Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.2. Гуманизация философской мысли в эпоху Возрождения





Социокультурные основания и ценностные ориентации фи­лософии эпохи Ренессанса. Эпоха Ренессанса (XIV—XVI вв.) по­лучила свое название благодаря доминирующей в культуре этого времени тенденции к возрождению гениальных достижений гре­ко-римской культуры. Это был переломный момент в истории западной цивилизации, повлекший за собой ряд глубинных из­менений в социально-экономической, политической и духовной жизни европейских государств. Уже в XII—XIII вв. итальянские города-республики (Милан, Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза, Болонья и др.) стали экономическими и культурно-политически­ми центрами Европы. В них бурно развивались ремесленная и торговая экономика, банковское дело, шерстяные мануфактуры. Заметно усложнилась система разделения труда и основанная на ней социальная структура общества, что выразилось в разруше­нии цеховых корпоративных связей с их жесткой регламентаци­ей деятельности, в росте числа лиц «свободных профессий», в возрастании значения умственного труда.

Города-республики развивали коммунальную государствен­ность и вели активную борьбу с наследственной земельной арис-


тократией (нобилями). Прогрессивной социальной силой этого времени была торговая и промышленно-ремесленная верхушка, так называемые пополаны. Итальянские мыслители обращают­ся к политическим сочинениям античных авторов, для них ха­рактерен устойчивый интерес к полисной культуре древних гре­ков, к античному пониманию человека, этическим концепциям эллинов.

Возникновение творческой интеллигенции и индивидуализа­ция умственного труда, художественной деятельности, литератур­ного творчества привели к доминированию в культуре Возрожде­ния преимущественно светских ориентаций с ярко выраженным антиклерикализмом. На фоне упадка морально-политического ав­торитета папства возросла роль светской литературы и публичных дискуссий, возник культ образованности и индивидуального та­ланта. Фактор времени приобрел огромную роль в жизни челове­ка, научил ценить мимолетность земного существования и прино­симые им радости. Эти тенденции развития общественной и духов­ной жизни эпохи Ренессанса нашли свое отражение в гуманисти­ческих идеалах и ценностях европейской философии.

Особенности и основные этапы развития философской мыс­ли Возрождения. В истории философской мысли эпохи Возрож­дения обычно выделяют три периода, соответствующих домини­рованию определенного круга проблем в развитии философского дискурса того времени:

• период гражданского гуманизма, время становления и рас­цвета гуманистических идеалов в итальянской философии XIV—XV вв.;

• период флорентийского неоплатонизма (вторая половина XV в.), связанный с возрождением и реинтерпретацией философ­ского наследия Платона, сочинений римских неоплатоников;

натурфилософский период XVI в., подготовивший почву для расцвета классического естествознания.

Важнейшей особенностью философии первого исторического периода традиционно считается гуманистический антропоцен­тризм. Именно итальянский гуманизм XIV—XV вв. получил признание и широкое распространение в Европе и стал идеологи­ческой основой развития философской мысли Ренессанса. Су­ществующие в современной научно-исследовательской и спра-вочно-энциклопедической литературе подходы к определению сущности гуманизма отражают многоплановость его историче­ского содержания, а также неоднозначность данного понятия.


Слово «гуманизм» латинского происхождения (лат. huma-nus — человеческий, человечный). Сам термин «гуманизм» был введен немецким педагогом Ф. Нитхаммером, автором труда «Возрождение классической древности и первый век гуманиз­ма», лишь в начале XIX в. Итальянские гуманисты слово «humanitas» (человечность) заимствовали у Цицерона (I в. до н. э.), который подчеркивал, что понятие «человечность» как возрождение человека — важнейший результат развития древ­негреческой полисной культуры. Слово «человечность» неодно­кратно употреблялось Тертуллианом, Лактанцием (III—IV вв.), другими Отцами Церкви, писавшими на латинском языке.

В широком смысле слова под гуманизмом понимают «истори­чески изменяющуюся систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающую благо человека крите­рием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений меж­ду людьми»14. Гуманизм трактуют как нравственно-мировоззрен­ческий принцип, предполагающий любовь и уважение к человеку, веру в его безграничные возможности и способность к развитию, признание достоинства и свободы личности.


В более узком и конкретном значении гуманизм был миро­воззрением итальянских мыслителей XVI—XVI вв., идеологи­ческой основой развития всей ренессансной культуры. Его осо­бенностью является решительный разрыв с официальной цер-ковно-схоластической культурой, распространение знаний и но­вейших достижений науки, поиск новых форм образования, ос­нованных на углубленном изучении античной литературы и всей системы гуманитарных знаний (studia humanitatis). Как отмеча­ет Л. М. Брагина, «гуманисты XIV века начали с вызова схолас­тике, ее претендующему на универсальность формально-логи­ческому методу познания. Они поставили в центр всей системы образования и культуры по-новому понятые и осмысленные гу­манитарные знания, включавшие, согласно античной традиции, грамматику, риторику, филологию, поэтику, историю, педагоги­ку и в качестве общего стержня — моральную философию»15.

Келле В. Ж. Гуманизм // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 139.

Брагина Л. М. Гуманистическая мысль Италии XV века // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. С. 5.


Философская проблематика этого времени центрирована вокруг морально-антропологических, социально-политических и педа­гогических вопросов, имеет преимущественно практическую ориентацию.

Центром становления гуманистического мировоззрения в XIV в. была Флоренция. Идеалы гуманизма связаны с творче­ской деятельностью таких мыслителей, как Данте Алигьери, ав­тор знаменитой «Божественной комедии», философских и поли­тических сочинений «Пир», «О монархии»; Франческо Петрар­ка, выдающийся поэт и философ, автор философского диалога «Моя тайна» («О презрении к миру»), трактатов «О невежестве собственном и многих других», «О средствах против всякой фор­туны»; а также Коллючо Салютати, Леонардо Бруни, Леон Ба­тист Альберти, Лоренцо Валла и других итальянских мыслите­лей, поэтов, писателей.

Итальянские гуманисты подчеркивали важнейшую цен­ность человека, земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения. Руководящий идеал Возрождения — античный человек, опирающийся на свободный и благой разум. Средневековому образу смиренного христианского аскета было противопоставлено стремление светских интеллектуалов заново сформировать себя, свободно и по новому образцу. Однако, в от­личие от греко-римской культуры, речь шла не только о мораль­ном самоопределении, но и о конструировании всего окружаю­щего мира. Построить политическое и социальное бытие на осно­ве свободного разума — такова цель, достижению которой при­звана способствовать гуманистическая философия эпохи Воз­рождения. Осознанно артикулируя свои отличия от религии, фи­лософия начала понимать себя как всеохватывающую науку о тотальности сущего.

Для гражданского гуманизма эпохи Возрождения характе­рен повышенный интерес к этической и социально-политиче­ской проблематике. Мыслители Возрождения утверждают нрав­ственный идеал активной мирской жизни человека. Непрерыв­ное духовное совершенствование личности должно быть сопря­жено с ее активной гражданской деятельностью во благо общест­ва. В политических концепциях Возрождения обосновываются идеалы свободы, равенства и братства, которые во многом предопределили социальное развитие европейских народов, цен­ностные ориентации Просвещения и цели Великой французской революции.



В центре социально-этических концепций Ренессанса нахо­дились категории свободы и творчества, которые понимались как фундаментальные характеристики человеческого бытия. Критерий свободного критического разума был объявлен в эту эпоху основополагающим в познании мира. Ориентиры свобод­ного и творческого развития человеческой личности предполага­ли свободу от стереотипов, предрассудков и слепой веры в авто­ритеты. Свободный человек может признать истиной только то, в чем он искренне убежден. Критическая установка сознания предполагает максимальный простор для духовного творчества, веротерпимость, отсутствие религиозного догматизма.

Особую роль в гуманистической философии играло понятие человеческой деятельности. Представление о творческой деятель­ности как непременном атрибуте личности Ренессанса составляло важнейший аспект учения о свободной воле человека. В этой связи были переосмыслены античные и средневековые размышления о судьбе, произошло дальнейшее развитие диалектики случайного и необходимого, наряду с традиционным понятием фатум получило устойчивое употребление понятие фортуна.

В Западной Европе гуманистическое мировоззрение Ренес­санса формировалось благодаря творчеству выдающегося хрис­тианского гуманиста и просветителя Эразма Роттердамского, политического мыслителя и государственного деятеля Томаса Мора, французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня. В развитии гуманистического движения в Англии большую роль сыграл образовавшийся в Оксфордском университете кружок Джона Колета (около 1467—1519), на собраниях которого кри­тически обсуждались евангельские тексты. В этом кружке сло­жилась программа христианского гуманизма, рассчитанная на реформу католической церкви. Она оказала сильное влияние на мировоззрение выдающихся представителей английского гума­низма — Э. Роттердамского и Т. Мора. Давая критическое описа­ние различных проявлений «человеческой глупости», Э. Роттер­дамский отвергает схоластический догматизм и принцип при­оритета веры над разумом. Разум — важнейшая черта человека, которая определяет его судьбу. Начало и конец человеческой жизни — в Боге, но ее протекание в руках самого человека, зави­сит от его воли и целесообразности его действий. Истинная знат­ность человека определяется не рождением, а непрерывной борь­бой за моральное совершенствование. Гуманистическое мировоз­зрение Т. Мора, первого представителя утопического коммуниз-


