Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитанию в дошкольных учреждениях
§ 1. ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЛИЦА ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ Физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях осуществляется всем коллективом сотрудников. Весь персонал, от заведующей до технических, призван способствовать укреплению здоровья каждого ребенка, развитию двигательных навыков, совершенствованию физических качеств. Заведующая. Заведующая несет ответственность за организацию всей работы по физическому воспитанию. Она составляет общий план работы, обеспечивает необходимые условия, осуществляет руководство ею и контроль за деятельностью всех сотрудников детского сада. Заведующая обязана обеспечить оборудование участка, физкультурного зала, групповых комнат; приобрести физкультурное оборудование и мелкий инвентарь, пособия, игрушки; следить за соблюдением санитарно-гигиенических условий в помещении и на участке, заботиться о подборе необходимой литературы и оборудовании методического кабинета. В целях оказания помощи воспитателям и проверки их работы заведующая ведет наблюдения на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, на прогулке и при проведении других форм организации физического воспитания. Затем, анализируя записи наблюдений, она отмечает положительное, недостатки и дает практические советы по улучшению работы. Заведующая также просматривает методическую документацию и оказывает помощь воспитателям в составлении планов, оформлении данных учета и т. д. Для повышения квалификации педагогического коллектива заведующая организует консультации, практикумы, открытые Желательно, чтобы у всех детей для физкультурных занятий была одинаковая форма занятия, ставит на обсуждение различные вопросы физического воспитания детей. Она оказывает помощь воспитателям в анализе их опыта работы и подготовке докладов для «Педагогических чтений», обобщает постановку физического воспитания в целом по всем группам дошкольного учреждения. Воспитатель-методист. В крупных (8—12 групп) детских садах непосредственное методическое руководство работой воспитателей по физическому воспитанию детей осуществляет старший воспитатель-методист. Помимо уже указанных мероприятий по повышению квалификации воспитателей и контроля за их работой, он уделяет большое внимание оснащению методического кабинета необходимой документацией: примерные планы работы воспитателя на год, планы па неделю, планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры, прогулок, физкультминуток, физкультурных праздников; формы учета уровня развития двигательных навыков и физических качеств, альбомы с рисунками, фотографиями, отображающие технику физических упражнений и методику проведения их, макеты физкультурных площадок, доклады для родителей и др. Хорошо оборудованный кабинет поможет воспитателям повышать свою квалификацию и улучшать постановку физического воспитания детей. Методист изучает работу воспитателей, анализирует планы работы, документы учета, а также ведет наблюдения на физкультурных занятиях, утренней гимнастике и др. В процессе наблюдений он подробно записывает объяснения воспитателя, отмечает качество выполнения движений, поведение детей, фиксирует дозировку физических упражнений, ведет хронометрирование. Эти данные использует для анализа и оценки занятия, а также составления конкретных рекомендаций воспитателю. Он также учит воспитателей обобщать свой опыт работы и оформлять доклады на «Педагогические чтения». Методист следит за новинками литературы, активно участвует в мероприятиях, проводимых в районных, городских методических кабинетах, научных учреждениях, всемерно способствует улучшению работы в своем детском саду. Воспитатель. Непосредственную работу по физическому воспитанию с детьми проводит воспитатель, поэтому к нему предъявляются высокие требования. Воспитатель должен иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку. Для осуществления задач, стоящих перед детским садом, воспитатель обязан изучить содержание и требования «Программы воспитания в детском саду» и уметь проводить все формы физического воспитания в детском саду (занятия, утренняя гимнастика, подвижная игра и др.). При проведении физических упражнений воспитателю нужно применять правильную терминологию, владеть культурой речи, менять интонацию при объяснении, подаче команд, распоряжений; использовать различные методы обучения физическим упражнениям; правильно выбирать место для показа и объяснения; четко показывать и объяснять движения; уметь предупреждать и исправлять ошибки; регулировать дыхание детей; оказывать