Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнительная характеристика национальных деловых культур: образцы поведения
Арабская модель деловой культуры отражает клановость, основанную на родственных связях в организации, соблюдении иерархии, демонстрации власти, недоверии к «чужим» независимо от их профессиональных качеств. Менее тенденциозная западноевропейская модель деловой культуры признает необходимость рационализма и утилитаризма в организационных отношениях и вместе с тем ориентирует на развитие гуманистических и социальных основ работы организации, творческое обучение и саморазвитие персонала. Однако такой обобщенный подход не раскрывает всего многообразия управленческих отношений, характерных для разных страновых моделей организационного поведения и обусловленных историческими, моральными, этическими, социально-культурными и другими различиями национальных деловых культур. Разные культуры демонстрируют неодинаковые модели организационного поведения вплоть до противоположных. Совокупность всех значимых признаков национальных деловых культур условно можно классифицировать на несколько групп: 1) параметры, характеризующие отношение к времени; 2) параметры, характеризующие отношение к природе; 3) параметры, характеризующие действия и статус; 4) параметры, характеризующие следование законам; 5) параметры, характеризующие межличностные отношения. Характеристика национальных деловых культур по выделенным параметрам состоит в следующем. По-отношению к времени различают: а) монохронные культуры — последовательность, поэтапность организации трудовой деятельности, концентрация на одном деле в конкретный период, отношение к времени как к важному ограниченному ресурсу; ценятся точность и пунктуальность. Распространено, например, в США, Англии, Германии, Скандинавии; 6) полихронные культуры — совмещение во времени нескольких дел, не всегда доводимых до завершения, отношение к времени как к неограниченному, бесконечному и неисчерпаемому ресурсу. Существуют в азиатских, латиноамериканских, арабских странах, на юге Европы, в Испании и Португалии. Очевидно, к полихронной культуре тяготеет и Россия. По отношению к природе (окружающей среде) культуры различаются следующим образом: а) природа рассматривается в качестве подчиненного человеку объекта, источника для удовлетворения потребностей. Взаимодействие с природой представляется как борьба за получение от природы тех или иных ресурсов или материальных благ (большинство развитых стран); б) фаталистическое, подчиненное отношение к природе, проявление чувства незащищенности и страха перед стихией (развивающиеся страны с низким уровнем образования и жизни населения); в) человек — часть природы и должен жить в гармонии с ней (азиатские страны, Япония). Для России ранее был характерен первый тип, но в настоящее время вследствие экологических проблем обозначился переход к третьему типу. Отношение человека к природе находит отражение в стереотипах поведения и оценках происходящих событий. По действиям и статусу выделяют (по Э. Холлу): а) низкоконтекстные культуры — человек оценивается исключительно по его поступкам и достижениям, в отношениях проявляются прямолинейность и открытость. Констатация «человек сам себя сделал» рассматривается как высшая похвала. Классический пример — деловая культура США, а также Скандинавские страны, Нидерланды; б) высококонтекстные культуры — статус человека и его место в обществе зависят от многочисленных факторов, часто не связанных с его поступками (происхождение, каста, возраст, пол). Отмечается использование неоднозначных образцов поведения, кодирование языка, статусных различий. Наблюдается в Японии, странах Южной и Юго-Западной Европы, Востока, Латинской Америки. Для России характерна умеренная высококонтекстность культуры, поскольку принадлежность к определенной социальной категории играет зна'чительную роль. По готовности следовать законам или находить основания для их нарушения различают (по Ф. Тромпенаарсу): а) культуры преимущественно универсальных истин — высокая законопослушность и соблюдение морально-этических стандартов (США); б) культуры преимущественно конкретных истин — поиск конкретных причин и моральных оправданий для нарушения правил (Япония — значимость неписаных правил и предписаний). Россия также относится к странам с культурой конкретных истин, поскольку уровень соблюдения законности невысок. По характеру межличностных отношений — исследователи разных школ выделяют до 30 параметров, связанных с особенностями межличностных отношений представителей разных национальных культур. Исследование особенностей национальных деловых культур, проведенное Г. Хофстедом по данным опросов около 115 тыс. респондентов в 75 странах в течение почти 20 лет, позволило выделить пять показателей национальной управленческой культуры: 1) малая дистанция власти/большая дистанция власти (отношение к статусу) — степень, в которой выражается социальное, экономическое, политическое, психологическое и иное неравенство между уровнями управления в организации (степень неравномерности в распределении власти). Среди стран первой группы выделяются Швеция, Германия, Великобритания, второй — Бельгия, Франция, Аргентина, Бразилия и Испания; 2) краткосрочная ориентация/долгосрочная ориентация — нацеленность на быстрое получение результата, текущие события либо перспективная направленность на достижение намеченной цели, прагматичный подход, ориентация на будущее. В числе стран первой группы отмечаются США, Канада, второй — Япония, Китай, страны Юго-Восточной Азии; 3) сильное избежание неопределенности/слабое избежание неопределенности — степень неприятия субъектами культуры ситуаций нестабильности и двусмысленности будущего и стремление к их устранению. К первой группе стран относятся Германия, Бельгия, Австрия, Швейцария, страны Южной и Западной Европы, ковторой — Великобритания, Дания, Скандинавские страны, США; 4) индивидуализм/коллективизм — наличие неформальных связей и степени сплоченности между работниками в организации. Индивидуализм ярко выражен в США, Австралии, Великобритании, Канаде, коллективизм — в Японии, Испании, Португалии, Греции, Китае; 5) маскулинность/феминность — характеристика организационной культуры по признаку социальной роли полов. Сильное мужское начало в культуре означает настойчивость, доминирование и независимость, женское — эмоциональность, мягкость, взаимозависимость. Первый признак присущ управленческой культуре Австрии, Ирландии, Германии, Италии, Японии, второй — Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландов. Все показатели в данной концепции выражаются в условных единицах (баллах) по шкале от 0 до 100.
Date: 2016-11-17; view: 798; Нарушение авторских прав |