Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы организационной культуры
Каждая организация обладает собственной культурой, что отражается в ее стратегии, структуре и стиле управления, внешнем облике и поведении на рынке. В основе типологии культуры лежат важнейшие ценностные ориентации и верования, характерные для тех или иных образований и общностей. По Ф. Тромпенаарсу, Ч. Хампден-Тернеру различают следующие типы организационной культуры: 1) «инкубатор» — эгалитарная (равноправная) культура, базирующаяся на гетерархических структурах и низкой формализации, ориентированная на развитие личности; 2) «управляемая ракета» — эгалитарная культура с высокой степенью формализации отношений и ориентацией на решение задач и достижение результата; 3) «семья» — иерархическая культура с высокой степенью централизации управления и низкой степенью формализации; 4) «Эйфелева башня» — иерархическая культура с жесткой субординацией и контролем, строгой формализацией структуры власти. Типология культуры У. Оучи основана на выделении различий в регуляции взаимодействия и отношений в организации. В зависимости от этого выделяют: 1) адаптивную (предпринимательскую) культуру — цели организации ориентированы во внешнюю среду, в культуре организации доминируют гибкость и способность к изменениям для удовлетворения рыночных потребностей; 2) культуру стратегических задач — цели деятельности организации находятся вне ее рамок, а организационная культура тяготеет к стабильности, деятельность персонала четко регламентируется и вознаграждается; 3) клановую культуру — цели деятельности организации находятся внутри нее самой, культура характеризуется гибкостью, важнейшей задачей является удовлетворение потребностей работников; 4) бюрократическую культуру — цели деятельности организации находятся внутри нее, а культура тяготеет к стабильности, деятельность персонала четко прописана, недостаток свободы компенсируется надежностью и предсказуемостью. Культура каждого типа может быть успешно создана с учетом конкретной ситуации на рынке, а также специфики решаемых организацией задач. Типология культуры С. Ханди базируется на распределении власти и связанных с ней ценностных ориентации личности, которые обусловливают характер отношений индивида и организации. По этим признакам различают следующие типы: 1) культура власти («культура Зевса») — центристская (силовая) культура, в которой ведущую роль играет лидер, основу составляют власть и жесткий контроль; 2) культура роли («культура Аполлона») — формализованная культура, основанная на принципах рациональной бюрократии (четкая регламентация, жесткие нормы, процедуры и правила); 3) культура задачи («культура Афины») — инновационная культура, ориентированная на командную работу профессионалов, обеспечивающих достижение цели и гибкое реагирование на внешние воздействия на основе творчества и новаторства; 4) культура личности («культура Диониса») — персонифицированная, индивидуалистская культура, предполагающая объединение творческих людей для достижения ими собственных целей. Многообразие организационных культур обусловлено большим количеством отраслей производства и сфер деятельности. О. Дил и Н. Кеннеди разработали обобщенную модель отраслевой культуры в соответствии с двумя выделенными критериями: риск в деятельности организации и обратная связь (реакция рынка на принятые управленческие решения). В зависимости от соотношения этих параметров отраслевую организационную культуру можно представить в виде матрицы, приведенной на рис. 7.11. Рис. 7.11. Матрица отраслевой организационной культуры
Соответственно представленным позициям выделяются типы поведения организации: 1) предпринимательский — четко выраженное стремление действовать, быстрое принятие решений, краткосрочная ориентация, сплоченность персонала, стремление к увеличению показателей объема в ущерб параметрам качества; 2) спекулятивный — оперативное реагирование, быстрое использование рыночных возможностей, приоритетность выгодных сделок, напористость, агрессивность, стремление к получению максимального результата, индивидуализм в поведении персонала, отсутствие коллегиальности; 3) административный — стремление к самосохранению, осторожность, осмотрительность в действиях, подчеркнутая иерархия, доминирование рутинных процедур, формализованных задач; 4) инвестиционный — ориентация на перспективу, приоритетность профессионализма и творчества, коллегиальность принятия решений, высокий уровень сотрудничества и сплоченности. Формирование конкретного типа организационной культуры обусловливается ситуационными факторами. Главный тезис — тип культуры должен обеспечивать мобилизацию всех организационных ресурсов для достижения структурного и функционального эволюционирования организации.
Date: 2016-11-17; view: 637; Нарушение авторских прав |