Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитанию в детском саду





§ 1 ЗНАЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА РАБОТЫ

 

Планирование в воспитании — это умение предвидеть, каки­ми средствами и методами будут решаться те или иные задачи и какие должны быть получены результаты. Правильное пла­нирование позволяет решать задачи физического воспитания детей более эффективно.

Учет — это выявление уровня развития различных показате­лей. На основе учета составляется план работы. Кроме того, учет позволяет видеть сдвиги в результате проведенных мероприятий, определять правильность планирования и своевременно вносить соответствующие коррективы.

Планирование и учет взаимосвязаны. Только при правиль­ном планировании работы и своевременном учете возможно совершенствование педагогического процесса и достижение высоких результатов в воспитании и развитии детей,

§ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ

 

В каждом детском саду составляется общий план работы, в котором записываются мероприятия по физическому воспита­нию. Для четкой организации работы составляется план-график на год, а также планы на неделю и планы-конспекты физкуль­турных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры и др. форм физического воспитания.

Рассмотрим каждый из указанных документов. Общий план работы. Этот план составляет заведующая дет­ским садом с участием всего педагогического коллектива. В раз­деле «Физическое воспитание» перечисляются основные за­дачи на данный год, указываются мероприятия, которые дол­жны, быть проведены, намечается необходимая подготовка к ним. Например, ставится задача обучения детей ходьбе на лыжах, плаванию и др. В связи с этим намечаются прокладка лыжни или оборудование бассейна, приобретение лыж или купальных костюмов, подготовка воспитателей, беседы с роди­телями и т. д.

Важно предусмотреть в плане повышение квалификации воспитателей по физическому воспитанию-, обсуждение различ­ных вопросов на педсоветах, участие в практикумах, семина­рах, методических объединениях, проведение открытых занятий, обобщение опыта, подготовка выступлений на «Педагогических чтениях». Кроме того, следует наметить участие в пропаганде физического воспитания в стенной газете, а также оформление родительского уголка. В плане должны быть отражены формы со­вершенствования физической подготовленности воспитателей. План работы детского сада обсуждается и утверждается

на педсовете.

План-график на год. Воспитатель, приступая к работе с детьми своей группы, составляет перспективный план работы по физическому воспитанию па год. Прежде всего он знакомится с состоянием здоровья детей, антропометрическими показателя­ми (физическим развитием), физической подготовленностью (уро­вень развития двигательных навыков и физических качеств). Ана­лизируя «Программу воспитания в детском саду», воспитатель определяет, какие физические упражнения и подвижные игры мо­гут быть использованы, если группа недостаточно подготовлена или если показатели развития двигательных навыков и физиче­ских качеств у детей превышают норму. После этого воспитатель приступает к распределению упражнений и игр по неделям каж­дого месяца им неп» год. При этом следует учесть указания по кварталам, которые даны в «Программе воспитания в детском саду», рекомендации, имеющиеся в литературе, и личный опыт работы воспитателя с детьми.

При планировании важно учитывать размер помещения, участка (площадки), наличие оборудования, физкультурного инвентаря, климато-метеорологические условия. Осенью и весной следует планировать те виды упражнений, которые целесообразно проводить на участке, используя физкультурное оборудование (прыжки в яму с песком, ходьба по бревну, лазанье по заборчику) и большое пространство (метание на дальность, подвижные игры с бегом). На летние месяцы пла­нируются знакомые физические упражнения, подвижные игры, которые уже разучивались детьми.

Правильность планирования зависит от теоретической под­готовки воспитателей, знания характеристики физических уп­ражнении, закономерностей формирования двигательных навы­ков, этапов обучения физическим упражнениям, системы обучения отдельным видам движений, подбора подводящих (подготовительных) упражнений и т. д.

 

План на год

 

Физические упражнения месяц
Сентябрь Октябрь ноябрь
Недели
                       
Прыжки в длину с места                        
Метание на дальность                        
В цель                        
И т.д.                        

 


В графе «Физические упражнения» перечисляются (записы­ваются) все упражнения и игры, отобранные для детей данной группы на год. Знаком «X» обозначается использование упраж­нений на занятиях. Знаком «О» — в повседневной жизни (вне

занятий).

К составлению плана следует подходить творчески, в случае необходимости усовершенствуя форму, делая ее более удобной для пользования или внося изменения, поправки в последова­тельность распределения упражнений, игр и т. д.

План на неделю. В этом плане указываются физические упражнения и подвижные игры на каждый день с утра до вечера не только в детском саду, но и во время пребывания ребенка в семье. При этом учитывается распределение физи­ческих упражнений и игр в плане на год.

 

Виды деятельности  
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
Утром, до утренней гимнастики              
На утренней гимнастике              
На занятиях: утренних, вечерних              
После дневного сна              
На прогулке: дневной, вечерней              
Вечером              
В семье              

 

В графе «Утром, до утренней гимнастики» воспитатель записывает виды физических упражнений, а также физкультур­ные пособия, которые будут использоваться в это время. В графе «На утренней гимнастике» следует указать № комплек­са и пометить, в какие дни какие изменения будут в него внесены. В графе «На занятиях» нужно четко записать програм­мные задачи (это позволит планировать во взаимной связи все формы организации физического воспитания, в частности заня­тия, утреннюю гимнастику, подвижную игру и др.).

В графах «На утренней прогулке», «На вечерней прогулке» записываются названия подвижных игр, перечисляются физ­культурные пособия, указываются задачи индивидуальных занятий и занятий с небольшими группами детей.

В графе «После дневного сна» фиксируются различные виды деятельности, связанные с физическим воспитанием (воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями, водные процедуры и др.). В графе «Вечером» указываются инди­видуальные занятия.

В графе «В семье» называются упражнения, игры, которые воспитатель рекомендует выполнять утром непосредственно после сна и вечером, когда дети возвращаются домой.

Можно в этом документе планировать и другие виды дея­тельности детей (рисование, лепка, разучивание стихотворений, труд и др.). Тогда в соответствующих графах следует записать программные задачи по той или иной деятельности. Заблаговре­менный подбор различных видов деятельности обеспечит целе­сообразное их соотношение и взаимную связь, а главное — все­стороннее развитие детей.


На основе данного плана составляются планы-конспекты всех форм организации физического воспитания (физкультур­ные занятия, утренняя гимнастика, подвижная игра и др.).

План-конспект физкультурного занятия. Целесообразно составлять такой конспект на отдельных листах (в клеточку) по следующей форме:

План-конспект физкультурного занятия для детей... группы детского сада

Дата проведения

Время проведения

Место проведения

Количество детей (мальчиков и девочек)

Одежда и обувь детей Физкультурный инвентарь, пособия Задачи занятия

 

 

Части занятия Содержание занятия Дозировка, дыхание, темп Организационно-методические указания примечание
         

 

 

Задачи записываются только главные, которые относятся к основной части занятия (формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств), и формулироваться должны очень конкретно. Например, если на занятии дается новое упражнение—метание, то задача занятия записывается так: «Разучивание метания на дальность правой рукой» (исходное положение). При этом в скобках указывается, на какой элемент техники движения обращается внимание на данном занятии. Пос­ле разучивания с детьми основных элементов техники физическо­го упражнения будет поставлена задача закрепления двигатель­ного навыка. И задача занятия тогда записывается следующим образом: «Закрепление навыка метания на дальность правой ру­кой» («Кто дальше бросит»), В скобках указывается название игры, если навык закрепляется в игровой форме.

На физкультурных занятиях воспитываются в той или иной степени все физические качества (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, равновесие и др.)- Но для развития каж­дого из них требуются особые условия и своеобразная методика проведения упражнений и игр. На одном занятии при соответст­вующих условиях воспитывается в большей степени какое-либо одно физическое качество, поэтому особое внимание на этом за­нятии обращается на данное качество, например ловкость, и со­ответствующим образом создаются условия и продумывается ме­тодика проведения физических упражнений. Задача при этом за­писывается так: «Воспитание ловкости» («Ловишки с ленточка­ми») или «Воспитание быстроты» («Ловишки»). В скобках за­писывается название игры, в процессе которой воспитывается указанное качество.

Наряду с главными задачами в процессе занятия решают­ся и многие другие, но они, как правило, не фиксируются в конспекте. Однако в необходимых случаях следует записывать задачи, которые решаются и в других частях занятия. Напри­мер: «Разучивание построения и круг» и др.

После сформулирована задач занятия следует подобрать физические упражнения для их решения. Сначала определя­ются движения для основной части занятия, продумывается методика их проведения. Затем подбираются упражнения для вводно-подготовительной и заключительной частей занятия. Подбор упражнений для этих частей занятия и методика их проведения зависят от основной части. Уточнив задачи занятия, наметив его содержание, необходимо тщательно продумать ор­ганизацию детей и методику проведения каждого упражнения.


В графе «Части занятия» записывают названия частей занятия (вводно-подготовительная, основная, заключитель­ная).

В графе «Содержание занятия» фиксируют все виды физи­ческих упражнений в той последовательности, в которой они будут даны. Описание общеразвивающих упражнений ведется по правилам, принятым в гимнастике.

Если в занятие включается подвижная игра, то записыва­ется ее название, например «Ловишки», «Хитрая лиса», и указыва­ются физические упражнения, которые входят в эту игру.

В графе «Дозировка, дыхание, темп» указывается количест­во повторений упражнений, время, расстояние для бега, ходьбы и др., а также обозначается момент выдоха, характер дыхания при выполнении физических упражнений и темп их выполнения (медленный, средний, быстрый).

В графе «Организационно-методические указания» раскры­ваются организация детей и методика проведения каждого упражнения, записываются все объяснения, команды, распоря­жения. Организационно-методические указания оформляются так, чтобы ясна была методика проведения всего занятия. В этой графе могут даваться рисунки, показывающие размещение детей и воспитателя в процессе занятий.

Чем меньше опыт воспитателя, тем подробнее заполняется данная графа. Запись в виде прямой речи делается для учебных целей, при подготовке студентов к проведению занятия в детс­ком саду или при подготовке воспитателя к открытому занятию. Опытный воспитатель, продумывая ход занятия, кратко записы­вает наиболее важные моменты методики.

В графе «Примечание» до проведения занятия следует пре­дусмотреть, например, увеличение или уменьшение нагрузки, варианты игры, а после проведения занятия записать замечания, которые следует учесть при составлении плана-конспекта сле­дующего занятия.

План-конспект утренней гимнастики составляется по выше­приведенной форме, но в ней не указываются задачи и не обоз­начаются части занятия.

План-конспект утренней гимнастики для детей... группы детского сада

Дата проведения

Место проведения

Одежда и обувь детей

Физкультурный инвентарь

 

Физические упражнения Дозировка, дыхание, темп Организационно-методические указания Примечание
       

 

Порядок записи физических упражнений, дозировки, дыха­ния, темпа и организационно-методических указаний такой же, как и в плане занятия.

План-конспект подвижной игры. Не менее важно заранее составить план-конспект подвижной игры, так как каждая игра может проводиться по-разному, в зависимости от того, какая задача намечается воспитателем.

План-конспект подвижной игры для детей... группы детского сада

Дата проведения

Время проведения

Место проведения

Одежда и обувь детей

Физкультурный инвентарь, игрушки, атрибуты Задачи, решаемые и подвижной игре

 

Физические упражнения Дозировка Темп Организационно-методические указания примечание
       

 

В графе «Физические упражнения» записывают все движе­ния, которые входят в подвижную игру, в той последовательнос­ти, как они выполняются в первый раз и при повторении игры.

В графе «Дозировка, темп» следует указать, сколько разив каком темпе выполняются все физические упражнения, входя­щие в игру.

В графе «Организационно методические указания» описы­вают организацию детей и весь ход игры в виде прямой речи.

Примерно по таким же формам можно составлять план-конспект прогулки, закаливающих процедур и др.

Воспитатель предусматривает методическую работу по физи­ческому воспитанию. Он намечает проведение открытых заня­тий, анализ опыта работы, выступления на педсовете, «педаго­гических чтениях», написание статей для стенной газеты и т. д. Работа с родителями также должна планироваться. Воспи­татель намечает проведение докладов, групповых и индивиду­альных бесед, консультаций, родительских собраний, открытых занятий для родителей, посещение детей на дому и т. д.

 

§ 3. УЧЕТ

 

В работе по физическому воспитанию осуществляется пред­варительный, текущий и итоговый учет.

Предварительный учет. Для правильного планирования работы по физическому воспитанию необходимо знать данные состояния здоровья детей, их физического развития, уровень развития двигательных навыков и физических качеств. Для этого проводят обследование и сведения о каждом ребенке записывают в специальном журнале. Нужно зафиксировать год рождения ребенка, условия, в которых он живет, состояние здоровья, антропометрические показатели, состояние осанки и стопы, измерения изгибов позвоночника, расстояния между лопат­ками и т. д.

Целесообразно на каждый вид обследования отвести по одной странице, что позволит изучить динамику развития детей. Данные обследования сравниваются со стандартными показа­телями и делаются соответствующие выводы, которые учитыва­ются при планировании работы.

Осмотр и антропометрические измерения проводит врач совместно с воспитателем. Сообщая дополнительные сведения о детях, воспитатель помогает врачу вскрыть причины поведения ребенка, отдельных отрицательных проявлений и др.

Фиксировать уровни развития у детей двигательных навы­ков и физических качеств следует 3—4 раза в год (осенью, в середине зимы, весной и в конце лета).

Учет рекомендуется проводить по основным движениям (бег, прыжки в длину с места и в высоту с разбега, метание на дальность и в цель правой и левой рукой и др.), так как они ха­рактеризуют физическую подготовленность детей.

Рассмотрим для примера методику обследования некоторых движений1.

Бег. При обследовании бега берется расстояние для стар­шей и подготовительной групп — 30 м, средней — 20 м, млад­шей — 10 м.

 







Date: 2016-11-17; view: 429; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию