Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Т е м а 4.2. Развитие классической науки и проблема метода в новоевропейской философии
Новое понимание философии поставило перед европейскими мыслителями XVI—XVII вв. вопрос особой значимости: каков должен быть метод достоверного, объективного познания природы и человека? Тесная связь между философией и наукой нашла отражение в развитии рационалистической методологии, в утверждении единства аналитического и синтетического способов мышления. Однако особенности новоевропейской науки, базирующейся на экспериментальном математическом естествознании, которое представляла классическая механика, привели к тому, что при теоретическом исследовании сложных явлений и процессов наибольшее внимание уделялось именно анализу, а не синтезу. Доминирование аналитической установки мышления в философии и науке этого периода обусловило формирование четырех основных методов, определивших векторы развития европейского философско-методологического сознания XVI— XVII вв. Это опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона, гипоте-тико-дедуктивный, или математический, метод Г. Галилея, рационалистический метод Р. Декарта и аналитический метод Г. Лейбница. Являясь основоположником новоевропейского эмпиризма, Ф. Бэкон разработал принципы опытно-индуктивной методологии познания. В своем учении о методе («Новый Органон») мыслитель указывал на необходимость предварительной критики стереотипов и предрассудков познания, вводящих разум в заблуждение и мешающих продвижению к новым открытиям. Опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона формировался в борьбе с этими препятствиями, задерживающими интеллектуальный прогресс человечества. Его критическая часть призвана очистить познание от «идолов», которые отчасти присущи человеческому уму в силу его естественной природы, отчасти представляют собой продукт истории человеческого познания, отчасти появляются в ходе индивидуального развития человека. Как ни могущественны эти «идолы», в основном они все же преодолимы, считал Ф. Бэкон, и познание объективной истины — не только возможная, но и необходимая задача философии. Не только так называемые «идолы» познания, но и логика аристотелевского силлогизма, характерная для средневековой схоластики, стала объектом критики в философско-методологи-ческой концепции Ф. Бэкона. Находясь на позициях эмпиризма, Ф. Бэкон пытался последовательно доказать, что исходные общие понятия, лежащие в основе аристотелевской дедукции, хотя и являются результатом опытного познания, однако познания слишком поспешного, опирающегося на ограниченное число фактов. Общие понятия составляют основу знания, однако схоластика некритично образовывала эти понятия, в силу чего они имели умозрительный, иногда искусственный характер. Отсюда неудовлетворительность понятийного аппарата схоластической диалектики для действительно научного постижения природы. Самое главное для Ф. Бэкона — выработать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в сущность исследуемых явлений. Таким методом, по Бэкону, должна стать индукция. Впервые в истории философской мысли индукция как прием мышления рассматривалась Сократом, который, согласно оценке Аристотеля, ввел в философию искусство индуктивного рассуждения и разработал ряд приемов образования общих определений. Обладать знанием, согласно Сократу, значит иметь понятие об общем, а общее в частных случаях познается путем сравнения этих случаев между собой. Индукция и позволяет установить общее правило, общее положение, которому подчиняются все единичные предметы определенного класса. В античной и средневековой философии индукция строилась через простое перечисление, в котором не встречается противоречащих случаев. Это такая неполная индукция, когда из знания того, что некоторым отдельным предметам или явлениям, которые нам удалось наблюдать, присущ один и тот же признак, делается вывод о том, что всем предметам данного класса присущ этот признак. Ф. Бэкон критикует индукцию через простое перечисление ограниченного набора наблюдаемых фактов, показывая, что такая неполная индукция является самым ненадежным методом получения знаний об общем. Заключение, полученное в результате такой индукции, постоянно находится под угрозой опровержения его истинности, потому что всегда остается возможность обнаружить противоречащий общему утверждению факт. Индукцию Ф. Бэкон рассматривает как систематическую процедуру исследования. Чтобы получить общее знание о ка- ком-либо классе предметов, необходимо исследовать отдельные предметы этого класса, найти в них общие существенные признаки, сравнить их между собой в различных условиях опыта и на этой основе выработать общее правило, которому подчиняются эти предметы и явления. Он ставит перед индукцией задачу: не предвосхищать факты, а правильно их истолковывать. Будучи методом продуктивного открытия, индукция должна работать по строго определенным правилам, своеобразному алгоритму, не зависящему в своем применении от индивидуальных особенностей ученого, степени его дарования. Суть опытно-индуктивной методологии заключается в постепенности образования понятий, в непрерывном и постепенном обобщении. От описания единичных предметов в конкретных условиях пространства и времени рассуждение продвигается к частным фактам, а от них — к так называемым средним аксиомам, ибо «вся польза и практическая действенность заключается в средних аксиомах»27. Только затем можно переходить к наиболее обобщенным положениям («генеральным аксиомам»). Такое последовательное индуктивное обобщение призвано исправить как ошибки схоластической дедукции, так и недостатки разума. Аналогия и исключение составляют главные приемы этого метода. Аналогия позволяет установить сходство, подобие предметов и явлений по каким-либо свойствам, отношениям, признакам, несмотря на то, что в целом эти предметы и явления различны. В результате умозаключения по аналогии достигается знание о признаках исследуемого предмета на основании знания того, что этот предмет имеет сходство с другими предметами. Так, человек давно заметил, что если в двух явлениях имеются какие-то общие существенные признаки, то вполне возможно, несмотря на ряд отличий между этими явлениями, что они обладают также и другими сходными признаками. Опытное исследование природы, в отличие от абстрактного ее созерцания, позволяло установить, что общие закономерности, которые выражаются в существенных признаках предметов и явлений, всегда встречаются в связи с рядом одних и тех же постоянных, устойчивых признаков, хотя условия, в которых проявляются данные закономерности, могут быть различными. Аналогия — фундамент индуктивного обобщения, которое достигается также посредством исключения, отбора, выбраковки ряда обстоятельств Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. В 2 т. Т. 2. С. 32. и первоначальных возможностей экспериментального изучения того или иного физического объекта. Таким образом, требуя от ученого постепенно обобщать факты, наблюдаемые в опыте, Ф. Бэкон акцентировал внимание на необходимости их рационального, контролируемого разумом, анализа. Особенностями индуктивной методологии Ф. Бэкона были, во-первых, ее связь с аналитической установкой научного мышления, во-вторых, ее зависимость от положений метафизической концепции философа. Анализ как логический прием и метод научного исследования предполагает мысленное расчленение изучаемого предмета на составные элементы, признаки, свойства, отношения. Каждый из этих признаков (свойств, отношений) затем исследуется в отдельности как часть сложноорганизованного целого. Анализ дает возможность приобрести ясное представление о предмете путем выделения и перечисления его важнейших свойств и признаков. Аналитизм Ф. Бэкона проявился в том, что средства индукции предназначались им для выявления наиболее простых свойств, или «природ», на которые разлагаются в абстракции все материальные тела. Например, индуктивному исследованию подлежат не металл, вода или воздух, а такие их свойства или качества, как плотность, тяжесть, ковкость, цвет, теплота, летучесть и т. п. Связь данной методологии с метафизикой вытекает из основной задачи бэконовской индукции — выявить внутреннюю, неизменную форму, которая охватывает единство природы в несходных материях, форму, которая фиксирует нечто устойчивое в разнообразных явлениях природы и является основой их внешних свойств. Поэтому Ф. Бэкон рассматривал индукцию не как средство узкоэмпирического исследования, направленного на выявление частных материальных и действующих причин, а как метод выработки фундаментальных понятий и аксиом натуральной философии. Родоначальник английского эмпиризма со всей определенностью утверждал, что достоверное знание проистекает из целенаправленного научного эксперимента. Ни абстрактно-спекулятивные суждения ума, ни данные органов чувств не могут быть рассмотрены в качестве надежной опоры истинного познания. Субъективность и гносеологическая несостоятельность чувства, поспешность и ошибочность утверждений разума должны быть скорректированы правильно организованным и специально приспособленным для того или иного исследования экспериментом. Открывая новое знание о природных явлениях, ученый не должен полагаться на абстрактные обоснования рассудка, пусть даже они будут логически безупречными. Тайный язык природы следует постигать из свидетельств самой же природы, из фактов опыта. Поэтому основой индуктивной методологии были выработанные Ф. Бэконом требования к качеству научного эксперимента. Определенная регламентация всегда отличает научное знание от обыденного, которое, как правило, не бывает ясным и точным, а также не подлежит методологически выверенному самоконтролю. К научному эксперименту Ф. Бэкон предъявляет следующие требования. Прежде всего, он должен быть повторяемым. Любой экспериментальный результат в науке принимается как факт, если он остается одним и тем же в руках различных исследователей. Это требование, в свою очередь, предполагает стандартизацию условий и процедур проведения опыта. Далее, объяснение наблюдаемых в опыте явлений должно удовлетворять условиям проверяемости и обладать предсказательной силой, т. е. выводить на новое знание. И, наконец, все рассуждения ученого должны строиться по законам и нормам логики. Следует отметить, что Ф. Бэкон с излишним оптимизмом считал, что средства индуктивного анализа являются достаточной гарантией истинности получаемого результата, ведь даже методологически выверенная индукция не дает уверенности, что процесс исключения доведен до конца. Сам Ф. Бэкон надеялся обрести эту уверенность на пути создания исчерпывающего и точного списка всех «простых природ». Он недооценивал роль математики в моделировании естественных процессов. Математику Ф. Бэкон рассматривал как способ завершающего оформления естественной философии, а не как творческое начало и формальный аппарат в открытии законов природы. Это, по-видимому, помешало ему принять теорию Н. Коперника и открытия И. Кеплера. Ограниченность методологии Ф. Бэкона проявилась также в том, что он недооценил роль гипотез, а следовательно, возможности гипотетико-дедуктивного метода. Опыт, которому не предшествует определенная теоретическая идея, просто не существует в науке. Восполнением этих просчетов и ограничений в предложенной Ф. Бэконом методологии занялись последующие мыслители (Г. Галилей, Р. Декарт, Г. В. Лейбниц), творчество которых внесло существенный вклад в становление европейского рационализма. Методологические идеи Г. Галилея во многом предопределили формирование философской рациональности в новоевропейской культуре. Вслед за Ф. Бэконом родоначальник экспериментально-математического естествознания рассматривал научный опыт как ключевое звено в исследовании природы. Однако в определении статуса эксперимента в структуре научного познания Г. Галилей обнаруживает более глубокое понимание роли математики и теоретических предположений разума, чем его предшественник. Согласно данной методологической концепции, гипотеза предваряет эксперимент и лежит в основе его рациональной организации. Гипотеза как совокупность вероятных предположений о причине каких-либо явлений, достоверность которых следует проверить и доказать в ходе эксперимента, позволяет получить предварительное объяснение причинной зависимости данных явлений, описать общие формы их связи между собой. В гипотезе задается серия вопросов, ответы на которые ученый ищет в процессе проведения опыта. Анализ составляет суть эксперимента. При помощи аналитического метода исследуемое явление расчленяется на более простые составляющие, которые и становятся объектом экспериментального исследования. Обобщение результатов опыта приводит ученого к совершенствованию исходной гипотезы. Но главное внимание Г. Галилей уделяет дедуктивно-математическому осмыслению результатов опыта. Новое знание выводится уже чисто логическим и математическим путем из ограниченного набора исходных мыслительных посылок, что исключает погрешности индуктивного рассуждения. Здесь опять вступает в силу гипотеза, с помощью которой достигается объяснение интересующих ученого явлений. Одновременно осуществляется проверка достоверности выводимых положений, степень соответствия гипотетических высказываний выявленным при анализе опыта фактам. Такого рода проверка осуществляется при помощи синтетического метода, в котором важнейшую роль играет математический аппарат. Г. Галилей считал, что традиционную логику силлогизма можно полностью заменить математикой, которая только и способна научить человека искусству доказательства. Идея систематического применения двух взаимосвязанных методов (аналитического и синтетического) составляет наиболее сильную сторону методологии Г. Галилея. Первый из них он называл резолютивным, второй — композитивным. Ориентация на математику, в свою очередь, приводила Г. Галилея к более радикальному продвижению аналитической установки мышления по сравнению с Ф. Бэконом. Опытно-индуктивной методологии Ф. Бэкона противостояла также рационалистическая методология Р. Декарта. Если Ф. Бэкон считал, что познание истины предполагает последовательное движение мысли от единичного к общему, то Р. Декарт, напротив, начинал с наиболее общих положений, а затем продвигался к более частным выводам конкретных наук. Если Ф. Бэкон постижение законов природы связывал с умением производить тщательные опыты, то Р. Декарт основное внимание обращал на конструктивную способность разума, творящего новое знание. Он вовсе не игнорировал значение эксперимента, напротив, неоднократно подчеркивал в своих трудах, что подлинно научный метод, если не хочет переродиться в умозрительное теоретизирование, обязан контролировать и уточнять свои выводы посредством научных опытов. Но в отличие от Ф. Бэкона, отец европейского рационализма был убежден в том, что правильно рассуждающий ум обладает огромной эвристической силой. В «Правилах для руководства ума» Р. Декарт отмечает: «Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно путем опыта и дедукции. Кроме того, заметим, что опыт часто вводит нас в заблуждение, тогда как дедукция, или чистое умозаключение об одной вещи через посредство другой, если и может быть упущено, когда его нельзя усмотреть, то никогда не может быть плохо построено, даже и у умов, весьма мало привычных к мыш-лению»28. Картезий формулирует четыре основных правила рационалистического метода. Согласно первому и наиболее важному из них, истинным может быть признано только то, что познается с предельной отчетливостью и очевидностью. Это правило опирается на понятие интеллектуальной интуиции и главный принцип картезианского рационализма — принцип методического сомнения, согласно которому «для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» и «усо-28 Декарт Р. Правила для руководства ума // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. С. 273. мниться во всем том, по поводу чего обнаружим малейшие подозрения в недостоверности»29. Единственное, в чем нельзя усомниться, считает Р. Декарт, так это в том, что мы существуем, когда размышляем о достоверности или недостоверности наших знаний. В результате он приходит к выводу, что «заключение “я мыслю, следовательно, я существую” истинно и что оно поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли»30. И этот вывод становится основанием его рационалистической методологии. Интуиция же определяется Р. Декартом как «прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…»31. Второе из данных правил требует делить каждое из исследуемых затруднений на столько частей, сколько это возможно и необходимо для лучшего их преодоления. Третье правило опирается на принцип дедукции. Оно требует, чтобы, мысленно деля исследуемый вопрос на максимально простые элементы, мы стремились определить среди них абсолютные, которые не от чего, кроме самих себя, не зависят, и относительные, которые являются следствием простых и соподчинены друг другу в определенной иерархии. При этом мы должны «придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного…»32. Четвертое правило Р. Декарт называет методической энуме-рацией. Оно предполагает, что при выведении какого-либо положения из первичных и самоочевидных принципов мышление осуществляет последовательное и непрерывное движение. Эну-мерация представляет собой такое индуктивное рассуждение, при котором предметы (или их признаки), нуждающиеся в исследовании, располагаются в определенном порядке, начиная с Декарт Р. Начала философии // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. С. 237—238. Там же. С. 239. Декарт Р. Правила для руководства ума // Антология мировой философии. Т. 2. С. 274—275. Декарт Р. Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках // Антология мировой философии. Т. 2. С. 287. простейших и последовательно поднимаясь ко все более сложным, составным. Важно при этом не упустить ни одного звена из всей цепочки рассуждения. «Эта энумерация, или индукция, есть столь тщательное и точное исследование всего относящегося к тому или иному вопросу, что с помощью ее мы можем с достоверностью и очевидностью утверждать: мы ничего не упустили в нем по нашему недосмотру»33. Таким образом, автор рационалистической методологии опирался на интуицию и дедукцию как два наиболее верных пути к истинному познанию, считая, что все остальные должны быть отброшены как подозрительные и подверженные заблуждениям. Отвергая ценность вероятностного знания, он ориентировался в своих философско-методоло-гических изысканиях на арифметику и геометрию как образцы безупречной, логически непротиворечивой исследовательской практики. Аналитический метод Г. Лейбница начинался с критики и творческого переосмысления основных положений рационалистического метода Р. Декарта. В первую очередь объектами критики становятся принцип методического сомнения и принцип «cogito». Г. Лейбниц пытается показать, что само рассуждение Р. Декарта о возможности поставить под сомнение все наше знание является свидетельством того, что законы мышления никогда не ставились Картезием под сомнение. Кроме того, полагает Г. Лейбниц, Р. Декарт не приводит достаточных оснований для сомнения в достоверности чувственных данных, поскольку, как утверждает немецкий мыслитель, сами по себе чувства никогда не обманывают, ошибки проистекают из того, что люди неправильно истолковывают данные чувственного познания. Согласно Г. Лейбницу, первым самоочевидным принципом философского познания следует признать существование не только мыслящего субъекта, но также и мыслимого объекта, поскольку существование объективного вытекает из наличия в мышлении разнообразия. Далее, Г. Лейбниц подвергает критике и три других правила картезианской методологии. Он считает их общими, недостаточно конкретными, а потому мало эффективными, поскольку подобного рода тривиальные утверждения не дают знания о том, Декарт Р. Правила для руководства ума // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. С. 279. каким образом можно их использовать в конкретной познавательной ситуации. Требование ясности и очевидности исходных положений философского рассуждения грешит субъективизмом, так как Р. Декарт не предлагает сколько-нибудь операциональных критериев ясности того или иного утверждения. Согласно Г. Лейбницу, ясность и отчетливость характеризуют не степень достоверности суждения о предмете, а способ восприятия самого предмета, поэтому в качестве критерия истинности должны выступать три следующих признака идеи: непротиворечивость; соответствие идеи данным опыта; ее выводимость посредством строгой логической или математической дедукции из идей и утверждений, истинность которых уже установлена. Г. Лейбниц упрекает Р. Декарта в том, что последний не уточнил, в чем именно должно состоять сведение сложных проблем к простым и каким способом осуществляется мысленное восхождение от простого к сложному. Также, по мнению Г. Лейбница, в методологии Р. Декарта отсутствует обоснование правила методической энумерации. И главное, за что критикует Г. Лейбниц фило-софско-методологические идеи Р. Декарта, так это за утверждение, согласно которому человеческий разум нуждается в особой божественной помощи для того, чтобы отличить истинное от ложного, реальное от кажущегося. Введенное Картезием понятие правдивости Бога для доказательства реальности внешнего мира Г. Лейбниц характеризует как недостойное истинного философа. Сам Г. Лейбниц мыслил философию как будущую универсальную, или всеобщую, науку. «Под всеобщей наукой, — пишет Г. Лейбниц, — я понимаю то, что научает способу открытия и доказательства всех других знаний на основе достаточных дан-ных»34. Эта наука должна быть выведена из одного только разума и содержать в себе достоверные знания о природе человека и природе вещей. На основе такого знания человечество сможет максимально оптимизировать свою деятельность и поведение, а тем самым, полагает Г. Лейбниц, достичь счастья как наиболее совершенного и желательного состояния. Таким образом, конечная цель философии, в интерпретации немецкого мыслителя, заключается в достижении всеобщего счастья и благоденствия на основе системы достоверных, универсальных, максимально упорядоченных и практически эффективных знаний о мире, об- Лейбниц Г. В. Начала и образцы всеобщей науки // Соч. В 4 т. Т. 3. С. 439. ществе и человеке. Требование совершенства и оптимальности переносилось Г. Лейбницем и на саму универсальную науку. Оптимальными должны быть язык и метод философии, способ обучения, организация институтов науки и образования, а также формы связи универсальной науки с жизнью общества и государства. В основу такой всеобщей и универсальной науки, согласно Лейбницу, должен быть положен правильный метод, который он называет «универсальным философским исчислением». Этот метод включает в себя теорию открытия — комбинаторику — которая позволяет не только достигать частных открытий в той или иной научной дисциплине, но, главное, позволяет усовершенствовать искусство открытия в целом. А также новый философский метод включает в себя теорию доказательства — аналитику, благодаря которой возможно установить наличие «достаточных данных» (или достаточных оснований) для исходных философских утверждений, претендующих на статус абсолютно достоверных, ясных и очевидных идей человеческого ума. Разрабатывая свое учение о методе философского познания, Лейбниц подробно останавливается и на характеристике стиля философствования. Прежде всего, считает Лейбниц, философский слог необходимо освободить от неумеренного увлечения специальными терминами, которые предназначаются только для экспертов. Поскольку ни одна наука не может без них обойтись, то следует всегда давать определения таких «технических» терминов в словах обычного естественного языка. Лейбниц не без основания полагал, что все термины, которые никаким способом не могут быть сведены к общепонятным и потому не могут быть разъяснены другим, не ясны также самому себе, а следовательно, не означают ничего определенного и чаще всего вообще ничего не означают. Всякое разъяснение предполагает сведение непонятного к понятному, без чего утрачивается ценность философского знания. Поэтому Г. Лейбниц формулирует основное, с его точки зрения, требование философского (и любого подлинно научного) стиля: максимальная компактность и точность выражения в сочетании с максимальной ясностью и понятностью. Для этого не следует без необходимости злоупотреблять абстрактными понятиями, если можно употребить конкретное, а также не стоит часто употреблять метафоры и выражения в переносном смысле, лучше выражаться в прямом смысле, что делает язык философии ясным, прозрачным и убедительным. Ясность и понятность языка философии, согласно Лейбницу, должна быть первой заботой философа. Нарочитая затемнен-ность, загадочность языка «быть может, и подобает какому-нибудь пророку, или трубящему о чудесах алхимику, или Дельфийскому оракулу, или даже теологу-мистику, или поэту “энигматического” стиля, но для философа ничто не может быть более чуждым, чем темная речь, — полагает великий мыслитель. <…> Однако не может быть сомнения в том, что все эти туманные выражения должны быть изгнаны из строгого философского язы-ка…»35. Таким образом, в XVII—XVIII вв. под воздействием классической механики в методологии научного и философского познания окончательно утвердилась аналитическая установка мышления. Познание мыслилось как конструирование гигантского механизма из простейших элементов — ясных и отчетливых идей, которые интеллектуальная интуиция усматривает в человеческом разуме. Инструментом такого конструирования является рационалистический метод. Именно он должен вывести научное познание за узкие рамки кустарного промысла и превратить в организованное, планомерное производство новых знаний, столь необходимых молодой капиталистической промышленности. РАЗДЕЛ 5. ФИЛОСОФИЯ И ИДЕОЛОГИЯ: Date: 2016-11-17; view: 448; Нарушение авторских прав |