Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5.1. Особенности философской мысли эпохи Просвещения





Буржуазные революции в Европе и специфика анализа со­циально-политических проблем. Во второй половине XVII в. наступает новый период в развитии европейской культуры — эпоха Просвещения. Эпоху Просвещения в широком смысле этого понятия можно рассматривать как необходимую ступень в культурном развитии общества, расстающегося с феодальным образом жизни. Опираясь на демократические идеалы, просве­тители вели непримиримую борьбу против суеверий и религиоз-

Лейбниц Г. В. Предисловие к изданию сочинения Марка Низолия «Об ис­тинных принципах и истинном методе философствования против псевдо­философов» // Соч. В 4 т. Т. 3. С. 79.


ного фанатизма, всех форм дискриминации и оглупления наро­да, отстаивали веротерпимость, свободу слова и формаль­но-юридическое равенство. Науку и философию просветители рассматривали как основу благоденствия общества. Они видели свою главную задачу в распространении знаний, искоренении невежества, воспитании и образовании людей. Идеал свободной и универсально развитой личности обретает в их концепциях атрибут всеобщности.

В узком смысле понятие «Просвещение» связано с идейно-политическим течением общественной мысли конца XVII — пер­вой половины XVIII в., которое занималось теоретическим и ценностно-мировоззренческим осмыслением революционных со­бытий в Европе, а также идеологической подготовкой Великой французской революции.

Эпоха Просвещения — время радикальных социальных пре­образований, направленных на переход от феодального абсолю­тизма к капиталистическим отношениям в экономике и буржу­азно-демократическим формам организации политической жиз­ни. Истоки этого процесса можно усмотреть в Реформации — широком общественно-религиозном движении XVI в., которое, имея антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви как идеологической опоры монархическо­го строя. Реформация началась в Германии с выступления М. Лютера, направленного против церковной иерархии, а также посреднической роли духовенства в отношениях верующего с Бо­гом. Соединение лютеранских идей с освободительной борьбой народа против сословного неравенства и феодальной эксплуата­ции привело к ряду буржуазных революций в Западной Европе. Сначала Великая крестьянская война в Германии (1524—1526), Нидерландская буржуазная революция (1566—1609), затем пуб­личная казнь английского короля Карла I и установление парла­ментской республики в 1649 г. — начало Английской буржуаз­ной революции XVII века. Последние десятилетия царствования Людовика XIV, когда французский абсолютизм достиг вершины своего могущества, завершились наиболее мощным социальным взрывом — Великой французской революцией, которая в 1789—1794 гг. до основания разрушила прогнивший монархи­ческий режим и значительно ускорила развитие демократии в Европе.

Философия Просвещения формировалась под влиянием не только социальных сдвигов, но также и прогресса научных зна-


ний. Естествознание, стимулируемое запросами производства, торговли, транспорта, военной техники, здравоохранения и т. д., продвинулось далеко вперед по сравнению с предшествующими столетиями. Научное знание во многом дискредитировало автори­тет церкви и религиозной картины мира, заставило усомниться в истинности библейских рассказов о чудесах, в реальности «боже­ственного откровения». Распространение капитализма в странах Западной Европы, формирование новых, буржуазных отноше­ний — все это способствовало радикальному изменению образа жизни широких слоев европейского населения. Материально-пра­ктические интересы торжествуют над метафизическими, европей­ское сознание отныне направлено на обустройство земной жизни в ее комфортных, относительно цивилизованных формах.

В таких условиях философия не могла быть просто наукой наук, выполняя функцию универсальной методологической реф­лексии. Связь с реальной жизнью стала насущной необходимос­тью и обрела зримые формы. Теперь философия стала орудием социальной критики, направленной на радикальное преобразо­вание субъектов исторического действия. В философии эпохи Просвещения преобладает социально-политическая и мораль­но-педагогическая проблематика. Философствование носит пре­имущественно полемический характер, тесно взаимодействуя с политикой и идеологией.

Наряду с критикой существующих порядков рационально обосновываются программы переустройства общественной жиз­ни на началах разума и справедливости. Философия, став частью политического сознания передовых слоев европейской интелли­генции, выражает интересы нового восходящего класса буржуа­зии, но, не осознавая еще своей социальной ангажированности, она претендует на универсалистское понимание идеалов справед­ливости, свободы, равенства и братства. Все прежние формы об­щества и государства, основанные на привилегиях одних и угне­тении других, были признаны неразумными. Деятели Просвеще­ния боролись за установление «царства разума», основанного на законах природы, за равные политические и социальные свобо­ды, торжество неотъемлемых прав человека.


Среди важнейших достижений философской мысли эпохи Просвещения следует отметить:

• теорию общественного договора;

• идею естественного права как основания неотъемлемых прав и свобод человека в гражданском обществе;


• идею естественноисторического происхождения человека, его разума, языка, культуры;

• учение о стадиях всемирной истории и концепцию общест­венного прогресса;

• идею разделения властей и теорию правового государства;

• материалистическую концепцию природы.

В Англии идеалы Просвещения распространились уже во второй половине XVII в. и во многом были обязаны философско­му творчеству Дж. Локка. Социально-политическая концепция Дж. Локка содержится в «Двух трактатах о правлении» (1690). Опровергая утверждение о божественном праве короля на абсо­лютную власть, мыслитель разработал учение о конституцион­ной парламентарной монархии. Свое представление о справедли­вом общественном устройстве он обосновывал посредством тео­рии естественного права. Социальные порядки и гражданское за­конодательство должны опираться на «закон природы», соглас­но которому благо человека предполагает отсутствие страданий. Стремление к счастью есть основание всякой свободы, а потому права на достойную жизнь, свободу и собственность должны рас­сматриваться как неотъемлемые, естественные права человека. Защита этих прав, считает Дж. Локк, является важнейшей зада­чей государства. Именно для этого оно создается в процессе зак­лючения между людьми «общественного договора».

Согласно учению Дж. Локка, в отличие от абсолютистской концепции Т. Гоббса, правительству передается только некото­рая часть «естественных прав» (отправление правосудия) ради эффективной защиты всех остальных (свободы слова, вероиспо­ведания и, прежде всего, собственности). В модели общественно­го устройства Дж. Локка появляются первые черты правового государства. Он считал разумным отделение исполнительной власти (включая судебную) от законодательной и федеративной, выполняющей функцию внешних сношений, а также отстаивал приоритет закона над всеми ветвями государственной власти. При этом народ рассматривался Локком как безусловный суве­рен, имеющий право не поддерживать и даже ниспровергать бе­зответственное правительство.

Учение Дж. Локка оказало мощное влияние на политиче­скую и философскую мысль Европы. Оно сыграло важную роль в становлении взглядов французских просветителей и материа­листов XVIII в.

Основные идеи и положения французского материализма XVIII в. Кульминацией просветительского движения по праву


считается французская философия. Плеяда выдающихся мыс­лителей, в которой наряду с Вольтером и Ш. Л. Монтескьё почетное место занимают известные Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. О. де Ламетри, К. А. Гельвеций, а также П. А. Гольбах, про­извела весьма эффективную идеологическую подготовку Вели­кой французской революции. Под руководством известного французского философа Д. Дидро «Энциклопедия наук, ис­кусств и ремесел» (1751—1780) стала мощным рупором разраба­тываемого просветителями мировоззрения. Она способствовала систематизации и распространению передовых научных знаний, побуждала осмысливать жизнь и действовать в ней руководству­ясь философскими принципами. Отмечая, что роль просветите­лей, идеологов и интеллектуалов того времени выполняли имен­но философы, Вольтер писал: «Философия сделала столько чести Франции в Энциклопедии. <…> Никогда философия не при­чиняла вреда государству; фанатизм же, сопряженный с корпо­ративным духом, причинял ему неисчислимый вред во все вре-мена»36.


Характерной особенностью французской философии этого периода стала ее направленность против метафизики XVII в. На смену спекулятивно-умозрительному теоретизированию прихо­дит философия «здравого смысла», опирающаяся на достижения естественных наук, а также историю, психологию и педагогику. Особенностью французского Просвещения было бурное развитие материалистических учений, среди которых особое значение имел философский материализм Ж. О. де Ламетри, Д. Дидро, К. А. Гельвеция и П. А. Гольбаха. Термин «материализм» по­явился в философии с начала XVIII в., после того, как Г. Лейб­ниц и Дж. Беркли обозначили им концепции, утверждавшие объективное, вечное и независимое от человеческого сознания существование материи. Ж. О. де Ламетри был первым из фило­софов, кто с гордостью назвал себя материалистом.

Исходным пунктом французского материализма XVIII в. явилось представление о материи как единственной, самодоста­точной, качественно разнородной субстанции, обладающей внут­ренней способностью к самодвижению, оно легло в основание ма­териалистической концепции природы («Система природы» П. А. Гольбаха, «Философские основания материи и движения» Д. Дидро). Были выдвинуты решающие аргументы против креа-

Вольтер Ф. М. Философские сочинения. М., 1988. С. 684—685.


ционизма и телеологической трактовки устройства Вселенной. На прочном естественнонаучном фундаменте, включавшем в се­бя данные биологии, французские материалисты сформулирова­ли принципиальное положение, согласно которому по мере усложнения материальных структур возникают все новые и но­вые качества. Такая концепция преодолевала механистический редукционизм Нового времени и давала возможность по-новому объяснить происхождение жизни, психики и человеческого ро­да. Они вплотную подошли к идее биологической эволюции, высказывая суждения о единых закономерностях возникнове­ния и развития животного и растительного мира Земли, о посте­пенном усложнении форм организации живой природы. Раз­мышляя над проблемой происхождения человека, философы-ма­териалисты считали его высшим продуктом развития природы, а сознание рассматривали как свойство мозга, особым образом ор­ганизованной материи. Высшие психические функции понима­лись как определенные модификации способности ощущения, которая в более примитивной форме присутствует у всех живот­ных. Человеческое тело трактовали как самостоятельно заводя­щуюся машину, которая функционирует в соответствии с объек­тивными закономерностями материального мира («Человек-ма­шина» Ж. О. де Ламетри).


Большое внимание французские философы уделяли пробле­ме человеческой деятельности и рассматривали ее под углом зре­ния свободы и необходимости. Для них было характерно отрица­ние свободы воли, что являлось логическим следствием универ­сального детерминизма и утверждения о материальности души. Ограниченность французского материализма заключалась в ме­ханическом истолковании причинно-следственных отношений действительности, что приводило к утверждению о несвободе че­ловека, а именно, о строжайшей причинной обусловленности всех моментов человеческой жизни. Такой натуралистический детерминизм в объяснении человеческой жизни переносился и на представления об обществе, а также общественном прогрессе.

В результате французские материалисты не смогли постичь подлинные законы общественной жизни, раскрыть движущие механизмы социального развития. Ограниченность французско­го материализма в вопросах философии истории, и в частности, фаталистическая концепция социальных изменений, последова­тельно преодолевалась в просветительских концепциях филосо­фии истории.


Философия истории эпохи Просвещения и идея обществен­ного прогресса. В философии Просвещения особую роль играли концепции исторического развития человечества. В соответ­ствии с рационалистическими установками классической фило­софии, разум, способный построить систему объективного, ис­тинного знания о природе, обществе и человеке, является осно­ванием духовной свободы человека. Он раскрывает глубинные законы общественной жизни, опираясь на которые, человек кон­струирует социальный мир на принципах справедливости, ра­венства и братства. Вера в существование субстанциальной осно­вы универсума, в наличие вечных и неизменных оснований бы­тия привела философов Просвещения к утверждению сущност­ного единства законов природы, общества и его истории.

Становление светской концепции истории в Новое время бы­ло связано с творчеством английских философов Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. С.-Д. Болингброка, Б. Спинозы, а также итальянского философа Дж. Вико. В учениях данных мыслите­лей социальный прогресс тесно сопрягается не только с развити­ем научного знания, но также с духовно-нравственным совер­шенствованием человека, с прогрессом морали и права, развити­ем гражданского общества, расцветом образования, воспитанием людей в духе уважения к законам государства, на принципах справедливости, гуманности, умеренности и трудолюбия.

Важнейшей заслугой философии Просвещения можно счи­тать преодоление средневекового провиденциализма в объясне­ниях общественного развития. В век Просвещения социаль­но-исторические концепции ориентированы на рационализм на­туралистического толка, согласно которому законы мышления раскрываются на основе познания законов природы. В философ-ско-исторических концепциях французского Просвещения была высказана идея «естественного порядка», который воспроизво­дится в развитии всех живых форм, включая человека, его со­знание, деятельность и исторический опыт. В социальной сфере «естественные законы» проявляют себя как законы моральные.

Человек — существо, созданное природой, а потому он под­чиняется ее законам, подобно всем другим физическим телам, и его разум, позволяющий ему господствовать над стихийными природными силами, ограничен чувственностью, подвержен ошибкам и заблуждениям, источником которых в немалой сте­пени являются человеческие аффекты. Природные слабости че­ловека, его страсти порождают разнообразные конфликты меж-


ду людьми, которые человек стремится разрешать при помощи силы. Так, согласно логике просветителей, стихийно формиру­ются неразумные, несправедливые формы социальной жизни.

Естественным стремлением человека является стремление к сохранению жизни, к счастью и миру. Реализовать его можно лишь на пути приведения принципов общественного устройства в соответствие с законами природы. История как наука призвана установить в многообразии исторических и этнографических фактов фундаментальные закономерности, которые можно будет рассматривать в качестве основы объяснения последовательнос­ти исторических событий и предвидения их последствий. Фило­софия истории, выясняя эти разумные («естественные») основа­ния социального порядка, определяет препятствия на пути к достижению «Царства Разума», в котором каждый человек мо­жет быть счастливым.

Все многообразие исторических событий философы-просве­тители рассматривали с позиций движения общества от неразум­ного состояния к разумному. Девиз знаменитого представителя французского просвещения Вольтера — «Разум, Природа, Чело­вечность» — можно считать краеугольным камнем просвети­тельской философии истории.

Французские мыслители стремились определить движущие силы истории, выявить скрытые пружины, действие которых производит смену исторических эпох, изменяет формы государ­ственного устройства. Согласно Вольтеру, радикальное измене­ние форм государственной жизни происходит благодаря револю­ции. Она позволяет ликвидировать сословные привилегии и вос­становить «естественные права человека», обеспечить ему свобо­ду и равенство.

Мыслители Просвещения обратили внимание на такие факто­ры социально-исторического процесса, как природно-климатиче­ские условия, характер географической среды, специфика законо­дательства и сам «дух законов» (Монтескьё), а также идеология народа («мнения людей правят миром» — Вольтер), наука и про­свещение, труд (особенно земледелие и торговля), свобода, предо­ставляемая обществом человеку и охраняемая законами.

Однако основной движущей силой истории французские просветители считали идеи, которые формируются в процессе обобщения разумом исторического и духовного опыта человече­ства и которые, становясь убеждениями и принципами народов, подвигают их на радикальные социальные сдвиги.


Конкретизация подобных представлений стала задачей ряда представителей французского Просвещения — Ж.-Ж. Руссо, А. Р. Тюрго, Ж. А. Кондорсе. Рассматривая историю как прогресс человеческого разума, пытаясь выявить внутреннюю логику, присущую истории, они создают учение о «лестнице прогресса». Ее ступени — это исторические эпохи, знаменующие собой эта­пы развития разума в процессе просвещения. Логика истории связана с последовательным раскрытием определенной, фунда­ментальной для человечества идеи.

Согласно концепции Ж.-Ж. Руссо («Об общественном дого­воре»), такой идеей является свобода, которую он определяет как абсолютную, не отчуждаемую от личности ценность, не­отъемлемое, естественное право человека. Прогресс свободы, как моральной, так и политической, выступает у Ж.-Ж. Руссо стержнем исторического развития человечества, той ключевой идеей, которая с необходимостью направляет ход истории.

В Германии просветительская тенденция духовной жизни была представлена такими философами, учеными, поэтами и ли­тераторами, как К. Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, И. Г. Гер-дер. Хотя термин «философия истории» вводится в научный обо­рот Вольтером, рассматривать ее как самостоятельную философ­скую дисциплину, изучающую общие проблемы истории, стал И. Г. Гердер. Центральной среди проблем философии истории он считал вопрос о закономерностях и движущих силах, единстве и многообразии форм исторического процесса.

Преодолевая механистический детерминизм и ограничен­ность французского просветительского рационализма, немецкий мыслитель сформулировал идею органического развития мира, осуществляемого на разных уровнях единого мирового процесса. История природы, рассматриваемая им как последовательная эволюция форм неживой, а затем живой материи, плавно перете­кала в концепцию истории, в учение о «прогрессе гуманности». История в целом рассматривалась им как процесс возвышения, роста и расцвета заложенных в бытии органических и духовных сил. Причем природные катаклизмы и социально-исторические бедствия расценивались И. Г. Гердером как хоть и прискорбные, но необходимые эпизоды исторического развития. Достижение гуманности и счастья мыслилось им в качестве конечной цели истории человечества.

Таким образом, общественно-исторический прогресс в эпоху Просвещения рассматривался как прогресс разума и свободы.


Убеждение в этом сочеталось с верой в особую миссию философа, который призван своей интеллектуальной деятельностью при­близить грядущее «Царство Разума» как конечную цель челове­чества.







Date: 2016-11-17; view: 464; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию