры в общении — субъективно переживаемое человеком состояние затруднения в реализации планируемого общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания сообщения, самого партнера и других причин. Могут быть выделены следующие области затруднений в общении. 1. Этно-социокультурная (у русского народа отвечающий урок ученик смотрит прямо в глаза учителю, а у многих тюркских народов это может быть воспринято как вызов). 2. Статусно-позиционно-ролевая (роль учителя предполагает компетентность, такт и помощь; если это есть в учителе, то барьер может возникнуть из-за незнания и некомпетентности самого ученика; если этого нет, то барьер может возникнуть из-за неоправдавшихся ожиданий ученика). 3. Возрастная область (например, подростки часто считают, что их внутренний мир не доступен взрослому, что взрослые не могут понять интересов подростков, их моды и культуры). 4. Область индивидуально-психологических затруднений (затрудняют общение отдельные акцентуации характера, отсутствие или низкий уровень эмоциональной саморегуляции, интроверсия). 5. Деятельностная (так, в педагогической деятельности затруднения могут быть связаны с низкими профессиональными умениями педагога, его дидактической некомпетентностью). 6. Область межличностных затруднений (например, доминирование одного партнера над другим, антипатия и т. д.). В педагогическом общении, по мнению В. А. Кан-Калика, могут быть выделены следующие наиболее типичные барьеры: · барьер несовпадения установок —учитель приходит с замыслом интересного урока, увлеченный, а класс равнодушен, несобран, невнимателен, в результате неопытный учитель раздражен, нервничает и т. п.; · барьер боязни класса характерен для начинающих учителей; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми пугает их, сковывая творческую природу и т. п.; · барьер отсутствия контакта — учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с учащимися, начинает действовать «автономно»; · барьер сужения функций общения — педагог учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимоот- ношенческие функции общения; · барьер негативной установки на класс, которая может формироваться априорно на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе или в результате собственных педагогических неудач; · барьер прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником; · барьер боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться и т. п.); · барьер подражания — молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен. В. А. Кан-Калик предлагает и конкретные пути преодоления психологических барьеров 1. Попытайтесь зафиксировать, нет ли у вас перечисленных выше барьеров в общении с учащимися. 2. Проанализируйте те стороны вашего общения со школьниками, которые, по вашему мнению, больше всего импонируют им, а также те, которые вызывают неудовлетворенность. 3. В процессе общения со школьниками старайтесь уходить от стереотипов, явно мешающих успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и т. д.). 4. Прибегайте к рефлексивным методам анализа своей деятельности («Каким видят меня школьники?»). 5. Старайтесь не выяснять отношения с детьми, а тщательно анализировать, как они развиваются; устраняйте нежелательные элементы, ведущие к образованию барьеров. Психологические барьеры в общении возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться учителем. Зато школьники воспринимают их сразу. Но если барьер укрепляется, то и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт, тревогу нервозность. Это состояние становится устойчивым, мешает плодотворному контакту с детьми и, в конечном счете, сказывается на различных аспектах жизнедеятельности педагога. Соответственно, осознание и устранение барьеров в педагогическом общении — важная задача не только для профессиональной деятельности, но и для всей жизни учителя.
Date: 2016-11-17; view: 5404; Нарушение авторских прав |