Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задачи изучения дисциплиныСтр 1 из 20Следующая ⇒
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Планирование на предприятии» является дисциплиной, формирующей специалистов в области экономики и управления на предприятии. Методологической основой дисциплины является экономическая теория, макроэкономика, микроэкономика. Усвоению основных положений изучаемой дисциплины способствует глубокое знание таких дисциплин, как «Экономика предприятия», «Организация производства», «Информатика и вычислительная техника», «Маркетинг», «Менеджмент». Целью преподавания дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний, практического умения и навыков планирования деятельности предприятия, необходимых экономисту-менеджеру для обоснования и принятия управленческих решений, направленных на эффективное использование интеллектуальных, производственных, финансовых ресурсов и обеспечение роста стоимости субъекта хозяйствования. Задачи изучения дисциплины Изучив дисциплину «Планирование на предприятия», студент должен знать: - основные виды, формы, методы и показатели планирования работы предприятия; - теорию и практику планирования производственной программы и мощности предприятия; - теорию и практику планирования труда и заработной платы; - теорию и практику планирования себестоимости продукции (работы, услуги) и цены; - теорию и практику планирования роста стоимости предприятия; - теорию и практику планирования инвестиций и инноваций; уметь: - составить технико-экономический план предприятия; - обосновать экономическую эффективность инвестиционного и инновационного проекта; - разработать бизнес-план финансового оздоровления предприятия; - составить бизнес-план развития предприятия; - выполнить финансово-экономическое обоснование стратегического плана развития предприятия; получить навыки: - работы с большими массивами цифровой экономической информации; - системного экономического мышления при выборе ключевых плановых показателей эффективного менеджмент Содержание дисциплины структурно разделено на четыре раздела. Первый раздел предполагает усвоение студентами методологических основ планирования на предприятия, а также изучение нормативной базы и организации плановой работы субъекта хозяйствования. Второй раздел посвящен изучению системы текущего планирования производственных и интеллектуальных ресурсов, будет способствовать получению навыков в выполнении плановых расчетов по себестоимости продукции и стоимости имущества предприятия. В третьем разделе проектов. излагаются теория и практика бизнес-планирования, вопросы разработки бизнес-плана развития, санации, инвестиционных. В четвертом разделе рассматривается планирование экономической эффективности и разработка стратегического плана, сориентированного на рост стоимости предприятия. Программа рассчитана на объем 180 учебных часов, из них 96 - аудиторных часа. Распределение аудиторных часов по видам занятий следующее: лекции - 46 часов, семинарских занятий - 50 часов. На практические занятия отведено - 84 часа. Для проверки эффективности овладения дисциплиной проводится текущий и итоговый контроль знаний студентов. Текущий контроль, включает выполнение студентами практических занятий с последующей оценкой проделанной работы. Итоговый контроль проходит в форме экзамена. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Тема 1.1. Система планирования деятельности предприятия «Планирование на предприятии» как учебная дисциплина и ее место в совокупности экономических дисциплин. Взаимосвязь между дисциплинами «Планирование на предприятии» и «Экономика предприятия». Объект и предмет учебной дисциплины. Цель и задачи учебной дисциплин. Методологические основы планирования: цель, принципы, предпосылки, этапы, методы, показатели. Планирование как функция управления. Система планирования. Классификация планирования. Модель планирования. Согласование планирования, учета, анализа и мониторинга деятельности предприятия.
Тема 1.2. Методы планирования и нормативная база Составные элементы методологии планирования. Методы планирования: нормативный, балансовый, программно-целевой, сетевой, графический, экономико-математический. Нормативная база планирования на производстве. Классификация норм и нормативов. Компьютерные базы данных. Ключевые показатели менеджмента. Мониторинг плановых и фактических показателей.
Тема 1.3. Организация плановой работы на предприятии Плановая работа. Экономическая служба предприятия. Организация планирования. Методическое обеспечение плановых работ. Квалификационные характеристики. Положение о планово-экономическом отделе предприятия. Стандартные компьютерные программы в области планирования. Мониторинг выполнения планов. Раздел II. ТЕККУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ. Тема 2.1. Планирование производственной программы и продаж Технико – экономический план предприятия, его разделы и показатели. Производственная программа, измерители и показатели. Планирование номенклатуры и ассортимента продукции. Планирование валовой, товарной и реализованной продукции. Выручка от реализации, объем продаж и доход. Мониторинг выполнения плана производства и реализации продукции.
Тема 2.2. Планирование производственной мощности Планирование годового фонда рабочего времени технологического оборудования. Расчет плановой производственной мощности технологического оборудования, участка, цеха, предприятия. Планирование амортизационных отчислений с основных фондов. Плановый фонд рабочего времени технологического оборудования. Потребность технологического оборудования на плановую производственную программу. Производственная мощность и пропускная способность. Перегруженные и недогруженные производственные мощности. Плановые коэффициенты использования производственной мощности. Планирование амортизационных отчислений от стоимости технологического оборудования.
Тема 2.3. Планирование закупок Классификация видов приобретаемого имущества: активная часть основных средств, материальные запасы как часть оборотных средств. Планирование потребности в материальных ресурсах. Планирование потребности в основных средствах. Закупки для простого и расширенного воспроизводства. Понятие запасов. Материально-техническое обеспечение. Логистиказакупок (снабжения) как процесс оптимизации производственных запасов. Организация планирования закупок. Планирование потребности в материальных ресурсах. Организация тендера на закупку основныхсредств, материалов, топлива, энергии. Основные группы факторов экономии материальных ресурсов.
Тема 2.4. Планирование труда и фонда заработной платы Планирование годового фонда рабочего времени одного работника. Расчет: номинального фонда рабочего времени (НФРВ) в днях; планового фонда рабочего времени (ПФРВ) в днях; годового планового фонда рабочего времени одного среднесписочного работника в часах (ГФРВР). Нормы труда. Планирование численности персонала: по нормам времени, выработки, обслуживания, управляемости. Численность персонала. Фонд рабочего времени. Понятие производительности труда Планирование повышения производительности труда. Факторы повышения производительности труда. Заработная плата тарифная, основная, дополнительная. Сдельная расценка. Доплаты и премия. Планирование заработной платы рабочих сдельщиков и повременщиков. Фонд заработной платы и фонд оплаты труда. Нормативные методы планирования фонда заработной платы. Планирование часового, дневного и месячного (годового) фонда заработной платы. Планирование годового фонда заработной платы персонала. Планирование оплаты труда из фонда потребления. Соотношение прироста оплаты и производительности труда. Тема 2.5. Планирование себестоимости продукции (работ, услуг) Показатели себестоимости и система планирования. Элементы и статьи себестоимости. Плановые показатели себестоимости продукции и цены: себестоимость и цена единицы продукции, себестоимость и цена продукции по номенклатуре и ассортименту, себестоимость валовой, товарной и реализованной продукции цеха и предприятия, затраты на рубль товарной продукции предприятия, снижение себестоимости продукции, тыс. руб., снижение себестоимости продукции, в %. Калькуляция себестоимости и цены единицы продукции. Переменные и постоянные расходы. Маржа. Плановая смета и свод затрат на производство. Планирование снижения себестоимости. Расчет точки безубыточности, точки ликвидности и точки нормальной рентабельности.
Тема 2.6. Планирование финансов Понятие финансы предприятия как капитальная (активы, пассивы), текущая (доход, себестоимость, прибыль) и стоимостная составляющая стоимости предприятия на конкретную дату. Характеристика финансов: размер, структура, динамика текущей и капитальной стоимости. Состав текущей стоимости: цена продукции и выручка от реализации продукции, текущие расходы (себестоимость), прибыль, объем продаж, текущие доходы, оборот; налоги. Система планирования финансов предприятия. Планирование доходов от видов деятельности предприятия и от управления капиталом. Планирование доходов. Планирование прибыли: валовая, балансовая, чистая, капитализированная. Планирование текущих расходов и прибыли. Бюджет предприятия. Доходная и расходная часть бюджета. Понятие и состав имущества предприятия. Планирование имущества. Капитальная и текущая стоимость. Планирование дивидендов. Тема 2.7. Планирование работы основных и вспомогательных цехов Цеха основного производства. Вспомогательные цеха (ремонтный, транспортный, энергетический, инструментальный). Особенности внутрифирменного планирования Варианты внутрифирменного планирования: централизованная система, децентрализованная система, - смешанный вариант. Утвержденные, расчетные и оценочные показатели. Этапы и система плановых технико-экономических показателей. Плановые показатели основных и вспомогательных цехов. Внутрифирменная цена на работы и услуги. Производственная программа основных и вспомогательных цехов. Планирование работы внутрифирменных подразделений в условиях коллективного и арендного подряда. Расчет внутрифирменных цен. Тема 2.8. Планирование инноваций Виды инноваций. Объекты интеллектуальной собственностиСистема планирования инноваций как система планов инновационной деятельности и подходов к обоснованию их экономической эффективности. Классификация планов в зависимости от: цели (стратегические и текущие); времени (долгосрочные и годовые); объекта (план цеха, отдела, предприятия); предмета. Показатели и методика определения экономической эффективности инноваций. Три подхода к обоснованию экономической эффективности инноваций в зависимости от наличия или отсутствия инвестиций. Источники финансирования инноваций. Структура годового плана инноваций. Раздел III. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ. Тема 3.1. Бизнес-план развития предприятия Место бизнес-плана предприятия в системе планирования деятельности предприятия. Виды бизнес-планирования и их особенности. Структура и разделы бизнес-плана предприятия: резюме, характеристика предприятия и описание бизнеса, план маркетинга, инноваций и инвестиций, производство продукции (работы, услуги), управление и организационные изменения, персонал, издержки предприятия, страхование рисков, юридический план, финансовый план. Основные показатели экономической эффективности бизнес-плана предприятия: рентабельность собственного капитала и активов, прибыльность продаж, деловая активность. Основные показатели финансовой устойчивости предприятия по бизнес-плану: платежеспособность, текущая ликвидность, обеспеченность оборотного капитала собственными средствами.
Тема 3.2. Бизнес-план инвестиционного проекта Основные задачи бизнес-плана инвестиционного проекта. Понятие инвестиций. Характеристика инвестиционного проекта как инструмента для финансово-экономического обоснования вложений в активы с целью получения прибыли. Понятие активов и проект баланса. Описательная и расчетная части бизнес-плана. Понятие дисконтирования денежных потоков. Расчет точки безубыточности. Чистая текущая стоимость. Динамический срок возврата капитала. Внутренняя норма рентабельности. Состав бизнес-плана инвестиционного проекта: резюме, характеристика предприятия и основная идея проекта описание продукции (услуги) и анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга и объем продаж, проектно-конструкторская разработка организация производства и накладные расходы график осуществления проекта, финансовый план. Основные финансово-экономические показатели инвестиционного проекта. Тема 3.3. Бизнес-план санации предприятия Понятия: ликвидность и неплатежеспособности, санация, банкротство. Показатели и причины неплатежеспособности предприятия. Основные способы санации: собственными силами при наличии защитного периода; передачей имущества в доверительное управление; привлечением антикризисных управляющих; привлечением стратегического инвестора; мировое соглашение. Основные показатели неплатежеспособности: текущая ликвидности ниже; обеспеченность собственными оборотными средствами; обеспеченность финансовых обязательств активами более; абсолютная ликвидность менее. Содержание бизнес-плана санации: резюме; общая характеристика предприятия, анализ финансового состояния; основные направления восстановления платежеспособности предприятия; план маркетинга; план производства; финансовый план. Раздел IV. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Тема 4.1. Стратегический план развития предприятия Цель и задачи стратегического плана развития предприятия. Альтернативные варианты развития. Внешняя и внутренняя диагностика. Источники финансирования развития. Методы оценки стоимости предприятия. Оценка и планирование роста стоимости компании. Этапы планирования роста стоимости предприятия: анализ уровня, структуры и динамики недвижимости за ретроспективу; анализ уровня, структуры и динамики оборотного капитала за ретроспективу; осмысление стратегических тенденций изменения структуры активов; формирование финансовой стратегии; планирование уровня и структуры пассивов. Содержание стратегического плана развития предприятия: план маркетинга; анализ конкурентов; стратегические инновации; финансовый план. Стратегический план финансирования инвестиций: проект баланса предприятия (стоимость имущества); проект объема продаж (дохода) и прибыли; показатели экономической эффективности.
Тема 4.2. Планирование недвижимости Понятия недвижимости, основных средств и нематериальных активов. Структура и динамика недвижимости. Долгосрочные финансовые вложения. Амортизационный фонд. Фонд накопления. Стратегическое планирование простого и расширенного воспроизводства недвижимости. Этапы стратегического планирования недвижимости: формирование и обоснование альтернативных вариантов развития; выбор базового варианта; диагностика ретроспективы; изучение тенденций изменения внешней среды; выбор нормативной базы планирования; планирование уровня и динамики недвижимости по ее видам.
Тема 4.3. Планирование оборотных средств Структура и динамика оборотного капитала. Фонды обращения. Краткосрочные финансовые вложения. Денежные средства. Материальные запасы. Готовая продукция. Дебиторская и кредиторская задолженность. Ликвидность (общая, текущая, быстрая, абсолютная). Этапы стратегического планирования оборотного капитала: диагностика ретроспективы, обоснование необходимости изменения структуры, выбор и обоснование нормативной базы для планирования оборотного капитала, планирование уровня, структуры и динамики оборотного капитала.
Тема 4.4. Планирование инвестиций Инвестиции и источники их финансирования. Консолидация плановых расчетов по затратам и результатам инвестиционной деятельности. Взаимосвязь стратегического, бизнес-планирования и текущего планирования инвестиций. Финансовый рычаг в планировании инвестиций. Принципы планирования инвестиций. Этапы стратегического планирования инвестиций: диагностика конкурентоспособности продукции, техническое обоснование крупных инновационных проектов, разработка бизнес-планов инвестиционных проектов, привлечение стратегических инвесторов, обоснование структуры собственных и заемных источников финансирования. Модель балансового метода планирования инвестиций с точки зрения потребности и ресурсов Тема 4.5. Планирование повышения экономической эффективности предприятия Понятие и показатели экономической эффективности предприятия. Текущие и капитальные затраты. Производительность труда. Деловая активность. Капиталоотдача. Материалоемкость. Прибыльность. Рентабельность. Доходность. Стоимость предприятия. Рост стоимости предприятия. Три подхода к долгосрочному планированию. Этапы разработки и содержание годового плана повышения экономической эффективности предприятия: исследование уровня и динамики экономической эффективности предприятия за ретроспективу; анализ выполнения плана предыдущего года; изучение опыта работы предприятий-конкурентов и специальной литературы; разработка годового плана инноваций; обоснование влияния инноваций на снижение себестоимости продукции; обоснование влияния инноваций на повышение производительности труда. Долгосрочное планирование экономической эффективности. Date: 2016-11-17; view: 220; Нарушение авторских прав |