помощь детям и обеспечивать страховку; уметь соблюдать педагогический такт, сочетать требовательность с мягкостью в тоне, проявляя внимательное, чуткое отношение к детям. В процессе занятий воспитатель должен видеть всех детей и уметь осуществлять наблюдения за качеством выполнения физических упражнений, самочувствием детей, их поведением. Важно уметь определять самочувствие детей по окраске кожи лица (покраснение, побледнение, посинение), потливости, дыханию (дыхание через рот, одышка), работе сердца (усиленное сердцебиение) и их поведение по вниманию (устойчивое, рассеянное), интересу (снижение интереса, неусидчивость, излишняя подвижность), дисциплинированности (нарушение правил), а также качество выполнения физических упражнений по нарушению координации, потере ритмичности, снижению скорости, точности, нарушениям в осанке; снижение активности (пассивность в действиях). Воспитателю необходимо разбираться в данных врачебного контроля (состояние здоровья, антропометрические показатели), осуществлять учет уровня развития двигательных навыков и физических качеств, а также изучать условия жизни ребенка в семье и использовать их при составлении планов работы по физическому воспитанию. Воспитатель призван следить за соблюдением гигиенических условий в помещении, за чистотой и сохранностью физкультурного оборудования, инвентаря, установить место и способ их хранения. Вместе с детьми он устраивает снежные валы, горки, сооружения из снега (пароход, медведи и др.), заливает ледяные дорожки, каток, сооружает ямы с песком, беговую дорожку и т.д.Воспитатель должен принимать участие в методической работе: проводить открытые занятия, анализировать и обобщать опыт своей работы и других воспитателей, записывать наблюдения, принимать участие в обсуждении просмотренных занятий, оформлять доклады на «Педагогические чтения», готовить материалы для методического кабинета, выступать на педагогических советах, оформлять фотоальбомы, уголки-выставки для родителей, писать заметки в стенгазеты. Воспитатель подготавливает и проводит беседы, консультации, собрания для родителей, организует дежурства родителей, открытые дни и занятия для них. Воспитателю очень важно следить за своим внешним видом, быть примером для детей. Воспитателю необходимо систематически повышать уровень своей физической подготовленности. Для этого следует провести измерения физического развития, уровня развития основных двигательных навыков (бег, прыжки, метание и др.) и физических качеств. С учетом этих данных нужно определить, какие физические упражнения разучить в течение года, какие двигательные навыки закрепить, какие физические качества усовершенствовать (быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость и др.), какие мышцы особо развить (мышцы живота, рук и др.). После этого следует подобрать физические упражнения и продумать, в какое время года целесообразно их использовать с учетом условий и характера своей работы- Распределение физических упражнений целесообразно сделать на год в виде плана-графика1. Затем на его основе составляется календарный план на неделю. В этом плане физические упражнения распределяются так, чтобы каждый дет, воспитатель имел достаточную физическую нагрузку, которая обеспечивала бы высокую работоспособность (в плане следует предусмотреть все виды физического труда и движения, применяемые в повседневной жизни). Полезно также составить комплексы физических упражнений для зарядки, физкультминуток, самостоятельных занятий. В процессе занятий физическими упражнениями и после них следует вести самонаблюдения, кратко записывать эти данные и анализировать их. В конце года необходимо повторить измерения физического развития и обследование уровня развития двигательных навыков и физических качеств. Анализ данных повторных обследований позволит сделать выводы о правильности использования физических упражнений и усовершенствовать планирование на следующий год. Воспитатели могут повышать свою физическую подготовленность, занимаясь в спортивных секциях или группах общей физической подготовки при парках культуры и отдыха или при стадионах, а также при добровольных спортивных обществах. Няня. Няня помогает воспитателю осуществлять задачи физического воспитания. Она следит за чистотой и проветриванием физкультурного зала, групповой комнаты. Помогает детям переодеться к физкультурным занятиям, подготовить необходимые пособия, инвентарь и т. п. Кроме этого, она принимает участие в своевременной организации питания, сна, прогулок и других видов детской деятельности, а также способствует закреплению у детей навыков личной и общественной гигиены. Музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель работает в контакте с воспитателем. Они согласовывают планы работы по физическому и музыкальному воспитанию, устанавливают последовательность, повторность физических упражнений, а также обсуждают комплексы утренней гимнастики, программы праздников. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное сопровождение физических упражнений на утренней гимнастике и занятиях, проводимых воспитателем; дает советы по выбору песен, мелодий для проведения подвижных игр. Включая в музыкальные занятия физические упражнения, пляски, игры с пением, музыкальный руководитель помогает решать задачи физического воспитания детей. Врач, медицинская сестра. Для правильной постановки физического воспитания детей в дошкольных учреждениях большое значение имеет врачебный контроль. Врач и медицинская сестра следят за санитарным состоянием помещения, участка, физкультурного оборудования и инвентаря, за соблюдением установленного режима, правильного питания, за состоянием здоровья детей и оказывают помощь внезапно заболевшим детям. Врач изучает состояние здоровья и физического развития каждого ребенка. Для этого он осматривает детей, проводит антропометрические измерения (измеряет рост, вес, объем грудной клетки, устанавливает емкость легких, силу мышц; измеряет изгибы позвоночника, расстояние между лопатками; определяет состояние осанки и стопы; состояние сердечно-сосудистой системы и т. д.). Все данные заносятся в личную карточку ребенка. Очень важно, чтобы воспитатель присутствовал при врачебном обследовании детей, принимал участие при измерениях, давал нужные сведения о поведении ребенка, его настроении, аппетите, сне и т. д. Совместный анализ результатов обследования позволит вскрыть причины тех или иных отклонений в состоянии здоровья или недостатков в физическом развитии детей и правильно планировать работу по физическому воспитанию. Врач ведет наблюдения также при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, закаливающих процедур и других форм организации физического воспитания. В процессе наблюдений врач измеряет пульс у детей, следит за их самочувствием, выявляет признаки утомления. Кроме того, врач анализирует дозировку физических упражнений и определяет физиологическую кривую нагрузки занятия. По этим показателям он оценивает правильность построения занятий, подбора физических упражнений, их сочетания, помогает воспитателю определить их дозировку и место в режиме дня. Учитывая состояние здоровья, физического развития детей, врач устанавливает, какие упражнения им противопоказаны; определяет, кому из детей ограничить физическую нагрузку; назначает сроки для начала занятий физическими упражнениями после заболеваний; организует дополнительные занятия физическими упражнениями с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и дефекты осанки и стопы. Врач и медицинская сестра работают в тесном контакте со всеми работниками дошкольного учреждения и проводят для них консультации.
1. 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В СЕМЬЕ Физическое воспитание детей, помимо детского сада, осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях, общественных организациях, а также в семье. Во многих детских поликлиниках созданы кабинеты лечебной физкультуры, где проводятся занятия физическими упражнениями (или массаж) с детьми, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья и физического развития. Кроме того, проводятся консультации для родителей: даются комплексы физических упражнений и разъясняется методика их проведения с детьми в домашних условиях. В детских больницах наряду с различными средствами лечения также используются физические упражнения и массаж. Упражнения назначаются с учетом характера заболевания и физической подготовленности детей. После операций физические упражнения и массаж используются с целью предупреждения различных осложнений — воспаления легких, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника. В детских больницах проводятся различные формы организации физического воспитания: утренняя гимнастика (зарядка), занятия, прогулки. В детских садах санаторного типа физическому воспитанию уделяется особое внимание. С детьми проводятся утренняя гимнастика, занятия, прогулки и другие формы работы, применяемые в обычных детских садах. Утренняя гимнастика и занятия, как правило, организуются на участке, тем самым удлиняется пребывание детей на свежем воздухе. Участок оборудуется так, чтобы для каждого ребенка нашлось интересное занятие: зимой заливаются ледяные дорожки, каток, сооружаются валы, различные постройки. Летом используются заборчики, горки