Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 5.1. Особенности философской мысли эпохи Просвещения
Буржуазные революции в Европе и специфика анализа социально-политических проблем. Во второй половине XVII в. наступает новый период в развитии европейской культуры — эпоха Просвещения. Эпоху Просвещения в широком смысле этого понятия можно рассматривать как необходимую ступень в культурном развитии общества, расстающегося с феодальным образом жизни. Опираясь на демократические идеалы, просветители вели непримиримую борьбу против суеверий и религиоз- Лейбниц Г. В. Предисловие к изданию сочинения Марка Низолия «Об истинных принципах и истинном методе философствования против псевдофилософов» // Соч. В 4 т. Т. 3. С. 79. ного фанатизма, всех форм дискриминации и оглупления народа, отстаивали веротерпимость, свободу слова и формально-юридическое равенство. Науку и философию просветители рассматривали как основу благоденствия общества. Они видели свою главную задачу в распространении знаний, искоренении невежества, воспитании и образовании людей. Идеал свободной и универсально развитой личности обретает в их концепциях атрибут всеобщности. В узком смысле понятие «Просвещение» связано с идейно-политическим течением общественной мысли конца XVII — первой половины XVIII в., которое занималось теоретическим и ценностно-мировоззренческим осмыслением революционных событий в Европе, а также идеологической подготовкой Великой французской революции. Эпоха Просвещения — время радикальных социальных преобразований, направленных на переход от феодального абсолютизма к капиталистическим отношениям в экономике и буржуазно-демократическим формам организации политической жизни. Истоки этого процесса можно усмотреть в Реформации — широком общественно-религиозном движении XVI в., которое, имея антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви как идеологической опоры монархического строя. Реформация началась в Германии с выступления М. Лютера, направленного против церковной иерархии, а также посреднической роли духовенства в отношениях верующего с Богом. Соединение лютеранских идей с освободительной борьбой народа против сословного неравенства и феодальной эксплуатации привело к ряду буржуазных революций в Западной Европе. Сначала Великая крестьянская война в Германии (1524—1526), Нидерландская буржуазная революция (1566—1609), затем публичная казнь английского короля Карла I и установление парламентской республики в 1649 г. — начало Английской буржуазной революции XVII века. Последние десятилетия царствования Людовика XIV, когда французский абсолютизм достиг вершины своего могущества, завершились наиболее мощным социальным взрывом — Великой французской революцией, которая в 1789—1794 гг. до основания разрушила прогнивший монархический режим и значительно ускорила развитие демократии в Европе. Философия Просвещения формировалась под влиянием не только социальных сдвигов, но также и прогресса научных зна- ний. Естествознание, стимулируемое запросами производства, торговли, транспорта, военной техники, здравоохранения и т. д., продвинулось далеко вперед по сравнению с предшествующими столетиями. Научное знание во многом дискредитировало авторитет церкви и религиозной картины мира, заставило усомниться в истинности библейских рассказов о чудесах, в реальности «божественного откровения». Распространение капитализма в странах Западной Европы, формирование новых, буржуазных отношений — все это способствовало радикальному изменению образа жизни широких слоев европейского населения. Материально-практические интересы торжествуют над метафизическими, европейское сознание отныне направлено на обустройство земной жизни в ее комфортных, относительно цивилизованных формах. В таких условиях философия не могла быть просто наукой наук, выполняя функцию универсальной методологической рефлексии. Связь с реальной жизнью стала насущной необходимостью и обрела зримые формы. Теперь философия стала орудием социальной критики, направленной на радикальное преобразование субъектов исторического действия. В философии эпохи Просвещения преобладает социально-политическая и морально-педагогическая проблематика. Философствование носит преимущественно полемический характер, тесно взаимодействуя с политикой и идеологией. Наряду с критикой существующих порядков рационально обосновываются программы переустройства общественной жизни на началах разума и справедливости. Философия, став частью политического сознания передовых слоев европейской интеллигенции, выражает интересы нового восходящего класса буржуазии, но, не осознавая еще своей социальной ангажированности, она претендует на универсалистское понимание идеалов справедливости, свободы, равенства и братства. Все прежние формы общества и государства, основанные на привилегиях одних и угнетении других, были признаны неразумными. Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», основанного на законах природы, за равные политические и социальные свободы, торжество неотъемлемых прав человека. Среди важнейших достижений философской мысли эпохи Просвещения следует отметить: • теорию общественного договора; • идею естественного права как основания неотъемлемых прав и свобод человека в гражданском обществе; • идею естественноисторического происхождения человека, его разума, языка, культуры; • учение о стадиях всемирной истории и концепцию общественного прогресса; • идею разделения властей и теорию правового государства; • материалистическую концепцию природы. В Англии идеалы Просвещения распространились уже во второй половине XVII в. и во многом были обязаны философскому творчеству Дж. Локка. Социально-политическая концепция Дж. Локка содержится в «Двух трактатах о правлении» (1690). Опровергая утверждение о божественном праве короля на абсолютную власть, мыслитель разработал учение о конституционной парламентарной монархии. Свое представление о справедливом общественном устройстве он обосновывал посредством теории естественного права. Социальные порядки и гражданское законодательство должны опираться на «закон природы», согласно которому благо человека предполагает отсутствие страданий. Стремление к счастью есть основание всякой свободы, а потому права на достойную жизнь, свободу и собственность должны рассматриваться как неотъемлемые, естественные права человека. Защита этих прав, считает Дж. Локк, является важнейшей задачей государства. Именно для этого оно создается в процессе заключения между людьми «общественного договора». Согласно учению Дж. Локка, в отличие от абсолютистской концепции Т. Гоббса, правительству передается только некоторая часть «естественных прав» (отправление правосудия) ради эффективной защиты всех остальных (свободы слова, вероисповедания и, прежде всего, собственности). В модели общественного устройства Дж. Локка появляются первые черты правового государства. Он считал разумным отделение исполнительной власти (включая судебную) от законодательной и федеративной, выполняющей функцию внешних сношений, а также отстаивал приоритет закона над всеми ветвями государственной власти. При этом народ рассматривался Локком как безусловный суверен, имеющий право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Учение Дж. Локка оказало мощное влияние на политическую и философскую мысль Европы. Оно сыграло важную роль в становлении взглядов французских просветителей и материалистов XVIII в. Основные идеи и положения французского материализма XVIII в. Кульминацией просветительского движения по праву считается французская философия. Плеяда выдающихся мыслителей, в которой наряду с Вольтером и Ш. Л. Монтескьё почетное место занимают известные Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. О. де Ламетри, К. А. Гельвеций, а также П. А. Гольбах, произвела весьма эффективную идеологическую подготовку Великой французской революции. Под руководством известного французского философа Д. Дидро «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» (1751—1780) стала мощным рупором разрабатываемого просветителями мировоззрения. Она способствовала систематизации и распространению передовых научных знаний, побуждала осмысливать жизнь и действовать в ней руководствуясь философскими принципами. Отмечая, что роль просветителей, идеологов и интеллектуалов того времени выполняли именно философы, Вольтер писал: «Философия сделала столько чести Франции в Энциклопедии. <…> Никогда философия не причиняла вреда государству; фанатизм же, сопряженный с корпоративным духом, причинял ему неисчислимый вред во все вре-мена»36. Характерной особенностью французской философии этого периода стала ее направленность против метафизики XVII в. На смену спекулятивно-умозрительному теоретизированию приходит философия «здравого смысла», опирающаяся на достижения естественных наук, а также историю, психологию и педагогику. Особенностью французского Просвещения было бурное развитие материалистических учений, среди которых особое значение имел философский материализм Ж. О. де Ламетри, Д. Дидро, К. А. Гельвеция и П. А. Гольбаха. Термин «материализм» появился в философии с начала XVIII в., после того, как Г. Лейбниц и Дж. Беркли обозначили им концепции, утверждавшие объективное, вечное и независимое от человеческого сознания существование материи. Ж. О. де Ламетри был первым из философов, кто с гордостью назвал себя материалистом. Исходным пунктом французского материализма XVIII в. явилось представление о материи как единственной, самодостаточной, качественно разнородной субстанции, обладающей внутренней способностью к самодвижению, оно легло в основание материалистической концепции природы («Система природы» П. А. Гольбаха, «Философские основания материи и движения» Д. Дидро). Были выдвинуты решающие аргументы против креа- Вольтер Ф. М. Философские сочинения. М., 1988. С. 684—685. ционизма и телеологической трактовки устройства Вселенной. На прочном естественнонаучном фундаменте, включавшем в себя данные биологии, французские материалисты сформулировали принципиальное положение, согласно которому по мере усложнения материальных структур возникают все новые и новые качества. Такая концепция преодолевала механистический редукционизм Нового времени и давала возможность по-новому объяснить происхождение жизни, психики и человеческого рода. Они вплотную подошли к идее биологической эволюции, высказывая суждения о единых закономерностях возникновения и развития животного и растительного мира Земли, о постепенном усложнении форм организации живой природы. Размышляя над проблемой происхождения человека, философы-материалисты считали его высшим продуктом развития природы, а сознание рассматривали как свойство мозга, особым образом организованной материи. Высшие психические функции понимались как определенные модификации способности ощущения, которая в более примитивной форме присутствует у всех животных. Человеческое тело трактовали как самостоятельно заводящуюся машину, которая функционирует в соответствии с объективными закономерностями материального мира («Человек-машина» Ж. О. де Ламетри). Большое внимание французские философы уделяли проблеме человеческой деятельности и рассматривали ее под углом зрения свободы и необходимости. Для них было характерно отрицание свободы воли, что являлось логическим следствием универсального детерминизма и утверждения о материальности души. Ограниченность французского материализма заключалась в механическом истолковании причинно-следственных отношений действительности, что приводило к утверждению о несвободе человека, а именно, о строжайшей причинной обусловленности всех моментов человеческой жизни. Такой натуралистический детерминизм в объяснении человеческой жизни переносился и на представления об обществе, а также общественном прогрессе. В результате французские материалисты не смогли постичь подлинные законы общественной жизни, раскрыть движущие механизмы социального развития. Ограниченность французского материализма в вопросах философии истории, и в частности, фаталистическая концепция социальных изменений, последовательно преодолевалась в просветительских концепциях философии истории. Философия истории эпохи Просвещения и идея общественного прогресса. В философии Просвещения особую роль играли концепции исторического развития человечества. В соответствии с рационалистическими установками классической философии, разум, способный построить систему объективного, истинного знания о природе, обществе и человеке, является основанием духовной свободы человека. Он раскрывает глубинные законы общественной жизни, опираясь на которые, человек конструирует социальный мир на принципах справедливости, равенства и братства. Вера в существование субстанциальной основы универсума, в наличие вечных и неизменных оснований бытия привела философов Просвещения к утверждению сущностного единства законов природы, общества и его истории. Становление светской концепции истории в Новое время было связано с творчеством английских философов Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. С.-Д. Болингброка, Б. Спинозы, а также итальянского философа Дж. Вико. В учениях данных мыслителей социальный прогресс тесно сопрягается не только с развитием научного знания, но также с духовно-нравственным совершенствованием человека, с прогрессом морали и права, развитием гражданского общества, расцветом образования, воспитанием людей в духе уважения к законам государства, на принципах справедливости, гуманности, умеренности и трудолюбия. Важнейшей заслугой философии Просвещения можно считать преодоление средневекового провиденциализма в объяснениях общественного развития. В век Просвещения социально-исторические концепции ориентированы на рационализм натуралистического толка, согласно которому законы мышления раскрываются на основе познания законов природы. В философ-ско-исторических концепциях французского Просвещения была высказана идея «естественного порядка», который воспроизводится в развитии всех живых форм, включая человека, его сознание, деятельность и исторический опыт. В социальной сфере «естественные законы» проявляют себя как законы моральные. Человек — существо, созданное природой, а потому он подчиняется ее законам, подобно всем другим физическим телам, и его разум, позволяющий ему господствовать над стихийными природными силами, ограничен чувственностью, подвержен ошибкам и заблуждениям, источником которых в немалой степени являются человеческие аффекты. Природные слабости человека, его страсти порождают разнообразные конфликты меж- ду людьми, которые