Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Т е м а 6.1. Типологические особенности классической философии
Мировоззренческие основания классической философской традиции. В широком смысле слова под классической философской традицией понимают европейскую философию, истоком которой являлся философский рационализм эллинов. На протяжении двух тысячелетий в западном философском мышлении формировались определенные мировоззренческие идеи, которые можно рассматривать как идейно-теоретические основания классической философии. Своей законченной формы они достигли в новоевропейской философии, которую отождествляют с классической традицией в узком смысле слова. Содержательная специфика классической философии определяется следующими положениями. Прежде всего, это трактовка разума как объективного, универсального начала, обусловливающего порядок природы и устройство человеческого мышления. Далее, это представление о человеке как ответственном и деятельном субъекте, свободной, творческой личности, опирающейся на принципы разума и морали. Для классического философствования характерна идея гармонии человека и мироздания, вера в способность интеллекта контролировать все доступные сферы бытия. Общество, культура, область политической (государственной) жизни мыслились как продукт сознательной деятельности индивидов, что предполагало возможность их совершенствования на основе прогресса научных знаний. Индивидуальная жизнь, общественное устройство и миропорядок в целом могут быть организованы благодаря сознательной, рациональной и целесообразной позиции мыслящего индивида. Классическая европейская философия конструировала образ действительности в терминах деятельности. Считалось, что постигаемые разумом предметы природы устроены таким же образом, как и созданные человеком произведения искусства и продукты труда. Отождествление деятельности и сознания было одним из мысленных уравнений новоевропейской философии. В соответствии с ним в классической философии утвердилась целостная и совершенно прозрачная для разума картина Вселенной, которую можно охватить одним взглядом. Внутренний опыт сознания мыслился однородным, непрерывным и поддающимся рациональному контролю. Выделяя рационально очевидные структуры внутреннего опыта, мыслящий индивид одновременно усматривал и основные, фундаментальные характеристики мира. Отсюда проистекала характерная для классического философствования идея самосознания как «абсолютной инстанции», пункта «безусловной очевидности», благодаря чему предмет и мысли о нем, объект и субъект понимались как нечто тождественное. В классической философии сформировалась идея «прозрачного» универсального сознания. Наиболее отчетливо эта идея проявилась в классическом рационализме Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница, Н. Мальбранша. Однако в специфическом виде эта идея присутствовала и в эмпирико-сенсуалистическом направлении классической европейской философии (Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли). В частности, предполагалось, что постижение мира в его независимости от сознания обеспечивается выделением из общего состава переживаний «истинных», или «чистых», ощущений. Их можно обнаружить с помощью рациональных процедур. В подобной конструкции самосознания обнаруживаются следующие скрытые допущения, характерные для классической философии. Во-первых, предполагалось, что везде и в любой момент времени человек способен сознательно воспроизвести источник, побудительные мотивы и механизм своих действий или поступков. Во-вторых, утверждалась полная прозрачность субъект-объектного отношения для мыслящего индивида. Сам субъект был редуцирован к системе универсальных познавательных способностей, не имеющей собственной плотности, «тела». Это чистая способность мышления, взятая в предельном своем выражении. Считалось, что в сознании нет ничего такого, что не поддавалось бы рефлексивному анализу. Все содержание и слои сознания могут быть охвачены и пройдены одним непрерывным движением философской рефлексии. Такие допущения означали, что мировые связи прозрачны и доступны разумному контролю субъекта. В наиболее последовательных философских системах реальность, несмотря на ее независимый от человека статус, понималась как инобытие разума, его alter ego. Естественная прозрачность отношений между познающим субъектом и сущностью (объектом) в принципе дана изначально, она лишь затемняется невежеством, предрассудками или неразвитостью ума. В контексте такого понимания сознания развивались и характерные для европейской классической философии представления о формах мышления и деятельности, а также о формах организации знания. Наконец, философия почиталась как наука наук. Мыслители классического периода считали себя «жрецами истины», миссионерами разума. Для классической философии характерно представление о разуме философа как привилегированной точке отсчета, помещенной над бытием, в абсолютной перспективе. С этой позиции субъект как бы извне обозревает мир и себя самого. Поэтому занятие философией подразумевало не только поиск истины, но и призвание нравственно исцелять человечество, воздействуя авторитетом знания и силой рационально-логической аргументации. Стиль классического философского мышления и его основные характеристики. В основе классического стиля философского мышления, определяющего способы постановки и решения философских проблем, обнаруживает себя идея гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека. Благодаря особой организации разума, всей человеческой телесности индивид укоренен в бесконечном миропорядке, имеет в нем гарантированное место. В результате складывается определенная форма философского мышления, типичная для всей новоевропейской философии. Она ориентируется на стандарты естественнонаучного познания, предполагает строгие нормы организации знания, четкие критерии собственной аутентичности. В философском мышлении преобладает аналитизм. Свои идеи и положения философы классической эпохи оформляют преимущественно в виде научного трактата, выстраивая рассуждение в строгом соответствии с аксиоматическим принципом геометрии. Они ориентируются на прозрачность методологических процедур познания. Основоположник европейского рационализма Р. Декарт следующим образом формулирует базовый методологический принцип классической философии: мы адекватно познаем внешний мир лишь при условии, что одновременно в себе самих, в своем сознании схватываем ту познавательную операцию, с помощью которой он постигался. Более завершенная формула данной методологической процедуры была дана И. Кантом: сущность предмета есть принцип его конструирования. Этот стиль философских рассуждений не ограничился одними лишь рамками теории познания, но распространился на ана- лиз всех сфер бытия, где человек в принципе способен предпринимать те или иные действия. Социум, экономическая реальность, сфера культуры, художественной деятельности, морального сознания — все это постигалось и конструировалось, опираясь на рациональные основания. Социальные отношения рассматривались как рационально понятый интерес (концепция разумного эгоизма). Общественное устройство трактовалось как продукт разумного соглашения, «общественного договора», в основе которого лежат естественные права человека, соответствующие разумному закону природы. Знаки языка, денежные эквиваленты продуктов труда и другие артефакты понимались как конвенционально принимаемые, произвольные изобретения человеческого ума. Таково же классическое представление об экономической системе как системе потребностей и вытекающего из нее производства предметов их удовлетворения. В суждениях об обществе и истории на место стихийно сформировавшегося субъекта исторического действия подставляется просвещенный индивид. В целом классической философской традиции были присущи объективизм, признающий независимое от человека существование мира как данности; субстанциализм, согласно которому единство законов природы, общества и мышления обеспечивается наличием вечной и неизменной субстанции (Бог, Разум, Дух, материя, атом и т. д.); созерцательность, поскольку философия мыслилась как высший род умозрения; и видимость бес-предпосылочности философского знания, ведь философы стремились мыслить за всех, универсально и объективно постигая абсолютную истину. Все эти особенности предопределили последующую критику философской классики мыслителями XX в. В их творчестве была переосмыслена проблема аутентичности философии, цели и смысл ее существования в культуре, созданы предпосылки для радикального расширения предметной области философского знания. В результате для современной философии характерны уже иные парадигмы постижения собственной природы и значения. Date: 2016-11-17; view: 367; Нарушение авторских прав |