Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава первая предмет теории физического воспитания
§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В теории физического воспитания используются различные понятия: физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое образование, физическая культура и др. Отражая различные явления, они тесно связаны между собой. Понятия, которые используются в настоящее время, возникли и разные эпохи исторического развития общества. Содержание их углубляется, уточняется по мере развития науки о физическом воспитании и ее практического осуществления. В этой главе рассматриваются лишь основные понятия, без которых невозможно начать изучение курса «Теория и методика физического воспитания»; определение других понятий дается при изложении соответствующих тем. Физическое развитие — это процесс изменения форм и функции организма человека, совершающийся под влиянием условий жизни и воспитания. Проявлением функций организма человека являются физические качества (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др.)- Термин «физическое развитие» применяется и в узком значении, обозначая уровень развития организма, который определяется антропометрическими показателями (рост, вес, объем грудной клетки, емкость легких, объем и сила мышц, изгибы позвоночника и др.). Физическое развитие в какой-то степени зависит от строения организма, его функциональных особенностей, передаваемых но наследству, но решающее значение принадлежит условиям общественной жизни людей, в частности труду и физическому воспитанию. Учитывая объективные законы природы (единство организма и условий его жизни, взаимообусловленность функциональных и структурных изменений, постепенность количественных и качественных преобразований в организме и др.), можно изменять возрастные границы физического развития человека и его старость на долгие годы. Свидетельством этого является опыт Советского Союза и других социалистических стран: средняя продолжительность жизни в СССР увеличилась с 32 лет (до революции) до 70 лет. Физическая подготовленность — это уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств. У разных людей он может быть различным. Необходимый уровень физической подготовленности определяется требованиями и нормами Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и «Единой всесоюзной спортивной классификацией» (спортивные разряды и звания). Для детей дошкольного возраста и учащихся младших классов школы также разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Физическое совершенство — это исторически обусловленный уровень физического развития и высокая степень здоровья, физической подготовленности к труду и защите Родины. В Программе Коммунистической партии Советского Союза физическое совершенство рассматривается как один из признаков всестороннего развития советского человека. Строитель коммунизма должен быть во всех отношениях совершенным, и к этому нужно стремиться каждому. Понятие «физическое совершенство» развивается под влиянием растущих общественных потребностей — потребностей производства, а также интересов самого человека. Для каждой исторической эпохи характерен свой уровень физического совершенства. Наиболее высокий уровень всех членов общества может быть достигнут в странах, освобожденных от рабства и эксплуатации. В нашей стране и других социалистических государствах мечта человечества о гармоническом развитии интеллектуальной, моральной и физической сторон личности воплощается в жизнь. Понятие «физическое совершенство» включает и здоровье, от которого во многом зависит творческое долголетие человека, способность его к трудовой и общественной деятельности. Физическое воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний, а также воспитание физических качеств. Это определение отражает специфику физического воспитания как относительно самостоятельного вида воспитания. Объективно оно связано с другими видами воспитания—нравственным, эстетическим, умственным, трудовым. Поэтому в процессе физического воспитания в нашей стране решаются и педагогические задачи, вытекающие из цели коммунистического воспитания. Физическая подготовка — понятие, подчеркивающее профессиональную направленность физического воспитания (физическая подготовка актера, спортсмена, летчика, космонавта и др.). Физическое образование — одна из сторон процесса физического воспитания, направленная на овладение специальными знаниями, двигательными навыками, умениями. Физическая культура — часть общей культуры, совокупность достижений общества в создании и использовании средств физического совершенствования народа. Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие: оно включает все достижения, накопленные в процессе общественной (исторической) практики. Показателями этих достижений являются: уровень здоровья, спортивного мастерства, система физического воспитания, наука, произведения искусства (литература, скульптура, живопись, графика, музыка и др.), связанные с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и др.). Физическая культура изменяется в процессе исторического развития общества. В различных антагонистических формациях она носит классовый характер, так как.вся система физического воспитания в них направлена на обслуживание господствующих классов. Только в социалистическом обществе она впервые становится достоянием всего народа. Физическая культура в нашей стране развивалась самобытным путем, на основе вековых народных традиций, впитывая все лучшие достижения, накопленные человечеством, критически перерабатывая их.
§ 2 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Теория физического воспитания — наука об общих законах управления процессом физического совершенствования человека. Советская теория физического воспитания изучает физическое воспитание как явление общественной жизни, раскрывает цель, задачи, принципы советской системы физического воспитания, вскрывает закономерную связь физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, нравственным, эстетическим, трудовым). Большое внимание уделяется изучению средств физического воспитания, раскрытию принципов и методов обучения физически?/! упражнениям, формирования. двигательных навыков и воспитания физических качеств, разработке общих основ спортивной тренировки, различных форм занятий физическими упражнениями, а также планирования и учета работы по физическому воспитанию. Кроме того, выявляется специфика физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста, молодежи, взрослых и пожилых людей. Теория физического воспитания изучает наиболее общие закономерности, которые составляют научно-педагогическую основу для всех конкретных случаев, находят специфическое преломление в различных видах спорта. Советская теория физического воспитания постоянно развивается в единстве с практикой коммунистического строительства и передовым опытом физического воспитания. Обобщая достижения практики, она отбрасывает все устаревшее, открывает, поддерживает все новое, прогрессивное. Теория физического воспитания использует также прогрессивный опыт прошлого и все передовое в современной науке зарубежных стран. Таким образом, теория физического воспитания вооружает практику научными основами (знанием средств, форм, методов и др.) и этим помогает ее дальнейшему развитию. Она призвана также освещать путь практике, предвидеть, какими средствами и методами можно достичь лучших результатов в физическом совершенствовании человека. § 3 СВЯЗЬ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Теория физического воспитания связана с целой системой специализированных научных дисциплин. Одни из них — общественные (социология физической культуры, история и организация физической культуры, общая педагогика, психология физического воспитания и спорта, теория и методика отдельных видов спорта)—изучают социальные закономерности развития и организацию физической культуры, влияние физических упражнений на психику человека, существо и законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия, а также закономерности достижения высоких спортивных результатов. Другие науки — естественные (физиология физических упражнений, динамическая анатомия, биомеханика, биохимия физических упражнений, гигиена физических упражнений, врачебный контроль, лечебная физическая культура)—изучают процессы биологического развития человека, закономерности его возрастных изменений, изменений, происходящих в организме под влиянием физических упражнений, а также различных условий внешней среды и, кроме того, изучают физические и биологические законы, проявляющиеся в движениях человека. Каждая из перечисленных выше научных дисциплин, изучающая глубоко какую-то определенную сторону физического развития, не может быть положена в основу системы педагогических воздействий для достижения лучших результатов воспитания. Эту задачу призвана решать специализированная педагогическая наука — теория и методика физического воспитания, которая синтезирует все добытое другими науками, имеющими отношение к физическому воспитанию. В целях познания педагогических закономерностей физического воспитания эта наука использует социологические и биологические явления, сохраняя при этом свою специфику и свой предмет. Идейной, методологической основой теории физического воспитания является марксизм—ленинизм, открывший широчайшие возможности для подлинно научного познания закономерностей физического воспитания. Вопрос о воспитании гармонически развитой личности в условиях социалистического и коммунистического общества был впервые поставлен основоположниками марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс, открыв законы развития классового общества, показали зависимость воспитания и образования от интересов господствующего класса и различные условия материально-общественной жизни эксплуататоров и трудящихся. Марксизм опроверг метафизические и идеалистические педагогические теории, считающие воспитание неизменной категорией, независимой от общественных отношений. К «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс, отвечая современным им «теоретикам», не желающим признать классовую природу буржуазного воспитания, писали: «А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д.? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса». Вскрыв классовую сущность воспитания в буржуазном обществе, основоположники марксизма указали, что только победа пролетариата над буржуазией откроет пути для воспитания самосознания народа, для получения им подлинно научных знаний, всестороннего развития в условиях нового общества. К. Маркс четко сформулировал обязательные составные элементы воспитания: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: В - первых: умственное воспитание. Во - вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В - третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими производств». Таким образом, К. Маркс определил физическое воспитание как органическую часть воспитательной системы, как непременное условие всестороннего развития человека. Основоположники марксизма указывали на то, что физическое воспитание, гимнастика являются важнейшими средствами, развивающими физические силы человека, необходимые ему в труде, и оно должно начинаться в детском возрасте. Ф. Энгельс писал: «Не лучше ли систематически и основательно обучать вольной гимнастике и упражнениям на гимнастических снарядах учащихся всех классов, пока их члены еще не утратили своей эластичности и гибкости, чем биться, как это делают теперь, над двадцатилетними парнями в поте их лица — и своего собственного,— тщетно пытаясь вернуть их костям, мускулам и связкам, огрубевшим от работы, прежнюю подвижность и гибкость?»1, Вскрыв социальную сущность воспитания, К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что только в условиях социалистического и коммунистического общества человек получит возможность для своего всестороннего развития. Наша партия во главе с В. И. Лениным с первых дней установления советской власти придавала важное значение физическому воспитанию и укреплению здоровья советских людей, считая это делом большой государственной важности и неотъемлемой частью всестороннего коммунистического воспитания. Это отразилось в целом ряде постановлений Центрального Комитета партии, решений партийных съездов. * В постановлении ЦК РКП (б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры» было указано, что физическую культуру необходимо рассматривать не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления и как одну из сторон культурно-хозяйственной и военной подготовки молодежи, но и как один из методов воспитания масс (поскольку физическая культура развивает волю, вырабатывает коллективные навыки, хладнокровие и воспитывает другие ценные качества). Физкультура является средством сплочения рабочих и крестьян вокруг партийных, советских и про4>союзных организаций. Через эти организации массы народа вовлекаются в общественно-политическую жизнь. В постановлении ЦК ВКП(б) от 21 апреля 1932 г. «О работе пионерской организации (к 10-летию пионерской организации)» говорится: «Борьба за здоровую смену должна быть проникнута указанием Ленина на то, что «именно ей, этой молодежи, предстоит закончить, завершить дело коммунизма, именно ей еще предстоят бои за коммунизм, и она эти бои должна встретить крепкой, здоровой, со стальными нервами и железными мускулам; В этих словах В. И. Ленина раскрывается содержание жизни и будущего советской молодежи. Они являются заветом для современной молодежи, которой предоставлены неограниченные возможности движения вперед к вершинам знаний и многообразной творческой деятельности. В последующие годы партия и правительство уделяли постоянное внимание вопросам физического воспитания. В постановлении ЦК ВКП(б) от 27 декабря 1948 г. «О ходе выполнения Комитетом по делам физкультуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышения мастерства советских спортсменов» перед всеми партийными, советскими, комсомольскими и профсоюзными организациями выдвигается требование обеспечить массовое развитие физической культуры и спорта в нашей стране, повысить уровень спортивного мастерства в целях завоевания советскими спортсменами мирового первенства в ближайшие годы. В Программе КПСС поставлены важнейшие задачи воспитания нового человека: «В период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Далее сказано: «Физкультура к спорт прочно войдут в повседневный быт людей»1. В практической реализации задач, предусмотренных в Программе нашей партии, огромная роль принадлежит педагогам, и в частности педагогам дошкольных учреждений, где закладываются основы всестороннего воспитания подрастающих поколений. В августе 1966 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта». Постановление обязывает ЦК компартий и Советы Министров союзных республик, партийные комитеты к исполкомы Советов депутатов трудящихся, а также ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций Р улучшить руководство физкультурным движением, принять конкретные меры к дальнейшему развитию физкультуры и спорта в целях воздействия на формирование морального и духовного облика советского человека. Предлагается внедрять физкультуру и спорт на всех предприятиях, в селах, строить спортивные сооружения, развивать массовый спорт. Указывается па необходимость улучшения физического воспитания в школе и развитие массовой самодеятельности физкультурников. В отчетном докладе Центрального Комитета КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза указывается: «Великое дело — строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека». Всестороннее развитие человека имеет свое начало в дошкольном возрасте. Общественное дошкольное воспитание представляет собой начальную ступень народного образования, на которую в дальнейшем опирается школа. В процессе воспитательно-образовательной работы дошкольные учреждения осуществляют задачи физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка-дошкольника. В этом гармоническом единстве особую роль играет оптимальное физическое состояние, здоровье человека как основа его всестороннего развития. Физическое воспитание детей дошкольного возраста закладывает основу для всестороннего развития, закаляет организм, вырабатывает бодрость и стойкость духа, морально-волевые качества, формирует жизненно необходимые двигательные навыки, различные ориентировки, развивает мысль, воспитывает чувства — все это в комплексе других воспитательных влияний формирует всесторонне гармонически развитую личность человека. Естественнонаучную основу теории физического воспитания составляет комплекс научных дисциплин, задачей которых является изучение процессов биологического развития человека. В этом комплексе научных знаний центральное место принадлежит учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности «О единстве организма и среды». Одним из главных И. П. Павлов рассматривает это уравновешивание как «основной закон жизни» и указывает, что «вся жизнь от простейших до сложнейших организмов, включая, конечно, и человека, - есть длинный ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешиваний внешней среды. Индивидуальные приспособления очень многообразны. Они возникают в условиях естественной жизни и могут вырабатываться человеком специально, преднамеренно. В основе индивидуальных приспособлений заключено весьма важное свойство живых организмов, а также и человека, — изменять в определенных пределах интенсивность и самый характер физиологических процессов при изменении условий внешней среды. Так, в жаркую погоду, когда повышается температура внешней среды, у человека усиливается деятельность потовых желез, расширяются сосуды кожи. Дальнейшее испарение пота связывается с охлаждением поверхности тела и крови, которая протекает через расширенные сосуды кожи. Тем самым отдача тепла возрастает. При снижении температуры внешней среды (вода, воздух), наоборот, наблюдается сужение сосудов кожи, что предохраняет от большой потери тепла. При этом возраста ет интенсивность окислительных процессов, главным образом в печени и мышцах. А в результате в том и другом случае температура тела сохраняется на нужном для жизни уровне. Организм человека с момента своего рождения соприкасается с воздействием внешней среды, и с этого момента начинается его взаимодействие с этой средой, возникает способность к приспособлению, уравновешиванию. Однако ввиду беспомощности ребенка взрослые, учитывая новую сферу его внешнего окружения по сравнению с внутриутробной, создают для него наиболее благоприятные условия, содействующие оптимальному приспособлению к новым условиям существования и жизни. Для физического воспитания чрезвычайно важной является проблема повышения или расширения функциональных возможностей человека. Известно, что физическое воспитание человека связано с определенным режимом, закаливанием организма, формированием двигательных и спортивных навыков. Систематические занятия утренней гимнастикой в сочетании с закаливающими процедурами (обтирание, обливание и т. п.), физкультурные занятия, игры, спорт в условиях пониженной температуры воздуха, воды — все это повышает устойчивость организма к изменениям внешней среды, усиливает работу нервной системы, улучшает работу сердца и легких, работоспособность мышц, вызывает положительные эмоции. Становится понятным, что закаливание и физические упражнения содействуют расширению функциональных возможностей организма человека (ребенка). Возникающие же в процессе это-го закаленность и определенная тренированность будут представлять собой индивидуальные приспособления каждого к изменяющейся внешней среде. Говоря о приспособлении человеческого организма, уравновешивании его в окружающей среде, следует особо выделить социальную среду, имеющую ведущее значение для развития человеческого мозга, его высшей нервной деятельности и обусловливающую ее. Индивидуальное приспособление человека в процессе общественно-трудовой деятельности, а ребенка в процессе семейного и общественного воспитания осуществляется по принципу услов-норефлекторных временных связей, через вторую сигнальную систему во взаимодействии с первой. При этом второсигнальные раздражители оказывают определяющее влияние как на физиологические процессы, протекающие во всех тканях и внутренних органах человека, так и на его поведение в целом. К индивидуальному приспособлению человека (ребенка) в окружающей социальной среде могут быть отнесены различные навыки, образующиеся привычки, установленный жизненный режим и вся дисциплина поведения, основанные на сознательном отношении к требованиям окружающей жизни. Общественное дошкольное воспитание представляет собой начальную ступень народного образования, на которую в дальнейшем опирается школа. В процессе воспитательно-образовательной работы дошкольные учреждения осуществляют задачи физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка-дошкольника. В этом гармоническом единстве особую роль играет оптимальное физическое состояние, здоровье человека как основа его всестороннего развития. Физическое воспитание детей дошкольного возраста закладывает основу для всестороннего развития, закаляет организм, вырабатывает бодрость и стойкость духа, морально-волевые качества, формирует жизненно необходимые двигательные навыки, различные ориентировки, развивает мысль, воспитывает чувства — все это в комплексе других воспитательных влияний формирует всесторонне гармонически развитую личность человека. Естественнонаучную основу теории физического воспитания составляет комплекс научных дисциплин, задачей которых является изучение процессов биологического развития человека. В этом комплексе научных знаний центральное место принадлежит учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. О единстве организма и среды. Одним из главных проявлений единства организма и среды является приспособление этого организма к условиям своего существования, определяемое И. П. Павловым как уравновешивание организма с внешней средой. И. П. Павлов рассматривает это уравновешивание как «основной закон жизни» и указывает, что «вся жизнь от простейших до сложнейших организмов, включая, конечно, и человека, - есть длинный ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешиваний внешней среды. Индивидуальные приспособления очень многообразны. Они возникают в условиях естественной жизни и могут вырабатываться человеком специально, преднамеренно. В основе индивидуальных приспособлений заключено весьма важное свойство живых организмов, а также и человека, — изменять в определенных пределах интенсивность и самый характер физиологических процессов при изменении условий внешней среды. Так, в жаркую погоду, когда повышается температура внешнем"! среды, у человека усиливается деятельность потовых желе:?, расширяются сосуды кожи. Дальнейшее испарение пота связывается с охлаждением поверхности тела и крови, которая протекает через расширенные сосуды кожи. Тем самым отдача тепла возрастает. При снижении температуры внешней среды (вода, воздух), наоборот, наблюдается сужение сосудов кожи, что предохраняет от большой потери тепла. При этом возрастает интенсивность окислительных процессов, главным образом в печени и мышцах. А в результате в том и другом случае температура тела сохраняется на нужном для жизни уровне. Организм человека с момента своего рождения соприкасается с воздействием внешней среды, и с этого момента начинается его взаимодействие с этой средой, возникает способность к приспособлению, уравновешиванию. Однако ввиду беспомощности ребенка взрослые, учитывая новую сферу его внешнего окружения по сравнению с внутриутробной, создают для него наиболее благоприятные условия, содействующие оптимальному приспособлению к новым условиям существования и жизни. Для физического воспитания чрезвычайно важной является проблема повышения или расширения функциональных возможностей человека. Известно, что физическое воспитание человека связано с определенным режимом, закаливанием организма, формированием двигательных и спортивных навыков. Систематические занятия утренней гимнастикой в сочетании с закаливающими процедурами (обтирание, обливание и т. п.), физкультурные занятия, игры, спорт в условиях пониженной температуры воздуха, воды — все это повышает устойчивость организма к изменениям внешней среды, усиливает работу нервной системы, улучшает работу сердца и легких, работоспособность мышц, вызывает положительные эмоции. Становится понятным, что закаливание и физические упражнения содействуют расширению функциональных возможностей организма человека (ребенка). Возникающие же в процессе этого закаленность и определенная тренированность будут представлять собой индивидуальные приспособления каждого к изменяющейся внешней среде. Говоря о приспособлении человеческого организма, уравновешивании его в окружающей среде, следует особо выделить социальную среду, имеющую ведущее значение для развития человеческого мозга, его высшей нервной деятельности и обусловливающую ее. Индивидуальное приспособление человека в процессе общественно-трудовой деятельности, а ребенка в процессе семейного и общественного воспитания осуществляется по принципу услов-норефлекторных временных связей, через вторую сигнальную систему во взаимодействии с первой. При этом второсигнальные раздражители оказывают определяющее влияние как на физиологические процессы, протекающие во всех тканях и внутренних органах человека, так и на его поведение в целом. К индивидуальному приспособлению человека (ребенка) в окружающей социальной среде могут быть отнесены различные навыки, образующиеся привычки, установленный жизненный режим и вся дисциплина поведения, основанные на сознательном отношении к требованиям окружающей жизни. Проявлением индивидуального приспособления являются также случаи восстановления двигательных функций (при травме конечностей), иммунитет после инфекционной болезни, приспособление к обучению и к общественной жизни (глухонемых от рождения или слепых). В трудах И. П. Павлова подчеркивается: «...грандиозная сложность высших, как и низших организмов остается существовать как целое только до тех пор, пока все ее составляющее тонко и точно связано, уравновешенно между собой и с окружающими условиями». Это положение И. П. Павлова подтверждается многими примерами. Так, развивающаяся близорукость у ребенка при неблагоприятных внешних условиях может явиться причиной нарушения осанки (ребенок часто сидит согнувшись у стола, рассматривая, например, картинки в книге). Нарушение осанки может привести к патологическим изменениям в организме: ухудшается подвижность грудной клетки, вызывая поверхностное дыхание; затрудняется опускание диафрагмы при вдохе, это влияет на работу сердечно-сосудистой системы, понижая присасывающую силу крови в легких при вдохе и уменьшая опору сердца на диафрагму; ухудшение процессов дыхания и кровообращения влияет на работу органов пищеварения (возникают застойные явления), и это нарушает обмен веществ; нарушение обмена ухудшает питание нервной системы, что ведет к быстрой утомляемости, понижает психическое и физическое развитие ребенка. Описанный пример наглядно демонстрирует нарушение гармонии и целостности человеческого организма, показывает причины этого нарушения и в то же время неразрывную взаимосвязь физических и психических процессов. Об условнорефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности позволяет правильно анализировать используемую в практике физического воспитания систему мероприятий и ее влияние на возникающие сложные процессы в организме и перестройку его функций. Вся деятельность человека в процессе физического воспитания (гимнастика, игры, спорт и т. д.), как и любая другая, зависит от высшей нервной деятельности. Овладение элементарными двигательными навыками, и в конечном счете сложными спортивными, определяется образованием новой системы деятельности коры больших полушарий. Учение II. П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двигательных и спортивных навыков, помогает уяснить его закономерности. При формировании двигательного навыка наблюдаются последовательные взаимосвязанные стадии. Первая стадия характерна иррадиированием раздражения, рассеиванием возбуждения в центральной нервной системе. В силу этого в работу включаются многие мышечные группы, которые несущественны для выполнения данного движения. При этом в деятельности опорно-двигательного аппарата и внутренних органов (дыхание, кровообращение) отсутствует необходимая согласованность. Функциональные связи между центрами различных систем, которые осуществляют движение, еще не уточнены. Эти явления характеризуют фазу генерализации, обобщенность условных рефлексов. Во второй стадии происходит процесс специализации условного рефлекса или его уточнение. На этой стадии постепенно развивается внутреннее торможение, которое ограничивает широко распространившийся процесс возбуждения (как бы стягивая его к исходному пункту). Вначале у человека (ребенка) наблюдается некоторая скованность движений, а затем в силу взаимодействия возбуждения и торможения эти процессы сосредоточиваются в определенных клетках коры головного мозга, что в свою очередь приводит к более точной и быстрой смене их но времени, которая определяет согласованность и точность движения. На этой стадии постепенно образуется динамический стереотип — комплекс положительных и отрицательных условных рефлексов, развивающихся в определенной последовательности, или слаженная уравновешенная система внутренних процессов. Третью стадию образования сложной системы временных связей характеризует упрочение динамического стереотипа, стабилизация двигательного навыка. Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования сложного цепного условного рефлекса на объединенный раздражитель, который образуется при взаимодействии первой и второй сигнальных систем коры больших полушарий с преобладающим значением второй сигнальной системы. Практически при этом в процессе обучения огромное значение слово педагога. Оно является более сильным раздражителем по сравнению со всем комплексом ощущений, возникших в двигательном анализаторе. В это время в коре головного мозга образуются временные связи между многочисленными нервными центрами, деятельность различных систем и органов — воспринимающих, двигательных и вегетативных — становится согласованной. Большое значение при тренировочных занятиях физическими упражнениями имеет эмоциональное (стартовое) состояние, характеризуется средней оптимальной возбудимостью, обеспечивает возникновение новых двигательных условных рефлексов и воспроизведение старых, уже образованных ранее. Начало каждого занятия физическими упражнениями характерно возникновением эмоционального состояния (основы стартового состояния). Человек испытывает особый комплекс ощущений. При этом большую роль играет эмоциональное слово педагога, влияющее на вторую сигнальную систему человека (ребенка), повышающего готовность к предстоящей двигательной деятельности, решению новых задач. Занятие физическими упражнениями начинается с вводной части (разминка), подготавливающей организм человека к предстоящему мышечному напряжению. Основной задачей ее является создание оптимальной возбудимости в коре больших полушарий. Таким образом, эмоциональное состояние человека (стартовое) и двигательная деятельность в начале занятия (разминка) взаимосвязаны: первое является начальной фазой оптимальной возбудимости, а вторая — поддерживающей возникновение при эмоциональном состоянии и состоянии оптимальной возбудимости, подвижности нервных процессов. Постепенно, в связи с перестройкой физиологических функций организм врабатывается и в основной части занятия достигает наиболее высокого уровня работоспособности. Одновременно повышается работоспособность нервной системы, возбудимость нервных центров, их мобильность, подвижность нервных процессов и упорядочивается согласованность в деятельности всех систем и органов. Это проявляется у человека в нахождении правильного ритма работы и появлении чувства удовольствия от общей согласованности движений. К концу занятия работоспособность естественно снижается. Весь этот процесс характерен сложными перестройками в функциональной деятельности организма и психике человека, которые обеспечивают наилучшие возможности для траты энергии. Работоспособность организма сохраняется дольше, если в процессе занятия создается естественный отдых для работающих групп мышц (например, чередование правой и левой руки при метании, чередование рук и ног при упражнениях на снарядах, кратковременность бега и т. д.). Очень важным в теории физического воспитания является вопрос о механизме развития у человека физических качеств (двигательных способностей): быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости. Они понимаются как отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Физические качества, находящиеся в зависимости от вида двигательной деятельности, развиваются на основе общего повышения функциональных возможностей организма. Развитие физических качеств человека представляет собой совершенствование деятельности всех систем организма, которые осуществляют или обеспечивают движение. Ведущую роль в этом сложном процессе играет центральная нервная система с ее высшим отделом — корой головного мозга. Одним из решающих факторов в совершенствовании физических качеств является процесс развития и уточнения характера нервных процессов — силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и других компонентов. Для примера остановимся на развитии быстроты движения. Быстрота понимается как комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Как развивается это качество у человека? Наблюдения показывают, что быстрые резкие движения характерны быстро возникающим и сильно нарастающим мышечным сокращением, которое обусловливается соответствующей силой раздражения и достаточной частотой нервных импульсов. Для скоростных движений характерна очень частая смена сокращения и расслабления мышечных групп, которая вызывает необходимость частой смены процессов возбуждения и торможения в одних и тех же пунктах коры больших полушарий и подкорковых центрах. А это делается возможным при достаточно высокой функциональной подвижности процессов в коре головного мозга. Таким образом, одним из важных факторов, который определяет скоростные возможности человека, является высокая функциональная подвижность клеток коры больших полушарий головного мозга. В неразрывной связи с нервными процессами в центральной нервной системе происходят соответствующие функциональные и морфологические изменения в периферических органах. «Воспитание физического качества быстроты осуществляется в процессе формирования и совершенствования соответствующих двигательных навыков, т. е. в единстве с процессом обучения. Этот процесс совершается при ведущей активности второй сигнальной системы под влиянием сложной системы социальных и природных воздействий»1. Развитие качества быстроты осуществляется в единстве с развитием других — ловкости, силы, выносливости, гибкости. О типах высшей нервной деятельности. Чрезвычайно важным в теории физического воспитания является вопрос Современная эпоха требует от человека любой профессии развития физических качеств, двигательных навыков и интеллектуальных способностей. Физическое воспитание в нашей стране осуществляется с раннего детства. Учитывая определенное значение врожденных наследственных факторов, советская педагогика направляет воспитательный процесс таким образом, чтобы ослабить или ликвидировать неблагоприятные для развития личности черты и, наоборот, сделать устойчивыми положительные задатки. В связи с этим вопрос о проявляющихся типах высшей нервной деятельности человека (ребенка) является одним из важнейших в физическом воспитании. Типы высшей нервной деятельности определяются И. П. Павловым как «те или другие комплексы основных свойств нервной системы»1. Следуя павловской дифференциации типов, пишет Н. И. Красногорский, мы на основании исследования, безусловных, условных, и в частности речевых, рефлексов различаем четыре основных типа. Первый — сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрый (сангвинический). У сангвиников все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии. Такие люди и в детском возрасте превосходно приспосабливают свои инстинкты, аффекты и эмоции к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Вся деятельность головного мозга сангвиника характеризуется преобладающим состоянием оптимальной возбудимости. Деятельность коры обладает высокой подвижностью. Дети-сангвиники отличаются хорошим поведением, живым темпераментом. Второй тип — сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, медлительный (флегматичный) — встречается у детей также с сильной нервной системой. Условнорефлекторные связи образуются у них с нормальной скоростью. Тормозные реакции отличаются прочностью и высокой дифференцированностью. Дети-флегматики легко удовлетворяют требованиям внешней и социальной среды, имеют отличное поведение, успешно учатся в школе. Можно предполагать, что и в дальнейшей жизни, общественно-трудовой деятельности люди, относящиеся к этим двум типам, успешно будут проявлять свои способности и строить личные взаимоотношения в соответствии с моральной этикой. Третий тип — сильный, повышенно-возбудимый, неуравновешенный, безудержный (холерический)—характеризуется сильными условными рефлексами, которые, однако, часто сменяются подкорковыми реакциями. Временное преобладание подкорковых влияний особенно резко выступает при возбуждениях и трудностях в приспособлении к среде. Дети-холерики учатся обычно удовлетворительно, но им трудно приспосабливать поведение и эмоциональные реакции к требованиям школы. Воспитание их представляет значительные трудности и требует длительного педагогического воздействия, усиления тормозных реакций. Четвертый тип — слабый, энергетическийили пониженно-возбудимый. У детей этого типа пониженная корковая деятельность сочетается с понижением всей инстинктивной и эмоциональной жизни. Они быстро утомляются и перестают реагировать на раздражения, как только последние становятся более интенсивными или продолжительными. Обобщенные иррадиации, в особенности тормозного процесса, и понижение процессов концентрации и индукции являются характерными чертами динамической дея- тельности головного мозга. У этих детей деятельность первой и второй сигнальных систем понижена1. В процессе физического воспитания детей дифференциация типов высшей нервной деятельности должна быть учтена педагогом в целях осуществления индивидуального подхода, обеспечения оптимальных условий режима, закаливания, двигательной деятельности, направленных на ослабление неблагоприятных показателей, и развития, укрепления положительных сил. Советские физиологи на основе исследований утверждают возможность изменения типа нервной системы под влиянием окружающей воспитательной среды. Закаливающие процедуры укрепляют нервную систему и улучшают ее деятельность, физические упражнения, игры вызывают эмоциональный подъем, энергию, усиливают кровообращение, повышают работу сердца и кровоснабжение мозга. Подбадривающее или сдерживающее слово педагога через вторую сигнальную систему влияет на психику ребенка: у одних попытает веру в себя, в свои силы, у других — сознание необходимости ограничить свое поведение в соответствии с предъявленными требованиями. Большое значение имеет правильное чередование умственной и физической деятельности, компенсирующее недостаточно сильные нервные процессы. Итак, сила и подвижность нервных процессов, так же как их уравновешенность могут быть изменяемы путем соответствующего воспитания, тренировки. Поэтому так важно своевременное целенаправленное воспитание с ранних детских лет.
§ 4. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕРЕДОВОЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ Советская теория физического воспитания развивается на основе современных научных исследований и передовой практики физического воспитания. Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят в глубь многовековой русской народной педагогики. Исторические материалы свидетельствуют о том, что уже во второй половине XVII пока передовые мысли о физическом воспитании детей высказывал Епифаний Словенецкий: правильное физическое воспитание, по его мнению, должно сочетаться с закаливанием организма ребенка и пребыванием его на воздухе. В дальнейшем прогрессивные общественные деятели И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А, Н. Радищев рассматривали физическое развитие в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием. Большое значение для разработки вопросов физического воспитания имели высказывания русских революционных демократов: А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Они определяли физическое воспитание как часть всестороннего воспитания, показали его связь с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим. Цель физического воспитания они видели в развитии физических сил и укреплении здоровья ребенка путем систематических упражнений, игр, прогулок и закаливания организма. Важную роль при этом они отводили режиму, выражающемуся в чередовании труда и отдыха, нормализации сна, питания. К. Д. Ушинский также уделял большое внимание играм, пребыванию детей на воздухе. Он рекомендовал делать в занятиях с детьми небольшие перерывы для выполнения кратковременных движений, способствующих восстановлению внимания. Считая наши русские народные игры могущественным средством воспитания, К. Д. Ушинский рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию их для детей. Большую воспитательную ценность имеют, по мнению К.Д.Ушинского, коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общественного поведения, завязывающие «первые ассоциации общественных отношений». К.Д. Ушинский предъявлял высокие требования к педагогам, считая, что они обязаны знать такие науки, как анатомия, физиология, психология, педагогика, чтобы не делать ошибок в руководстве ребенком. Высказывания прогрессивных деятелей, работы ученых, врачей послужили предпосылкой к созданию русской теории физического воспитания. Основоположником оригинальной и стройной теории физического воспитания в России является П. Ф. Лесгафт. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины и хирургии, П. Ф. Лесгафт принадлежал к числу передовых людей своего времени. Мировоззрение П. Ф. Лесгафта складывалось в 60-е годы XIX века, когда идеи революционных демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова захватили передовую интеллигенцию, к которой принадлежал Лесгафт. Ему были близки научные высказывания крупнейшего физиолога-материалиста И.М.Сеченова, выдающегося хирурга и педагога Н. И. Пирогова. Высоко оценивал он достижения школы молодого И. П. Павлова. Научно-материалистические взгляды П.Ф. Лесгафта легли в основу его педагогической системы, главное место в которой занимает теория физического образования. П. Ф. Лссгафтом разработана целостная система физических упражнений для детей, которая рассматривается автором во взаимосвязи с физическим воспитанием (гигиеническое и оздоровительное значение физических упражнений). В основу подбора физических упражнений П.Ф. Лесгафт положил анатомо-физиологические и психологические особенности возраста детей, постепенность усложнения и разнообразие упражнений. Он стремился к тому, чтобы определенная система упражнений вела к всестороннему развитию и правильному функционированию организма человека, способствовала постепенной тренировке его физических сил. Физическое развитие человека П. Ф. Лесгафт признавал только во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим развитием и трудовой деятельностью. Процесс выполнения физических упражнений Лесгафт рассматривает как единый одновременный процесс духовного и физического совершенствования. Основной задачей при обучении упражнениям Лесгафт считает воспитание сознательного отношения, дающее возможность выполнять большую работу с меньшей затратой сил и преодолевать встречающиеся трудности. П. Ф. Лесгафт требует от учителя систематической подготовки к занятиям. В процессе обучения учитель должен предусмотреть постепенное увеличение физиологической нагрузки, смену упражнений и их разнообразие. Лесгафт подчеркивает значение слова, обращенного к сознанию ребенка, исключающее механическое подражание показу. П. Ф. Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как «упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни». В этих играх он приобретает навыки, привычки, у него вырабатывается характер. Правила в играх имеют значение закона, отношение к которому у детей должно быть сознательное и ответственное. Выполнение их обязательно для всех, поэтому они играют большую воспитательную роль. Игры развивают моральные качества — дисциплину, честность, правдивость, выдержку. П. Ф. Лесгафт рассматривает игру как ценнейшее средство воспитания личности ребенка. Деятельность В. В. Гориневского охватывает период с 80—90-х годов и продолжается в течение 20 лет после Октябрьской революции. На базе научных исследований он разрабатывает вопросы физического воспитания, гигиены физических упражнений, закаливания организма, лечебной физической культуры. В.В. Гориневский является основоположником врачебного и педагогического контроля за осуществлением занятий физическими упражнениями и спортом в России. Опираясь на принципы П. Ф. Лесгафта в подборе упражнений, В. В. Гориневский определяет специфические особенности физического воспитания в разные возрастные периоды жизни человека. Он рекомендует физические упражнения от пассивной гимнастики для грудных детей, осуществляемой взрослым, к активной гимнастике детей ^кольного возраста. Если П.Ф. Лесгафт как основоположник физического образования в России, заложил научную основу физического воспитания молодого поколения, то продолжатель его дела — В. В. Гориневский развил на этой основе возрастную специфику физического воспитания и физкультуры с учетом новых задач и требований социалистического общества. Им написана книга «Физическая культура дошкольного возраста». Е. А. Аркин, профессор, действительный член Академии педагогических паук, доктор педагогических наук, врач-гигиенист, продолжает идеи П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Среди большого числа его трудов по вопросам дошкольной педагогики, анатомии, физиологии и гигиены особым признанием пользовалась фундаментальная книга «Дошкольный возраст», и сейчас сохраняющая свое значение. Большой вклад в педиатрию и педагогику дошкольного возраста внесла профессор, доктор медицины Л. И. Чулицкая. Л. И, Чулицкая развивала направление выдающегося ученого-педиатра И. П. Филатова и продолжала углублять педагогические основы П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Опираясь на научные данные об аиатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста, она определила гигиенические нормы их воспитания и обучения и ввела эти нормы в практику детского сада. Л. И. Чулицкой написано свыше 50 научных работ по вопросам гигиены, закаливания, об особенностях детей дошкольного возраста. Большая роль в области физического воспитания детей дошкольного возраста принадлежит врачу и педагогу Е. Г. Леви-Гориневской. Продолжая линию своих предшественников, она вносит значительный вклад в развитие теории и практики физического воспитания. Из опубликованных ею работ наибольшую популярность приобрела книга «Закаливание организма ребенка», написанная в соавторстве с А. И. Быковой, а также ее последняя работа «Развитие основных движений у детей дошкольного возраста», За последние годы в области физического воспитания детей проведено значительное количество научных исследований, защищены диссертации, посвященные научному обоснованию режима дня, формированию двигательных навыков детей раннего и дошкольного возраста, воспитательному значению подвижных игр и их правил, спортивных видов физических упражнений (плавание, лыжи др.). Результаты исследований оказывают значительное влияние на развитие теории и практики физического воспитания детей а отражаются в программах, в создаваемых учебниках и учебных пособиях. Авторами их являются научные работники научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. На развитие теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста значительное влияние оказали научно-методические работы Н.А. Метлова, заложившего основы утренней гимнастики в детских садах, М. М. Конторович, Л. И. Михайловой, А. И. Быковой и многих других. Значительный вклад в развитие отдельных вопросов физического воспитания детей вносит опубликованный в печати лучший опыт практических работников (Н. Ы. Кильпио, Ы. Г. Кожевникова и др.). В статьях педагогов, методистов, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» (В. И. Васюкова, Л. Урбанская, К. А. Павлидис и др.)» раскрываются творческие поиски лучшей организации закаливания, обучения детей физическим упражнениям на физкультурных занятиях, методики проведения подвижных игр и т. д. Дальнейшее развитие современных проблем теории физического воспитания детей дошкольного возраста связано с требованиями общественной жизни. В эпоху строительства коммунизма особенно важной является проблема здоровья, работоспособности и жизнерадостного отношения человека к окружающему. Быстрый темп жизни, технический прогресс, многообразная творческая деятельность в различных областях труда требуют активности процессов восприятия, запоминания, мышления, способности к точной и быстрой реакции на поступающую информацию. В этой связи чрезвычайно важной является организация правильного физического воспитания и всестороннего развития детей с ранних лет жизни, осуществление своевременной под* готовки к школе и дальнейшей общественной жизни. Поэтому проблемы в области теории физического воспитания детей многообразны и значительны. Они охватывают важнейшие вопросы, касающиеся закономерностей психо-физиологического развития ребенка и его движений с первого дня жизни, научно обоснованного двигательного режима, обоснования всего содержания я дики процесса обучения детей различных возрастных групп, воспитания необходимых ориентировок и качеств при формирование двигательных навыков. Решение указанных проблем осуществляется совместными усилиями ученых — педагогов, психологов, физиологов, врачей, объединяемых научными учреждениями: институт дошкольного воспитания АПН СССР (А. В. Запорожец, М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Е.А. Тимофеева, A.M. Фонарев, В. И. Добрейцер и др.); институт педиатрии АМН РСФСР (Г. П. Юрко, 3. С. Уварова); Центральный институт усовершенствования врачей (Н. *М. Аксарина, С. М. Кривина); дошкольный сектор Научно-исследовательского института школ Министерства просвещения РСФСР (Г, М. Лямина, Е. Г. Крылова); Институт гигиены детей и подростков МЗ СССР (Н. Н. Куинджи, М. А. Нерсесян); кафедры дошкольной педагогики педагогических институтов Москвы (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева), Ленинграда (М. П. Голощеки-на, Г. П. Лескова), Перми (Л. М. Пустынникова), Ростова-на-Дону (А. И. Матусик), Ленинакана (Аракелян О. Г.), Шауляя — кафедра физического воспитания (Ю. Ю. Рауцкис) и др.; Центральный дошкольный методический кабинет Министерства просвещения РСФСР (О. И. Соловьева, Е. В. Русакова, Е. А. Лебедева) и другими учреждениями, ведущими научные исследования в области физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Важное значение в развитии научной мысли и объединения ученых в области физического воспитания имеют конференции, организуемые Академией педагогических наук СССР и Министерствами просвещения. Эти конференции подводят итоги исследовательской работы ученых за определенный период и знакомят с перспективами дальнейших научных поисков, разработкой актуальных проблем физического воспитания, возникающих в соответствии с развитием общественного дошкольного воспитания в нашей стране.
§ 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В теории физического воспитания проводятся теоретические и экспериментальные исследования. При этом используются педагогические методы и методы физиологии, антропологии, врачебного контроля, биохимии, социологии и других наук. Рассмотрим методы исследования, которые наиболее специфичны для теории физического воспитания. Анализ и обобщение литературных данных применяется как в теоретическом, так и экспериментальном исследовании. С помощью этого метода можно проследить, как развивались те или иные положения, взгляды в связи с конкретными историческими условиями; установить, какие вопросы уже исследованы и что требует экспериментальной проверки. Анализ и обобщение документальных материалов. Вопросы физического воспитания находят отражение в различных документах, составляемых воспитателями с практической целью (планы работы, планы-конспекты занятий, дневники и др.)- К документальным материалам относятся также специально составленные анкеты и опросные листы. Анкета применяется для установления внешней стороны изучаемого вопроса (возраст, стаж, характеристика условий для занятий и др.). Беседа осуществляется по заранее разработанному плану. Вопросы должны задаваться в непринужденной форме и стимулировать обстоятельные ответы. Чтобы охватить более широкий круг лиц и получить развернутые ответы, беседу можно заменить письменным опросом. Педагогическое наблюдение как метод научного исследования отличается от повседневного тем, что оно организуется специально, имеет ясно сформулированную задачу и четко обозначенный объект (предмет). При этом исследователь не вмешивается в ход педагогического процесса. Исследователь разрабатывает план проведения наблюдения, в котором указывается последовательность собирания фактов, система их фиксации (протоколы, условные обозначения при записях и т. д.) и обработки; определяется рабочая гипотеза (которая должна подтвердиться или быть опровергнута в результате наблюдения). Наблюдение должно быть избирательным, конкретным, например речь воспитателя, приемы обучения и др. Преимущество наблюдения заключается и том, что оно позволяет изучать объекты в условиях их естественного, обычною состояния и развития. В процессе наблюл, он и я используются различные методы регистрации наблюдаемых фактов. Например, для точной регистрации техники движений используются фото- и киносъемка, циклография и др.; для регистрации речи воспитателя применяют метод стенографирования, магнитофонной записи. Методом хронометрирования определяется время, затрачиваемое на выполнение физических упражнений, тех или иных действий, а также для регистрации продолжительности отдельных частей занятия и занятия в целом (хронометрирование проводится с помощью специальных секундомеров и специальных приборов). Для учета изменений, происходящих в состоянии здоровья детей, используются методы врачебного контроля. Результаты наблюдений заносятся в специальный журнал (дневник). В процессе наблюдения необходимо давать предварительную оценку зафиксированным данным. При обработке их должны быть отсеяны случайные факты, выявлены закономерности, сделаны обобщения, выводы. В результате изучения и обобщения фактов может оказаться, что их недостаточно или 1ши противоречивы и не дают оснований для окончательных выводов. В этом случае наблюдение должно быть продолжено. На палии данных, полученных при повторном наблюдении, могут внесены существенные поправки в первоначальную гипотезу, и организацию наблюдения и т. д. Наблюдение за взрослыми применяется в форме самоконтроля. Сущность его заключается в том, что наблюдение ведется за действиями, состоянием здоровья и другими факторами, относящимися к самому наблюдателю. Самонаблюдение применяется как в процессе занятий физическими упражнениями, так и после них для изучения их влияния на организм. При этом руководствуются не только субъективными ощущениями (самочувствием), но и объективными данными: показателями пульса, усвоение отдельных видов движений. Данные самонаблюдений должны заноситься в специальный дневник и анализироваться. Эксперимент. Для проведения эксперимента исследователь создает специальные условия, устраняет побочные явления, исключает случайности и задержки в накоплении необходимого материала. Исследователь может варьировать условия эксперимента, чтобы точнее выяснить причинную связь между явлениями. В случае необходимости, например при недостаточном количестве фактов, эксперимент может быть повторен. Чтобы устранить воздействие сопутствующих факторов, не имеющих прямого отношения к исследуемому вопросу, эксперимент проводится в условиях, отличающихся от типичных. В зависимости от степени изменения типичных условий различают естественный, модельный и лабораторный эксперименты. В естественном эксперименте занятая проводятся без отступлений от условий обычной практики физического воспитания либо эти отступления минимальны. В модельном эксперименте условия изменяются значительно. В лабораторном эксперименте испытуемые могут быть поставлены в условия, далекие от встречающихся в практике. Преимущество лабораторного эксперимента в строгой стандартизации условий и устранении всех побочных влияний. Но так как при этом создается искусственная обстановка, полученные данные приобретают окончательную достоверность после проверки их на практике. Эксперименты могут быть направлены либо на выявление определенных фактов, зависимостей — абсолютный эксперимент, либо на сравнение каких-то показателей — сравнительный эксперимент. Объектом сравнения может быть эффективность различных средств, методов обучения и т. д. Перед проведением эксперимента необходимо определить задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, составить план проведения исследования, разработать методику проведения эксперимента, методику регистрации фактов и их обработки. Для сравнительных экспериментов характерна определенная схема построения. В простейшем случае в эксперименте участвуют две аналогичные по полу, возрасту и физической подготовленности группы. Занятия в них отличаются каким-либо элементом, a в остальном проводятся одинаково. В конце эксперимента определяется, какая группа показала лучшие результаты. Группы, в которых проводятся экспериментальные занятия, называются экспериментальными. Группу, которая занимается по общепринятой методике, принято называть контрольной. Чтобы результаты эксперимента были более достоверны и учтены способности занимающихся, применяются схемы так называемого перекрестного эксперимента. Например, в первом эксперименте одна группа занимается по первой методике, другая—по второй. Во втором эксперименте первая группа занимается по второй методике, а вторая —по первой. В исследованиях, которые призваны выявить влияние одновременно нескольких факторов, прибегают к схеме так называемых многофакторных экспериментов. Использование математических (статистических) методов. В исследованиях по теории физического воспитания применяются методы математической статистики (вариационной статистики). В результате исследования получаются материалы, которые характеризуют различные» показатели испытуемых. Задача исследователя заключается в том, чтобы выявить зависимость между полученными показателями. Математическая обработка результатов позволяет определить, насколько доказательны, достоверны сделанные выводы, можно ли их распространять на все сходные случаи. Различные методы научного исследования имеют относительную самостоятельность. Очень часто в одном исследовании осуществляется разностороннее изучение процесса физического воспитания. Один метод дополняет другой.
Date: 2016-11-17; view: 2738; Нарушение авторских прав |