для вбегания, делается дорожка для катания на велосипедах, самокатах и т. д. Воспитатель, учитывая состояние здоровья детей, поощряет использование физических упражнений в самостоятельных занятиях. В домах ребенка и детских домах воспитываются дети, не имеющие родителей, поэтому все задачи физического воспитания должны осуществляться в самом учреждении. Помимо тех форм организации физического воспитания, которые применяются в детском саду, большое место следует отводить самостоятельным занятиям физическими упражнениями в вечернее время. В выходные дни рекомендуется организовывать прогулки в лес, выходы на каток и др. При проведении занятий важно учитывать индивидуальные особенности детей» их настроение, вызывать как можно больше положительных эмоций. Воспитателям, работающим в этих учреждениях, необходимо быть особенно внимательными к детям, так как они призваны заменить родителей, восполнить потребность ребенка в родительской ласке. Особенности физического воспитания в специальных учреждениях (для детей с недостатками слуха, речи, зрения и др.) заключаются в особом сочетании методов обучения. Например, при обучении физическим упражнениям детей с недостатками слуха большое место занимает показ. Кроме того, применяются различные зрительные ориентиры, которые помогают правильно понять и выполнять упражнение. • Для детей с недостатками зрения ведущая роль принадлежит слову в сочетании с физической помощью. Следует также учитывать, что у них мышечные ощущения заменяют зрительные представления: ребенок подходит к цели для метания, ощупывает ее, запоминает, на какой высоте она расположена и на каком расстоянии от начальной черты находится. Затем, отойдя к начальной черте, прицеливается и попадает в нее. При выполнении физических упражнений используются звуковые раздражители. Например, при подпрыгивании звенящий колокольчик свидетельствует о том, что высота преодолена, а при ползании — о том, что ребенку следует наклониться ниже. В детских спортивных школах имеются отделения для детей дошкольного возраста. Здесь малыши занимаются фигурным катанием, плаванием, гимнастикой, настольным теннисом. Ранняя спортивная специализация имеет важное значение в тех видах спорта, где для достижения высоких результатов необходимо овладение многообразными формами координационно-сложных навыков и умений, развитие таких физических качеств, как быстрота и ловкость, ритмичность, равновесие. В детских спортивных школах закладываются основы для дальнейших занятий спортом. В дошкольном возрасте имеются благоприятные условия для овладения широким кругом двигательных навыков и умений. Многие спортсмены высокого класса отмечают, что они начали заниматься любимыми видами спорта именно в дошкольном возрасте (Тер-Ованесян и др.). Обучение избранным видам спорта в детских спортивных школах строится на основе общей физической подготовки, с учетом особенностей возраста и при постоянном врачебно-педа-гогическом контроле. Например, в группах фигурного катания общая физическая подготовка детей обеспечивается занятиями хореографией, плаванием, гимнастикой и другими физическими упражнениями. В детские спортивные школы принимают детей с трех лет. С ними занимаются по специально разработанной программе. При этом используются и упражнения, входящие в «Программу воспитания в детском саду». В процессе занятий физическими упражнениями используются все методы обучения, применяемые в детских садах. Работа в детских спортивных школах должна вестись в тесном контакте с детскими садами и семьей. Тренеры детских спортивных школ обязаны учитывать физическую нагрузку, которую ребенок получает в детском саду и в семье. Большая работа с дошкольниками проводится в детских городках при парках культуры и отдыха, детских парках и стадионах. Детям предоставляется возможность пользоваться площадками, оборудованием, физкультурным инвентарем (санки, лыжи, коньки, скакалки, велосипеды, мячи и др.). Кроме того, проводятся индивидуальные и групповые занятия по обучению различным видам физических упражнений (катание на коньках, ходьба на лыжах и др.), организуются подвижные игры, аттракционы. Методисты-тренеры дают консультации по подбору упражнений и методике их проведения с детьми разных возрастов. Большое место занимают самостоятельные занятия. Дежурный методист следит, чтобы дети выполняли правила пользования физкультурным инвентарем (во избежание порчи его и предупреждения травм). В бассейнах проводятся разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста. Дети, занимающиеся в детской спортивной школе при бассейне, овладев основами техники плавания, в дальнейшем будут добиваться наивысших результатов в данном виде спорта. При бассейне создаются также группы детей, которые занимаются плаванием для улучшения общей физической подготовки. Кроме того, имеются группы детей, для которых плавание — эффективное средство лечения различных заболеваний (сердечно сосудистой, дыхательной, нервной гнетем), а также исправления дефектов в осанке, стопе. Для детей дошкольного возраста в скверах, во дворах домов оборудуются физкультурные площадки, где устанавливаются стремянки, заборчики, лесенки для лазанья, качалки, качели, карусели, бревна, горки для вбегания и сбегания, скольжения, скатывания на санках; отводится место для подвижных игр, катания на велосипеде, лыжах, заливаются дорожки для скольжения, каток для катания на коньках. Здесь дети имеют возможность самостоятельно заниматься любимыми видами физических упражнений. Помимо таких самостоятельных занятий, во дворах домов рекомендуется проводить групповые занятия по фигурному катанию и др. Такими занятиями руководят тренеры спортивных обществ, родители — любители спорта. Физическое воспитание в семье. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье и государственных учреждениях (детский сад) едины. Поэтому они должны решаться общими усилиями семьи и детского сада. В Программе КПСС указано: «Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием». С укорочением рабочей недели родители имеют возможность уделять больше времени воспитанию детей. В семье имеются большие возможности для более раннего формирования у детей навыков выполнении сложных видов физических упражнений, например лыжи, коньки, велосипед, плавание (эти виды требуют непосредственной индивидуальной помощи и обеспечения страховки каждому ребенку). Родители, дети которых не посещают детский сад, обязаны полностью решать все задачи физического воспитания. В семье важно, так же как в детских садах, комплексно применять все средства физического воспитания. Родители должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), следить, чтобы дети выполняли разнообразные физические упражнения, занимались доступными видами физического труда, правильно делали движения, применяемые в повседневной жизни и входящие в различные виды деятельности (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах и т. д.). Физические упражнения в семье проводятся в различных формах: зарядка, занятия (индивидуальные, коллективные), подвижные игры, прогулки, закаливающие процедуры, физкультминутки, праздники, вечера досуга. Чтобы правильно организовать физическое воспитание ребенка в семье, целесообразно определить план и конкретные задачи с учетом состояния здоровья детей, физического развития и подготовленности, заранее подготовить физкультурный инвентарь (велосипед, коньки, лыжи, санки и др.), одежду, обувь, подобрать физические упражнения. Важно тщательно продумывать методику каждого мероприятия. Хорошо, когда родители не только организуют занятия физическими упражнениями показывают детям помощь, но вместе с ними ходят на лыжах, катаются на коньках, санках, играют в теннис, бадминтон, -городки, плавают. Пример родителей увлекает детей и, кроме того, облегчает усвоение знаний и двигательных навыков. В процессе занятий необходимо вести наблюдения за самочувствием детей. Рекомендуется 2—3 раза в год проводить учет состояния здоровья, физического развития, уровня развития двигательных навыков и физических качеств детей. Эти данные помогут усовершенствовать методику проведения занятий с детьми и достичь лучших результатов. Для правильного осуществления физического воспитания в семье родителям необходимо знать, какими физическими упражнениями ребенок занимается в детском саду, а также в детской спортивной школе и какую физическую нагрузку в течение дня, недели он получает. Только с учетом всей этой нагрузки следует планировать работу в семье. Различные формы организации физического воспитания могут быть заимствованы родителями из опыта дошкольных учреждений. В связи с этим следует знакомить их с литературой по физическому воспитанию, предназначенной для воспитателей детских учреждений, а также рекомендовать специальную литературу. Дошкольные учреждения могут оказать большую помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании детей: в детских садах организуются уголки для родителей, проводятся консультации, беседы, лекции, открытые занятия и т. д. Семья и государственные учреждения, совместно осуществляя задачи физического воспитания, могут достигнуть более высоких результатов в укреплении здоровья детей, их физическом развитии и физической подготовленности. Date: 2016-11-17; view: 413; Нарушение авторских прав |