Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамическая характеристика





Силы, влияющие на движение тела человека, делятся на внутренние и внешние. К внутренним относятся: пассивные силы

опорно-двигательного аппарата (эластичные силы мышц, вяз­кость мышц и др); активные силы двигательного аппарата (си­лы тяги мышц); реактивные силы (отраженные силы, возникаю­щие при взаимодействии звеньев тела в процессе движений с ускорениями).

К внешним силам относятся силы, действующие на тело человека извне: сила тяжести собственного тела; сила реакции опоры; силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, песка) и физических тел (противники в борьбе, партнеры в ак­робатике), внешнего отягощения, инерционные силы перемещае­мых человеком тел.

Двигательная деятельность человека может рассматриваться как приложение сил мышечной тяги во взаимодействии с дру­гими внутренними и внешними силами. При обучении физическим упражнениям следует стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьше­нии сил торможения.

Соотношение взаимодействующих сил будет рациональным, Эффективным,экономным у занимающихся, которые правильно овладели движением.

Легкость, ловкость в действиях мастеров спорта, танца, цир­кового искусства объясняется тем, что у них доля активных мы­шечных напряжений оказывается меньшей по сравнению с умело используемыми разнообразными немышечными силами.

Для обозначения силовой характеристики движений поль­зуются обобщенным понятием силы движения, которая оп­ределяет меру физического воздействия движущейся части тела на какие-либо внешние материальные объекты (например, сила отталкивания в прыжках, в беге и др.). При выполнении обще-развивающих упражнений та или иная часть тела может дви­гаться без непосредственного воздействия на какие-либо внешние предметы, но и они отличаются силой. Каждое движение харак­теризуется силой, которую движущаяся часть тела прилагает или могла бы приложить, если бы встречала сопротивление.

Сила движения зависит от прилагаемых мышечных усилий. Но при выполнении упражнений следует использовать как силу мышц, так и немышечные силы (силы тяжести, инерции).

В практике физического воспитания применяются обобщен­ные качественные характеристики движений. Их делят на сле­дующие группы: правильные — движения, которые по направлению, амплитуде, скорости и другим показателям соответствуют двигательной задаче и условиям ее разрешения.

Неправильные— движения, которые хотя бы частично не соот­ветствуют двигательной задаче. Экономные — движения, минимально необходимые для достижения цели. Неэконом­ные— движения, сопровождаемые лишними, ненужными мышечными напряжениями. Энергичные — движения, выпол­няемые с ярко выраженными, возрастающей силой и скоростью, с помощью которых человек способен преодолевать значительное сопротивление. Вялые — движения, противоположные энергич­ным. Применяются также условные характеристики движений: напряженные, пружинистые, взрывные, вполсилы, расслаблен­ные и др.

 

§ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

Классификация означает распределение физических упраж­нений по группам в соответствии с определенными призна­ками. Разные физические упражнения имеют много общих приз­наков. Важно установить главный признак, по которому следует разделить упражнения на группы. Этот признак должен быть существенным в педагогическом отношении. Классификации, составленные по разным прикидкам, помогают ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и содей­ствовать отбору соответственно поставленным задачам.

В настоящее время используется классификация физических упражнений, в основу которой положены исторически сложив­шиеся системы средств физического воспитания и методов их применения; гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое значение и долится еще на более мелкие классификационные подгруппы.

Гимнастика в советской системе физического воспитания за­нимает значительное место. Она подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, собствен­но спортивная на брусьях, кольцах и других снарядах, вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная, лечебная и др.).

Специфической особенностью гимнастики является: избира­тельное воздействие на различные части тела, отдельные суста­вы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельно­сти и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); воз­можность точной дозировки нагрузки; разнообразие упражнений; использование предметов, снарядов; проведение упражнений под музыкальное сопровождение.


Эти особенности гимнастики позволяют использовать ее на занятиях людям всех возрастов с различной физической подго­товленностью и разным состоянием здоровья.

Для детей дошкольного возраста рекомендуется главным об­разом основная гимнастика и элементы художественной гим­настики.

Подвижные игры отличаются от других физических упражне­ний особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на осно­ве образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуа­ций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строит­ся на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки и др.). В игре предоставляется возможность проявлять само­стоятельность, находчивость в выборе способа выполнения дей­ствия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей (убегать от ловишки).

Это помогает укреплению двигательных навыков и разви­тию физических качеств в постоянно изменяющихся условиях.

Ярко выраженная эмоциональность игровых действий позво­ляет человеку с большим удовольствием и более длительное время выполнять упражнения, что усиливает их влияние на орга­низм, способствует развитию выносливости и приводит к дина­мичности двигательных навыков.

Между участниками игры возникает взаимная обусловлен­ном!, поведения, что содействует воспитанию нравственных ка­честв (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.).

Многообразие способов достижения цели, внезапные измене­ния ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регу­лировать физическую нагрузку.

Игры применяются тогда, когда движение освоено и требует­ся развить умение применять двигательные навыки в различных ситуациях. Кроме того, игры применяют для развития фи­зических качеств, а также для воспитания морально-волевых качеств.

Спорт характеризуется достижением в каком-либо виде фи­зических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований.

Спорт предъявляет высокие требования к физическим и ду­ховным силам человека, поэтому он доступен лишь с достижени­ем определенного этапа возрастного развития и при условии соответствующей физической подготовленности.

С детьми дошкольного возраста используются лишь различ­ные спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др-)- Формируя основы техники этих наиболее простых спортивных видов физических упражне­ний у детей дошкольного возраста, решают главные задачи фи­зического воспитания с учетом возрастных особенностей.

Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и разви­вать физические качества в природных условиях. С детьми до­школьного возраста организуются прогулки с использованием различных способов передвижения (пешком, на лыжах, велоси­педе и др.). В пути, на остановках могут применяться разнооб­разные физические упражнения (например, спрыгивание с пень­кой, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.)- Прогулки организуются то­гда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных ус­ловиях.


В практической работе по физическому воспитанию исполь­зуется классификация упражнений по признаку преимуществен­ного значения их для развития физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость и др.). Упражнения воз­действуют одновременно на развитие всех физических качеств, по преимущественно (в большей степени) развивают какое-либо одно. Например, бег на короткие дистанции преимущественно развивает быстроту, бег на длинные дистанции — выносли­вость.

Упражнения могут распределяться по использованию снаря­дов и предметов (упражнения на гимнастической скамейке, бревне, стенке, упражнения с палками, мячами и т. д.).

Упражнения делятся па группы по анатомическому признаку (упражнения для мышц плечевого пояса и рук, ног, туловища и др.).

Применяется классификация, составленная по признаку осо­бенностей форм физических упражнений (структурным призна­кам): циклического, ациклического и смешанного типа. Цикли­ческие движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лы­жах, на коньках и др.) характеризуются закономерной после­довательностью циклов и связью фаз движения в цикле, В ациклических движениях (метание, прыжки и др.) каждое уп­ражнение является закопченным действием. В смешанных дви­жениях (прыжки с разбега) соединяются циклические упражне­ния с ациклическими.

В биомеханике делят упражнения на поступательные (прыж­ки в длину с места и др.) и вращательные (метание диска и др.) и т. д. В физиологии — упражнения различной мощности.

Кроме того, упражнения делятся на естественные и абстракт­ные (отвлеченные, аналитические). Естественные (ходьба, бег, езда на велосипеде и др.) применяются в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные упражнения спе­циально созданы для решения задач физического воспитания. К ним относятся упражнения для отдельных групп мышц, разных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьба и бег на месте и др.)-

С изучением физических упражнений уточняется и их клас­сификация. Классификация физических упражнений, принятая в теории физического воспитания, используется и в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Так, в « Программе вос­питания в детском саду» упражнения распределены по следую­щим группам: гимнастика, к которой отнесены строевые упраж­нения, основные движения, общеразвивающие упражнения (для отдельных групп мышц); подвижные игры с различными видами физических упражнений; спортивныеигры (городки, бадминтон, настольный теннис); спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки,. санки, велосипед, плавание).

Принятая классификация физических упражнений применяется в учебных пособиях и позволяет быстро находить описание нужного упражнения.

 


§ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В целях правильного отбора физических упражнений для де­тей дошкольного возраста необходим всесторонний анализ их содержании, влияния на организм, а также учет особенностей детей каждой возрастной группы.

При выборе упражнений основное внимание уделяется обще­му физиологическому эффекту, вызываемому данным упраж­нением.

При этом следует считаться со специфическими особенностя­ми детей в отдельные возрастные периоды, когда они существен­но отличаются друг от друга. Например, в группе первого года жизни необходимо различать детей от рождения до 2,5—3 мес.; с 2,5—3 до 5—6 мес.; с 5--(> до 9-10 мес.; с 910 до 1 года и т.д.

Содержание упражнений с учетом возрастных возможностей детей дается в «Программе воспитания в детском саду».

Динамичность физических упражнений. К полезным упраж­нениям, оказывающим оздоровительное влияние на организм ре­бенка, относятся упражнения динамического характера. Они вы­зывают интенсивную работу мышц и в связи с этим всего орга­низма.

