Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Показатели и причины неплатежеспособности предприятия
В экономике предприятия существуют две модели деятельности: первая - ориентированная на успех, вторая - на банкротство. В первом случае логика функционирования состоит в следующем: увеличение объема продаж востребованной продукции, прибыли, стоимости собственного капитала и далее эта же цепочка событий повторяется в увеличивающихся масштабах. Вторая модель - уменьшение объема продаж неконкурентоспособной продукции, прибыли и; стоимости собственного капитала. Для поддержания неконкурентоспособного предприятия требуются внешние заимствования финансовых ресурсов. Заемные средства превышают размер собственных средств, что находит отражение в балансе предприятия. Предприятие становится неплатежеспособным. Уменьшается возможность получения новых кредитов, но увеличивается давление кредиторов с требованием оплатить просроченную кредиторскую задолженность. Возникает необходимость санации, то есть финансового оздоровления предприятия. Санация осуществляется высшим управленческим персоналом предприятия. При хронической неплатежеспособности по инициативе кредиторов или собственников по суду назначается процедура санации и внешний антикризисный управляющий. Если платежеспособность не восстановлена, то оформляется процедура банкротства. Основные способы санации. 1 Собственными силами при наличии защитного периода. 2.Передача имущества в доверительное управление. 3.Привлечение антикризисных управляющих. 4.Привлечение стратегического инвестора. 5.Мировое соглашение. Для количественной оценки платежеспособности или неплатежеспособности предприятия необходимо по данным баланса предприятия рассчитать финансовые коэффициенты. Основные показатели неплатежеспособности: К1 -текущая ликвидности ниже 1,7; К2 - обеспеченность собственными оборотными средствами ниже 0,3; КЗ - обеспеченность финансовых обязательств активами более 0,85; К4 - абсолютная ликвидность менее 0,08. Расчет основных показателей платежеспособности представлен на следующем примере: совокупные активы предприятия 600 млн руб., в том числе 200 - недвижимость и 400 — оборотные средства (из них денежные средства 6); пассивы 600 млн руб., в том числе собственные средства 250 и заемные 450 (их них краткосрочная задолженность 300). К1. Текущая ликвидность = Оборотные средства / Краткосрочная задолженность = 400 / 300 = 1,33 (нормативное значение 1,7); К2. Обеспеченность оборотного капитала собственными средствами = (Собственный капитал - Основные средства) / Оборотные средства = (250 - 200) / 400 = 0,12 (нормативное значение 0,3). КЗ. Обеспеченность финансовых обязательств активами = (Заемные средства /Активы) = 450 / 600 = 0,75 (нормативное значение 0,85). К4. Абсолютная ликвидность = Денежные средства /Краткосрочная задолженность = 6 / 300 = 0,02 (нормативное значение 0,08). Из приведенного расчета следует, что предприятие неплатежеспособно, а именно: заемные средства превышают собственный капитал, оборотных средств недостаточно для выполнения в срок финансовых обязательств, оборотный капитал на 88% обеспечен за счет кредиторской задолженности. Абсолютная ликвидность также свидетельствует о неплатежеспособности. Вывод - необходимо составить бизнес-план санации предприятия. В реальной практике может быть такая ситуация, когда при аналогичных показателях неплатежеспособности угрозы банкротства не существует- например, это сезонные запасы оборотного капитала. Низкий уровень абсолютной ликвидности - явление разовое, а не хроническое. С другой стороны, у предприятия могут быть показатели платежеспособности лучше нормативных, но оно является потенциальным банкротом (например, переоцененные в бухгалтерском учете основные средства, являющиеся материальным воплощением собственного капитала, имеют рыночную стоимость в два раза ниже). Бизнес-план санации предприятия Цель бизнес-плана санации предприятия - обосновать возможность восстановления платежеспособности. Критерий оценки экономической эффективности - повышение рентабельности собственного капитала за период санации до среднеотраслевого значения. Основные задачи бизнес-плана санации: •оплатить счета кредиторов, •восстановить платежеспособность, •наладить производство и сбыт новой продукции, •сохранить рабочие места, •повысить экономическую эффективность предприятия. Бизнес-план санации предприятия по своему содержанию отличается от бизнес-плана предприятия тем, что в нем дополнительно должны быть представлены разделы, посвященные анализу финансового состояния, концепции финансового оздоровления и возврату долгов. Состав бизнес-плана санации предприятия: Титульный лист., Резюме., Описание бизнеса 1.Характеристика предприятия и 2.Анализ финансового состояния 3.Концепция санации 4.Рынок и конкуренция 5.План маркетинга 6.План производства 7.Погашение долговых обязательств и восстановление платежеспособности 8. Финансовый план Анализ финансового состояния проводится по четырем направлениям: исследование структуры и динамики активов и пассивов предприятия, себестоимость продукции и доходов, платежеспособности, экономической эффективности. Исходя из анализа, выполняются расчеты аналогичных плановых показателей, представленных в финансовом и других разделах бизнес-плана санации. Основные пути санации: • технические (создание конкурентоспособной продукции и техническое перевооружение производства); • организационные (реструктуризация предприятия, выделение самостоятельных структурных подразделений, замена высшего управленческого персонала, сокращение численности персонала и др. • экономические (замена долгов на акции, уступка требований Пример. Исходные данные: выручка от реализации продукции -1.8 млрд.ру., прибыль 12%, стоимость оборотного капитала -600 млн.руб., краткосрочная задолженность – 500, денежные средства -60, заемные – 600, собственные – 800; рентабельность собственного капитала - (1800 х 0,12)/800*100 = 27% рентабельность активов - (1800 х 0,12) /800 +600) *100=15,4%; рентабельность основного капитала - (1800 х 0,12) /800*100=27%; рентабельность оборотного капитала - (1800 х 0,12) /600x100 = 36%; рентабельность продукции — 1800 х 0,12 / 1800 х (1—0,12)х100 = 22%; деловая активность — 1800 / 1400 = 1,28; оборачиваемость оборотного капитала — 1800 / 600 = 3. Пример расчета показателей платежеспособности по бизнес-плану санации. Исходные данные в млн руб.: активы — 1500, стоимость оборотного капитала- 600, в том числе денежные средства — 50, краткосрочная задолженность предприятия - 500, заемные средства - 800. общая ликвидность - 600 / 800= 0,75; текущая ликвидность - 600 / 500 = 1,2; абсолютная ликвидность — 50 / 500 = 0,1; обеспеченность оборотного капитала собственными средствами - (700 - 900) / 600 = -0,33; обеспеченность финансовых обязательств активами — 800/1500 =0,53. Тема 16. Стратегический план развития предприятия План: 1. Цель, задачи и разделы стратегического плана развития предприятия. 2. Оценка и планирование роста стоимости предприятия. Ключевые понятия Стратегия. Стратегический план. Внешняя и внутренняя диагностика. Альтернативные варианты развития. Финансирование развития. Методы оценки стоимости предприятия. Планирование роста стоимости компании. 1. Цель, задачи и содержание стратегического плана развития предприятия Стратегия - это образ будущего предприятия. Стратегическое планирование содержит перечень стратегически важных инвестиционных проектов, сроков их осуществления и исполнителей, а также количественную характеристику затрат и результатов. Цель стратегического планирования - создание и реформирование бизнеса и продукта компании, направленное на успешное ее развитие и достижение поставленных задач. Основные задачи стратегического планирования: •выполнить внутреннюю (анализ финансового состояния) и внешнюю (исследование влияния внешней среды) диагностику; •осмыслить различные альтернативные варианты развития предприятия; •сделать технико-экономическое обоснование базового варианта; •разработать долгосрочный план финансирования; •измерить рост стоимости компании за счет инновационных и инвестиционных проектов как критерий оценки экономической эффективности стратегического плана развития предприятия. Стратегическое планирование является первым системообразующим плановым документом. Стратегический план составляется на 3-5 или более лет. Корректируется по мере изменения рыночной ситуации и необходимости принятия стратегических новаций. Из стратегического плана вытекают новые инновационные и инвестиционные проекты, которые обеспечивают решение технических и управленческих стратегических задач. Место стратегического плана в системе планирования, последовательность планирования и критерии оценки экономической эффективности основных форм планов можно представить следующим образом (рис. 1, тема 1.). 0.Стратегия развития предприятия. 1.Стратегический план на несколько лет (критерий оценки экономической эффективности - рост стоимости предприятия). 2.Долгосрочный план развития предприятия (критерий оценки экономической эффективности - рост стоимости). 3.Бизнес-планы инвестиционных проектов (критерий оценки экономической эффективности — срок окупаемости инвестиций). 4. Годовой бизнес-план развития предприятия (критерий оценки экономической эффективности - рентабельность собственного капитала). 5. Годовой техэкономплан предприятия с поквартальной разбивкой (критерий оценки экономической эффективности - рентабельность продукции). Содержание стратегического плана развития предприятия. 1. Стратегический план маркетинга. Конкуренты. 2. Стратегические инновации. 3. Финансовый план: •Стратегический план финансирования инвестиций. •Проект баланса предприятия (стоимость имущества). •Проект объема продаж (дохода) и прибыли. •Показатели экономической эффективности. Оценка и планирование роста стоимости предприятия Оценка стоимости предприятия нужна как исходная позиция для планирования ее роста в долгосрочном периоде, а также для продажи. В теории и на практике имеются три подхода к оценке стоимости - затратный, сравнительный и доходный. В пределах каждого подхода имеется несколько методов оценки стоимости. Сравнительный подход применяется тогда, когда есть примеры продажи аналогичных субъектов хозяйствования. Он применяется редко, так как абсолютно одинаковых компаний не существует. Затратный - применяется часто, так как оценка стоимости осуществляется по данным бухгалтерского учета. Экономический смысл затратного подхода состоит в том, чтобы рассчитать стоимость капитальных затрат по данным баланса предприятия в настоящее время. Экономический смысл сравнительного подхода состоит в том, чтобы сравнить капитальные затраты на приобретение аналогичного объекта. Экономический смысл доходного подхода состоит в том, что оценивается и сравнивается доходность предприятий в данной рыночной нише, влияющая на увеличение (снижение) рыночной стоимости. Этапы планирования роста стоимости предприятия. 1. Анализ уровня, структуры и динамики недвижимости за ретроспективу. 2. Анализ уровня, структуры и динамики оборотного капитала за ретроспективу. 3. Осмысление стратегических тенденций изменения структуры активов. 4. Формирование финансовой стратегии. 5. Планирование уровня и структуры пассивов.
Пример оценки стоимости предприятия затратным и доходным способами. Исходные данные из баланса предприятия по состоянию на конец года: совокупные активы 800 млн руб, собственный капитал 400 млн руб., в том числе 20 - прибыль после налога (чистая прибыль). Стоимость предприятия, определяемая затратным методом, это чистые активы предприятия, приобретенные за счет собственных средств, то есть 400 млн руб. Для расчета стоимости доходным способом необходимо рассчитать доходность предприятия и кратное стоимости (щи мультипликатор стоимости). Доходность (эффективность) предприятия — Чистая прибыль / Собственный капитал х 100 =20: 400 х 100 = 5%. Кратное стоимости = Доходность предприятия: Среднеотраслевая доходность. Вариант первый - среднеотраслевая доходность за предплановый год 10%. Кратное стоимости — 5: 10 = 0,5. Рыночная стоимость предприятия = Собственный капитал * кратное стоимости — 400 * 0,5 = 200 млн руб. Вариант второй - среднеотраслевая доходность за предплановый год 4%. Кратное стоимости -5:4 = 1,25. Рыночная стоимость предприятия — 400 * 1,25 = 500 млн руб. Для оценки рыночной стоимости предприятия целесообразно определить ее исходя из трех представленных подходов. Эту информацию можно также использовать при проведении переговоров о покупке или продаже субъекта хозяйствования. Планирование роста стоимости предприятия в долгосрочном периоде включает технико-экономическое обоснование инновационных и инвестиционных проектов, определение чистой прибыли по годам и стоимости чистых активом нарастающим итогом. Например, с учетом бизнес-планов инвестиционных проектов планируется чистая прибыль на пять лет: 15, 30, 20, 35 и 25 млн руб., а также дополнительная эмиссия акций во втором году на 50 млн руб. Чистые активы (стоимость предприятия) составят: 415 (400 + 15), 495, 515, 550, 575. Плановый индекс роста стоимости компании по отношению к базовому году соответственно: 1,04(415:400); 1,24; 1,29; 1.37; 1,44. Плановая доходность предприятия по годам пятилетки, в %: 3,6(15: 415 х 100); 6,1; 3,9; 6,4; 4,3. Из приведенной динамики ключевых показателей менеджмента видно, что в целом стратегический план заслуживает положительной оценки. Однако следует осмыслить и сделать соответствующие расчеты по альтернативным вариантам первого и третьего года, так в эти годы доходность предприятия возможно будет ниже среднеотраслевой. Пример расчета стоимости предприятии различными методами. Исходные данные: продается транспортное малое предприятие с 7 машинами, активы 180 млн руб., собственный капитал 110, чистая прибыль 18, фонд накопления 10. Аналогичное (с 5 машинами) продано за 120. Среднеотраслевая рентабельность 12%. Метод накопления активов в рамка затратного подхода. 110 - 8 = 102. Метод кратного стоимости в рамках доходного подхода 18: 12 *110 = 165. Метод сделок в рамках сравнительного подхода 120: 5*7 = 168. Метод капитализации в рамках доходного подхода 18 * 100: 12 = 150 (рассчитывается, исходя из формулы рентабельности собственного капитала).
Тема 17. Планирование недвижимости План: 1. Структура и динамика недвижимости. 2.Стратегическое планирование простого и расширенноговоспроизводства недвижимости. Ключевые понятия Недвижимость. Основные средства. Нематериальные активы. Долгосрочные финансовые вложения. Амортизационный фонд. Фонд накопления. Date: 2016-11-17; view: 327; Нарушение авторских прав |