![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Формирование организационной культуры и управление ею
Важной задачей современного менеджера является формирование продуктивной организационной культуры и эффективное управление ею. Как отмечал Ф. Селзник, «искусство руководителя-творца — это искусство создания организации, перестройки человеческого и технического материала, чтобы сформировать организм, который бы воплощал в себе новые и вечные ценности». Актуальность данной задачи связана с тем, что в современной практике существует серьезное несоответствие между декларируемой и существующей культурой организации. По данным исследований, в российских компаниях осознанно сформированная культура составляет 20%, а 80% — реальная, но практически неосознаваемая культура. В западных компаниях данное соотношение составляет: 70% — осознанная и 30% — неосознанная культура. В качестве базы формирования организационной культуры выступают следующие факторы: • господствующая в обществе идеология; • внутренняя и внешняя политика государства; • состояние экономики; • социальные процессы в обществе; • неформальные связи в сфере семьи, быта; • культура, образование, искусство, средства массовой информации и коммуникаций; • религиозные верования; • среда внутри организации. Формирование культуры в организации следует начинать с рассмотрения функциональных подсистем, бизнес-процессов и окружающих факторов. Г. Сандерс и Б. Нецен выделили шесть показателей, которые описывают ориентацию поведения организации на следующие аспекты: 1) процесс или результат; 2) людей или работу; 3) последовательность или профессионализм; 4) открытость или закрытость; 5) сплошную или выборочную проверку; 6) прагматичность или нормативность. Исследования Д. Я. Керкдинека результатов многочисленных опросов, характеризующих «ситуацию сейчас» и «ситуацию в будущем» по отмеченным позициям, позволили составить профиль культуры как основную модель в области динамики организационной культуры (рис. 7.12).
Рис. 7.12. Профили культуры организации (по Керкдинеку)
Деятельность по формированию организационной культуры предполагает: • определение миссии и базовых ценностей организации; • разработку традиций, символики, истории организации; • формулировку стандартов поведения работников; • участие персонала в управленческом воздействии на культуру (совместное обсуждение проблем, принятие решений, составление рекомендаций); • привлечение внутренних и внешних специалистов (экспертов, консультантов, тренеров, коучеров); • проведение корпоративных семинаров, тренингов, деловых, ролевых и психологических игр. Наиболее продуктивная организационная культура создается при комплексном осуществлении данных мероприятий. Методология формирования необходимого уровня организационной культуры опирается на процессный подход и включает следующие стадии: 1) диагностика — сбор информации в ходе бесед, наблюдений, изучения личных дел, интервью, анкетирования, тестирования; 2) повышение квалификации — расширение возможностей и знаний работника, развитие его профессионального, делового и личностного потенциала; 3) совершенствование технологии — улучшение процедур выполнения заданий, модернизация технологии трудовых операций. Процесс формирования организационной культуры показан на рис. 7.13. Рис. 7.13. Модель формирования организационной культуры
Управление культурой — процесс развития или усвоения надлежащей культуры, которая помогает организации выполнить свое предназначение. Управление культурой направлено на решение следующих задач: • развитие идеологии, обеспечивающей выработку и реализацию стратегии и установок для эффективного руководства организацией и ее сотрудниками; • создание продуктивного социально-психологического климата, способствующего поддержанию желаемого поведения работников; • содействие пониманию и принятию персоналом ценностей организации; • формирование благоприятного имиджа и репутации организации во внешнем окружении; • повышение эффективности и конкурентоспособности организации. В деятельности по управлению культурой применяются следующие приемы: 1) изменение культуры — развитие отношений, убеждений и норм, которые адекватны изменениям стратегии, бизнес-процессов, структуры, технологий, внешнего окружения организации; 2) привитие культуры — заимствование и укрепление в организации ценностей окружающей культурной среды; 3) управление переменами — эффективная адаптация культуры к изменениям во внутренней и внешней среде организации; 4) достижение согласия — обеспечение единства членов организации в понимании ее миссии, стратегии и ценностей. При этом важным условием достижения успеха является мотивирование персонала — создание системы заинтересованности работников в принятии и усвоении ценностей, принципов и норм организационной культуры. Формальным воплощением организационной культуры становится корпоративное руководство — документ, отражающий структуру и содержание культуры организации, ее «моральный кодекс». В его основе могут лежать следующие принципы: • главная ценность организации — наши клиенты; • единство стандартов общения; • гибкость и готовность к инновациям; • умение работать в команде; • ориентированность на общий результат; • равенство возможностей всех сотрудников. Пример корпоративного руководства приведен в Приложении 4. Современные экономические условия придают концепции организационной культуры новую роль в качестве эффективного инструментария управления организацией и достижения ею стратегических целей. Сильная культура организации оптимизирует составляющие ее элементы: структуру, поведение, процессы, выступая как комплексный критерий эффективности управления.
Date: 2016-11-17; view: 454; Нарушение авторских прав |