Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация учебной деятельности —





совокупность мотивов, побуждающих ученика к целенаправленному и системному усвоению системы знаний, умений, навыков и определяющих интенсивность и направленность осуществляемых учебных действий.

Л И. Божовичвыделяет следующие мотивы:

познавательные мотивы, порождается преимуществен­но самой учебной деятельностью и определяется ее содержанием К познавательной мотивации относятся мотивация содержанием (желание познать новые факты, суть явления), мотивация процессом (интерес к самому процессу уче­ния).

(социальные мотивы) связана с побуждениями, которые порождаются «всей систе­мой отношений, существующих между ребенком, и окружающей действительностью». К социальным мотивам относятся: «статусный мотив» («хочу быть учеником»), мотив хорошей атметки и мотив самоутверждения.

Е. П Ильин рассматривает пять видов:

Мотивы по­лучения знания связаны с познавательными интересами ребенка.

Мотивы получения отметки для младшего школьника — одни из самых действенных. В течение первых двух лет обучения школьники рассматривают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы

мотивы избегания неудачи и мотивы достижения успеха. Мо­ тив избегания неудач присущ как хорошо успевающим, так и плохо успевающим уча­щимся младших классов, но у последних, как правило, он является основным. У детей же с высокой успеваемостью в большей мере выражена мотивация достиже­ния успеха — желание хорошо выполнить задание,

престижная мотива­ция, выражающаяся в соперничестве со способными одноклассниками

М. В. Матюхина делает свою классификацию мотивов, в соответствии с которой выделяют две группы мотивов, в рамках которых мотивы конкретизируются:

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее ре­зультатом и процессом:

1. Мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений).

2. Мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к про­явлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процесс решения трудных задач).

II. Мотивы, связанные с косвенным результатом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1 Широкие социальные мотивы:

а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т. д.;

б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить разви­тие в результате учения)

2. Узколичные мотивы

а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки),

б) престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, за­нять достойное место среди товарищей).

3. Отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнутьсо стороны учителей, родителей одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).

 

44.Особенности ощущения и восприятия младш. шк-ка. Роль «чувственной ступени» в познании.

Процесс познания человека начинается с так называемой «чувственной ступени», когда, благодаря нашим органам чувств, мы непосредственно «соприкасаемся» с окру­жающим миром, накапливая информацию, которая впоследствии позволяет перейти на следующий уровень познания («логическая ступень», определяемая мышлением).

Накопление непосредственной информации о мире возможно благодаря таким познавательным процессам, как ощущение и восприятие.

Ощущения и восприятие иг­рают важнейшую роль в процессе познания.

ОЩУЩЕНИЕ —

отражение отдельных свойств предметов окружающего мира в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств.

Поступая в школу, ребенок имеет достаточно богатый багаж чувственной инфор­мации о мире. Он не только различает цвета, формы, величину предметов и их поло­жение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине Боле того, младший школь­ник способен изменять имеющуюся информацию, изображая простейшие представления на бумаге, с помощью пластилина и т. д.

ВОСПРИЯТИЕ —

целостное отражение предметов и явлений в психике человека при непосредственном воздействии раздражителя.

На развитие восприятия большое влияние оказывает деятельность ребенка. Учеб­ная деятельность, игровая деятельность, рисование, различные виды конструктив­ной деятельности создают благоприятные условия для формирования способности к тонкой дифференциации свойств предметов. Ребенок приходит в школу уже со сложившимися сложными видами зрительного анализа и синтеза, со способнос­тью расчленять объекты на части.

 

 

45.Внимание и память ребёнка в период обучения в начальной школе.

Внимание – это способность человека сосредотачиваться на определенных объектах и явлениях. И главная функция внимания – это способность из большого количества информации выделять полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений информацию.Выделяют несколько свойств внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.

Объем – количество объектов, которые ребенок может сознательно удерживать в короткий промежуток времени. У 2-ка он невелик, поэтому нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Если вы рассматриваете энциклопедию, не стоит показывать много зверей, разумнее показать самых ярких и дать о них подробную информацию. Вот тогда ваша работа пройдет не зря.

Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте.

Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.

Ребенок не может долго заниматься одной деятельностью. И не надо требовать, чтобы ребенок долго себя посвящал одному делу, т.к. он переутомляется и наступает апатия. Также нужно чаще чередовать виды деятельности. Но эти виды не должны обрушиваться сразу, они должны чередоваться с некоторыми промежутками, отвлечениями.

Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Р аспределение – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать: если пишут, то этот процесс их так захватывает, что совсем не слышат, что говорят им в это время. И научить ребенка делать несколько дел – работа очень трудная.

Специальные исследования показывают, что, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным предметам. Так, например, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания (это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять,); успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания (возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов.)
А обучение чтению — с устойчивостью внимания. (показывает, как долго ребенок может быть сосредоточен на одном действии.) Читает точнее, без ошибок.

Для успешной учебы важно, чтобы ученик мог сосредотачивать свое внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать свое внимание с одного изучаемого объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта. Виды памяти:

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память — память на чувства.

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Непроизвольной памятью называют запоминание и воспроизведение чего-либо, в котором отсутствует специальная цель - это запомнить. В тех случаях когда мы ставим себе такую цель, говорят о произвольном запоминании.

Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебы ребенка. Ребенок много учит, пересказывает, но приходит на урок и - результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды.

 

46. Мышление в учебной деятельности ребёнка. Роль речи.

Мышление - психический познавательный процесс, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением отношений между явлениями действительности.

В младшем школьном возрасте наблюдается переход от наглядно –образного мышления к словесно-логическому. В развитии мышления младших школьников иногда выделяют две стадии:

· На первой стадии (1-2 класс) их мышление напоминает мышление дошкольника. Анализ учебного материала производится преимущественно наглядно- действенным способом с опорой на реальные предметы и изображения. Суждения о предметах зачастую односторонние, умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии.

· К 3 классу характер мышления меняется, и вступает во вторую стадию. Учащиеся овладевают классификацией, появляются абстрактные суждения, Обобщённые знания. Третьеклассники способны к анализу текста. Мышление постепенно отличается от восприятия и становиться относительно самостоятельным процессом.

По мнению Ж. Пиаже, у детей в это время происходит существенный прогресс в развитии трёх сторон интеллекта консрвации, классификации и сериации

Консервация - термин, введённый Ж.Пиаже для обозначения способности индивида видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) изменений.

Классификация - способность группировать объекты(явления) по какому-то признаку.

Сериация - термин введённый Ж.Пиаже для способности ребёнка располагать набор элементов в соответствии с имеющимися между ними связь.

С развитием мышления непосредственно связано развитие речи В период младшего школьного возраста изучение речи для ребёнка становится целенаправленной деятельностью. Особое значение для его общего познавательного развития имеет значение знакомство и освоение письменной речи. Письменную речь можно строить более произвольно написанное всегда перед нашими глазами. Письменная речь требует более продуманного построения фраз более точного изложения мыслей, потому что человек не может придать письменной речи эмоциональную окраску.

Развитие речи во многом отражается на таком важном познавательном процессе как воображение.

 

 

Date: 2016-11-17; view: 444; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию