Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Физического воспитания
§ 1. ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Обучение движениям представляет собой целостный воспитательно-образовательный процесс. Он осуществляется путем непосредственного обучения воспитателем и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирование его практических двигательных навыков. Обучение движениям оказывает целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка —его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества. Кроме этого, двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития. Содержание обучения составляют физические упражнения и подвижные игры, подобранные всоответствии с программой. При обучении взрослый передает ребенку общественно-исторический опыт овладения движениями, способствуя вначале их возникновению, а и дальнейшем развитию и совершенствованию. Учитывая особенности физического и психического развития ребенка дошкольного возраста, опираясь на его возможности, взрослый (родители, воспитатель) последовательно ставит перед ним новые двигательные задачи. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы физического воспитания, учитывающих возрастные особенности детей и направленных на формирование правильных двигательных навыков. Усвоение нового требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоления трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование (а для ребенка новая более сложная задача) является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Однако преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития. Постепенное решение ребенком в процессе упражнений новых двигательных задач и появляющиеся в связи с этим большие возможности изменяют характер и качество движений. То, что было наиболее характерным для начала данного возрастного периода, в процессе обучения новому, как бы свертывается, и движения приобретают новое качество. Так, ходьба ребенка в начале и в конце второго года жизни совершенно различная. Это явление представляется как диалектическое отрицание старого новым, которое является объективным моментом, движущим началом всякого развития и является разрешением возникающих противоречий. «Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования»1. Такой сложный процесс развития происходит непрерывно, определяясь взаимосвязанностью внешних и внутренних условий. Внешнее, объективное, усваиваясь личностью, становится внутренним субъективным условием дальнейшего развития, определяющим ее восприимчивость к новым воздействиям, ее активные поиски новых объектов, необходимых для развивающейся деятельности. Преодоление трудностей и решение новых задач вызывают у ребенка эмоционально-положительное состояние. Оно порождается удовлетворением от достигнутой цели, новых мышечных ощущений, соответствующей оценки воспитателя. Все это служит подкреплением проявленных усилий ребенка, способствует возникновению интереса, радости, стремления к еще большим достижениям. Этот сложный процесс должен быть все время под наблюдением воспитателя. С одной стороны, необходимо обеспечить осмысливание ребенком повой двигательной задачи, с другой — вызвать самостоятельность и проявление усилий в решении ее на основе имеющихся реальных двигательных возможностей и возникающих интересов, эмоций. Таким образом, следует стремиться к тому, «чтобы преодоление трудностей порождало у детей положительные эмоции, чтобы эти эмоции подкреплялись успехами в деятельности, становились источниками новых потребностей, интересов и чувств...»2. И процессе обучения разнообразнымдвижениям3 воспитатель сообщает детям необходимые элементарные знания, уточняет представление об окружающем, развивает воображение, активизирует мысль. Так, при разучивании упражнения с детьми младшей группы воспитатель говорит: «Поднимем свои синие флажки вверх, высоко, высоко, чтобы их увидели все: и куклы, и мишки, и все игрушки». В старшей группе: «Сначала поднимем вверх правую руку, затем хорошо согнем правую ногу и, хлопнув ладонью о колено, скажем «хлоп». В подготовительной группе: «Сейчас вы поднимете обе руки перед собой, ладонями вниз, после этого отведете руки налево-назад, посмотрите на концы своих пальцев и, опуская руки со словом «вниз», повернетесь лицом ко мне». В приведенных примерах воспитатель развивает у детей ориентировку в пространстве (вверх-вниз, налево-назад, прямо), во времени (сначала, затем, после этого), уточняет их знания о частях собственного тела. Кроме того, воспитатель сообщает детям Термин «обучение движениям», предполагает не только обучение отдельным движениям, но и любое обучение двигательным действиям и помогает усвоить в связи с практической деятельностью гимнастическую терминологию. Например, воспитатель говорит: «Постройтесь в колонну но одному»,— и когда дети встанут, добавляет: «Вот так». Или: «Встаньте все в шеренгу, лицом ко мне. Хорошо!». Обучение требует от ребенка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной —на основе восприятия наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений детьми; словесно -логической — при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре и самостоятельного выполнения; двигательной —моторной— в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений. Обучение детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием морально-эстетических чувств и сознания ребенка, развитием его морально-волевых качеств: дружбы, доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности, справедливости. Кроме того, весь процесс обучения правильным движениям воспитывает у детей эстетические чувства. Красота движений, четкость построений, которыми постепенно овладевают дети, доступная им выразительность игровых образов, поэтическое своеобразие стихотворных текстов в играх, игровых зачинах, считалках — все это служит задаче воспитания эстетического вкуса детей. Большое значение для развития эстетических чувств имеет внешнее оформление физкультурных костюмов детей и воспитателя, физкультурных пособий и т. д. Таким образом, в процессе обучения правильным движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и поэтому целенаправленность действий, организованность, дисциплинированность, а все это во взаимосвязи содействует формированию всесторонне развитой личности.
§ 2. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Под руководством педагога ребенок в процессе физического воспитании овладевает двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы. Двигательные умения и навыки обеспечивают выполнение разнообразных двигательных действий. В теории физического воспитания двигательное умение определяется как приобретенная на основе знаний и опыта способность неавтоматизированно управлять движениями в процессе питательной деятельности. Различают две разновидности двигательных умении: одни выражаются в умении осуществлять целостную двигательную деятельность, а другие — в умении выполнять отдельные, различные по сложности движения. Умения первой разновидности связаны с необходимостью решать неожиданно возникающие двигательные задачи в изменяющихся условиях игры, борьбы и др. В этом случае двигательная деятельность всегда осознанна и характерна творческим применением уже заученных действий и физических качеств. Что касается других двигательных умений, to они постепенно переходят в навык, при этом развитие умения идет от первоначального овладения техникой движения к все большему его совершенствованию. Двигательный навык с физиологической точки зрения «представляет собой сложный псиной условный проприоцептивный двигательный рефлекс или двигательный стереотип». В целостном двигательном л юс — это автоматизированный способ управления движениями. При этом автоматизации, касающаяся способа выполнения каждого отдельного движения, не исключает осознания двигательного акта в целом. Сознание необходимо для выполнения поставленной задачи, для контроля движений и в некоторых случаях даже частичной деавтоматизации навыка, в связи с неожиданно изменившимися условиями выполнения двигательной задачи. Хорошо упроченный навык, приобретший стабильность, связан с вариативностью двигательного действия. При стабильности навыка можно использовать различные варианты двигательного акта, однако, с сохранением основы его техники (например, бег в различных вариантах). В свою очередь вариативность двигательного действия способствует возникновению нового умения более высокого порядка, позволяющего применять освоенный навык в целостной деятельности и отбирать наиболее целесообразные, лучшие варианты выполнения действий.
§ 3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
В процессе физического воспитания и обучения применяются общепедагогические принципы — систематичности, сознательности и активности, наглядности, доступности, индивидуализации и прогрессирования. Они представляют наиболее важные положения педагогики и выражают закономерности воспитания и обучения. Дидактические принципы имеют в своей основе учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Принцип систематичности. Этот принцип является ведущим, пронизывающим весь комплекс мероприятий, используемых в целях физического воспитания и обучения (режим, закаливание, формирование двигательных навыков). Известно, что каждая система заключает в себе взаимосвязанные части, имеющие определенную последовательность, периодичность, ритмичность. «В основе отражения этой системы в коре головного мозга лежит возникновение динамического стереотипа, причем принцип динамической стереотипии обусловливается особенностями деятельности коры больших полушарий, ее высочайшей пластичностью, т. е. способностью к тончайшему, все время меняющемуся приспособлению к внешней среде для уравновешивания организма с этой средой»1. Все остальные принципы представляют собой взаимосвязанные части этой сложной системы и вступают в деятельное состояние при возникновении раздражителей окружающей среды. Эти раздражители воздействуют на периферические концы анализаторов и вызывают соответствующие условнорефлекторные реакции у человека (ребенка). Систематичность проявляется прежде всего в четкой регулярности физкультурных занятий с обязательным регулярным чередованием нагрузки и отдыха для организма, последовательности самих занятий, взаимосвязи различных сторон их внутреннего содержания. Под влиянием систематических занятий гимнастикой, спортом, играми и т. д. в организме происходит перестройка различных систем. Так, например, выяснены биохимические, морфологические и функциональные изменения, которые происходят в крови, в мышечной деятельности, сердечно-сосудистой и других системах организма при регулярной тренировке. В основе всех этих изменений лежит возникающая в процессе занятий условнорефлекторная связь, запечатленная корой больших полушарий головного мозга (А. Н. Крестовников). При прекращении систематических занятий наблюдается угасание возникающих условнорефлекторных связей, снижение уже достигнутого уровня ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ возможностей, а иногда и регресс морфологических показателей, выражающийся в уменьшении удельного веса активной мышечной ткани, изменении ее структурных компонентов и других неблагоприятных явлениях. Таким образом, для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение непрерывности всего процесса физического воспитания, обеспечивающей развитие положительных изменений, вызванных предыдущими занятиями, и закрепление их на последующих (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, игры и упражнения, установленные в режиме дня). Физическое воспитание требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуются двигательные динамические стереотипы. В процессе выработки двигательного навыка образующиеся временные нервные связи бывают неустойчивы и непостоянны. К их упрочению ведет целый ряд последующих подкреплений условного раздражителя безусловным. Для эффективного повторения необходима такая система, при которой повторный материал сочетается с новым, т. е. когда процесс повторения имеет характер вариативности (изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие методов и приемов, различие формы и содержания занятий в целом). В таких условиях новые звенья и цепи образовавшихся условных рефлексов надстраиваются на ранее выработанных связях, способствуя прочности всей системы временных связей, заключающихся в этой цепи. Помимо этого, повторения обеспечивают долговременную приспособительную перестройку морфологического и функционального порядка, на основе которых развиваются физические качества. Все это дает возможность закрепить уже достигнутое и создать почву для прогресса в дальнейшем. Что касается детей, то вариативность упражнений вызывает у них ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, внимание. Следует учитывать, что включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип происходит без резких изменений при условии соблюдения постепенности, иначе новые раздражители могут привести к его разрушению. Павлов указывал, что система условных рефлексов представляет собой большую сложность и масса отдельных функций участвует в известном порядке. Главное при этом — постепенность и тренировка. Он подчеркивал, что в педагогике это следует считать основные физиологическим правилом. Принцип сознательности и активности. В процессе физического воспитания и обучения чрезвычайно важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Для успешного достижения той или иной цели необходимо прежде всего ясно представить, что и как надо выполнить, почему именно так, а не иначе. Приоритет научной разработки принципа сознательности принадлежит П. Ф. Лесгафту, категорически протестовавшему против механического заучивания движений. Лесгафт считал необходимым «...подготовить учащегося ко всякой работе, которую он мог бы производить на основании общих приемов по слову, избегая по возможности имитации, т. е. приучиться к возможно большей самостоятельности в действии и к волевым проявлениям». Это выражается в представлении человеком движений с характерным возникновением в коре головного мозга процесса центрального возбуждения кинестезических клеток. При этом происходит оживление той системы временных связей, которые образовались и закрепились при практическом выполнении упражнения. Причиной центрального возбуждении может быть слово, произносимое вслух, или собственная мысль (внутренняя речь) о том, как выполнено движение. В результате у человека возникает представление движения, аналогичное тому, которое он выполняет практически. Принцип наглядности. Использование этого принципа в физическом воспитании понимается как широкое взаимодействие показателей всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Любое познание имеет начало в чувственной ступени, Формирование движений, их изучение осуществляется во взаимосвязи с показателями всех рецепторов, прежде всего органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, проприоцептивного— мышц, суставов, связок и др. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его более детальное восприятие, содействуя формированию двигательных навыков, проявлению волевых качеств. В процессе совершенствования двигательных навыков усиливается взаимодействие различных органов чувств, сочетающихся в единый «комплексный анализатор.». '-)то способствует, с одной стороны, более тонкому восприятию, с другой — более обобщенному («чувство снега», «чувство воды»). Однако роль различных органов чувств и характер их взаимодействия может и изменяться. Так, если в начале, при демонстрации нового упражнения и его выполнении главную роль играет зрительный анализатор, то в заключительной стадии эта роль будет принадлежать двигательному, когда вся система движений автоматизируется. Наглядность тесно взаимодействует с осознанностью: то, что осмысливается человеком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором ощущения человека, особенно двигательные, играют важную роль. В связи с тем что одной из задач физического воспитания является всестороннее развитие органов чувств, можно активизировать различные воспринимающие системы, целенаправленно упражнять их методами избирательного воздействия (например, световые и звуковые наглядные ориентиры). Помимо непосредственной наглядности — восприятия окружающей действительности большую роль играет наглядность опосредствованная, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движений, которые не выступают наглядно и скрыты от непосредственного восприятия (например, использование киносъемок, углубляющих представление о движении). Кроме того, чрезвычайно большое значение имеет взаимосвязь наглядности и образного слова, которое опирается на жизненный опыт ребенка, связано с двигательными представлениями и вызывает живой образ движений. Постепенно роль слова, имеющего значение опосредованной наглядности, возрастает соответственно приобретаемомуопыту человека. При наличии определенного двигательного опыта образное слово вызывает необходимые двигательные представления. Такая взаимосвязь указанных форм наглядности определяется, единством чувственной и логической ступеней познания, что физиологически объясняется взаимодействиемпервой и второй сигнальных систем. Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет особенностей и возможностей ребенка и в связис этим определение посильности предлагаемых ему заданий. В области физического воспитания соблюдение этого принципа особенно важно, так как выполнение различных упражнений оказывает непосредственное воздействие на жизненно важные функции организма и превышение носильной меры физических нагрузок может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возможностей человека и степенью трудности заданий. Установление и соблюдение этой меры — очень сложная проблема. Несмотря на имеющиеся нормативные требования программы, необходим еще верный учет индивидуальных сил ребенка и его подготовленности к более высоким требованиям. Возможности ребенка определяются путем слагаемых данных: испытания по нормативам физической подготовленности, врачебных обследований, непосредственного педагогического наблюдения. Доступность — не отсутствие трудностей, а возможность их: успешного преодоления при мобилизации физических и духовных сил человека. Проверка подлинной доступности, а не только кажущейся, подтверждается или опровергается систематическим врачебно-педагогическим контролем. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Преемственность выражается во взаимосвязи различных форм движений, их взаимодействии и структурной общности. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях, обеспечивающим усвоение нового на следующем занятии. Не менее важно соблюдение постепенности при переходе к все более трудным заданиям. Выше уже говорилось, что новые раздражители должны включаться в выработанный динамический стереотип постепенно, чтобы не вызвать его разрушения. Поэтому очень важным является применение целесообразных средств и методов в целях формирования непосредственной готовности ребенка к выполнению заданий. В связи с этим следует думать об использовании подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыком. Индивидуализация представляет собой учет индивидуальных особенностей ребенка при построении процесса физического воспитания, выборе средств, методов и форм занятий. У каждого ребенка имеются своеобразные функциональные возможности. По-разному протекает процесс освоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку, различна динамика приспособления. При построении системы физического воспитания проблема индивидуализации разрешается в двух взаимосвязанных направлениях: общеподготовительного и специализированного. Общая физическая подготовка по программе детского сада, школы, вуза и т. д. направлена на освоение обязательных жизненно важных двигательных навыков, знаний и достижение определенного уровни развития физических качеств. Индивидуализация при лом осуществляется в своей основе путем подбора методов обучения и воспитания и различных дополнительных средств, индивидуализирующих способы выполнения общих программных требований. Специализированное направление; (например, спортивная специализация у взрослых) ведет к совершенствованию в избранной деятельности. При этом нее содержание занятий строится с учетом индивидуальных склонностей и одаренности. То и другое направление приводит к индивидуализированному физическому совершенствованию. Индивидуализация зависит не только от особенностей того или иного человека: их нельзя не учитывать в целях оптимального обучения и воспитания, однако они не являются определяющими. Задача состоит в том, чтобы улучшать врожденные задатки, воспитывать новые положительные качества, способности, целенаправленно изменять при необходимости типологические особенности высшей нервной деятельности. Принцип прогрессирования (постепенное повышение требований). Основные условия этого принципа заключаются в постановке и выполнении все более трудных новых заданий и в постепенном нарастании объема и -интенсивности нагрузок. Не обновляя упражнений, нельзя достичь широкого круга жизненно важных умений и навыков. По мере же обновления упражнений запас двигательных умений делается богаче, а это способствует более легкому освоению новых форм двигательной деятельности и совершенствованию уже имеющихся. В процессе освоения разнообразных двигательных координации, преодоления возникающих трудностей развивается сама способность координировать и совершенствовать двигательную деятельность. Вместе с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это обусловливается закономерностями физических качеств — силой, выносливостью, быстротой. Очень важным является то, что степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических границах) объему и интенсивности нагрузок. Если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление, то, чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее приспособительные перестройки, чем интенсивнее нагрузки, тем сильнее- процессы восстановления. Весьма важно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке биологические сдвиги, которые она вызывает, становятся меньше — снижаются энергетические траты, уменьшается легочная вентиляция, минутный объем сердца, частота его сокращений и кровяное давление, меньше становятся биохимические и морфологические сдвиги в составе крови. Функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом заключается биологический смысл приспособления к нагрузкам. Однако как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать «избыточную компенсацию», она уже не может служить основным фактором положительных изменении в организме. Для дальнейшего повышения функциональных возможностей необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивать их объем п интенсивность.»то является одной из основных закономерностей процесса физического воспитания. Такая же закономерность существует в процессе воспитания волевых качеств. Они развиваются в условиях, требующих деятельности, проявления этих качеств. Степень волевых проявлений при этом соразмерна величине преодолеваемых психологических трудностей. Без преодоления постепенно возрастающих трудностей, создаваемых физическими нагрузками и специальными заданиями, немыслимо воспитание воли. Основным условием повышения требований в процессе физического воспитания являются уже рассмотренные выше принципы систематичности, доступности и индивидуализации. Прогрессирование требований приводит к положительным результатам, когда связанные с ними нагрузки посильны, не превышают функциональных возможностей организма (соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям). Обязательным условием также являются последовательность, регулярность и чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и по мере приспособления к нагрузкам. Организм приспосабливается к Все рассмотренные принципы по своему содержанию взаимопроникающие и частично совпадают. Все они отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося по существу единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Поэтому все указанные принципы могут быть реализованы лишь при условии их взаимосвязи.
§ 4. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ Date: 2016-11-17; view: 645; Нарушение авторских прав |