Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели эффективности организационного поведения





Методологически при определении эффективности управления различаются показатели и критерии эффективности. Показатели эффективности количественно выражают полученный эффект, а критерии эффективности — это качественные требования к выбору оптимального варианта деятельности объекта управления. Для достоверной оценки эффективности необходим комплексный под­ход, что обеспечивается применением системы показателей.

По Д. Синку критериями результативности деятельности организации в целом и организационного поведения, в частности, могут выступать:

• действенность — степень достижения целей организации;

• экономичность — соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;

• качество — соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей;

• прибыльность — соотношение между доходами и суммарными издержками;

• продуктивность — соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (трудовых, материальных, финансовых и др.);

• качество трудовой жизни — условия труда работников;

• инновационная активность — внедрение новшеств в разных функциональных областях деятельности организации.

В зависимости оттого, с какой стороны оценивается поведение организации и какие результаты принимаются во внимание, раз­личают несколько видов организационной эффективности:

1) по содержанию — экономическая, социальная, технологическая, экологическая и др.;

2) по направленности — внутренняя и внешняя;

3) по уровню в структуре организационного поведения — эффективность индивидуальная, групповая и общеорганизационная;

по областям оценки — общая (поведение организации в целом) и частная (мотивационное, коммуникативное, инновационное, клиентурное, конфликтное поведение и др.);

4) по формализации — количественная и качественная;

5) по периоду оценки — статическая и динамическая;

6) по характеру оценки — прямая и косвенная.

На практике чаще всего определяют:

а) экономическую эффективность, которая имеет количественные параметры (экономия времени, затрат труда, прибыльность, объем услуг и др.);

б) социальную эффективность, которая характеризуется качественными показателями (повышение квалификации, улучшение условий труда и быта, формирование корпоративной культуры, удовлетворение запросов потребителей, завоевание общественного доверия и др.);

в) психологическую эффективность, которая имеет неформализуемые параметры (актуализация личностных способностей, внутренняя удовлетворенность, осознание ситуации, гордость).

В общем виде оценка эффективности управления заключается в сопоставлении результатов управленческой деятельности (орга­низации в целом) и затрат (ресурсов), связанных с функциониро­ванием системы управления с учетом фактора времени.

Существует несколько подходов к расчету экономических показателей, позволяющих прямо или косвенно оценить эффек­тивность организационного поведения. Это следующие показа­тели.

Эффективность управления Эу:

где Л— прибыль организации; Ру расходы на управление. Коэффициент численности управленческих работников (Кч):

где Чу — численность работников аппарата управления; Ч— общая численность работников организации.

7. Поведение организации как системы

Коэффициент расходов на управление (К?):

К -^

ЛР - г, >

где Ру — расходы на управление; Р— общие расходы организации. Коэффициент расходов на управление на единицу реализованной продукции (оказанныхуслуг) (Кро):

где О — количество или объем реализованной продукции (оказан­ных услуг).


Коэффициент эффективности управления за счет роста произ­водительности труда (Кпр):


Коэффициент эффективности расходов на управление (Кор):

где Яр — производительность труда.

Перечисленные показатели рассчитываются статично (фикси­рованно на конкретную дату), что лишает их информативности в полном объеме. Целесообразно исчислять показатели эффектив­ности поведения организации в динамике, что обеспечивает ана­литическую основу для оценки развития организационных про­цессов с учетом фактора времени.

Динамическая эффективность управления (Эдин):

где 77, и Я0 — прибыль в отчетном и базисном периодах; Р, и Р0 расходы в отчетном и базисном периодах.

Реализация принципа системности в оценке эффективности организации требует ее совокупной оценки с помощью комплекса


динамических показателей, представляющих конечный результат как функцию от нескольких производных.

Совокупная оценка эффективности организации (\У):

где Яп; Япт; Пу; Яф;...; Я,. — динамика показателей эффективности организации (прибыль, производительность труда, расходы на управление, фонд оплаты труда,..., /-показатель).

Расчет только экономических показателей для оценки эффек­тивности организационного поведения представляется недоста­точным, поскольку не обеспечивает в полном объеме необходи­мые данные о динамике и качестве организационных отношений. Эта оценка должна дополняться обоснованием социально-психо­логической эффективности.

Составляющие эффективности организационного поведения: индивидуальная, групповая и общеорганизационная эффективность

Эффективность поведения организации обусловливается достиже­нием индивидуальной, групповой и общеорганизационной эффек­тивности. В свою очередь, это определяется как оптимальное соот­ношение производительности труда, удовлетворенности работни­ков, конкурентоспособности и развития организации и оценивается с помощью следующими критериев:

• краткосрочных — продуктивность, удовлетворенность работников, качество деятельности, гибкость;

• среднесрочных — конкурентоспособность и развитие организации;

• долгосрочных — способность организации сохранять устойчивое положение в рыночной среде в течение длительного времени.

Все критерии оцениваются набором показателей, поддающих­ся формализации.

Каждый вид эффективности имеет свои источники, обеспечи­вающие возможности ее реального повышения (рис. 7.14).

Можно дать следующую характеристику видов эффективности:

• индивидуальная эффективность обеспечивается максимально полной реализацией потенциала личности каждого работника путем мобилизации способностей, знаний, квалификации, отношений, мотивации;

 

Рис. 7.14. Источники повышения эффективности организационного поведения

 

• групповая эффективность достигается благодаря эффективному командному взаимодействию внутри рабочих групп и групповых образований, а также этих групп и образований между собой на основе совершенствования лидерства, структуры, статуса, ролей, норм, взаимосвязей;

• организационная эффективность формируется посредством концентрации менеджмента на вопросах стратегического планирования, внедрения принципов самоорганизации и самоконтроля, повышения рыночной устойчивости и конкурентоспособности за счет совершенствования технологий, макрокомпетенции, структуры, процессов, культуры организации.

Таким образом, организационная эффективность представляет собой сложное взаимодействие индивидуальной и групповой эффективности с учетом синергетического эффекта. Главная задача менеджмента организации состоит в обеспечении результативной деятельности организации на рынке в стратегической перспективе.

 







Date: 2016-11-17; view: 1876; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию