Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава вторая советская система физического воспитания





 

§ 1. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Советская система физического воспитания представляет единство идеологических, научно-методических основ, а также организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание граждан СССР.

Единая государственная система была создана в нашей стра­не после Великой Октябрьской социалистической революции. Б царской России только богатые слои общества имели возмож­ность заниматься физическими упражнениями. Для осуществления физического воспитания господствующих классов правитель­ство использовало зарубежные системы (сокольская гимнастика, немецкий турнен, шведская гимнастика и др.). Отечественная си­стема физического образования, разработанная П. Ф. Лесгафтом, не пользовалась поддержкой. Но несмотря на политику царского правительства, препятствующего участию трудящихся масс к занятиях спортом, развивались самобытные национальные виды спорта и из народа выходили замечательные, всемирно изве­стные русские спортсмены-одиночки: борец Поддубный, конько­бежцы Струнников, Седов, Ипполитов, гребец Свешников и др.

С установлением Советской власти были созданы условия для разработки единой системы физического воспитания, отвечающей интересам народа. Ее развитие шло самобытным путем. При этом учитывалось все прогрессивное, созданное в нашей стране и за рубежом.

Во время гражданской войны и военной интервенции физи­ческое воспитание было направлено на подготовку грудящихся к вооруженной защите завоеваний Октября. Руководство физи­ческим воспитанием было возложено на органы Всевобуча (1918).

В годы восстановления народного хозяйства уделялось боль­шое внимание укреплению здоровья трудящихся, подготовке их к труду. В эти годы организовывались самодеятельные физкуль­турные кружки, общества. В 1923 г. были созданы Высшие сове­ты физической культуры при исполнительных комитетах респуб­лик, задачей которых являлась координация работы всех ве­домств и организаций.

В 1925 г. в специальном постановлении ЦК РКП (б) было определено содержание и основное направление развития физи­ческого воспитания и указано на необходимость партийного ру­ководства. В 1930 г. был создан Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР с правами органа Государственного контроля и руководства физической культурой. В 1931 г. был введен Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО. Это способ­ствовало вовлечению в коллективы физической культуры трудя­щихся города и деревни.

Физическое воспитание в разных звеньях осуществлялось кадрами, которые готовились на курсах, в институтах физической культуры.

Открытие научно-исследовательских институтов физической культуры, в частности в Москве в 1932 г., содействовало разра­ботке системы физического воспитания на научной основе. В ре­зультате деятельности учебных и научно-исследовательских ин­ститутов созданы отечественные кадры учителей, тренеров, науч­ных работников, которые добились больших успехов в совершен­ствовании системы физического воспитания нашего народа и в практическом осуществлении задач физического воспитания.

В разработке советской системы физического воспитания де­тей дошкольного возраста большой энтузиазм проявляла группа научных работников и методистов: Е. Г. Леви-Гориневская, М. М. Коптороши, А. И. Быкова, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова и др. (1932—1950). Ими были созданы программы для детского сада, учебные пособии для воспитателей и учащихся педагоги­ческих училищ.

Уточнению системы физического воспитании детей дошколь­ного возраста большое внимание уделялось в Научно-иоследовательском институте физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР (1950—1960). В этот период научными работника­ми (А. И. Быкова, Е. Г. Леви-Гориневская, Д. В. Хухласва и др.) проводились исследования по важным вопросам физического воспитания детей (обучение физическим упражнениям, методи­ка проведения подвижных игр и др.).

В 1960г. был организован Научно-исследовательский инсти­тут дошкольного воспитания. Научные сотрудники этого инсти­тута (М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева и др.) разработали новую программу физического воспитания в дет­ском саду, учебные пособия для воспитателей, родителей.

Преподаватели дошкольных факультетов педагогических ин­ститутов создали программы и учебные пособия для учащихся дошкольных педучилищ и студентов институтов. Это позволяет более квалифицированно обеспечивать подготовку воспитателей детских садов, а также орглпнлтюров дошкольного воспитания.


В настоящее время большая работа по совершенствованию советской системы физического воспитания детей проводится Научно-исследовательским институтом дошкольного воспитания АПН, институтами педиатрии, гигиены, педагогическими, меди­цинскими институтами, учебными и научно-исследовательскими институтами физической культуры и др. Исследования ведутся ib тесном содружестве с практическими работниками дошкольных учреждении.

 

§ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СССР

 

Целью физического воспитания в нашей стране является под­готовка физически совершенных, активных строителей коммунизма, мужественных защитников Родины.

В соответствии с указанной целью физическое воспитание решает следующие задачи:

1. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закаливание организма, обеспечение творческого долголетия советских людей.

2. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков (в том числе прикладных и спортивных), воспитание физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др.), овладение специальными знаниями, привитие организаторских способностей.

3. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию в духе принципов морального кодекса строителей коммунизма.

Эти задачи конкретизируются в зависимости от контингента занимающихся: их возрастных особенностей, состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, а так же профессиональных интересов.

 

§ 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Основными чертами советской системы физического воспита­ния являются идейность, народность и научность.

Идейность советской системы физического воспитания заклю­чается в ее коммунистической направленности. Наша система фи­зического воспитания служит благородным целям гармонического развития физических и духовных способностей советских людей, воспитанию нравственных качеств строителей нового общества.

Идейная сущность советской системы физического воспитания конкретно выражена в цели, задачах, в принципах и методах физического воспитания, в организационных основах его. Прог­рессивный характер советской системы физического воспитания определяется преимуществами социалистического строя перед капиталистическим: в ней находят правильное соотношение общесоциалистические закономерности физического воспитания с национальными традициями.

Руководящая роль в развитии системы физического воспита­ния в нашей стране принадлежит Коммунистической партий. Перспективы дальнейшего развития советской системы физиче­ского воспитания определены Программой Коммунистической партии Советского Союза. Реализация Программы КПСС нахо­дит выражение в конкретных постановлениях.

Народность советской системы физического воспитания за­ключается в соответствий ее цели жизненным интересам народа. Подготовка к труду и защите Родины — единая цель для всех государственных учреждений и общественных организаций, Все граждане нашей страны имеют одинаковое право на занятия физкультурой и спортом. Достижения в физическом развитии и физической подготовленности направляются к использованию в строительстве коммунизма, на благо всего народа.


В процессе физического воспитания используются и развива­ются национальные виды спорта.

Научность является характерной чертой советской системы физического воспитания. Данные общественных, естественных, педагогических наук, а также специальных исследований созда­ют научную основу для разработки единых государственных программ и учебных пособий. На основе исследований и практи­ки определяются требования к физкультурному оборудованию и инвентарю.

Результаты работы по физическому воспитанию оцениваются при помощи научно обоснованной системы нормативов для каждого возрастного периода. Эти нормативы уточняются в связи с улучшением благосостояния народов нашей страны и постановки физического воспитания, достижениями науки.

 

§ 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

В связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего разви­тия личности; принцип оздоровительной направленности физи­ческого воспитания.

Принцип связи физического воспитания с трудовой и воен­ной подготовкой. В нашей стране целью физического воспита­ния является подготовка к коммунистическому труду и защите Родины. При этом с усложнением техники повышаются требова­ния к физической подготовленности людей.

Это означает, что необходимо в процессе занятий физиче­скими упражнениями не только формировать двигательные на­выки, которые имеют непосредственное применение в труде, жизни, защите Родины (например, ходьба, бег, метание, пере­движение на лыжах, плавание и др.), но и такие, которые раз­вивают физические качества и способность быстро овладевать новыми движениями. Человек, который имеет большой запас разнообразных двигательных навыков, физических качеств, легче переносит повышенные нагрузки, в более короткие сроки осваивает новые трудовые операции.

Принцип всестороннего развития личности. В процессе физи­ческого воспитания важно одновременно осуществлять умствен­ное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, чтобы обеспечивать всестороннее развитие личности человека. Форми­руя двигательные навыки, физические качества, следует разви­вать умственные способности (умение анализировать, выделять элементы, соединять их в целое и т. д.), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина и др.); эстетические качества (умение понимать, чувствовать красоту осанки, дви­жений, костюма, физкультурных пособий и др.). При организа­ции занятий должна быть предусмотрена общая физическая подготовленность, которая обеспечивается разнообразными упражнениями. Очень важно опираться на принцип всесторон­него развития личности в процессе занятий физическими упражнениями с детьми, особенно с детьми дошкольного воз­раста, так как в этом возрасте закладываются основы умствен­ного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.


Принцип оздоровительной направленности физического вос­питания. В нашей стране забота о здоровье человека является делом государственной важности. В Программе КПСС указы­вается: «Социалистическое государство — единственное государ­ство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения».

Из принципа оздоровительной направленности вытекает от­ветственность специалистов по физическому воспитанию за со­хранение и укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом. Лишь при правильном применении физические упражнения дают оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности занимающихся, состояние их здоровья а также физическую подготовленность. Строя занятия физически­ми упражнениями с учетом закономерностей работоспособности организма занимающихся, необходимо заботиться о моторной плотности занятия. Подбирая упражнения, следует проводить их, опираясь на дидактические принципы обучения, обеспечивая страховку, предупреждая травмы; заниматься физическими уп­ражнениями в соответствующей одежде, обуви, в гигиенических условиях (чистое, проветренное помещение и др.); следить, что­бы оборудование и инвентарь соответствовали гигиеническим требованиям, росту занимающихся, поставленным задачам.

Принцип оздоровительной направленности предусматривает обязательность педагогического и врачебного контроля. Врач предварительно изучает состояние здоровья и физического раз­вития занимающихся и определяет, в какой группе им следует заниматься. В процессе занятий врач ведет наблюдения за каж­дым в отдельности и за всей группой и помогает педагогу подо­брать физические упражнения, определить дозировку и методику проведения.

Врач и педагог обязаны на основе разностороннего учета изменений, происходящих в организме человека под влиянием физических упражнений, предвидеть результаты занятий и правильно планировать работу по физическому воспитанию. Взрослые и дети школьного возраста могут сами вести на­блюдения за своим самочувствием как во время занятий, так ii после них. Эти данные затем используются при анализе прово­димых занятий. Принцип оздоровительной направленности со­ветской системы физического воспитания требует повседневно­го содружества врача, педагога и самого занимающегося.

Принципы советской системы физического воспитания тесно связаны между собой. Ведущим является принцип связи физиче­ского воспитания с трудовой и военной подготовкой, так как он отражает цель физического воспитания в нашей стране. Прин­цип всестороннего развития личности выражает одну из главных задач коммунистического общества — формирование людей со всесторонне развитыми способностями. Первые два принципа могут быть реализованы в том случае, если при осуществлении физического воспитания будет проявляться забота о здоровье*

занимающихся.

Таким образом, задачи физического воспитания будут ре­шаться правильно, если педагогический процесс строится с учетом всех трех принципов.

 

§ 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЗВЕНЬЕВ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Физическое воспитание в СССР осуществляется в государ­ственных учреждениях и общественно-самодеятельных физ­культурных организациях.

В государственных учреждениях (родильные дома, ясли, детские сады, средние школы, школы-интернаты, школы ФЗО, средние специальные и высшие учебные заведения, армия и флот, санатории, дома отдыха, лечебные учреждения и др.) физическое воспитание предусматривается как обязательный составной элемент всестороннего развития.

К общественно-самодеятельным физкультурным организа­циям относятся:

1. Физкультурные самостоятельные профсоюзные организа­ции!, объединяющие рабочих, служащих, учащихся. Они строят­ся по производственному и территориальному принципу. На­пример, рабочие железнодорожного транспорта имеют свое добровольное спортивное общество «Локомотив»; спортсмены вузов объединяются в студенческое общество «Буревестник»; учащиеся профессионально технических училищ — в общество «Динамо» и «Трудовые резервы» и др.

2. Общество «Урожай» объединяющее сельских физкультурников совхозов и колхозов.

3. Ведомственные спортивные общества: «Динамо», «Трудовые резервы» и др.

4. Спортивные организации военнослужащих в военных округах и на флотах.

Большая работа по физической культуре и спорту прово­дится в организациях ДОСААФ.

Разнообразные формы имеет физическое воспитание в семье. Внедрение физкультуры в быт требует повышения физ­культурной грамотности каждого человека. Эта задача решается дошкольными учреждениями, школами, вузами и общественными физкультурными организациями, коллективами физической культуры, спортивными клубами, университетами здоровья, а также путем самообразования.

Единство государственных и общественных организаций, осуществляющих физическое воспитание, является специфиче­ской особенностью советской системы. Это единство обусловлено ее общенародным характером. В звеньях советской системы фи­зического воспитания осуществляется преемственность задач, содержания, форм занятий, нормативных требований к физической подготовленности занимающихся. Результаты работы учи­тываются и оцениваются при помощи системы нормативов — последовательно нарастающих требований, начиная от про­граммных показателей для детей раннего возраста.

Основу нормативной оценки результатов физического воспи­тания составляет Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР».

Комплекс ГТО впервые был введен в 1931 году по инициати­ве Ленинского комсомола. По мере совершенствования физиче­ского воспитания в нашей стране в комплекс несколько раз вно­сились изменения. С 1 марта 1972 года введен в действие но­вый комплекс ГТО, который призван способствовать формиро­ванию морального и духовного облика советских людей, их все­стороннему гармоническому развитию, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, подготовке населения к высокопроизводительному труду и защите Родины. Система работы по комплексу ГТО будет содействовать внедре­нию физической культуры в повседневную жизнь советских лю­дей, вовлечению в регулярные занятия физической культурой и спортом людей разного возраста, массовому развитию спорта и воспитанию спортивных талантов.

Комплекс ГТО строится по возрастному принципу и состоит из 5 ступеней:

I ступень — «Смелые и ловкие» (для мальчиков и девочек
10—11 и 12—13 лет) решает задачу формирования у детей созна­тельного отношения к занятиям физической культурой, развития основных физических качеств и жизненно необходимых уменийи навыков, выявление спортивных интересов;

II ступень — «Спортивная смена» (подростки 14—15 лет) направлена на дальнейшее повышение физической подготовленности подростков и овладение прикладными двигательными навыками;

III ступень — «Сила и мужество» (юноши и девушки 16—18 лет) осуществляет совершенствование физической подготовленности, необходимой для последующей трудовой деятельности и готовности к службе в Вооруженных Силах СССР;

IV ступень — «Физическое совершенство» (для мужчин19—28 и 29—39 лет и женщин 19—28 и 29—34 года) ставит за­дачу достижения высокого уровня физического развития и физической подготовленности населения для высокопроизводительного труда и выполнения священного долга по защите Родины;

V ступень — «Бодрость и здоровье» (для мужчин 40—49 и 50—60 лет и женщин 35—44 и 45—55 лет). Задачи этой ступе­ни— сохранение на долгие годы крепкого здоровья и высокого уровня физической подготовленности трудящихся для обеспече­ния их трудовой активности и постоянной готовности к защите Родины.

Каждая ступень комплекса ГТО состоит из двух разделов: требования и нормы. Раздел требований предусматривает изу­чение основных положений советской системы физического вос­питания, овладение навыками личной и общественной гигиены, выполнение утренней гигиенической гимнастики, освоение правил и приемов защиты от оружия массового поражения. Раздел норм включает упражнения, определяющие уровень развития физи­ческих качеств человека (сила, выносливость, быстрота, лов­кость), а также упражнения, способствующие овладению при­кладными двигательными навыками (бег, прыжки в длину, в вы­соту, метание, плавание, лыжи и др.).

Требования и нормы I, II, III ступеней комплексов выполня­ются по степени трудности на серебряный и золотой значки, IV ступени серебряный, золотой и золотой с отличием, V ступе­ни - золотой.

Спортивные звания и разряды присваиваются на основе Единой всесоюзной спортивной классификации в зависимости от уровня достигнутых результатов в отдельных видах спорта. Разработана строгая последовательность разрядных норм и требований для перехода из младших разрядов в старшие.

Спортсменам выдаются значки, которые определяют уровень спортивной подготовленности.

За выполнение норм и требований Единой всесоюзной спортивной классификации спортсмены награждаются значка­ми: «Мастер спорта СССР международного класса»; «Мастер спорта СССР»; «Кандидат в мастера спорта»; «Спортсмен I разряда»; «Спортсмен II разряда»; «Спортсмен III разряда»; «Спортсмен I юношеского разряда»; «Спортсмен II юношеского разряда»; «Спортсмен III юношеского разряда». По шахматам и шашкам, кроме того, установлены значки: «Гроссмейстер СССР»; «Спортсмен IV разряда».

За лучшие спортивные результаты, показанные на всесоюз­ных спортивных соревнованиях, спортсменам присваивают зва­ние «Чемпион СССР» с вручением золотой медали. За второе ме­сто вручается серебряная медаль; за третье — бронзовая медаль.

Установлены медали за 1, 2 и 3-е места на первенствах СССР добровольных спортивных обществ и Советской Армии, а также на всесоюзных юношеских соревнованиях.

Туристы и альпинисты награждаются значками: «Юный ту­рист», «Турист СССР», «Альпинист СССР».

§ 6. РУКОВОДСТВО ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В СССР И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

 

Организация физического воспитания в государственных уч­реждениях находится в ведении соответствующих министерств, Например, физическим воспитанием в детских садах и школах руководят министерства просвещения союзных республик, а в высших учебных заведениях — министерства высшего и специ­ального образования и Министерство просвещения СССР.

Руководство развитием физической культуры и спорта в на­шей стране осуществляет Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

Комитет руководит разработкой и осуществлением научно обоснованной системы физического воспитания населения и под­готовки спортсменов высокой квалификации для участия в меж­дународных соревнованиях; привлечением граждан к занятиям физической культурой и спортом; развитием материально-техни­ческой базы для этих занятий; организацией научно-методиче­ской работы в области физической культуры и спорта, коорди­нацией планов проведения научных исследований; организацией общесоюзных спортивных мероприятий, повышением квалифи­кации кадров и т. д.

За годы Советской власти в СССР созданы многочисленные квалифицированные кадры по физической культуре и спорту. Их готовят в институтах физической культуры, в техникумах, в педагогических институтах и педагогических училищах.

Кадры для яслей и детских садов готовят в педагогических и медицинских училищах, а для методической и преподаватель­ской работы — на факультетах дошкольного воспитания педаго­гических институтов.

 

§ 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Коммунистическая партия и Советское правительство уделя­ют большое внимание созданию специальной материально-тех­нической базы, необходимой для физического воспитания наро­да. Из года в год растут ассигнования на физическую культуру и спорт. Огромное количество самых разнообразных спортивных сооружений позволяет вести массовую физкультурную работу и готовить высококвалифицированных спортсменов. Дворцы куль­туры, спортивные залы, манежи, спортивные лагеря, специали­зированные сооружения по отдельным видам спорта (лыжные станции, яхт-клубы, бассейны, мототреки, катки и др.) предо­ставлены в распоряжение советских людей.

 

 







Date: 2016-11-17; view: 2352; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию