Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параметры для экспертной оценки выступления





Выступление можно оценить и «извне». Экспертная оценка публичного выступления может быть проведена по следующей схеме:

1. Удачно ли выступление.

2. Есть ли драматизм в изложении.

3. Удачны ли примеры и иллюстрации.

4. Адекватна ли громкость.

5. Адекватен ли темп.

6. Адекватны ли язык и стиль выступления.

7. Удачно ли завершено выступление.

8. Уложился ли оратор в регламент.

9. Хорошо ли держался оратор.

10. Интересно ли выступление.

11. Оригинально ли оно.

12. Ясна ли основная мысль выступления.

13. Убедительно ли выступал оратор.

Удачным считается выступление, набравшее не мене двух третей возможных баллов (не менее 86 при 13 вопросах).

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

 

Аллегория – иносказательное выражение отвлеченного понятия.

Аллитерация – повтор в речи согласных звуков.

Амплификация – фигура речи, состоящая в соположении (накоплении) синонимов нарастанием экспрессивности, в использовании гиперболических сравнений.

Аналогия – сходство между предметами, прием убеждения, доказательства.

Анафора – фигура речи, повторение одного и того же слова в начале следующей синтагмы: пусть удалятся бесчестные. Пусть они отделятся от честных…

Антистрофа – фигура речи, повторение одного и того же слова в конце каждой фразы или синтагмы: вы действовали против себя, вызвав его в суд, вы действовали против закона, вызвав его в суд…

Антитеза – фигура речи, построенная на противопоставлении.

Антифразис – употребление слова в прямо противоположном значении.

Антономазия – описательное обозначение какого-либо лица, а также вообще замена имени собственного описательным выражением: «берег туманного Альбиона» вместо «Англия».

Ассонанс – повтор в речи гласных звуков.

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемых предметов или явлений.

Гипофора – вопрос к самому себе, где вопросительная форма соответствует вопросительной модальности.

Глоссема – вид тропа, заключающийся в употреблении редких слов (архаизмы, диалектизмы, неологизмы и под.).

Градация – употребление близких по смыслу слов с нарастанием значения: его осуждает весь город, вся страна, весь народ…

Инверсия – перестановка слов в предложении, несущая смысловой акцент.

Интеграция – объединение всех частей речи в целях достижения ее целостности.

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений, интенсивности голоса и его тона.

Ирония – стилистический прием (троп) контраста видимого и скрытого смысла высказывания.

Каламбур – игра слов, при которой на основании общности звучания возникает неожиданное сближение их смысла.

Когезия – особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить ее отдельные фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой.

Конвергенция – концентрация изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте текста.

Коррекция – фигура контраста, в которой автор перебивает сам себя, сначала отрицая то, что он сказал прежде, а затем утверждая сказанное, но с гораздо большей силой.

Литота – троп, заключающийся в преуменьшении: само государство уже стало тесным для него.

Метафора – перенос имени с одной реалии на другую (названия предмета, действия, качества) на основании замеченного между ними сходства.

Метонимия – перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности.

Обманутое ожидание – сцепление или градация с нарушением в конце.

Оксюморон – соединение в одно словосочетание слов с противоположным значением: слепящая тьма, живой труп.

Парентеза – вставка, разрывающая предложение.

Парцелляция – расчленение высказывания на два и более интонационно обособленных отрезка.

Пафос – страсть. Сострадание. В риторике учение о пафосе исследует эмоциональное воздействие речи.

Перифраза (перифразис) – описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова.

Плеоназм – накопление синонимичных средств выражения: масло масленое, вода мокрая.

Проспекция – один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления.

Ретроспекция – форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. Средство эмоциональной выразительности в ораторской речи.


Синекдоха (близка метонимии) – перенос имени с целого на его часть и наоборот.

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, явлений или состояний, имеющих общий признак.

Сцепление – повтор сходных элементов в сходных позициях.

Топ – общее место, рассуждение на общую тему, которое может быть использование в различных речах. Также – универсальное положение, не требующее доказательств.

Тропы – любые единицы языка, имеющие смещенное значение, то есть второй план, просвечивающий за буквальным значением.

Умолчание – фигура убавления – недоговаривание чего-либо.

Фигура речи – изменение формы выражения на уровне высказывания.

Фрейм – модели, трафареты, по которым распознаются знакомые образы.

Лингвистический фрейм – общая модель описания чего-либо. Аргументация с опорой на фрейм предполагает апелляцию к эмоциональной памяти, в которой хранятся образы различных социальных реалий.

Эвритмия – достижение гармоничного ритма речи (хороший синтаксис, уравновешенные, правильно организованные предложения).

Эвфония – благозвучие, достижение приятного звучания за счет правильного подбора и сочетания звуков.

Эллипсис – фигура убавления, состоящая в пропуске сказуемого (реже другого члена предложения), которое может быть восполнено без знания контекста. Эллипсисы делают речь динамичной, вследствие чего они часто используются в лозунгах.

Эпитеты – определения, характеризующие свойства.

Эпифора – фигура прибавления, состоящая в повторе слов в конце смежных отрезков речи: несут ему воду. Спасает его вода, сладка ему вода.

Этикет ораторской речи – специфические устойчивые единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддерживания общения в избранной тональности, передачи другой информации.

Этос – характер, обычай. В риторике учение об этосе занимается исследованием психологических особенностей аудитории, а также отображением характера говорящего.

 







Date: 2016-11-17; view: 303; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию