Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Динамическая характеристика
Силы, влияющие на движение тела человека, делятся на внутренние и внешние. К внутренним относятся: пассивные силы опорно-двигательного аппарата (эластичные силы мышц, вязкость мышц и др); активные силы двигательного аппарата (силы тяги мышц); реактивные силы (отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движений с ускорениями). К внешним силам относятся силы, действующие на тело человека извне: сила тяжести собственного тела; сила реакции опоры; силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, песка) и физических тел (противники в борьбе, партнеры в акробатике), внешнего отягощения, инерционные силы перемещаемых человеком тел. Двигательная деятельность человека может рассматриваться как приложение сил мышечной тяги во взаимодействии с другими внутренними и внешними силами. При обучении физическим упражнениям следует стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении сил торможения. Соотношение взаимодействующих сил будет рациональным, Эффективным,экономным у занимающихся, которые правильно овладели движением. Легкость, ловкость в действиях мастеров спорта, танца, циркового искусства объясняется тем, что у них доля активных мышечных напряжений оказывается меньшей по сравнению с умело используемыми разнообразными немышечными силами. Для обозначения силовой характеристики движений пользуются обобщенным понятием силы движения, которая определяет меру физического воздействия движущейся части тела на какие-либо внешние материальные объекты (например, сила отталкивания в прыжках, в беге и др.). При выполнении обще-развивающих упражнений та или иная часть тела может двигаться без непосредственного воздействия на какие-либо внешние предметы, но и они отличаются силой. Каждое движение характеризуется силой, которую движущаяся часть тела прилагает или могла бы приложить, если бы встречала сопротивление. Сила движения зависит от прилагаемых мышечных усилий. Но при выполнении упражнений следует использовать как силу мышц, так и немышечные силы (силы тяжести, инерции). В практике физического воспитания применяются обобщенные качественные характеристики движений. Их делят на следующие группы: правильные — движения, которые по направлению, амплитуде, скорости и другим показателям соответствуют двигательной задаче и условиям ее разрешения. Неправильные— движения, которые хотя бы частично не соответствуют двигательной задаче. Экономные — движения, минимально необходимые для достижения цели. Неэкономные— движения, сопровождаемые лишними, ненужными мышечными напряжениями. Энергичные — движения, выполняемые с ярко выраженными, возрастающей силой и скоростью, с помощью которых человек способен преодолевать значительное сопротивление. Вялые — движения, противоположные энергичным. Применяются также условные характеристики движений: напряженные, пружинистые, взрывные, вполсилы, расслабленные и др.
§ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Классификация означает распределение физических упражнений по группам в соответствии с определенными признаками. Разные физические упражнения имеют много общих признаков. Важно установить главный признак, по которому следует разделить упражнения на группы. Этот признак должен быть существенным в педагогическом отношении. Классификации, составленные по разным прикидкам, помогают ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и содействовать отбору соответственно поставленным задачам. В настоящее время используется классификация физических упражнений, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания и методов их применения; гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое значение и долится еще на более мелкие классификационные подгруппы. Гимнастика в советской системе физического воспитания занимает значительное место. Она подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, собственно спортивная на брусьях, кольцах и других снарядах, вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная, лечебная и др.). Специфической особенностью гимнастики является: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные суставы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки нагрузки; разнообразие упражнений; использование предметов, снарядов; проведение упражнений под музыкальное сопровождение. Эти особенности гимнастики позволяют использовать ее на занятиях людям всех возрастов с различной физической подготовленностью и разным состоянием здоровья. Для детей дошкольного возраста рекомендуется главным образом основная гимнастика и элементы художественной гимнастики. Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки и др.). В игре предоставляется возможность проявлять самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей (убегать от ловишки). Это помогает укреплению двигательных навыков и развитию физических качеств в постоянно изменяющихся условиях. Ярко выраженная эмоциональность игровых действий позволяет человеку с большим удовольствием и более длительное время выполнять упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости и приводит к динамичности двигательных навыков. Между участниками игры возникает взаимная обусловленном!, поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.). Многообразие способов достижения цели, внезапные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать физическую нагрузку. Игры применяются тогда, когда движение освоено и требуется развить умение применять двигательные навыки в различных ситуациях. Кроме того, игры применяют для развития физических качеств, а также для воспитания морально-волевых качеств. Спорт характеризуется достижением в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований. Спорт предъявляет высокие требования к физическим и духовным силам человека, поэтому он доступен лишь с достижением определенного этапа возрастного развития и при условии соответствующей физической подготовленности. С детьми дошкольного возраста используются лишь различные спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др-)- Формируя основы техники этих наиболее простых спортивных видов физических упражнений у детей дошкольного возраста, решают главные задачи физического воспитания с учетом возрастных особенностей. Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного возраста организуются прогулки с использованием различных способов передвижения (пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения (например, спрыгивание с пенькой, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.)- Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях. В практической работе по физическому воспитанию используется классификация упражнений по признаку преимущественного значения их для развития физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость и др.). Упражнения воздействуют одновременно на развитие всех физических качеств, по преимущественно (в большей степени) развивают какое-либо одно. Например, бег на короткие дистанции преимущественно развивает быстроту, бег на длинные дистанции — выносливость. Упражнения могут распределяться по использованию снарядов и предметов (упражнения на гимнастической скамейке, бревне, стенке, упражнения с палками, мячами и т. д.). Упражнения делятся па группы по анатомическому признаку (упражнения для мышц плечевого пояса и рук, ног, туловища и др.). Применяется классификация, составленная по признаку особенностей форм физических упражнений (структурным признакам): циклического, ациклического и смешанного типа. Циклические движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах, на коньках и др.) характеризуются закономерной последовательностью циклов и связью фаз движения в цикле, В ациклических движениях (метание, прыжки и др.) каждое упражнение является закопченным действием. В смешанных движениях (прыжки с разбега) соединяются циклические упражнения с ациклическими. В биомеханике делят упражнения на поступательные (прыжки в длину с места и др.) и вращательные (метание диска и др.) и т. д. В физиологии — упражнения различной мощности. Кроме того, упражнения делятся на естественные и абстрактные (отвлеченные, аналитические). Естественные (ходьба, бег, езда на велосипеде и др.) применяются в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные упражнения специально созданы для решения задач физического воспитания. К ним относятся упражнения для отдельных групп мышц, разных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьба и бег на месте и др.)- С изучением физических упражнений уточняется и их классификация. Классификация физических упражнений, принятая в теории физического воспитания, используется и в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Так, в « Программе воспитания в детском саду» упражнения распределены по следующим группам: гимнастика, к которой отнесены строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие упражнения (для отдельных групп мышц); подвижные игры с различными видами физических упражнений; спортивныеигры (городки, бадминтон, настольный теннис); спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки,. санки, велосипед, плавание). Принятая классификация физических упражнений применяется в учебных пособиях и позволяет быстро находить описание нужного упражнения.
§ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В целях правильного отбора физических упражнений для детей дошкольного возраста необходим всесторонний анализ их содержании, влияния на организм, а также учет особенностей детей каждой возрастной группы. При выборе упражнений основное внимание уделяется общему физиологическому эффекту, вызываемому данным упражнением. При этом следует считаться со специфическими особенностями детей в отдельные возрастные периоды, когда они существенно отличаются друг от друга. Например, в группе первого года жизни необходимо различать детей от рождения до 2,5—3 мес.; с 2,5—3 до 5—6 мес.; с 5--(> до 9-10 мес.; с 910 до 1 года и т.д. Содержание упражнений с учетом возрастных возможностей детей дается в «Программе воспитания в детском саду». Динамичность физических упражнений. К полезным упражнениям, оказывающим оздоровительное влияние на организм ребенка, относятся упражнения динамического характера. Они вызывают интенсивную работу мышц и в связи с этим всего организма. При динамической работе происходит попеременное напряжение и расслабление мышц, сопровождаемое движением в суставах (например, ходьба, бег, прямые и боковые наклоны, выпрямление и др.)- Такие упражнения вызывают усиленную циркуляцию крови, что способствует поступлению в организм питательных веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов, кислорода), а это усиливает сложные окислительные процессы, улучшает питание мышечной, покровной, почечной и других тканей. Благодаря интенсивному кровообращению из организма выводятся отработанные продукты распада (углекислота, мочевая и фосфорная кислоты и др.) и приносятся питательные вещества и кислород. Тем самым повышаются процессы обмена между внешней средой и организмом, кровь полнее омывает мышцы, кости, укрепляет их, а это способствует их росту в длину и толщину. Смена напряжения и расслабления мышц улучшает деятельность сердца и легких, повышает жизненный тонус. Разнообразная деятельность мышц обусловливает ее богатую иннервацию (снабжение нервными элементами: волокнами, клетками), содействует нормальному развитию и укреплению организма детей. Таким образом интенсивная работа мышц повышает обмен веществ и усиливает восстановительные процессы в организме, а это в свою очередь благоприятствуетукреплению и росту силы мышц и развитию скелета. В целях всестороннего физического развития и формирования правильных пропорций тела ребенка необходимы физические упражнения, оказывающие равномерное влияние на развитие всей мускулатуры, всех мышечных групп. Поэтому при подборе физических упражнений нужно предусматривать разнообразие движений. Они будут оказывать значительное общефизиологическое воздействие на организм и укреплять мышцы всего тела (ходьба, бег, прыжки и т. д.), а также развивать и укреплять отдельные группы мышц — плечевого пояса, туловища и ног. Равномерное развитие мышц, а тем самым и костного аппарата, и создает условия для развития правильных пропорций тела. Упражнения при этом должны выполняться правой и левой рукой и ногами; с наклонами и вращением туловища вправо и влево: аналогично этому выполняются все упражнения с предметами — мячом, флажками, палками и т. п. Разнообразные физические упражнения позволяют регулировать поочередно моменты активной работы и отдыха, что исключает утомление. Интенсивная работа мышц влияет на повышение обмена веществ и усиление восстановительных процессов в организме. Одной из характерных возрастных особенностей ребенка-дошкольника является неустойчивость внимания, когда в коре головного мозга фокус оптимальной возбудимости часто перемещается. Поэтому в процессе занятий с детьми необходимо разнообразить движения и менять их по характеру. При смене характера упражнений раздражения возникают в различных участках двигательной области, и это соответствует закономерному явлению чередования процессов возбуждения и торможения. Следовательно, разнообразный подбор физических упражнений сохраняет работоспособность нервной системы, что практически выражается у ребенка в сохранении внимания. Упражнения, развивающие физические качества — преимущественно быстроту и ловкость. Физическими качествами, как уже известно, являются отдельные стороны двигательных возможностей человека. У детей в силу их возрастных особенностей по преимуществу развиваются быстрота и ловкость. Что касается таких качеств, как сила, выносливость, гибкость, то они имеют относительный характер и развиваются с большей постепенностью в связи с физическим развитием ребенка и усложнением его двигательной деятельности. Успешное выполнение упражнений на развитие быстроты папист- от степени подвижности нервных процессов (скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения, а также из состояния торможения в состояние возбуждения). Реакция на сигнал в ее скрытом периоде проходит ряд фаз: возникновение возбуждения в рецепторе, передача его в центральную нервную систему, передача возбуждения по нервным путям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала от центральной нервной системы к мышце, возбуждение мышцы и возникновение в ней механической активности. Все это и составляет латентное (скрытое) время реакции па сигнал. Воспитание у ребенка быстрой реакции на сигнал имеет чрезвычайно важное значение для всей его последующей жизни и деятельности. Наиболее эффективно быстрота развивается у детей в беге. Развитие этого качества должно строиться на основе освоения ими правильного навыка движения. Это позволяет им сосредоточить волевое усилие не на способе выполнения движения, а на его скорости. Развитию скорости помогают задания: быстро добежать до флажка и поднять его; быстро добежать до заданной границы (игра «Перебежки»). Такие задания можно предлагать детям выполнять в соревновательной форме. Необходимым условием при выполнении задания на скорость является правильное определение расстояния (дистанции) бега. С одной стороны, как показало исследование Е. Г. Леви-Гори-невской, при малом расстоянии дети не могут развернуть достаточную скорость, с другой — большое расстояние утомляет детей. Для детей 5 лет дистанция определяется примерно в 15 м, для 6 и 7 лет — в 20—30 ж. Эти нормы не являются пределом и могут изменяться в зависимости от физической подготовленности детей и уровня развития их двигательных навыков. Правильная норма определяется учетом психофизиологического состояния ребенка (после пройденного им пути (отсутствие признаков усталости). Развитию быстроты способствуют подвижные игры. В них ребенок самостоятельно изменяет характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.). Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро воспринять направление и скорость движущеюся предмета (например «ловишки»), учесть расстояние и время его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и одновременно содействует их совершенствованию, а также и некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все вместе позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке и координировать свои движения. Воспитание качества ловкости связано с развитием у ребенка координации движений, умением согласованно, одновременно и. последовательно выполнять движение Успешное достижение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения. Элемент ловкости составляет необходимый компонент любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.). Показателем ее развития является способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в связи с неожиданно изменяющейся окружающей обстановкой. В процессе обучения детей ловкость развивается по мере овладения длинным движением. При этом чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и формирование ловкости. Развитие ловкости происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения собственных движений, учета окружающей обстановки, проявления инициативы. Для постепенной выработки ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий — пролезть в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке; перепрыгнуть через предмет и т. д., а также метание, прыжки, лазанье, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами и др.). Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быструю сообразительность, увертливость, инициативу при неожиданных изменениях игровой ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок. Большое значение при выработке ловкости имеют положительные эмоции, как непременный компонент подвижной игры и связанных с ней интереса и стремления к выполнению игровой задачи. Целесообразны для совершенствования ловкости задания на лучшее выполнение (например, поднять брошенный вперед мяч, преодолевая на пути к нему препятствия, бег по мостику, перепрыгивание через кубик и т. п.). Упражнения со статическим напряжением. Не все упражнения полезны детям. Противоположное влияние по сравнению с упражнениями динамического характера оказывают на организм ребенка упражнения со статическим напряжением. Известно, что у детей дошкольного возраста работа мышц невелика и утомление наступает очень быстро. Утомление мышц зависит от только от количества проделанных движений, но и от характера их выполнения. Упражнения статического характера отличаются большим напряжением мышц. В работах А. Н. Крестовникова1 указывается, что статические усилия вызывают более быстрое утомление, чем динамическая работа мышц. Основная причина утомления заключается в уменьшении кровоснабжения мышц, участвующих в данном статическом усилии, уменьшении снабжения кислородом, накоплении молочной кислоты и других продуктов обмена. Весьма незначительные статические усилия также вызывают утомление, при этом большую роль играет центральная нервная система. При статических усилиях возникает непрерывный поток импульсов от нервных окончаний сухожилий и мышц, идущих в центральную нервную систему и обратно к периферии. Длительное пребывание в состоянии возбуждения центральной нервной системы ведет к общему утомлению и оканчивается защитной реакцией коры головною мозга — торможением. Развитие утомления при статических усилиях связано с функциональными изменениями и центральной нервной системе. Наряду с этим происходит ряд процессов в мышце, приводящих и ее к функциональному изменению. Эти изменения оказывают влияние на нервные, аппараты мышц, а это, в свою очередь, отражается на деятельности нервных центров. При утомлении нарушается координация между отдельными системами и органами. При этом расстраивается регуляция нормального обмена веществ в мышце (А. Н. Крестовников). Таким образом сопоставление динамического и статического состояния мышц показывает возможность значительной длительности первого и весьма краткой последнего. Для дошкольников противопоказаны и некоторые силовые упражнения, требующие большой мышечной силы и крепости костей, не соответствующие возрастным особенностям ребенка (например, перетягивания, висы, одностороннее ношение тяжестей и т. п.).
Date: 2016-11-17; view: 941; Нарушение авторских прав |