ма в Европе, было обращено к анализу основ социальной жизни человека. В духе античной классики Т. Мор считает необходи­мым, чтобы государственное управление находилось в руках на­иболее образованных и морально совершенных людей. Высшей ценностью общественной жизни является предоставленная ин­дивиду возможность использовать досуг для интеллектуального и художественного развития своих творческих способностей. Ду­ховным наследником английских гуманистов был французский философ М. Монтень. В его творчестве с максимальной силой проявил себя индивидуализм эпохи Возрождения.


Во второй половине XV в. философская мысль Возрождения переживает период неоплатонизма. Наиболее значимую роль в развитии неоплатонических идей сыграл Георгий Гемист Пли-фон. После его смерти находившийся под сильным влиянием учения Плифона глава Флорентийской республики и ее круп­нейший меценат Козимо Медичи учредил в 1459 г. Платонов­скую академию, которая получила широкую поддержку со сто­роны флорентийских интеллектуалов — философов, писателей, художников, политиков. Главой флорентийской Академии стал Марсилио Фичино. Благодаря его усилиям были переведены на итальянский язык многие диалоги Платона и произведения ан­тичных неоплатоников — Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфи-рия, а также трактаты мифических Псевдо-Дионисия Ареопаги-та и Гермеса Трисмегиста. Платоновская академия объединила многих видных мыслителей того времени, таких как: Кристофо-ро Ландино, Джованни Пико делла Мирандола, Джованни Нези, Джироламо Бенивьени.

Особенностью философских учений флорентийского периода был культ разума и знания. Мощь пытливого человеческого ума, его способность познавать мир, рассматривалась как главная и наиболее ценная особенность человеческой природы. Благодаря наличию всепроникающего разума человек сближается с Богом, поскольку мысли человека подвластен весь земной мир, опира­ясь на силу своего ума, он может постигнуть основы как природ­ного, так и социального бытия.

Кульминацией неоплатонического этапа было творчество Джованни Пико делла Мирандолы и Николая Кузанского. В их учениях свобода мыслится в качестве субстанциального основа­ния человеческого бытия. В «Речи о достоинстве человека» Пико развивает идею об особом положении человека в мироздании, ко­торое заключается в возможности свободно определять свое мес-


то в космической иерархии, формируя собственную сущность посредством разума, сознательного выбора и активной творче­ской деятельности. Философия, полагал Пико делла Мирандола, указывает человеку путь к совершенству и увлекает его к возвы­шенным целям познания мира. Считая основной задачей и сущ­ностью философии познание истины и обнаружение ее перед другими и противопоставляя философию риторике, Пико отме­чает: «Нет образованного человека без осведомленности в изящ­ной словесности; но без посвященности в философию нет челове­ка. Разумение, едва лепечущее, может принести пользу, но нера­зумное красноречие, подобно мечу в руках безумца, не может не принести величайшего вреда»16. Поиск истины и понимание смысла вещей не позволяют философии прибегать к пышной словесной форме, которая лишь маскирует подлинную красоту внутренних оснований бытия.

В философии флорентийского неоплатонизма возрождается античная идея тождества макро- и микрокосма, которая в твор­честве Николая Кузанского приобретает принципиально новое звучание. Прежде всего, он предельно рационализирует понятие Бога, представляя его как «абсолютный максимум», принципи­ально непознаваемое бытие духовности, единственное описание которого может дать только математика. Отношения Бога с ми­ром есть математически определяемое отношение актуальной бесконечности божества и потенциальной бесконечности мира, составленного из бесчисленного множества конкретных единич­ных вещей и явлений. В отличие от Бога, потенциальная беско­нечность природы открыта научному познанию, так же как и сам человек. Человеческий микрокосм («малый мир») понимает­ся Николаем Кузанским как наиболее совершенное подобие Бога и природы. В контексте учения о тождестве микро- и макрокос­ма он приходит к обожествлению человека, называя его «очело­вечившимся Богом». На этом Николай Кузанский основывает свои рационалистические представления о бесконечной мощи человеческого разума, о способности ума к бесконечному углуб­лению познаний и уяснению целостности универсума, что наибо­лее адекватно выражается в философии.

Развитие натурфилософии в эпоху Возрождения было связа­но с творчеством знаменитого флорентийского математика Луки

16 Джованни Пико делла Мирандола. Джованни Пико делла Мирандола приветствует своего Эрмолао Барбаро // Сочинения итальянских гума­нистов эпохи Возрождения (XV век). С. 261.


Пачоли; величайшего художника и философа, инженера и есте­ствоиспытателя Леонардо да Винчи; знаменитого немецкого аст­ронома, математика и философа Иоганна Кеплера; немецкого врача и философа Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, творив­шего под псевдонимом Парацельс; итальянских философов и ученых Бернандино Телезио и Франческо Патрици; а также зна­менитых естествоиспытателей и натурфилософов итальянца Джордано Бруно и польского астронома Николая Коперника.

Важнейшей особенностью натурфилософского периода были пантеизм и организмическая трактовка природы, опирающая­ся на идею тождества микро- и макрокосма. Центральной проб­лемой философии данного периода была проблема отношения Бога и природы, причем все отчетливее провозглашался прин­цип рассмотрения природы исходя из ее собственных, естествен­ных начал.

В пантеистических представлениях философов Ренессанса Бог оказался деперсонализированным и понимался как перепол­ненное благом, переливающееся через край бытие, которое не может существовать и мыслиться без природы и тем более без че­ловека. Мировая душа (Anima), как последняя бестелесная ипо­стась, ближе всего к излучаемому ею телесно-земному миру. Причем понятие души акцентируется в большей мере, чем по­рождающий ее Бог (Dei). Главное внимание уделяется миру, объединяемому и просветляемому Душой.

Устройство природно-космического универсума мыслилось по аналогии с устройством человеческого тела. Основоположник немецкой натурфилософии Парацельс, опираясь на многовеко­вую практику алхимии, проводил прямые параллели между че­ловеческими органами и растениями, минералами, природными стихиями, небесными светилами. Например, дух человека упо­добляется ртути, тело — соли, душа — сере, сердце — Солнцу, мозг — Луне, почки — Юпитеру, печень — Сатурну и т. д. Прин­цип соответствия человека природе приводил немецкого врача к убеждению, что против любого заболевания лекарство можно найти в природе, а познание тайн природы возможно для челове­ческого ума в силу его полного соответствия ее законам.

В учениях натурфилософов эпохи Возрождения доминирова­ла качественная модель природы, согласно которой каждый класс предметов или явлений имеет свою первоприроду, или форму, которая и определяет способ их бытия. Максимальное сближение природы и Бога приводило к почти полному раство-100


рению божественного в земном, что способствовало утвержде­нию принципиально нового, по сравнению с креационистской доктриной, взгляда на проблему целесообразности природных явлений. Не божественный замысел и воля, а внутренняя форма вещей, восходящая к единой субстанции природного универсу­ма — Мировой душе, и определяет цель существования каждой вещи и космоса в целом. Выяснение этой цели применительно к каждому явлению, растениям, животным и человеку составляет главную задачу научного исследования.

Выдвинутое Леонардо да Винчи положение о наличии в при­роде естественной необходимости стало крупным шагом вперед на пути рационального постижения законов природы. Основопо­ложник экспериментального естествознания, Леонардо да Винчи гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом, без чего невозможно познание объективной истины, не зависящей от конкретных особенностей изучаемого предмета. Он разработал первые требования, предъявляемые к рациональ­ной организации научного опыта, и указал на определяющую роль теории в процессе осмысления результатов эксперимента. Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника в нарож­дающейся новой картине мира появляется идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. Объяснив смену дня и ночи фактом вращения Земли вокруг своей оси, Коперник впервые установил также, что Луна обращается вокруг Земли, а Земля, наряду с другими планета­ми, вращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. На этом основании Дж. Бруно выдвинул идею бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеп­лер пошел в этом вопросе еще дальше, установив математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планет­ной системы ассоциировалось с математической гармонией чи­сел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой ме­ханизм, который доступен научному познанию.

Натурфилософские, гносеологические и методологические изыскания мыслителей Возрождения послужили основанием для прогресса новоевропейской науки и дальнейшего развития философии. Ценностные ориентации ренессансной философии стали питательной почвой для формирования классических фи­лософских учений Нового времени.


РАЗДЕЛ 4. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА:







Date: 2016-11-17; view: 380; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию