Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитанию в методическом кабинете
§ 1. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ МЕТОДИСТА
Детский сад должен обеспечить счастливое детство своим воспитанникам, вырастить их здоровыми, всесторонне развитыми, смелыми, закаленными, ловкими. Практическое осуществление этих важных задач поручено воспитателю. Но воспитатели имеют различную профессиональную подготовку и стаж работы: одни из них закончили дошкольное педагогическое училище, другие дошкольный факультет педагогического института, третьи являются учителями начальной школы. Есть среди них передовые воспитатели, овладевшие высоким профессиональным мастерством, преданные делу дошкольного воспитания. Однако даже педагогическое мастерство не является чем-то раз навсегда приобретенным. Людям, обладающим педагогическим талантом, также необходимо постоянно совершенствоваться, повышать свою педагогическую квалификацию, быть на уровне современных требований жизни и школы, планомерно готовить к ней детей начиная с младших групп детского сада. Ближайшим помощником воспитателя в повышении профессиональной квалификации является методист. Круг его обязанностей в методическом кабинете разнообразен и широк. Методист, руководящий вопросами физического воспитания, создает в методическом кабинете необходимые условия для самостоятельного повышения квалификации воспитателей. Он следит за всеми новинками педагогической литературы, оформляет и постоянно пополняет новыми материалами различные выставки, папки передового опыта, накапливает пособия и иллюстративный материал. В целях непосредственного руководства работой воспитателей методист выезжает в районные, городские, сельские учреждения (в соответствии с имеющимся годовым планом работы кабинета); проводит индивидуальные и групповые консультации для воспитателей; организует и проводит методические объединения, семинары, практикумы, курсы, кружки, открытые занятия в детском саду, лекции по отдельным вопросам физического воспитания с приглашением специалистов; изучает передовой опыт и содействует его распространению; рекомендует доклады на научно-практические конференции и «педагогические чтения» для района, города, области. Многогранная работа методиста требует высокой квалификации, постоянного расширения кругозора, углубления педагогических знаний, позволяющих связывать теорию с практикой. В случае необходимости методист должен быть готов к наглядной демонстрации и теоретическому обоснованию методических приемов работы с детьми (обучению детей движениям на физкультурных занятиях, показу методики проведения подвижной игры, утренней гимнастики и т. п.). Всем этим методист овладевает (как подтверждает опыт работы вузов) в процессе обучения в педагогическом институте и начинает успешно применять свои теоретические знания и навыки еще будучи на педагогической практике и детском саду, а затем в процессе инспекторско-методической практики (в районе, городе, области).
§ 2. ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
В методическом кабинете прежде всего создаются условия для повышения квалификации воспитателей, их самостоятельной работы над книгой и другими материалами. Для этого подбирается теоретическая и методическая литература по вопросам физического воспитания — книги, журналы, отдельные статьи, сборники подвижных игр и физических упражнений; составляются списки рекомендуемой литературы по отдельным вопросам физического воспитания, картотеки, справочники, словари; выделяются книги и статьи для использования на местах в виде передвижной библиотеки (особенно для отдаленных районов, сельской местности). Кроме того, в кабинете должен быть отпечатанный и хорошо оформленный материал, отражающий передовой опыт работы: образцы перспективного и календарного планов работы по физическому воспитанию в соответствии с «Программой воспитания в детском саду», а также учет работы по возрастным группам; планы и конспекты физкультурных занятий, дневники индивидуальной работы воспитателя с детьми, описание физкультурно-оздоровительных мероприятий — утренней гимнастики, физкультминутки, закаливающих процедур с иллюстрациями (фотографическими снимками); примерные образцы планирования работы воспитателя с детьми в повседневной жизни — подвижные игры, прогулки, самостоятельная деятельность детей, а также примерные программы физкультурных праздников. В кабинете хранятся также доклады по вопросам физического воспитания на научно-практических конференциях и «педагогических чтениях». Весь этот материал красиво оформляется и аннотируется. В методическом кабинете целесообразно иметь постоянную выставку физкультурного оборудования. Макеты примерного оборудования участка и физкультурных площадок, чертежи и образцы крупных физкультурных приборов (трибуны, скамейки, щиты для метания, бревна, горки и т. д.); наглядный набор мелких физкультурных пособий (обручи, палки, флажки, мячи, шнуры, ленты, шесты, кольцебросы, мячеброски др.); моторные игрушки; оборудование для спортивных игр — волейбола, баскетбола, бадминтона, городков. Кроме того, кегли, серсо, бабки, бильбоке, бирюльки, диаболо и настольные спортивные игры. Рекомендуется иметь альбомы фотографий, отражающих занятия, игры, утреннюю гимнастику, проведение закаливающих процедур, физкультурные праздники. По всем экспонатам выставки методист дает исчерпывающую консультацию и при необходимости показывает примеры использования физкультурных пособий и игр.
§ 3. РАБОТА МЕТОДИСТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ Качество работы воспитателей, систематическое повышение ими своей квалификации в области физического воспитания во многом зависит от руководства методиста. Он направляет и планирует всю работу, организует условия и проверяет ее осуществление на местах. Чтобы направлять работу всех учреждений (района, города, области), методист создает при кабинете актив из наиболее квалифицированных воспитателей и заведующих детскими садами. Вместе с ними путем предварительного посещения всех учреждений он выясняет состояние работы и в соответствии с этим разрабатывает конкретный план работы по повышению квалификации воспитателей, предусматривая различные формы работы с ними: методические объединения, практикумы, индивидуальные и групповые консультации, семинары, курсы, кружки, лекции, открытые занятия. Воспитатели группируются в зависимости от квалификации и учета конкретных трудностей. Рассмотрим отдельные формы организации воспитателей по повышению квалификации. Методические объединения. При организации методических объединений учитывается территориальная близость дошкольных учреждений и возрастные группы, в которых работают воспитатели. Детские учреждения объединяются обычно в небольшие группы — кусты, педагогический коллектив которых насчитывает 20—25 человек. В план работы объединения могут быть включены различные вопросы дошкольного воспитания, в том числе и физического. Руководство всем объединением (кустом), а также разработкой отдельных вопросов поручается опытному воспитателю или заведующей. Зная хорошо все учреждения, входящие в объединение, и учитывая уровень состояния работы в них по физическому воспитанию, руководитель составляет план на год. В плане указывается круг вопросов по физическому воспитанию, подлежащих обсуждению, доклады воспитателей и открытые занятия непосредственно в детских садах. План, утвержденный методистом и в отделе народного образования, объявляется на первом занятии. В течение года руководитель строго следит за его выполнением. Отбор докладов зависит от актуальности темы для участников данного объединения, учета затруднений в работе отдельных учреждений и воспитателей, а также определяется стремлением использовать, внедрить новое в работу с детьми. Например, необходимо уточнить вопросы о содержании и методике индивидуальных занятий по развитию движений с детьми раннего возраста или с небольшими группами более старших детей; о структуре, содержании и методике обучения детей на физкультурных занятиях в различных возрастных группах; о методике проведения прогулок воспитателем и т. п. В докладах воспитатели рассказывают о своем опыте работы, о возникающих затруднениях и способах преодоления их, выделяют наиболее актуальные вопросы, интересующие многих и требующие обсуждения. В связи с этим проводятся наблюдения на открытых занятиях. В процессе обсуждения занятия руководитель направляет выступления, следит за всесторонним освещением поставленных вопросов, их убедительным теоретическим обоснованием и способствует, чтобы общение воспитателей влияло на улучшение практической работы с детьми. Руководители методических объединений поддерживают регулярную связь с методистом (района, города, области), который утверждает план работы на год, регулярно знакомится с ходом работы объединений, систематически инструктирует руководителей, организуя для них консультации, семинары, лекции, практикумы. Таким образом, осуществляется целенаправленное руководство повышением квалификации воспитателей и в связи с этим конкретная помощь детским учреждениям, повышение качества работы с детьми. Индивидуальные консультации проводятся методистом в часы работы кабинета. Он помогает воспитателям разрешить вопросы физического воспитания, которые возникают в текущей работе. В зависимости от квалификации воспитателя и содержания вопроса консультация может иметь теоретический, методический или практический характер. Консультации фиксируются методистом в специальной тетради с указанием темы и даты, фамилии воспитателя, наименования учреждения, в котором он работает. Групповые консультации по физическому воспитанию намечаются в связи с плановыми посещениями и выездами методиста в дошкольные учреждения (районные,городские, областные). Если проверка работы этих учреждений обнаруживает однотипные ошибки, методист на заключительном собрании актива дошкольных работников данных учреждений делает обобщенный анализ работы и предлагает конкретные мероприятия для исправления имеющихся недочетов (групповые консультации, практикумы, краткосрочные курсы и т. п.). Групповая консультация проводится методистом по специально разработанному им плану с учетом вопросов, требующих уточнения. Например, в целом ряде учреждений неправильно организуется утренняя гимнастика: условия проведения не отвечают требованиям гигиены и закаливания, недостаточно обоснованно подбираются упражнения, методика проведения содержит ошибки. В связи с обнаруженными недочетами групповая консультация намечается примерно по следующему плану: 1. Тема консультации. 2. Основные вопросы. 3. Иллюстрация теоретических положений (приведение 4. Обсуждение вопросов, возникших у слушателей в процессе 5. Заключение методиста. 6. Рекомендация литературы по данной теме. Практикум. Наиболее целесообразна эта форма повышения квалификации для молодых воспитателей. Задачи и содержание практикума определяются также в результате проверки методистом работы на местах и теми недочетами, которые при этом обнаружены. Продолжительность практикума зависит от конкретных задач, объема материала и учета условий работы данных учреждений. На основе этого составляется план практикума и определяется его продолжительность. Например, проверка работы показала, что многие воспитатели недостаточно ясно представляют значение упражнений в основных движениях, затрудняются в определении их основных задач и методике обучения, используют весьма ограниченно их виды (главным образом применяют упражнения в равновесии и некоторые виды прыжков), не догадываются о возможности варьирования упражнений. Задачи практикума в данном случае будут следующие: уточнить значение и задачи каждого вида упражнений в основных движениях; показать путем практических занятий правильные приемы выполнения упражнений и методику обучения детей, научить варьировать их и использовать в играх. В связи с поставленными задачами намечается содержание и разрабатывается план работы практикума. Примерно: вводная лекция (беседа) —2 часа. Практические занятия с последующим их анализом: упражнения в основных движениях — ходьбе и беге — 6 часов, метании — 6 часов, прыжках — 6 часов, лазанье — 4 часа, упражнения в равновесии —4 часа. Всего — 28 часов. Целесообразно после каждого практического занятия предлагать участникам практикума задания по разработке вариантов упражнений и методике обучения детей. Помимо этого, проводятся открытые занятия, демонстрирующие процесс обучения детей основным движениям и использование их в подвижных играх (в различных возрастных группах). На это отводится 3 часа. В заключение участники практикума сдают зачет по всему циклу занятий (4часа). Таким образом, на данный (примерный) практикум потребуется Л5 часов. Приведенная форма повышения квалификации воспитателей содействует обогащению содержания их работы с детьми, развивает инициативу, повышает качество практических навыков, вырабатывает целенаправленность в работе. Семинар. Особенность этой формы повышения профессиональной квалификации воспитателей в области физического воспитания заключается в самостоятельной работе всех участников семинара по какой-либо общей — актуальной для всех — проблеме. Семинар проводится под руководством методиста или специально приглашенного лица (научного работника, преподавателя-специалиста). Задачей семинара является: повышение теоретического уровня воспитателей, овладение ими навыками углубленной самостоятельной работы, развитие теоретической мысли, умение анализировать и обобщать наблюдения, связывать теорию с практикой, делать обоснованные выводы. Такой семинар, имеющий научно-исследовательский характер, организуется для воспитателей высокой квалификации с высшим или средним педагогическим образованием и достаточным стажем практической работы. Количество участников семинара не должно превышать 12—15 человек. Начиная работу, руководитель знакомит всех участников с основной проблемой семинара, стараясь увлечь их перспективой интересной исследовательской работы. Он дает теоретическое обоснование проблемы, показывает ее значение для правильного физического воспитания детей и рекомендует основную литературу. В связи с указанной проблемой он называет тематику докладов и предлагает их на выбор всем членам семинара. После этого утверждается календарный план работы семинара. Вначале воспитатели изучают литературу, связанную с общей проблемой семинара, обсуждают вопросы, требующие уточнения, составляют рефераты по отдельным книгам и статьям, подготавливая их в соответствии с планом семинара, обсуждают возникающие спорные вопросы или новые, имеющие перспективное значение. Особенностью семинара практических работников является возможность проверки теоретических положений доклада в работе с детьми, которая подтверждает или опровергает правильность выдвигаемых ими положений. Руководитель семинара консультирует воспитателей и помогает им обдумать и организовать опытную работу в детском саду. На семинарских занятиях в соответствии с планом работы обсуждаются: теоретическое обоснование темы каждого доклада, обобщение лучшего, передового опыта, а также отдельные части докладов, задачи, постановка, опытной работы с детьми, содержание, методика и результаты работы, доклады в целом. Кроме того, участники семинара могут организовать взаимные посещения в детских садах в целях наблюдения и обсуждения отдельных вопросов и оказания товарищеской помощи. Таким образом, в процессе работы над докладами каждый участник семинара имеет возможность выяснить теоретическую сущность и практическое значение своей темы, а также значительно обогатить свои знания по проблеме в целом. Вся работа семинара должна проходить по четкому календарному плану. В заключение работы семинара лучшие доклады могут быть рекомендованы руководителем для научно-практической конференции (района, города, области), представлены на «педагогические чтения» или опубликованы в печати. Укажем примерную основную проблему семинара и некоторую тематику докладов. «Подвижные игры в воспитательной работе с детьми». Тематика докладов: а) Подвижные игры как источник радостных эмоций у малышей. б) Значение народных игр в воспитательной работе с детьми. в) Подвижные игры — одно из средств развития творческой г) Варьирование подвижных игр как метод совершенствования двигательных навыков детей (и т. п.). Открытые занятия в детском саду. Целью организации открытых занятий является обмен опытом работы, возможность показа образцов педагогического мастерства, уточнение представлений о сущности, задачах, содержании и методике отдельного вида работы с детьми: физкультурного занятия, утренней гимнастики, закаливающих процедур, прогулки и т. п. Тема занятия и вопросы к наблюдению и анализу сообщаются воспитателям заблаговременно. Перед началом занятия методист напоминает присутствующим порядок вопросов к наблюдению и последующему анализу. Тем самым он обеспечивает целенаправленность наблюдения, сосредоточенность внимания воспитателей на основных компонентах занятия. По окончании методист руководит его анализом, придерживаясь в ходе обсужденияпредварительно данного плана наблюдения и активизирует высказывания присутствующих по поводу виденного. Обсуждение заканчивается теоретически обоснованным заключением методиста, анализом положительных и неудачных сторон занятия и оценкой его в целом. При выездах методиста в отдаленные районы открытые занятия организуются в зависимости от условий учреждений и подготовленности кадров. Если уровень квалификации воспитателей вызывает необходимость наглядной демонстрации образцов различных видов занятий, показа методики отдельных процессов, методист должен быть готов сам провести открытое занятие, а затем детально его проанализировать. Показательные занятия методиста должны служить для воспитателей стимулом к совершенствованию своего педагогического мастерства. Курсы могут быть организованы в районе, городе, области, с отрывом и без отрыва воспитателей от работы. Учебный план, программа, состав преподавателей и продолжительность курсов утверждается отделом народного образования. На курсах могут быть прочитаны лекции, организованы практические и семинарские занятия, а также в связи с изучением отдельных тем — показательные занятия в детском саду. Курсы заканчиваются зачетом в устной или письменной форме. Учебные планы и программы курсов разрабатываются центральным дошкольным методическим кабинетом, но в связи с конкретными условиями в них могут вноситься изменения. Кружки организуются в целях углубленного изучения каких-либо отдельных вопросов физического воспитания. Они способствуют расширению кругозора, обогащению опыта, уточнению знаний, развитию творческой мысли воспитателей. Например, может быть организован кружок по разработке подвижных игр для детей различных возрастных групп; по составлению вариантов физических упражнений и игр в соответствии с поставленными задачами и т. п. Кроме того, для воспитателей могут быть организованы секции по физкультуре, в которых они занимаются легкой атлетикой, плаванием, лыжным спортом и т. д. Все эти разнообразные формы повышения квалификации расширяют интересы, раскрывают новые возможности, выводят за пределы узкой специализации, связывают с различными сторонами общественной жизни. Повышение квалификации воспитателей служит основой для улучшения качества работы с детьми. Однако, чтобы физическое развитие детей осуществлялось наиболее эффективно, необходимо единство и согласованность физического воспитания в детском саду и в семье. Помимо непосредственного контакта с родителями в детском саду, следует организовывать «Педагогическую школу для родителей». На занятиях в такой школе родители получат научно обоснованные знания, убедятся в необходимости соблюдения двигательного режима в течение дня, систематического закаливания организма ребенка, облегчения его костюма с изменением погоды и т. п. В этой работе методист кабинета призван играть активную роль, помогая отделу народного образования и городскому или областному педагогическому обществу (при комплектовании учебных групп, сборе сведений о родителях, записи их в число слушателей с помощью детских садов и т. п.). Методист, будучи сам членом педагогического общества, может делать доклады, проводить беседы с родителями и др.
§ 4. ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ДЕТСКИХ САДОВ ПО РАЗДЕЛУ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
В целях наиболее глубокого изучения постановки и состояния работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении инспектор проводит тематическую проверку. Анализ результатов этой проверки должен служить основанием для оказания необходимой помощи и исправления существующих недостатков в намеченные сроки. Приступая к проверке состояния работы по физическому воспитанию, инспектор должен быть знаком с актом предыдущего обследования, чтобы судить о том, как исправлены недочеты в соответствии со сделанными в нем замечаниями. Тематическая проверка учреждения. Начиная проверку, инспектор прежде всего интересуется условиями, созданными в детском саду для осуществления физического воспитания, и проверяет соответствие этой работы требованиям «Программы воспитания». Он обследует санитарно-гигиеническое состояние групповых комнат, физкультурного зала, спален и всего помещения и участка. Особое внимание он обращает на чистоту и свежесть воздушной среды в помещении в течение всего дня. Инспектор знакомится с планированием участка для всех возрастных групп, а также физкультурной площадки; оборудованием помещения и участка крупными и мелкими физкультурными пособиями, игрушками; проверяет их качество, количество, состояние, места хранения; наличие, качество, состояние физкультурных костюмов и обуви для детей и воспитателей. Далее инспектор выясняет, как осуществляется повышение квалификации воспитателей, имеются ли необходимые книги, журналы, сборники игр и упражнении. Его интересует также, как заведующая руководит работой воспитателей по выполнению программы физического воспитания и как контролирует ее. В беседе с заведующей инспектор уточняет, в каких мероприятиях района участвует коллектив педагогов (в объединениях, семинарах, кружках и т. д.); какие формы повышения квалификации использует заведующая внутри учреждения (консультации, практикумы, открытые занятия и т. п.). После этого инспектор приступает к проверке имеющейся документации. Он просматривает списки детей по возрастным группам и данные медицинских осмотров. Выясняет наличие детей, имеющих отклонения от нормы в физическом развитии (признаки деформации осанки, стопы, ослабленное состояние организма после перенесенной болезни и т. п.). В связи с этим уточняются индивидуальные режимы, характер индивидуальных занятий, использование корригирующих упражнений и др. Проверяются нормы питания и режим во всех возрастных группах, особенно в группах детей раннего возраста в соответствии с указаниями «Программы воспитания». Особое внимание уделяется выполнению во всех группах двигательного режима (игры, утренняя гимнастика, занятия, физкультминутка, продолжительность и содержание прогулки, виды двигательной деятельности в течение всего дня). Инспектор просматривает годовой план по физическому воспитанию детей, перспективные и календарные планы по группам, учет работы, а также индивидуальный сравнительный учет двигательных навыков детей (сентябрь — январь — июнь). По окончании просмотра документации инспектор наблюдает и фиксирует в записях всю работу по физическому воспитанию в течение дня в различных возрастных группах: прием детей, игры, самостоятельная деятельность детей и руководство воспитателя; утренняя гимнастика и закаливание (гигиенические условия, организация детей, структура и содержание комплекса, руководство воспитателя). Закаливающая процедура (обтирание, обливание), ее организация и состояние детей. Инспектор интересуется чередованием занятий, проведением в старших группах физкультминуток в перерывах между ними, наблюдает физкультурные занятия, анализирует их содержание, структуру, процесс обучения (методические приемы воспитателя, реакцию детей, их самостоятельность при выполнении двигательных заданий, индивидуальный подход воспитателя к детям). Он обращает внимание на общую и моторную плотность занятия, дозировку па-грузок, смену деятельности детей, проведение игры, эмоциональное состояние детей, длительность занятия. Инспектор наблюдает прогулку, фиксирует ее содержание, продолжительность, методику руководства воспитателя, его работу с отдельными детьми, с небольшими группами, самостоятельную деятельность детей в играх и упражнениях, их взаимоотношения в совместной деятельности и общее руководство воспитателя. Он наблюдает обед и сон, игры и занятия во второй половине дня и уход детей домой. Особое внимание в течение всего процесса обследования обращается на роль воспитателя и его руководство всем коллективом детей. Подведя итоги, инспектор беседует с воспитателем, анализирует его работу, выясняет отдельные вопросы, делает необходимые замечания. Беседа должна проходить в доброжелательной, тактичной, спокойной форме, с проявлением уважения к воспитателю. Замечания делаются по существу работы. Каждое требование к учебно-воспитательному процессу и методике проведения отдельных видов работы воспитателя с детьми должно быть убедительно обосновано и разъяснено воспитателю. Заканчивается беседа указанием на положительное в работе воспитателя и конкрет-ньпми предложениями инспектора к исправлению недочетов. На основании наблюдений, просмотра документов, живого общения с коллективом, тщательного изучения всего материала по физическому воспитанию детей инспектор делает выводы о работе данного учреждения. На заключительном педагогическом совещании инспектор всесторонне анализирует состояние работы по физическому воспитанию и дает ей оценку. На основе конкретных данных он отмечает положительные стороны работы в каждой возрастной группе, указывает все имеющиеся недостатки, вскрывая их причины, и предлагает меры к их устранению в указанные им сроки. Все это записывается в акте проверки работы, который оставляется у заведующей учреждением (копия его сдается в отдел народного образования). Если оказывается необходимым наглядный показ физкультурного занятия, утренней гимнастики, прогулки и т. п., желательно, чтобы инспектор сделал это сам или помог подготовиться к открытому занятию одному из воспитателей и затем со всем педагогическим коллективом проанализировал его. Важно, чтобы весь процесс проверки не нарушал обычной жизни учреждения и вызвал у коллектива деловой подъем, веру в свои возможности, интерес и стремление улучшить качество работы с детьми, повышать свою квалификацию. Однако все это не исключает непримиримости инспектора к отрицательным фактам. Но и в этом случае он должен быть корректным и высказывать свое мнение без пренебрежения к людям, строго осуждая и в то же время убедительно разъясняя неправильность их действий. Очень важно, чтобы беспристрастный и конкретный анализ вызвал желание преодолеть и исправить допущенные ошибки. По окончании всей работы у сотрудников детского сада должно сложиться впечатление об инспекторе как строгом, но деловом, справедливом и благожелательном человеке, встречи с которым приносят большую иоль.чу. Таким образом, промеряя и направляя работу дошкольных учреждений, инспектор сам должен быть квалифицированным педагогом, обладать высокими моральными качествами и определенным культурным уровнем. Только такой инспектор имеет право на критику деятельности других людей и пользуется авторитетом.
Date: 2016-11-17; view: 341; Нарушение авторских прав |