Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность национальной деловой культуры
Национальная культура оказывает существенное влияние на поведение людей в организации и в целом позиционирует эту организацию в международной среде. Национальная культура — устоявшаяся совокупность ценностных ориентиров, поведенческих норм, традиций и стереотипов, принятая в данной стране (группе стран) и усвоенная личностью. В основе каждой культуры лежит национальный менталитет. В определении гуру кросскультурного менеджмента Г. Хофстеда «культура — это коллективное программирование сознания, отличающее членов одной группы от другой». Важной составляющей любой культуры выступает национальная деловая культура — проявление национальной культуры в деловой сфере: нормы и традиции деловой этики, нормативы и правила делового этикета и протокола и др. Это всегда «слепок» норм, ценностей и правил, принятых в данной национальной культуре. Национальная деловая культура определяет важнейшие параметры системы управления: стиль руководства, систему мотивации, манеру ведения переговоров, отношение к законодательным и нормативным актам, коммуникации и межличностные отношения в организации. Особенности национальной деловой культуры зависят от исторических, географических, политических, экономических, религиозных, климатических, социальных и иных факторов, развиваются под воздействием конкретной социальной среды данного региона (страны). Кроме того, на ее формирование оказывают влияние тип собственности, форма государственного устройства, зрелость рыночных отношений, уровень конкуренции и иные рыночные факторы. Национальная деловая культура обусловливает создание разных систем ценностей и предпочтений, поведенческих моделей и стереотипов в организации. В условиях глобализации в системе международного бизнеса происходит процесс мулътикультуризации — формирования многонациональной деловой культуры посредством взаимопроникновения, при котором представители разных культур плодотворно взаимодействуют на конструктивной основе. Этот процесс обеспечивается культурной адаптацией — приспособлением к новой культуре с преодолением препятствий (барьеров), таких как личное пространство, религия, социальное поведение, язык, пища. Признание многообразия деловых культур предполагает не только адаптацию к кросскультурным различиям, но и их изучение, оценку, выработку норм и правил для сосуществования разных культур и повышения эффективности управления организацией. Ошибки в межнациональных коммуникациях могут вызвать кросскулътурный шок (культурный стресс) — состояние дезориентации, спровоцированное потерей привычных ценностных ориентиров вследствие столкновения с проявлениями незнакомой культуры. Кросскультурный шок определяют как «психологически дезориентирующее переживание», возникающее не только при переезде из одной страны (региона, города) в другую, но и при переходе в другую компанию, изменении служебного положения и др. Кросскультурный шок проявляется в том, что представления и ожидания индивида относительно поведенческих моделей не соответствуют действительности. Многие ощущения, проявляющиеся из-за кросскультурного шока, роднят его с состоянием депрессии (чувство тревоги, подавленность, растерянность, беспомощность, фрустрация, перевозбуждение и др.). Вместе с тем это распространенное явление и естественная часть процесса успешной адаптации к новым условиям. Кросскультурный шок как процесс развивается в несколько этапов — от интереса и любопытства по отношению к новым условиям жизни до фрустрации, приводящей к состоянию дезориентации, после преодоления которого наступает этап адаптации. Последующим эффектом может стать реверсивный шок — совокупность ощущений, которые переживает человек, вернувшийся в родную культурную среду после долгого отсутствия и воспринимающий по-новому привычные явления. В результате вероятно возникновение тех же состояний. Для преодоления негативных кросскультурных реакций менеджерам рекомендуются следующие мероприятия: • отбор персонала не только по профессиональным и квалификационным характеристикам, но и по уровню культурного релятивизма, знанию языка, стрессоустойчивое™, лабильности, опыту межкультурного взаимодействия; • назначение на должность, формирование рабочих групп с учетом совместимости национальных деловых культур; • предварительное обучение (изучение культуры, истории, географии, языка, политического устройства, экономики страны); • ориентация и поддержка (помощь со стороны наставника, коллег); • стимулирование кросскультурной адаптивности (финансовая и социальная поддержка, планирование карьеры) и др. В целом в организационном поведении в международном контексте необходимо развивать транскультурную восприимчивость и эмпатию, базирующуюся на кросскультурной толерантности, т.е. терпимости к проявлениям чужой национальной культуры. Назревшей необходимостью стала целенаправленная подготовка профессиональных транскультурных менеджеров.
Date: 2016-11-17; view: 520; Нарушение авторских прав |