Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Низкая Направленность на интересы оппонента Высокая⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35
Рис. 4.5. «Сетка» Томаса — Килменна
Характеристика типов конфликтного поведения следующая: 1) соперничество (стиль «выигрыш — проигрыш») — конфронтация, конкуренция, открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Способ реализации — применение использование односторонней зависимости партнера и «средств оказания давления; 2) сотрудничество (ситуация «выигрыш — выигрыш») — совестная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Способ реализации — открытый диалог, аргументация, годность оценить ситуацию со стороны, взаимное желание выслушать и понять друг друга; 3) приспособление (отношения «проигрыш — выигрыш») — уступка, изменение своей позиции, сглаживание разногласий и перестройка поведения. Способ реализации — подчеркивание общих интересов одновременно с замалчиванием противоречий, демонстрация согласия в сочетании с требованиями, претензиями другой стороны; 4) уклонение (ситуация «проигрыш — проигрыш») — избежание, стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее. Способ реализации — например, перевод разговора на другую тему; 5) компромисс (стиль «непроигрыш — невыигрыш») — урегулирование разногласий через взаимные уступки конфликтующих сторон. Способ реализации — выработка «среднего решения», при котором никто особенно не выигрывает, но и не проигрывает. Каждый из перечисленных способов управления конфликтами имеет свои условия применения. Эффективность выбранного подхода зависит от особенностей конкретной ситуации: содержания предмета конфликта, причин конфликтного поведения, ценности межличностных отношений, индивидуально-психологических особенностей сторон, профессиональных навыков оппонентов и др. Наиболее эффективно решают конфликтные ситуации руководители, которые в зависимости от обстоятельств гибко используют на практике все рассмотренные приемы. Поскольку субъектами конфликтов выступают люди, важно не только понять причину и устранить источник конфликта, но и спрогнозировать, как каждый человек поведет себя в том или ином случае развития конфликтной ситуации. Эффективность управления конфликтом повышается при использовании метода картографии конфликта, разработанного X. Корнелиусом и Ш. Фэйром. Его суть состоит в графическом отображении составляющих конфликта, последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту (рис. 4.6). Пример использования данного метода для разрешения конкретной ситуации приведен в Приложении 2. Опасения означают озабоченность, тревогу человека при невозможности реализовать какую-то потребность (критика, унижение, одиночество, низкая заработная плата, потеря работы и др.). Рис. 4.6. Картограмма конфликта
В результате составления картограммы проясняются страхи и опасения конфликтующих сторон, проявляются точки совпадения их интересов и на этой основе определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации. В целом управление конфликтом оказывается эффективным при условии воздействия прежде всего на причину конфликта для (устранения и решения конфликта в зависимости от целей конфликтующих сторон. Менеджер, который не желает портить отношения с работниками, активно не влияет на конфликты, не устраняет их причин и склонен к частым компромиссам, усиливает глубину и частоту потения деструктивных конфликтов. Для повышения эффективности управления конфликтами целесообразно привлекать к их разрешению медиаторов (от лат. mediator — посредник) — профессиональных посредников в конфликтных ситуациях. Необходимым элементом решения конфликтов становятся переговоры как набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон в целях установления конструктивного взаимодействия и сотрудничества. Переговоры следует рассматривать как деятельностную модель, применение которой проходит в несколько этапов: 1)подготовка к переговорам; 2)проведение переговоров; 3)анализ результатов переговоров и следование договоренностям. Выделяют четыре типа деятельности при проведении переговоров: а) достижение необходимых результатов; б) оказание воздействия на силовой баланс; в) создание конструктивной психологической обстановки; г) применение гибкой тактики. Оценивая результаты переговоров, важно иметь в виду возможности продолжения сотрудничества. Наиболее предпочтительный результат переговоров — отсутствие односторонних преимуществ когда в выигрыше оказываются обе участвующие в переговорах стороны. Важная роль в переговорном процессе принадлежит руководителю, который должен следовать цели рационального решения проблемы. Для предупреждения неконструктивных конфликтов менеджеру необходимо систематически осуществлять в организации мероприятия по профилактике и мониторингу конфликтных ситуаций, основными из которых являются: улучшение условий и организации труда, проведение обоснованной кадровой политики, своевременное реагирование на изменения, совершенствование коммуникаций, разработка эффективной системы мотивации, строгое соблюдение трудового законодательства, следование нормам служебной этики, оздоровление социально-психологического климата, формирование продуктивной корпоративной культуры. В организационных отношениях важно формировать ассертивное поведение (от англ, assertive — уверенность в себе, своих притязаниях), демонстрирующее способность индивида отстаивать свои права и взгляды, добиваться их воплощения, принимая во внимание и уважая мнение других лиц. При этом необходимо соблюдение принципа толерантности (терпимости) при отсутствии или ослаблении реакции на неблагоприятные факторы в результате снижения чувствительности к их воздействию. В целом недетерминированность организационного поведения часто приводит к столкновению интересов его участников. Эти противоречия могут играть роль как инструмента, позволяющего выбрать оптимальную модель функционирования, так и деструктивного для организации фактора. Основная задача управления конфликтами на уровне и организационного, и личностного взаимодействия сводится к переводу конфликта в конструктивные формы, позволяющие использовать его позитивный потенциал и минимизировать возможные негативные последствия. Термины Конфликт Конфликтная ситуация (субъект, объект, мотив конфликта) Инцидент, конструктивный конфликт Деструктивный конфликт Рецидив Эскалация конфликта Методы управления конфликтами (структурные и межличностные) «Сетка» Томаса — Килменна Метод картографии конфликта Переговоры Профилактика и мониторинг конфликтов Ассертивное поведение
Изречения В мире существует лишь одно место, где нет конфликтов: это кладбище (Б.Гурней). Око за око — и все мы ослепнем (М. Ганди). Компромисс — это достижение обоюдного удовлетворения при сохранении некоторой доли индивидуального недовольства (Э. Сервус). Тот, кто одержал сотни побед в сотнях конфликтов, вряд ли обладает высоким мастерством. Тот, кто владеет высоким мастерством использования стратегии, покоряет других, не вступая с ними в конфликт (Сун Цу).
Date: 2016-11-17; view: 340; Нарушение авторских прав |