человек стремится разрешать при помощи силы. Так, согласно логике просветителей, стихийно формируются неразумные, несправедливые формы социальной жизни. Естественным стремлением человека является стремление к сохранению жизни, к счастью и миру. Реализовать его можно лишь на пути приведения принципов общественного устройства в соответствие с законами природы. История как наука призвана установить в многообразии исторических и этнографических фактов фундаментальные закономерности, которые можно будет рассматривать в качестве основы объяснения последовательности исторических событий и предвидения их последствий. Философия истории, выясняя эти разумные («естественные») основания социального порядка, определяет препятствия на пути к достижению «Царства Разума», в котором каждый человек может быть счастливым. Все многообразие исторических событий философы-просветители рассматривали с позиций движения общества от неразумного состояния к разумному. Девиз знаменитого представителя французского просвещения Вольтера — «Разум, Природа, Человечность» — можно считать краеугольным камнем просветительской философии истории. Французские мыслители стремились определить движущие силы истории, выявить скрытые пружины, действие которых производит смену исторических эпох, изменяет формы государственного устройства. Согласно Вольтеру, радикальное изменение форм государственной жизни происходит благодаря революции. Она позволяет ликвидировать сословные привилегии и восстановить «естественные права человека», обеспечить ему свободу и равенство. Мыслители Просвещения обратили внимание на такие факторы социально-исторического процесса, как природно-климатические условия, характер географической среды, специфика законодательства и сам «дух законов» (Монтескьё), а также идеология народа («мнения людей правят миром» — Вольтер), наука и просвещение, труд (особенно земледелие и торговля), свобода, предоставляемая обществом человеку и охраняемая законами. Однако основной движущей силой истории французские просветители считали идеи, которые формируются в процессе обобщения разумом исторического и духовного опыта человечества и которые, становясь убеждениями и принципами народов, подвигают их на радикальные социальные сдвиги. Конкретизация подобных представлений стала задачей ряда представителей французского Просвещения — Ж.-Ж. Руссо, А. Р. Тюрго, Ж. А. Кондорсе. Рассматривая историю как прогресс человеческого разума, пытаясь выявить внутреннюю логику, присущую истории, они создают учение о «лестнице прогресса». Ее ступени — это исторические эпохи, знаменующие собой этапы развития разума в процессе просвещения. Логика истории связана с последовательным раскрытием определенной, фундаментальной для человечества идеи. Согласно концепции Ж.-Ж. Руссо («Об общественном договоре»), такой идеей является свобода, которую он определяет как абсолютную, не отчуждаемую от личности ценность, неотъемлемое, естественное право человека. Прогресс свободы, как моральной, так и политической, выступает у Ж.-Ж. Руссо стержнем исторического развития человечества, той ключевой идеей, которая с необходимостью направляет ход истории. В Германии просветительская тенденция духовной жизни была представлена такими философами, учеными, поэтами и литераторами, как К. Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, И. Г. Гер-дер. Хотя термин «философия истории» вводится в научный оборот Вольтером, рассматривать ее как самостоятельную философскую дисциплину, изучающую общие проблемы истории, стал И. Г. Гердер. Центральной среди проблем философии истории он считал вопрос о закономерностях и движущих силах, единстве и многообразии форм исторического процесса. Преодолевая механистический детерминизм и ограниченность французского просветительского рационализма, немецкий мыслитель сформулировал идею органического развития мира, осуществляемого на разных уровнях единого мирового процесса. История природы, рассматриваемая им как последовательная эволюция форм неживой, а затем живой материи, плавно перетекала в концепцию истории, в учение о «прогрессе гуманности». История в целом рассматривалась им как процесс возвышения, роста и расцвета заложенных в бытии органических и духовных сил. Причем природные катаклизмы и социально-исторические бедствия расценивались И. Г. Гердером как хоть и прискорбные, но необходимые эпизоды исторического развития. Достижение гуманности и счастья мыслилось им в качестве конечной цели истории человечества. Таким образом, общественно-исторический прогресс в эпоху Просвещения рассматривался как прогресс разума и свободы. Убеждение в этом сочеталось с верой в особую миссию философа, который призван своей интеллектуальной деятельностью приблизить грядущее «Царство Разума» как конечную цель человечества. Date: 2016-11-17; view: 464; Нарушение авторских прав |