При динамической работе происходит попеременное напря­жение и расслабление мышц, сопровождаемое движением в сус­тавах (например, ходьба, бег, прямые и боковые наклоны, вы­прямление и др.)-

Такие упражнения вызывают усиленную циркуляцию крови, что способствует поступлению в организм питательных веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов, кислорода), а это усили­вает сложные окислительные процессы, улучшает питание мы­шечной, покровной, почечной и других тканей.

Благодаря интенсивному кровообращению из организма вы­водятся отработанные продукты распада (углекислота, мочевая и фосфорная кислоты и др.) и приносятся питательные вещества и кислород. Тем самым повышаются процессы обмена между внешней средой и организмом, кровь полнее омывает мышцы, кости, укрепляет их, а это способствует их росту в длину и тол­щину.

Смена напряжения и расслабления мышц улучшает деятель­ность сердца и легких, повышает жизненный тонус.

Разнообразная деятельность мышц обусловливает ее богатую иннервацию (снабжение нервными элементами: волокнами, клетками), содействует нормальному развитию и укреплению организма детей.

Таким образом интенсивная работа мышц повышает обмен веществ и усиливает восстановительные процессы в организме, а это в свою очередь благоприятствуетукреплению и росту силы мышц и развитию скелета.

В целях всестороннего физического развития и формирования правильных пропорций тела ребенка необходимы физические упражнения, оказывающие равномерное влияние на развитие всей мускулатуры, всех мышечных групп.

Поэтому при подборе физических упражнений нужно преду­сматривать разнообразие движений. Они будут оказывать зна­чительное общефизиологическое воздействие на организм и ук­реплять мышцы всего тела (ходьба, бег, прыжки и т. д.), а также развивать и укреплять отдельные группы мышц — плечевого поя­са, туловища и ног. Равномерное развитие мышц, а тем самым и костного аппарата, и создает условия для развития правильных пропорций тела. Упражнения при этом должны выполняться правой и левой рукой и ногами; с наклонами и вращением ту­ловища вправо и влево: аналогично этому выполняются все упражнения с предметами — мячом, флажками, палками и т. п.

Разнообразные физические упражнения позволяют регулиро­вать поочередно моменты активной работы и отдыха, что исклю­чает утомление.

Интенсивная работа мышц влияет на повышение обмена ве­ществ и усиление восстановительных процессов в организме.

Одной из характерных возрастных особенностей ребенка-дошкольника является неустойчивость внимания, когда в коре головного мозга фокус оптимальной возбудимости часто переме­щается. Поэтому в процессе занятий с детьми необходимо разно­образить движения и менять их по характеру. При смене харак­тера упражнений раздражения возникают в различных участках двигательной области, и это соответствует закономерному явлению чередования процессов возбуждения и торможения.

Следовательно, разнообразный подбор физических упражне­ний сохраняет работоспособность нервной системы, что практи­чески выражается у ребенка в сохранении внимания.

Упражнения, развивающие физические качества — преиму­щественно быстроту и ловкость. Физическими качествами, как уже известно, являются отдельные стороны двигательных воз­можностей человека.

У детей в силу их возрастных особенностей по преимуществу развиваются быстрота и ловкость. Что касается таких качеств, как сила, выносливость, гибкость, то они имеют относительный характер и развиваются с большей постепенностью в связи с фи­зическим развитием ребенка и усложнением его двигательной деятельности.

Успешное выполнение упражнений на развитие быстроты папист- от степени подвижности нервных процессов (скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуж­дения в состояние торможения, а также из состояния торможения в состояние возбуждения).

Реакция на сигнал в ее скрытом периоде проходит ряд фаз: возникновение возбуждения в рецепторе, передача его в цент­ральную нервную систему, передача возбуждения по нервным путям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигна­ла от центральной нервной системы к мышце, возбуждение мыш­цы и возникновение в ней механической активности. Все это и составляет латентное (скрытое) время реакции па сигнал. Воспи­тание у ребенка быстрой реакции на сигнал имеет чрезвычайно важное значение для всей его последующей жизни и деятельности.

Наиболее эффективно быстрота развивается у детей в беге. Развитие этого качества должно строиться на основе освоения ими правильного навыка движения. Это позволяет им сосредо­точить волевое усилие не на способе выполнения движения, а на его скорости.

Развитию скорости помогают задания: быстро добежать до флажка и поднять его; быстро добежать до заданной границы (игра «Перебежки»).

Такие задания можно предлагать детям выполнять в сорев­новательной форме.

Необходимым условием при выполнении задания на скорость является правильное определение расстояния (дистанции) бега. С одной стороны, как показало исследование Е. Г. Леви-Гори-невской, при малом расстоянии дети не могут развернуть доста­точную скорость, с другой — большое расстояние утомляет де­тей. Для детей 5 лет дистанция определяется примерно в 15 м, для 6 и 7 лет — в 20—30 ж. Эти нормы не являются пределом и могут изменяться в зависимости от физической подготовленности де­тей и уровня развития их двигательных навыков. Правильная норма определяется учетом психофизиологического состояния ребенка (после пройденного им пути (отсутствие признаков усталости).

Развитию быстроты способствуют подвижные игры. В них ребенок самостоятельно изменяет характер движения, его быст­роту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.). Правильная двигатель­ная реакция ребенка будет определяться умением быстро воспри­нять направление и скорость движущеюся предмета (например «ловишки»), учесть расстояние и время его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и одновременно содействует их совершенствованию, а также и некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все вместе позволяет ребенку правильно ориентироваться в из­меняющейся обстановке и координировать свои движения.

Воспитание качества ловкости связано с развитием у ребенка координации движений, умением согласованно, одновременно и. последовательно выполнять движение

Успешное достижение двигательной задачи определяется точ­ностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.

Элемент ловкости составляет необходимый компонент любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.).

Показателем ее развития является способность быстро овла­девать новыми движениями и быстро перестраивать двигатель­ную деятельность в связи с неожиданно изменяющейся окру­жающей обстановкой.

В процессе обучения детей ловкость развивается по мере овладения длинным движением. При этом чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и формирование ловкости.

Развитие ловкости происходит на основе пластичности нерв­ной системы, способности ощущения собственных движений, уче­та окружающей обстановки, проявления инициативы.

Для постепенной выработки ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий — пролезть в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке; перепрыгнуть через пред­мет и т. д., а также метание, прыжки, лазанье, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами и др.). Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быструю сообра­зительность, увертливость, инициативу при неожиданных изме­нениях игровой ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориенти­ровок.

Большое значение при выработке ловкости имеют положи­тельные эмоции, как непременный компонент подвижной игры и связанных с ней интереса и стремления к выполнению игровой задачи.

Целесообразны для совершенствования ловкости задания на лучшее выполнение (например, поднять брошенный вперед мяч, преодолевая на пути к нему препятствия, бег по мостику, пере­прыгивание через кубик и т. п.).

Упражнения со статическим напряжением. Не все упражне­ния полезны детям. Противоположное влияние по сравнению с упражнениями динамического характера оказывают на орга­низм ребенка упражнения со статическим напряжением.

Известно, что у детей дошкольного возраста работа мышц невелика и утомление наступает очень быстро. Утомление мышц зависит от только от количества проделанных движений, но и от характера их выполнения. Упражнения статического характера отличаются большим напряжением мышц.

В работах А. Н. Крестовникова1 указывается, что статические усилия вызывают более быстрое утомление, чем динамическая работа мышц. Основная причина утомления заключается в уменьшении кровоснабжения мышц, участвующих в данном ста­тическом усилии, уменьшении снабжения кислородом, накоплении молочной кислоты и других продуктов обмена. Весьма не­значительные статические усилия также вызывают утомление, при этом большую роль играет центральная нервная система.

При статических усилиях возникает непрерывный поток импульсов от нервных окончаний сухожилий и мышц, идущих в центральную нервную систему и обратно к периферии. Длитель­ное пребывание в состоянии возбуждения центральной нервной системы ведет к общему утомлению и оканчивается защитной реакцией коры головною мозга — торможением.

Развитие утомления при статических усилиях связано с функ­циональными изменениями и центральной нервной системе. На­ряду с этим происходит ряд процессов в мышце, приводящих и ее к функциональному изменению. Эти изменения оказывают влияние на нервные, аппараты мышц, а это, в свою очередь, от­ражается на деятельности нервных центров.

При утомлении нарушается координация между отдельными системами и органами. При этом расстраивается регуляция нормального обмена веществ в мышце (А. Н. Крестовников).

Таким образом сопоставление динамического и статического состояния мышц показывает возможность значительной длитель­ности первого и весьма краткой последнего.

Для дошкольников противопоказаны и некоторые силовые уп­ражнения, требующие большой мышечной силы и крепости кос­тей, не соответствующие возрастным особенностям ребенка (на­пример, перетягивания, висы, одностороннее ношение тяже­стей и т. п.).

 







Date: 2016-11-17; view: 941; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию