Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава вторая Преподавание курса⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЕТ ЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ Задачи курса. В нашей стране уделяется большое внимание физическому воспитанию подрастающих поколений: с этой целью строятся целые медико-оздоровительные комплексы, создаются спортивные общества, проводятся физкультурные занятия в детских учреждениях, в школах. Главная роль в этой большой работе принадлежит квалифицированным кадрам. Поэтому в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» (август 1966 года) обращается особое внимание на улучшение подготовки специалистов в области физического воспитания. В связи с этим в учебном плане педагогических училищ, которые готовят воспитателей детских садов, одно из важных мест отведено курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». Изучение данного курса должно способствовать формированию у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, пониманию ответственной роли педагога в воспитании детей, приобретению учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления физического воспитания детей в детском саду, а также проведения работы с родителями (собрания, беседы, консультации и т. д.). Анализ программы. Преподавание курса осуществляется по программе, утвержденной Министерством просвещения СССР. Эта программа состоит из трех частей: «Объяснительная записка», «Содержание курса» и «Приложения». В объяснительной записке раскрыты задачи курса, приводится характеристика теоретических и практических занятий, самостоятельной работы, учета успеваемости учащихся, а также даются указания к проведению факультативного практикума, выполнению курсовых работ. Содержание курса включает два раздела. В первом разделе «Общие вопросы теории физического воспитания» даются две темы: «Предмет теории физического воспитания» и «Советская система физического воспитания». Эти темы обеспечивают общую теоретическую подготовку учащихся и помогают более глубокому изучению всех вопросов курса. Во втором разделе «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» имеются следующие темы: «Задачи физического воспитания», «Средства физического воспитания», «Основы обучения и воспитания в процессе физического воспитания», «Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями», «Методика обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям», «Формы организации физического воспитания в детском саду», «Планирование и учет работы по физическому воспитанию». К каждой теме даны вопросы и указан характер занятий. В приложении приводится: список литературы, примерный график прохождения курса «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», материалы для педагогической практики в детском саду, перечень домашних заданий для учащихся, темы курсовых работ и тематика факультативного практикума. Методика проведения занятий. Учебная работа по курсу осуществляется в форме теоретических и практических занятий, а также путем самостоятельной работы учащихся. Для более глубокого изучения отдельных вопросов программы проводится факультативный практикум и выполняются письменные курсовые работы. Дальнейшее закрепление пройденного материала и формирование у учащихся педагогических умений и навыков происходит в процессе педагогической практики в детских садах. При проведении занятий следует учитывать общую подготовленность учащихся и опираться на дидактические принципы. Прохождение этого курса должно быть увязано с курсом «Физическое воспитание», а также с такими предметами учебного плана педагогических училищ, как педагогика, психология, анатомия и физиология, дошкольная гигиена и др. В целях более полного усвоения учащимися излагаемого материала рекомендуется сопровождать объяснение показом упражнений, демонстрацией наглядных пособий (таблиц, схем, рисунков, фотографий, кинограмм), а также применять технические средства обучения (эпидиаскоп, магнитофонные записи, киноленты и др.). Целесообразно в процессе занятий использовать рисунки, кинограммы техники наиболее трудных физических упражнений, таблицы распределения физических упражнений по возрастным группам, примерные планы-графики планирования физических упражнений на год, календарные планы на неделю, формы учета уровня развития двигательных навыков и физических качеств у детой, шкшы конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры и др. Теоретические занятия проводятся в форме уроков, на которых преподаватель излагает материал по вопросам программы и дает указания для самостоятельной работы. На теоретические занятия в новой программе отводится 24 часа, в процессе которых раскрываются вопросы следующих тем: «Предмет теории физического воспитания», «Советская система физического воспитания», «Задачи физического воспитания», «Средства физического воспитания», «Основы обучения и воспитания в процессе физического воспитания:-, «Подвижная игра», «Формы организации физического воспитания в детском саду» и др. Ко-личеспн) чпсоп па теоретические занятия по отдельным темам можно изменить, учитывая подготовленность учащихся (дневное, вечернее отделение), наличие литературы и т. д. Практические занятия бывают трех видов: учебно-методические, показательные (в детском саду) и учебная практика. На практических занятиях учебная группа делится на две подгруппы. Учащиеся должны приходить на эти занятия в спортивном костюме. На занятиях учебно -методического характера учащиеся изучают методы и приемы обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста (гимнастика, спортивные виды физических упражнений и др.), методику проведения подвижных игр, знакомятся со способами изготовления физкультурных пособий и т. д. Эти занятия включают изложение педагогом теоретических вопросов в сочетании с практическим показом приемов обучения детей физическим упражнениям и выполнение учащимися заданий преподавателя. Очень важно продумать последовательность изучения движений, чтобы более целесообразно использовать время и избежать повторений. Например, если сначала с учащимися изучить подробно методику обучения ходьбе, то на методику обучения бегу и упражнениям в равновесии потребуется меньше времени, так как имеются сходные виды упражнений и применяются одни и те же методы обучения. Показательные занятия являются составной частью педагогической практики в детском саду и проводятся параллельно чтению курса с целью наглядной демонстрации излагаемых методических положений. Учащиеся просматривают утреннюю гимнастику, подвижную игру, физкультурные занятия, записывают наблюдения, замечания, участвуют в анализе и оформляют его в письменном виде. Преподаватель заранее дает учащимся указания, как записывать наблюдения, замечания, а также сообщает вопросы для анализа. В детском саду учащиеся знакомятся с документами по планированию и учету работы, данными состояния здоровья детей, их физического развития, уровня развития двигательных навыков и физических качеств, с оборудованием физкультурного зала, групповой комнаты, участка, а также с уголком для родителей, методическим кабинетом, состоянием физкультурных пособий и игрушек, используемых в работе по физическому воспитанию. Учебная практика предусматривает проведение учащимися в учебной группе отдельных физических упражнений, утренней гимнастики, подвижных игр, частей физкультурных занятий и занятий в целом с детьми разных возрастных групп детского сада, а также проведение докладов, бесед, консультаций для родителей. Учебная практика должна быть направлена на приобретение учащимися следующих умений и навыков: подача команд и распоряжений; правильный выбор места для показа и объяснения; знание терминологии; использование различных методов и приемов при обучении физическим упражнениям; сочетание показа с объяснением упражнений; оценка качества выполнения физических упражнений, выявление ошибок и нахождение способов их устранения; оказание помощи и страховки при выполнении физических упражнений; составление плана-конспекта утренней гимнастики, подвижной игры, физкультурного занятия; ведение записей наблюдений, замечаний, участие в анализе и составление его в письменном виде. Учащиеся заранее получают задание и указания к его выполнению и составляют конспекты, продумывая содержание и методику проведения. Чтобы оценить подготовку учащегося к занятию, целесообразно сначала разобрать и обсудить подготовленный им конспект. Затем учащийся с небольшой группой товарищей осуществляет все запланированное в конспекте. Остальные учащиеся ведут наблюдения, отмечают в тетрадях положительное и недостатки и готовятся к анализу. В анализе и оценке принимает участие вся группа. Первым выступает учащийся, который проводил упражнения, игру и т. д., и говорит, что, по его мнению, он выполнил удачно, а что неправильно (это приучает учащихся к самонаблюдению и самоанализу). Затем выступают остальные. В заключение преподаватель дает оценку конспекта, методики проведения и умения анализировать. На практических занятиях учащиеся упражняются в проведении бесед, консультаций, докладов для родителей. Они заранее выбирают тему, изучают литературу, разрабатывают план, пишут конспект, продумывают методику проведения и подготавливают иллюстративный материал. Методика проведения практических занятий должна быть особенно тщательно разработана на иечернем отделении. Учитывая, что учащиеся этого отделения уже имеют практические навыки проведения физических упражнений с детьми разных возрастных групп детского сада, следует некоторые домашние задания переносить на практические занятия в училище. Учащиеся приносят заранее собранные данные (записи наблюдений, планы занятий и т. д.), литературу, которая им потребуется, и преподаватель тут же организует анализ и обсуждение подготовленных ими заданий; некоторые материалы, требующие более тщательной проверки, он просматривает после занятий. Руководство самостоятельной работой учащихся. Самостоятельная работа учащихся включает изучение ими программного материала по записям, сделанным на уроках, по литературным источникам, и выполнение заданий. В процессе изучения курса учащиеся должны выполнить следующие задания: составить аннотацию на одну из статей журнала «Дошкольное воспитание»; разработать план-конспект физкультурного занятия, утренней гимнастики, подвижной игры, одного из физических упражнений; сделать письменный анализ физкультурного занятия, утренней гимнастики, подвижной игры; составить план-график распределения физических упражнений на год, календарный план на неделю для одной возрастной группы детского сада; составить план-конспект беседы, доклада, консультации (по выбору) для родителей; написать заметку для стенгазеты, родительского уголка; изготовить физкультурное пособие (мешочек с песком и др.)» атрибуты для проведения подвижных игр, для физкультурного праздника; систематически закреплять навыки физических упражнений, входящих в «Программу воспитания в детском саду»; совершенствовать личную физическую подготовленность. Преподаватель дает указания к выполнению домашних заданий в процессе занятий, затем проводит консультации, проверяет подготовленные материалы и оценивает их качество. Будущих воспитателей очень важно научить умению составлять документы по планированию работы, вести наблюдения, составлять письменные анализы, умению самостоятельно изучать и анализировать литературу, развить способности к самоанализу, самооценке деятельности. Учет успеваемости. Знания учащихся проверяются па теоретических занятиях при устном опросе и путем проведения письменных работ (классных и домашних). Преподаватель должен заботиться о продуктивной работе всех учащихся на занятии. Для этого при проверке знаний используются различные приемы ведения опроса (устный, письменный — на доске), задания, выполненные дома, обсуждаются с привлечением всех учащихся и т. д. На практических занятиях учитывается знание методики обучения детей, качество выполнения учащимися физических упражнений, практические навыки их проведения, качество составленных докладов, консультаций, бесед для родителей и разработка методики их проведения. На оценку успеваемости влияет также качество выполненных домашних заданий. На основе текущего учета успеваемости определяется итоговая оценка за семестр и год. При этом важно, чтобы учащиеся осознали, что они еще недостаточно усвоили и над чем им надо самостоятельно поработать. Педагогическая практика в детском саду. Задачей педагогической практики является закрепление пройденного материала и формирование педагогических умений и навыков по осуществлению физического воспитания в детском саду. Педагогическая практика проводится по специальной программе. Сначала проводится пробная работа с детьми. Учащиеся проводят утреннюю гимнастику во всех возрастных группах; подвижные игры на прогулках; физкультурные занятия в одной из возрастных групп и спортивные виды физических упражнений; индивидуальные занятия и занятия с небольшими группами детей; руководят самостоятельными занятиями физическими упражнениями. Непрерывная практика предусматривает осуществление в прикрепленной группе всего комплекса работ по физическому воспитанию: проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, индивидуальных занятий и занятий с небольшими группами; руководство самостоятельными занятиями физическими упражнениями; проведение докладов, бесед, консультаций для родителей; посещение детей на дому; ознакомление с содержанием работы методического кабинета и участие в работе методического объединения воспитателей. Учащиеся разрабатывают план практики, план воспитательно-образовательной работы с детьми, план мероприятий с родителями, составляют планы-конспекты утренней гимнастики, подвижных игр, физкультурных занятий и т. д., ведут записи наблюдений, участвуют в анализе работы и в конце практики оформляют отчет и выступают на конференциях. Факультативный практикум. Для учащихся, успешно занимающихся по курсу и проявляющих интерес к нему, организуется факультативный практикум. Он проводится в форме теоретических и практических занятий, направленных на углубленное изучение некоторых вопросов курса; здесь также анализируется материал, собранный на педагогической практике в детском саду. Тематика и план этих занятий разрабатываются преподавателем, ведущим курс (примерная тематика приведена в программе для педучилищ). Целесообразно выбрать для углубленного изучения вопроси, которые недостаточно освещены в литературе, по которым учащиеся могут найти примеры во время педагогической практики в детском саду. Например, варианты подвижных игр, планирование подвижных игр, основных движений по возрастным группам, методика обучения спортивным играм (городки, теннис, бадминтон) и элементам спортивных игр (волейбол, баскетбол и др.), методика проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями и с небольшими группами детей, руководство самостоятельными занятиями, организация физкультурных праздников, вечеров досуга и др. Курсовые работы. Учащиеся, выполняющие курсовую работу по теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста, составляют план, изучают литературу, собирают материалы (факты, примеры) во время педагогической практики. Курсовая работа оформляется в письменном виде по общепринятым правилам и сдается за 2—3 недели до государственных экзаменов. Для курсовых работ выбираются наиболее важные вопросы курса, имеющие большое практическое значение, например: методика проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий в разных возрастных группах детского сада; влияние подвижных игр на воспитание морально-волевых качеств ребенка, формирование у него двигательных навыков; методика применения атрибутов, игрушек, физкультурных пособий в подвижных играх; методика обучения спортивным видам физических упражнений и др. Консультируя учащихся, преподаватель учит вести записи наблюдений в детском саду, анализировать, обобщать собранные данные и правильно оформлять курсовую работу. Составление рабочего плана. Поурочный план изучения тем составляется преподавателем на основе графика прохождения курса, приведенного в программе для дошкольных педагогических училищ. При этом преподаватель учитывает теоретическую и практическую подготовленность учащихся, график проведения наблюдательской практики в детском саду, наличие литературы, наглядных пособий, разработок по темам. В плане выделяются темы для теоретических, практических занятий, определяется характер занятии, намечается перечень домашних заданий, сроки их представления учащимися, подбираются вопросы, которые учащимся следует изучить самостоятельно. Для такого изучения выделяются наиболее простые вопросы, подробно освещенные в литературе (утренняя гимнастика, спортивные виды физических упражнений и др.). Подготовка преподавателя к уроку. Преподаватель тщательно готовится к каждому уроку. Прежде всего, руководствуясь программой курса, он определяет тему урока, составляет план изложения нового материала, продумывает методику преподавания ее с учетом подготовленности учащихся (дневное, вечернее отделение), подбирает наглядные пособия, намечает приемы активизации учащихся. Затем он определяет вопросы для опроса и продумывает методику проведения этой части урока. Не менее важно определить домашнее задание, дать указания к его выполнению, изложить требования к представляемым материалам. Следует подумать, какую литературу рекомендовать и какие материалы предложить представить после ее изучения. Для успешной работы преподавателю необходимо систематически повышать идейно-теоретический уровень, постоянно совершенствовать навыки работы с детьми разных возрастных групп детского сада, заботиться о личной физической подготовленности. Работа методической комиссии. Методическая комиссия объединяет всех преподавателей по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», работающих в данном училище. Председатель составляет план работы комиссии на учебный год, в котором дается перечень мероприятий, указываются ответственные лица и сроки его выполнения. На первом заседании комиссии в новом учебном году распределяются учебные поручения, задания по оформлению методического кабинета, предусматривается подготовка методических разработок по отдельным темам, а также обсуждаются и утверждаются рабочие поурочные планы прохождения курса, перечень домашних заданий, тематика факультативного практикума и курсовых работ. В дальнейшем на заседаниях комиссии рассматриваются и обсуждаются наиболее важные вопросы курса, устанавливается связь его с другими предметами учебного плана, делаются сообщения о новой литературе, о проведенных научных и научно-практических конференциях, «педагогических чтениях». Кроме того, подводятся и обсуждаются итоги работы с учащимися, анализируется и обобщается опыт работы преподавателей по планированию и совершенствованию преподавания курса. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К. М а рк с и Ф. Э н г е л ь с. Манифест Коммунистической партии. М., Политиздат, 1970. В. И. Лени н. Задачи союзов молодежи. Поли, собр. соч., т. 41. «Программа Коммунистической партии Советского Союза». М., Политиздат, 1971. «Материалы XXIV съезда КПСС». М., Политиздат, 1971. АксаринаН. М. Воспитание детей раннего возраста. М., «Медицина», 1969. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., «Просвещение», 1964. Л р к м и Е. Л. Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1948. Быкова А. И.Методика проведения подвижных игр в детском саду. М., Изд-во АПН РСФСР, 1955. Б ы к о в а А. И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям. М., Учпедгиз, 1962. Васильев В. С. Обучение маленьких детей плаванию. М., «Физкультура и спорт», 1961. Г у б е р т К. Д., Р ы с с М. Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. М., «Просвещение», 1972. 3 а п о р о ж е ц А. В. Развитие произвольных движений. М., Изд -во ЛПН РСФСР, 1960. К и л ьи и о Ы. Н. 80 игр для детского сада. М., «Просвещение», 1968. Кистяковская М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., «Педагогика», 1970. Конторович М. М., Михайлова Л. И. Подвижные игры в детском саду. М., Учпедгиз, 1961. Красногорский Н. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. М,, Медгиз, 1954. Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка. М., Медгиз, 1958. Крестовников А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М., «Физкультура и спорт», 1951. Леви-ГоринезскаяЕ. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. М., Изд-во АПН, РСФСР, 1955-Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избр. пед. соч., т. 2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1952. Люблинская А. А. Детская психология. М., «Просвещение», 1971. Мет л об Н. А. Музыка для утренней гимнастики в детском саду. М., «Музыка», 1965. О с о к и н а Т. И. Лыжи и коньки — детям. М., «Просвещение», 1966. О с о к и н а Т. И. Как научить детей плавать. М., Изд-во АПН РСФСР, 1952. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Подвижные игры для малышей. М.. «Просвещение», 1965. О с о к и н а Т. И., Т и м о ф е е в а Е. А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников. М., «Просвещение», 1971. О с о к н н а Т. И., Т и м о ф е е в а Е. А. Гимнастика в детском саду. М., «Просвещение», 1969. Павлов И. П. Полное собрание сочинений, т. HI f. ГУ. М., Изд-во АН СССР, 1961'. «Программа воспитания в детском саду». М., «Просвещение», 1971. «Программа педагогических училищ «Теория и методика физического воспитания». М., «Просвещение», 1970. «Психология детей дошкольного возраста», под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., «Просвещение», 1964. «Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет», под ред. Н. М. Щелованова. М., «Просвещение», 1969. Р у д и к П. А. Психологические проблемы в физическом воспитании и спорте. М., Изд-во АПН СССР, 1962. «Сестра-воспитательница детских садов и младших групп яслей-садов». Под ред. М. Д. Ковригиной. М., «Медицина», 1971. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., Госполитиздат, 1947. Спирина В. П. Закаливание детей. М., «Просвещение», 1972. «Теория и методика физического воспитания». Учебник для институтов физической культуры, под ред. А. Д. Новикова и Л. П. Матвеева, т. 1, 1967, т. 2, 1968, М., «Физкультура и спорт». X у х л а е в а Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1971.
Кенеман Александра Владимировна Хухлаева Домна Васильевна ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Редактор Е. А. Данилова Переплет художника Ю. И- Чувашова Художественный редактор А. Ф. Сергеев Технический редактор Е.В. Богданова Корректор Я. Я. Петровская Сдано в набор 24/VIII 1971 г. Подписало к печати 9/VI 1972 г- 60x90 1/16. Типографская № 1. Печ. л. 17- Уч.-изд. л. 18,27. Тираж 95'тыс. экз- А07247. Цена без переплета 51 коп., переплет 24 коп. Издательство «Просвещение» Комитета по печати при Совете Министров РСФСР. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Областная типография Ивановского управления по печати, г. Иваново, Типографская, 6. Заказ № 4997.
Date: 2016-11-17; view: 346; Нарушение авторских прав |