Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет точки безубыточности, точки ликвидности и точки нормальной рентабельности





Показатели себестоимости продукции, переменных и постоян­ных расходов используются при расчете плановой точки безубы­точности (ТБ) предприятия. Для расчета точки безубыточности производственного предприятия из всей номенклатуры продукции выбирается одно изделие в качестве представителя. По данным плановой калькуляции определяются: цена (без налогов с продаж), удельные переменные (нормированные) затраты (УП) и постоян­ные расходы по всему объему производства (ПСТ). По данным сметы затрат на производство определяются плановые амортиза­ционные отчисления в расчете на год (А). Исходя из стоимости собственного капитала и его нормативной рентабельности, рассчи­тывается нормативная прибыль (Пн).

ТБ = ПСТ / (Цена - УП).

Точка безубыточности означает, при каком объеме производ­ства предприятие будет работать без убытков. При большой номен­клатуре производимой продукции выполняется перерасчет производ­ственной программы на выбранного представителя продукции. Сравнивается количество продукции в точке безубыточности и количество плановой продукции, пересчитанной на представителя.

Поскольку даже при нулевой прибыли предприятие должно выплачивать некоторые налоги из прибыли (например, налог на недвижимость), то целесообразно рассчитывать точку нормальной рентабельности (ТНР). Ее плановая величина является более предпочтительной для выводов об эффективности планов.

ТНР = (ПСТ + Пн) / (Цена - УП).

Если предприятие намерено рассчитать нижний предел производственной программы и цены продукции и объема продаж, то рассчитывается точка ликвидности (ТЛ), при которой выводятся из расчета амортизационные отчисления, исходя из понимания возможности отсрочки простого воспроизводства основного капитала.

ТЛ = (ПСТ - А) / (Цена - УП).

Пример расчета: определить плановую точку безубыточности предприятия, точку ликвидности и точку нормальной рентабельно­сти, штук. Исходные данные, в млн руб.: выручка от реализации продукции - 2000, себестоимость продукции - 1800, плановые налоги из прибыли (Пн) - 40, постоянные расходы - 1000, в т.ч. амортизация - 160. Удельные переменные расходы на представи­теля продукции - 15 и цена одного изделия - представителя про­дукции - 20 тыс. руб.

ТБ = 1000000 / (20 - 15) = 200000.

ТЛ = (1000000 - 160000) / (20 - 15) = 168000.

ТНР = (1000000 + 40000) / (20 - 15) = 208000.

Тема 10. Планирование финансов

План:

1. Система планирования финансов предприятия.

2.Планирование доходов.

3.Планирование текущих расходов и прибыли.

4.Планирование имущества.

5.Бюджет предприятия.

6.Планирование дивидендов.

Ключевые понятия

Система планирования. Планирование доходов от видов дея­тельности предприятия и от управления капиталом. Планирование прибыли: валовая, балансовая, чистая, капитализированная. Доходная и расходная часть бюджета. Имущество. Капитальная и текущая стоимость.

 

1.Система планирования финансов предприятия

Финансы предприятия - это капитальная (активы, пассивы) и текущая (доход, себестоимость, прибыль) стоимость на конкрет­ную дату. Финансы предприятия характеризуются размером, струк­турой и динамикой текущей и капитальной стоимости.

Состав текущей стоимости:

цена продукции, выручка от реализации продукции,

текущие расходы: себестоимость,

прибыль,

объем продаж, текущие доходы, оборот;

налоги.

Состав капитальной стоимости (активы и пассивы):

Активы (имущество):

• недвижимость

- основные средства (здания, сооружения, передаточные уст­ройства, машины и оборудование, инструмент),

- нематериальные активы,

- долгосрочные финансовые вложения;

• оборотный капитал (запасы сырья и материалов, готовой про­дукции, незавершенное производство, дебиторская задолженность, денежные средства).

Пассивы (источники покрытия):

•собственный капитал (уставный капитал, добавочный капи­тал, нераспределенная прибыль),

•заемный капитан (долгосрочная и краткосрочная задолженность).

Инвестиции - это вложения в активы, то есть капитальные рас­ходы. Поступление капитальной стоимости (новая эмиссия акций или вклады в уставный капитал) - это капитальные доходы.

Система планирования как понятие - это формирование консо­лидированной и детализированной во времени и пространстве капитальной и текущей стоимости субъекта хозяйствования с целью повышения его экономической эффективности.

Система планирования как процесс включает:

1) планирование текущих доходов, расходов, прибыли,

2) планирование имущества (активы и пассивы баланса предприятия), капитальных доходов и расходов,

3) плановый бюджет предприятия (движение капитальной и текущей стоимости),

4) кредитный план (поступление денежных средств и обслуживание кредита),

5) кассовый план (приход и расход наличности за месяц),

6) движение текущей и капитальной стоимости - поток наличности по видам деятельности (Cash flow).

 

Планирование доходов предприятия

Доход предприятия (объем продаж, оборот) включает: выручку от реализации продукции, работ и услуг, а также доходы от управления капиталом (от инвестиционной и финансовой деятельности).

Модель планирования доходов.

1. Выручка от реализации: продукции, работ, услуг;

2. Доход с капитала:

- от долгосрочных инвестиционных вложений;

- от краткосрочных финансовых вложений;

3. Доход от внереализационных операций. Итого доходы.

Планирование выручки от реализации продукции является составной частью планирования доходов предприятия. Выручка от реализации продукции в бухгалтерском учете предпри­ятия имеет второе название - доход от видов деятельности.

Доход предприятия = Доход от видов деятельности + Доход от управления капиталом.

Применительно к малому предприятию его доход и выручка от реализации продукции могут быть равными. У крупного предприятия, как правило, есть еще доходы от инвестиционной (сдача имущества в аренду, вклад в уставный капитал созданного предприятия и др.) и финансовой (проценты по де­позитам, курсовая разница от продажи и покупки валюты и др.) деятельности.

Пример планирования дохода крупного предприятия в млн руб.:

1) доходы от видов деятельности, всего 2500, в том числе:

1.1)выручка от реализации автомобилей - 2000,

1.2)выручка от реализации запасных частей — 20,

1.3)доходы от сервисного обслуживания автомобилей — 100,

1.4)доходы от транспортных услуг на сторону — 50,

1.5)доходы от ремонтных работ на сторону — 150,

1.6)доходы от фирменной торговли80,

1.7) роялти от реализации объектов промышленной собственности - 70,

1.8)доходы от реализации услуг отдела главного конструктора - 30;

2) доходы от управления капиталом, всего 400, в том числе:

2.1) доходы от вклада в уставный капитал совместного предприятия- 35,

2.2) доходы от вклада в уставный капитал коммерческого банка45,

2.3)доходы от дочернего предприятия «Лизинговая компания»120,

2.4)доходы от передачи в аренду временно неиспользуемых основных средств - 110,

2.5) положительная курсовая разница от реализации ва­лютных средств-10,

2.6) доходы от ценных бумаг80,

ИТОГО: плановый годовой доход предприятия — 2900 млн руб.

Планирование текущих расходов и прибыли

Планирование финансов предполагает расчет всех текущих затрат, которые будут на предприятии при осуществлении производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности. Планирование капитальных доходов и расходов касается не только планируемых к поступлению инвестиций и вложений в акти­вы, но и текущих расходов некапитального характера.

Модель планирования расходов:

текущие расходы, связанные с выпуском продукции, вы­полнением работ и услуг на сторону;

текущие расходы, связанные с управлением капиталом;

внереализационные расходы.

Итого расходы.

Превышение текущих доходов над текущими расходами свиде­тельствует о прибыльной работе, превышение текущих расходов над текущими доходами - об убыточности субъекта хозяйствования.

Модель планирования прибыли:

валовая прибыль (убыток) от основной деятельности;

валовая прибыль (убыток) от управления капиталом;

прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Итого балансовая прибыль (убыток)

Текущие расходы от видов деятельности - это себестоимость продукции, работ, услуг.

Текущие расходы от операций с капиталом включают организационные расходы на учреждение предприятий; эксплуатационные расходы по объектам основных средств, переданных в аренду; отрицательную курсовую разницу от финансовых операций с валютой и т.д.

Валовая прибыль от видов деятельности = Доходы от видов деятельности - Себестоимость продукции, работ, услуг - Налоги с продаж.

Валовая прибыль от управления капиталом = Доходы от управ­ления капиталом - Текущие расходы на управление капиталом.

Прибыль от внереализационных операций = Штрафы получен­ные - Штрафы уплаченные.

Балансовая прибыль предприятия = Валовая прибыль от видов деятельности + Валовая прибыль от управления капиталом + При­быль от внереализационных операций.

Чистая прибыль = Балансовая прибыль - Налоги из прибыли

Капитализированная прибыль-это часть чистой прибыли (фонд накопления), использованная для расширенного воспроизводства активов предприятия.

Пример расчета текущих доходов, расходов и прибыли.

Исходные данные в тыс. руб.: выручка от реализации про­дукции - 4000, себестоимость продукции - 3800, арендный доход- 110, эксплуатационные издержки по имуществу переданному в аренду -30, дивиденды от долгосрочных финансовых вложений - 50, штрафы уплаченные20.

Доходы предприятия - 4000 +110 + 50 = 4160.

Расходы предприятия - 3800 + 30 +20 =3850.

Прибыль - 4160 - 3850 = 310.

Прибыль - (4000- 3800) + (110 - 30) + 50 - 20 = 310.

Планирование имущества

Планирование капитальных доходов и расходов предполагает четкое понимание инвестиционных проектов, которые будут осуществляться в плановом году, и источников их финансирования. Кроме того, на предприятии в рамках простого воспроизводства основных средств и нематериальных активов выполняются технические проекты по обновлению. Перечисленные и подобные работы нуждаются в планировании капитальных доходов и расходов.

Модель планирования капитальных доходов и расходов.

Капитальные доходы

Новая эмиссия акций

Капитализированная прибыль (фонд накопления)

Амортизационный фонд

Выручка от реализации излишнего имущества

Кредиты банков

Имущество, полученное по лизингу

Имущество, полученное в аренду

Объекты промышленной собственности, полученные по лицензионному соглашению.

Капитальные расходы

Вложения в основные средства

Вложения в нематериальные активы

Вложения в уставные фонды создаваемых субъектов хо­зяйствования

Прирост оборотных средств

Пример планирования имущества представлен в табл. 3. В ней в графе инвестиции указаны источники финансирования: амортизационный фонд (А), фонд накопления (ФН), кредиты банков (КР).

Более полным планирование имущества будет в том случае, если капитальные доходы и расходы представить при большей сте­пени детализации активов и пассивов планового баланса предприятия. Плановый баланс предприятия в укрупненном или детализированном варианте является образом для планирования имуществ на год.

Пример теста расчета стоимости имущества (активов) и источников финансирования (пассивов).

Таблица – 3 Планирование изменения стоимости имущества на год

АКТИВЫ млн руб. Базовый год Инвестиции Плановый год
1. Внеоборотные активы      
Основные средства   462 (А) 80 (КР) 56 (ФН)  
Нематериальные активы   92 (ФН)  
2. Оборотные средства   100 (ФН)  
ИТОГО АКТИВЫ      

Исходные данные в млн руб.: основной капитал - 600, обо­ротный500, добавочный капитал - 300, собственный капитал — 800, нераспределенная прибыль - 50, кредиторская задолженность - 300, уставный капитал — 400.

Имущество предприятия = 600 + 500 = 1100.

Пассивы =800 +300 =1100.

Бюджет предприятия

Плановый бюджет предприятия представляет собой поступле­ния и использование капитальной и текущей стоимости. Он состо­ит из доходной и расходной части.

Модель планового бюджета.

Приток (поступление), доходы

Доходы текущие

Доходы капитальные

Отток (использование), расходы

Расходы текущие

Расходы капитальные.

В доходной части планируются текущие доходы, описанные в втором разделе настоящей темы, и доходы капитальные как вло­жения в активы из внешних источников (новая эмиссия акций, по­лученные кредиты, имущество, принятое в лизинг или в аренду и прочее).

В расходной части бюджета указываются текущие расходы по видам деятельности (себестоимость без амортизации) и издержки на управление капиталом, а также вложения в активы своего пред­приятия по всем источникам финансирования, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения на сторону; возврат кредита и финансовых издержек, налоги и прочее.

Пример расчета доходов и расходов бюд­жета предприятия.

Исходные данные в млн руб.: выручка от реализации про­дукции5000, себестоимость продукции без амортизации — 4300, вложения в активы — 850, арендный доход - 180, эксплуа­тационные издержки по имуществу, переданному в аренду — 90, дивиденды от долгосрочных финансовых вложений - 170, штрафы уплаченные - 30, кредит полученный350, кредит выплаченный — 250, налоги — 180.

Доходы бюджета - 5000 + 180 + 170 + 350 = 5700.

Расходы бюджета - 4300 +850 + 90 +250 +180 + 30 = 5700.

Планирование дивидендов

Дивиденды представляют собой доход с капитала и выплачи­ваются из чистой прибыли собственникам предприятия. Оптималь­ное соотношение распределения чистой прибыли - 50% в фонд накопления, то есть капитализация прибыли, и 50% в фонд потребления, который распределяется в соответствии с уставом субъекта хозяйствования. В составе фонда потребления находятся средства на премирование персонала и дивиденды. Чем меньше дивидендов выплачивает предприятие, тем меньше его инвестиционная привле­кательность и финансовые ресурсы для развития. Предприятие с низким уровнем дивидендов в рыночной экономике становится не конкурентоспособным.

Тема 11. Планирование работы основных и вспомогательных цехов

План:

1. Этапы внутрифирменного планирования и система плановых технико-экономических показателей.

2.Плановые показатели основных и вспомогательных цехов.

3.Расчет внутрифирменных цен.

Ключевые понятия

Цеха основного производства. Вспомогательные цеха (ремонт­ный, транспортный, энергетический, инструментальный). Утверж­даемые, расчетные иоценочные показатели. Внутрифирменная цена на работы и услуги. Производственная программа основных и вспомогательных цехов. Планирование работы внутрифирменных подразделений в условиях коллективного и арендного подряда.

 

Этапы внутрифирменного планирования и система плановых технико-экономических показателей

Особенности внутрифирменного планирования можно предста­вить тремя вариантами:

первый - экономическая служба предприятия выдает задание цехам по всем основным показателям (централизованная система);

второй - цеха предприятия формируют портфель заказов и рас­считывают все показатели самостоятельно (децентрализованная система);

третий - смешанный вариант.

На средних и крупных предприятиях, имеющих в своем соста­ве несколько производственных и функциональных подразделений, существует система централизованного внутрифирменного плани­рования. Все показатели делятся на три большие группы:

- утверждаемые, те которые доводятся в виде директивного планового задания цехам;

- расчетные, те которые рассчитываются в цехах исходя из Директивных заданий;

оценочные, те из числа утверждаемых и расчетных, которые используются для оценки результатов деятельности подразделе­ния и премирования (депремирования) персонала.

Этапы внутрифирменного планирования.

1. Доведение производственной программы до основных це, хов, исходя из техэкономплана предприятия, обратно ходу технодо. гического процесса.

2. Расчет производственной программы вспомогательных цехов для обеспечения работы основных цехов.

3. Разработка и уточнение норм и нормативов.

4. Обоснование производственной программы производствен, ными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами.

5. Разработка плана инноваций для повышения экономичес­кой эффективности работы подразделений.

6. Формирование техэкономпланов основных и вспомогатель­ных цехов.

7. Защита техэкономпланов цехов перед администрацией пред­приятия.

8. Корректировка производственной программы цехов с уче­том рыночной ситуации.

Плановые показатели основных и вспомогательных цехов

Исходя из специфики производства на каждом предприятии разрабатывается своя система внутрифирменного планирования и плановых показателей. Один из возможных вариантов приводится ниже.

Утверждаемые плановые показатели основных цехов:

- товарная продукция в натуральном измерении по номенклатуре и в стоимостном выражении по себестоимости или по цене;

- фонд заработной платы;

- норматив оборотных средств.

Расчетные плановые показатели: численность работников, се­бестоимость продукции, прирост производительности труда, сни­жение себестоимости продукции.

Оценочные показатели для премирования руководителей и спе­циалистов основных цехов:

1. выполнение производственной программы по номенклату­ре и ассортименту;

2. себестоимость продукции (работ, услуг),

3. прирост производительности труда.

Основное условие для выплаты премии - отсутствие брака по вине работников цеха.

Утверждаемые плановые показатели для вспомогательных цехов:

-фонд заработной платы;

- себестоимость работ и услуг;

- норматив оборотных средств.

Расчетные плановые показатели: производственная програм­ма численность персонала, прирост производительности труда и снижение себестоимости продукции.

Основная номенклатура производственной программы ремонт­ного цеха:

- ремонт технологического оборудования цехов предприятия,

- обслуживание межцехового технологического оборудования,

- монтаж технических средств,

- изготовление запчастей.

Основная номенклатура производственной программы энергетического цеха:

- ремонт энергетического оборудования предприятия,

- обслуживание межцеховых энергетических сетей,

- монтаж энергетического оборудования,

- изготовление запчастей для ремонта энергетического обору­дования.

Основная номенклатура производственной программы транс­портного цеха:

- погрузочно-разгрузочные работы,

- ремонт транспортных средств,

- техническое обслуживание транспортных средств.

Основная номенклатура производственной программы инструментального цеха:

- изготовление инструмента,

- ремонт инструмента,

- складирование инструмента.

Оценочные показатели для премирования руководителей и специалистов вспомогательных цехов:

1)выполнение производственной программы,

2)выполнение плана по себестоимости продукции, работ и ус, луг цеха.

Основное условие выплаты премии - отсутствие простоев на предприятии по вине цеха.

Расчет плановых экономических показателей (производствен­ная программа, трудоемкость, численность рабочих, расценка, за­работная плата, себестоимость продукции) для основных и вспомогательных цехов проводится по методике представленной выше.

Пример расчета трудоемкости ремонтных работ, числен­ности ремонтных рабочих и тарифной заработной платы. Исходные данные: количество станков для ремонта —17, ремонтная сложность одного станка - 25 единиц; количество ремонтов за год - 1 сред­ний и 3 малых; норма времени на единицу ремонтной сложно­сти 12 н-часов на средний и 5на малый ремонт, часовая тарифная ставка рабочего ремонтника 1780 руб., плановый годовой фонд рабочего времени 1840 часов;

трудоемкость ремонтных работ17x25x12+17x25x3x5 = 11475 н-час;

численность ремонтников(17x25x3x5+17x25x12): 1840 = 6 чел.;

тарифная заработная плата (17x25x3x+17x25x12) х 1780 = 220425 тыс. руб.

Пример расчета трудоемкости ремонта и обслуживания тепловых, газовых и электрических сетей в энергетическом цехе, численности персонала и тарифной заработной платы. Исходные данные: ремонтная сложность энергетических сетей 45 тысяч н-час, норма времени на обслуживание 0,5 н-часа, на текущий ремонт 5; часовая тарифная ставка 1590 руб.; годовой фонд рабочего времени 1690 часов;

трудоемкость обслуживания и ремонта 45000*5+4500080,5=247500 н-час;

численность персонала - (45000*5+45000*0,5): 1690=146 чел.:

тарифная заработная плата - (45000*5+45000*0,5)*1590=393525 тыс.руб.

Пример расчета расценки на изготовление инструмента, трудоемкости производственной программы, численности рабочих и тарифной заработной платы. Исходные данные:

Норма времени на изготовление резца 0,2 н-ч, сверла -10 мин., фрезы -0,5 н-ч; годовая производственная программа — по 25 000 штук, годовой фонд рабочего времени 1830 часов, часо­вая тарифная ставка 1450 руб.;

Трудоемкостъ производственной программы:(0 2+0,17+0,5) * 25000=21750 н-час;

расценки на инструмент 0,2x1450=290; 10:60 xl450-246; 0,5x1450=725;

тарифная заработная плата на годовую производственную программу - (0,2+0,17+0,5) х 25000 х 1450 =31537 тыс. руб.;

численность рабочих инструментальщиков (0,2+0,17+0,5)*25000:1830=12 ч

Date: 2016-11-17; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию