Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава вторая советская система физического воспитания
§ 1. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Советская система физического воспитания представляет единство идеологических, научно-методических основ, а также организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание граждан СССР. Единая государственная система была создана в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Б царской России только богатые слои общества имели возможность заниматься физическими упражнениями. Для осуществления физического воспитания господствующих классов правительство использовало зарубежные системы (сокольская гимнастика, немецкий турнен, шведская гимнастика и др.). Отечественная система физического образования, разработанная П. Ф. Лесгафтом, не пользовалась поддержкой. Но несмотря на политику царского правительства, препятствующего участию трудящихся масс к занятиях спортом, развивались самобытные национальные виды спорта и из народа выходили замечательные, всемирно известные русские спортсмены-одиночки: борец Поддубный, конькобежцы Струнников, Седов, Ипполитов, гребец Свешников и др. С установлением Советской власти были созданы условия для разработки единой системы физического воспитания, отвечающей интересам народа. Ее развитие шло самобытным путем. При этом учитывалось все прогрессивное, созданное в нашей стране и за рубежом. Во время гражданской войны и военной интервенции физическое воспитание было направлено на подготовку грудящихся к вооруженной защите завоеваний Октября. Руководство физическим воспитанием было возложено на органы Всевобуча (1918). В годы восстановления народного хозяйства уделялось большое внимание укреплению здоровья трудящихся, подготовке их к труду. В эти годы организовывались самодеятельные физкультурные кружки, общества. В 1923 г. были созданы Высшие советы физической культуры при исполнительных комитетах республик, задачей которых являлась координация работы всех ведомств и организаций. В 1925 г. в специальном постановлении ЦК РКП (б) было определено содержание и основное направление развития физического воспитания и указано на необходимость партийного руководства. В 1930 г. был создан Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР с правами органа Государственного контроля и руководства физической культурой. В 1931 г. был введен Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО. Это способствовало вовлечению в коллективы физической культуры трудящихся города и деревни. Физическое воспитание в разных звеньях осуществлялось кадрами, которые готовились на курсах, в институтах физической культуры. Открытие научно-исследовательских институтов физической культуры, в частности в Москве в 1932 г., содействовало разработке системы физического воспитания на научной основе. В результате деятельности учебных и научно-исследовательских институтов созданы отечественные кадры учителей, тренеров, научных работников, которые добились больших успехов в совершенствовании системы физического воспитания нашего народа и в практическом осуществлении задач физического воспитания. В разработке советской системы физического воспитания детей дошкольного возраста большой энтузиазм проявляла группа научных работников и методистов: Е. Г. Леви-Гориневская, М. М. Коптороши, А. И. Быкова, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова и др. (1932—1950). Ими были созданы программы для детского сада, учебные пособии для воспитателей и учащихся педагогических училищ. Уточнению системы физического воспитании детей дошкольного возраста большое внимание уделялось в Научно-иоследовательском институте физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР (1950—1960). В этот период научными работниками (А. И. Быкова, Е. Г. Леви-Гориневская, Д. В. Хухласва и др.) проводились исследования по важным вопросам физического воспитания детей (обучение физическим упражнениям, методика проведения подвижных игр и др.). В 1960г. был организован Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания. Научные сотрудники этого института (М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева и др.) разработали новую программу физического воспитания в детском саду, учебные пособия для воспитателей, родителей. Преподаватели дошкольных факультетов педагогических институтов создали программы и учебные пособия для учащихся дошкольных педучилищ и студентов институтов. Это позволяет более квалифицированно обеспечивать подготовку воспитателей детских садов, а также орглпнлтюров дошкольного воспитания. В настоящее время большая работа по совершенствованию советской системы физического воспитания детей проводится Научно-исследовательским институтом дошкольного воспитания АПН, институтами педиатрии, гигиены, педагогическими, медицинскими институтами, учебными и научно-исследовательскими институтами физической культуры и др. Исследования ведутся ib тесном содружестве с практическими работниками дошкольных учреждении.
§ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СССР
Целью физического воспитания в нашей стране является подготовка физически совершенных, активных строителей коммунизма, мужественных защитников Родины. В соответствии с указанной целью физическое воспитание решает следующие задачи: 1. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закаливание организма, обеспечение творческого долголетия советских людей. 2. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков (в том числе прикладных и спортивных), воспитание физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др.), овладение специальными знаниями, привитие организаторских способностей. 3. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию в духе принципов морального кодекса строителей коммунизма. Эти задачи конкретизируются в зависимости от контингента занимающихся: их возрастных особенностей, состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, а так же профессиональных интересов.
§ 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Основными чертами советской системы физического воспитания являются идейность, народность и научность. Идейность советской системы физического воспитания заключается в ее коммунистической направленности. Наша система физического воспитания служит благородным целям гармонического развития физических и духовных способностей советских людей, воспитанию нравственных качеств строителей нового общества. Идейная сущность советской системы физического воспитания конкретно выражена в цели, задачах, в принципах и методах физического воспитания, в организационных основах его. Прогрессивный характер советской системы физического воспитания определяется преимуществами социалистического строя перед капиталистическим: в ней находят правильное соотношение общесоциалистические закономерности физического воспитания с национальными традициями. Руководящая роль в развитии системы физического воспитания в нашей стране принадлежит Коммунистической партий. Перспективы дальнейшего развития советской системы физического воспитания определены Программой Коммунистической партии Советского Союза. Реализация Программы КПСС находит выражение в конкретных постановлениях. Народность советской системы физического воспитания заключается в соответствий ее цели жизненным интересам народа. Подготовка к труду и защите Родины — единая цель для всех государственных учреждений и общественных организаций, Все граждане нашей страны имеют одинаковое право на занятия физкультурой и спортом. Достижения в физическом развитии и физической подготовленности направляются к использованию в строительстве коммунизма, на благо всего народа. В процессе физического воспитания используются и развиваются национальные виды спорта. Научность является характерной чертой советской системы физического воспитания. Данные общественных, естественных, педагогических наук, а также специальных исследований создают научную основу для разработки единых государственных программ и учебных пособий. На основе исследований и практики определяются требования к физкультурному оборудованию и инвентарю. Результаты работы по физическому воспитанию оцениваются при помощи научно обоснованной системы нормативов для каждого возрастного периода. Эти нормативы уточняются в связи с улучшением благосостояния народов нашей страны и постановки физического воспитания, достижениями науки.
§ 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой. В нашей стране целью физического воспитания является подготовка к коммунистическому труду и защите Родины. При этом с усложнением техники повышаются требования к физической подготовленности людей. Это означает, что необходимо в процессе занятий физическими упражнениями не только формировать двигательные навыки, которые имеют непосредственное применение в труде, жизни, защите Родины (например, ходьба, бег, метание, передвижение на лыжах, плавание и др.), но и такие, которые развивают физические качества и способность быстро овладевать новыми движениями. Человек, который имеет большой запас разнообразных двигательных навыков, физических качеств, легче переносит повышенные нагрузки, в более короткие сроки осваивает новые трудовые операции. Принцип всестороннего развития личности. В процессе физического воспитания важно одновременно осуществлять умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, чтобы обеспечивать всестороннее развитие личности человека. Формируя двигательные навыки, физические качества, следует развивать умственные способности (умение анализировать, выделять элементы, соединять их в целое и т. д.), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина и др.); эстетические качества (умение понимать, чувствовать красоту осанки, движений, костюма, физкультурных пособий и др.). При организации занятий должна быть предусмотрена общая физическая подготовленность, которая обеспечивается разнообразными упражнениями. Очень важно опираться на принцип всестороннего развития личности в процессе занятий физическими упражнениями с детьми, особенно с детьми дошкольного возраста, так как в этом возрасте закладываются основы умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания. В нашей стране забота о здоровье человека является делом государственной важности. В Программе КПСС указывается: «Социалистическое государство — единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения». Из принципа оздоровительной направленности вытекает ответственность специалистов по физическому воспитанию за сохранение и укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом. Лишь при правильном применении физические упражнения дают оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности занимающихся, состояние их здоровья а также физическую подготовленность. Строя занятия физическими упражнениями с учетом закономерностей работоспособности организма занимающихся, необходимо заботиться о моторной плотности занятия. Подбирая упражнения, следует проводить их, опираясь на дидактические принципы обучения, обеспечивая страховку, предупреждая травмы; заниматься физическими упражнениями в соответствующей одежде, обуви, в гигиенических условиях (чистое, проветренное помещение и др.); следить, чтобы оборудование и инвентарь соответствовали гигиеническим требованиям, росту занимающихся, поставленным задачам. Принцип оздоровительной направленности предусматривает обязательность педагогического и врачебного контроля. Врач предварительно изучает состояние здоровья и физического развития занимающихся и определяет, в какой группе им следует заниматься. В процессе занятий врач ведет наблюдения за каждым в отдельности и за всей группой и помогает педагогу подобрать физические упражнения, определить дозировку и методику проведения. Врач и педагог обязаны на основе разностороннего учета изменений, происходящих в организме человека под влиянием физических упражнений, предвидеть результаты занятий и правильно планировать работу по физическому воспитанию. Взрослые и дети школьного возраста могут сами вести наблюдения за своим самочувствием как во время занятий, так ii после них. Эти данные затем используются при анализе проводимых занятий. Принцип оздоровительной направленности советской системы физического воспитания требует повседневного содружества врача, педагога и самого занимающегося. Принципы советской системы физического воспитания тесно связаны между собой. Ведущим является принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой, так как он отражает цель физического воспитания в нашей стране. Принцип всестороннего развития личности выражает одну из главных задач коммунистического общества — формирование людей со всесторонне развитыми способностями. Первые два принципа могут быть реализованы в том случае, если при осуществлении физического воспитания будет проявляться забота о здоровье* занимающихся. Таким образом, задачи физического воспитания будут решаться правильно, если педагогический процесс строится с учетом всех трех принципов.
§ 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЗВЕНЬЕВ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физическое воспитание в СССР осуществляется в государственных учреждениях и общественно-самодеятельных физкультурных организациях. В государственных учреждениях (родильные дома, ясли, детские сады, средние школы, школы-интернаты, школы ФЗО, средние специальные и высшие учебные заведения, армия и флот, санатории, дома отдыха, лечебные учреждения и др.) физическое воспитание предусматривается как обязательный составной элемент всестороннего развития. К общественно-самодеятельным физкультурным организациям относятся: 1. Физкультурные самостоятельные профсоюзные организации!, объединяющие рабочих, служащих, учащихся. Они строятся по производственному и территориальному принципу. Например, рабочие железнодорожного транспорта имеют свое добровольное спортивное общество «Локомотив»; спортсмены вузов объединяются в студенческое общество «Буревестник»; учащиеся профессионально технических училищ — в общество «Динамо» и «Трудовые резервы» и др. 2. Общество «Урожай» объединяющее сельских физкультурников совхозов и колхозов. 3. Ведомственные спортивные общества: «Динамо», «Трудовые резервы» и др. 4. Спортивные организации военнослужащих в военных округах и на флотах. Большая работа по физической культуре и спорту проводится в организациях ДОСААФ. Разнообразные формы имеет физическое воспитание в семье. Внедрение физкультуры в быт требует повышения физкультурной грамотности каждого человека. Эта задача решается дошкольными учреждениями, школами, вузами и общественными физкультурными организациями, коллективами физической культуры, спортивными клубами, университетами здоровья, а также путем самообразования. Единство государственных и общественных организаций, осуществляющих физическое воспитание, является специфической особенностью советской системы. Это единство обусловлено ее общенародным характером. В звеньях советской системы физического воспитания осуществляется преемственность задач, содержания, форм занятий, нормативных требований к физической подготовленности занимающихся. Результаты работы учитываются и оцениваются при помощи системы нормативов — последовательно нарастающих требований, начиная от программных показателей для детей раннего возраста. Основу нормативной оценки результатов физического воспитания составляет Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Комплекс ГТО впервые был введен в 1931 году по инициативе Ленинского комсомола. По мере совершенствования физического воспитания в нашей стране в комплекс несколько раз вносились изменения. С 1 марта 1972 года введен в действие новый комплекс ГТО, который призван способствовать формированию морального и духовного облика советских людей, их всестороннему гармоническому развитию, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, подготовке населения к высокопроизводительному труду и защите Родины. Система работы по комплексу ГТО будет содействовать внедрению физической культуры в повседневную жизнь советских людей, вовлечению в регулярные занятия физической культурой и спортом людей разного возраста, массовому развитию спорта и воспитанию спортивных талантов. Комплекс ГТО строится по возрастному принципу и состоит из 5 ступеней: I ступень — «Смелые и ловкие» (для мальчиков и девочек II ступень — «Спортивная смена» (подростки 14—15 лет) направлена на дальнейшее повышение физической подготовленности подростков и овладение прикладными двигательными навыками; III ступень — «Сила и мужество» (юноши и девушки 16—18 лет) осуществляет совершенствование физической подготовленности, необходимой для последующей трудовой деятельности и готовности к службе в Вооруженных Силах СССР; IV ступень — «Физическое совершенство» (для мужчин19—28 и 29—39 лет и женщин 19—28 и 29—34 года) ставит задачу достижения высокого уровня физического развития и физической подготовленности населения для высокопроизводительного труда и выполнения священного долга по защите Родины; V ступень — «Бодрость и здоровье» (для мужчин 40—49 и 50—60 лет и женщин 35—44 и 45—55 лет). Задачи этой ступени— сохранение на долгие годы крепкого здоровья и высокого уровня физической подготовленности трудящихся для обеспечения их трудовой активности и постоянной готовности к защите Родины. Каждая ступень комплекса ГТО состоит из двух разделов: требования и нормы. Раздел требований предусматривает изучение основных положений советской системы физического воспитания, овладение навыками личной и общественной гигиены, выполнение утренней гигиенической гимнастики, освоение правил и приемов защиты от оружия массового поражения. Раздел норм включает упражнения, определяющие уровень развития физических качеств человека (сила, выносливость, быстрота, ловкость), а также упражнения, способствующие овладению прикладными двигательными навыками (бег, прыжки в длину, в высоту, метание, плавание, лыжи и др.). Требования и нормы I, II, III ступеней комплексов выполняются по степени трудности на серебряный и золотой значки, IV ступени серебряный, золотой и золотой с отличием, V ступени - золотой. Спортивные звания и разряды присваиваются на основе Единой всесоюзной спортивной классификации в зависимости от уровня достигнутых результатов в отдельных видах спорта. Разработана строгая последовательность разрядных норм и требований для перехода из младших разрядов в старшие. Спортсменам выдаются значки, которые определяют уровень спортивной подготовленности. За выполнение норм и требований Единой всесоюзной спортивной классификации спортсмены награждаются значками: «Мастер спорта СССР международного класса»; «Мастер спорта СССР»; «Кандидат в мастера спорта»; «Спортсмен I разряда»; «Спортсмен II разряда»; «Спортсмен III разряда»; «Спортсмен I юношеского разряда»; «Спортсмен II юношеского разряда»; «Спортсмен III юношеского разряда». По шахматам и шашкам, кроме того, установлены значки: «Гроссмейстер СССР»; «Спортсмен IV разряда». За лучшие спортивные результаты, показанные на всесоюзных спортивных соревнованиях, спортсменам присваивают звание «Чемпион СССР» с вручением золотой медали. За второе место вручается серебряная медаль; за третье — бронзовая медаль. Установлены медали за 1, 2 и 3-е места на первенствах СССР добровольных спортивных обществ и Советской Армии, а также на всесоюзных юношеских соревнованиях. Туристы и альпинисты награждаются значками: «Юный турист», «Турист СССР», «Альпинист СССР». § 6. РУКОВОДСТВО ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В СССР И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
Организация физического воспитания в государственных учреждениях находится в ведении соответствующих министерств, Например, физическим воспитанием в детских садах и школах руководят министерства просвещения союзных республик, а в высших учебных заведениях — министерства высшего и специального образования и Министерство просвещения СССР. Руководство развитием физической культуры и спорта в нашей стране осуществляет Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Комитет руководит разработкой и осуществлением научно обоснованной системы физического воспитания населения и подготовки спортсменов высокой квалификации для участия в международных соревнованиях; привлечением граждан к занятиям физической культурой и спортом; развитием материально-технической базы для этих занятий; организацией научно-методической работы в области физической культуры и спорта, координацией планов проведения научных исследований; организацией общесоюзных спортивных мероприятий, повышением квалификации кадров и т. д. За годы Советской власти в СССР созданы многочисленные квалифицированные кадры по физической культуре и спорту. Их готовят в институтах физической культуры, в техникумах, в педагогических институтах и педагогических училищах. Кадры для яслей и детских садов готовят в педагогических и медицинских училищах, а для методической и преподавательской работы — на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов.
§ 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание созданию специальной материально-технической базы, необходимой для физического воспитания народа. Из года в год растут ассигнования на физическую культуру и спорт. Огромное количество самых разнообразных спортивных сооружений позволяет вести массовую физкультурную работу и готовить высококвалифицированных спортсменов. Дворцы культуры, спортивные залы, манежи, спортивные лагеря, специализированные сооружения по отдельным видам спорта (лыжные станции, яхт-клубы, бассейны, мототреки, катки и др.) предоставлены в распоряжение советских людей.
Date: 2016-11-17; view: 2352; Нарушение авторских прав |