Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи изучения дисциплины





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Планирование на предприятии» является дисциплиной, формирующей специалистов в области экономики и управления на предприятии. Методологической основой дисциплины является экономическая теория, макроэкономика, микроэкономика. Усвоению основных положений изучаемой дисциплины способствует глубокое знание таких дисциплин, как «Экономика предприятия», «Организация производства», «Информатика и вычислительная техника», «Маркетинг», «Менеджмент».

Целью преподавания дисциплины является приобретение сту­дентами теоретических знаний, практического умения и навыков планирования деятельности предприятия, необходимых экономисту-менеджеру для обоснования и принятия управленческих решений, направленных на эффективное использование интеллектуальных, производственных, финансовых ресурсов и обеспечение роста стоимости субъекта хозяйствования.

Задачи изучения дисциплины

Изучив дисциплину «Планирование на предприятия», студент должен знать:

- основные виды, формы, методы и показатели планирования работы предприятия;

- теорию и практику планирования производственной програм­мы и мощности предприятия;

- теорию и практику планирования труда и заработной платы;

- теорию и практику планирования себестоимости продукции (работы, услуги) и цены;

- теорию и практику планирования роста стоимости предприятия;

- теорию и практику планирования инвестиций и инноваций;

уметь:

- составить технико-экономический план предприятия;

- обосновать экономическую эффективность инвестиционного и инновационного проекта;

- разработать бизнес-план финансового оздоровления пред­приятия;

- составить бизнес-план развития предприятия;

- выполнить финансово-экономическое обоснование стратеги­ческого плана развития предприятия;

получить навыки:

- работы с большими массивами цифровой экономической информации;

- системного экономического мышления при выборе ключевых плановых показателей эффективного менеджмент

Содержание дисциплины структурно разделено на четыре раздела.

Первый раздел предполагает усвоение студентами методологических основ планирования на предприятия, а также изучение нормативной базы и организации плановой работы субъекта хозяйствования.

Второй раздел посвящен изучению системы текущего планирования производственных и интеллектуальных ресурсов, будет спо­собствовать получению навыков в выполнении плановых расчетов по себестоимости продукции и стоимости имущества предприятия.

В третьем разделе проектов. излагаются теория и практика бизнес-пла­нирования, вопросы разработки бизнес-плана развития, санации, инвестиционных.

В четвертом разделе рассматривается планирование экономической эффективности и разработка стратегического плана, сориентированного на рост стоимости предприятия.

Программа рассчитана на объем 180 учебных часов, из них 96 - аудиторных часа. Распределение аудиторных часов по видам занятий следующее: лекции - 46 часов, семинарских занятий - 50 часов. На практические занятия отведено - 84 часа.

Для проверки эффективности овладения дисциплиной проводится текущий и итоговый контроль знаний студентов. Текущий контроль, включает выполнение студентами практических занятий с последующей оценкой проделанной работы.

Итоговый контроль проходит в форме экзамена.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов и тем Количество аудиторных часов
Всего Лекции Семинары
       
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ      
Тема1.1. Система планирования деятельности предприятия      
Тема1.2. Методы планирования и нормативная база      
Тема1.3. Организация плановой работы на предприятии      
Раздел II. ТЕККУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.      
Тема 2.1. Планирование производственной про­граммы и продаж      
Тема 2.2. Планирование производственной мощности      
Тема 2.3. Планирование закупок      
Тема 2.4. Планирование труда и фонда заработной платы      
Тема 2.5. Планирование себестоимости продук­ции (работ, услуг)      
Тема 2.6. Планирование финансов      
Тема 2.7. Планирование работы основных и вспомогательных цехов      
Тема 2.8. Планирование инноваций      
Раздел III. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ.      
Тема 3.1. Бизнес-план развития предприятия      
Тема 3.2. Бизнес-план инвестиционного проекта      
Тема 3.3. Бизнес-план санации предприятия      
Раздел IV. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.      
Тема 4.1. Стратегический план развития пред­приятия      
Тема 4.2. Планирование недвижимости      
Тема 4.3. Планирование оборотных средств      
Тема4.4. Планирование инвестиций      
Тема4.5. Планирование повышения экономиче­ской эффективности предприятия      
ИТОГО:      

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Тема 1.1. Система планирования деятельности предприятия

«Планирование на предприятии» как учебная дисциплина и ее место в совокупности экономических дисциплин. Взаимосвязь между дисциплинами «Планирование на предприятии» и «Экономика предприятия». Объект и предмет учебной дисциплины. Цель и задачи учебной дисциплин. Методологические основы планирования: цель, принципы, предпосылки, этапы, методы, показатели. Планирование как функция управления. Система планирования. Классификация планирования. Модель планирования. Согласова­ние планирования, учета, анализа и мониторинга деятельности предприятия.

 

Тема 1.2. Методы планирования и нормативная база

Составные элементы методологии планирования. Методы планирования: нормативный, балансовый, программно-целевой, сете­вой, графический, экономико-математический. Нормативная база планирования на производстве.

Классификация норм и нормативов. Компьютерные базы данных. Ключевые показатели менеджмента. Мониторинг плановых и фактических показателей.

 

Тема 1.3. Организация плановой работы на предприятии

Плановая работа. Экономическая служба предприятия. Орга­низация планирования. Методическое обеспечение плановых работ. Квалификационные характеристики.

Положение о планово-экономическом отделе предприятия. Стандартные компьютерные программы в области планирования. Мониторинг выполнения планов.

Раздел II. ТЕККУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

Тема 2.1. Планирование производственной про­граммы и продаж

Технико – экономический план предприятия, его разделы и показатели. Производственная программа, измерители и показатели.

Планирование номенклатуры и ассортимента продукции. Планирование валовой, товарной и реализованной продукции. Выручка от реализации, объем продаж и доход. Мониторинг выполнения плана производства и реализации продукции.

 

Тема 2.2. Планирование производственной мощности

Планирование годового фонда рабочего времени технологического оборудования.

Расчет плановой производственной мощности технологического оборудования, участка, цеха, предприятия.

Планирование амортизационных отчислений с основных фондов.

Плановый фонд рабочего времени технологического оборудования. Потребность технологического оборудования на плановую производственную программу. Производственная мощность и пропускная способность. Перегруженные и недогруженные производственные мощности. Плановые коэффициенты использования производственной мощности. Планирование амортизационных отчислений от стоимости технологического оборудования.


 

Тема 2.3. Планирование закупок

Классификация видов приобретаемого имущества: активная часть основных средств, материальные запасы как часть оборотных средств. Планирование потребности в материальных ресурсах. Планирование потребности в основных средствах.

Закупки для простого и расширенного воспроизводства. Понятие запасов. Материально-техническое обеспечение.

Логистиказакупок (снабжения) как процесс оптимизации производственных запасов. Организация планирования закупок.

Планирование потребности в материальных ресурсах. Организация тендера на закупку основныхсредств, материалов, топлива, энергии.

Основные группы факторов экономии материальных ресурсов.

 

Тема 2.4. Планирование труда и фонда заработной платы

Планирование годового фонда рабочего времени одного работника. Расчет: номинального фонда рабочего времени (НФРВ) в днях; планового фонда рабочего времени (ПФРВ) в днях; годового планового фонда рабочего времени одного среднесписочного работника в часах (ГФРВР). Нормы труда.

Планирование численности персонала: по нормам времени, выработки, обслуживания, управляемости. Численность персонала. Фонд рабочего времени.

Понятие производительности труда Планирование повышения производительности труда. Факторы повышения производительности труда.

Заработная плата тарифная, основная, дополнительная. Сдельная расценка. Доплаты и премия. Планирование заработной платы рабочих сдельщиков и повременщиков.

Фонд заработной платы и фонд оплаты труда. Нормативные методы планирования фонда заработной платы. Планирование часового, дневного и месячного (годового) фонда заработной платы. Планирование годового фонда заработной платы персонала.

Планирование оплаты труда из фонда потребления. Соотношение прироста оплаты и производительности труда.

Тема 2.5. Планирование себестоимости продукции (работ, услуг)

Показатели себестоимости и система планирования. Элементы и статьи себестоимости. Плановые показатели себестоимости продукции и цены: себестоимость и цена единицы продукции, себестоимость и цена продукции по номенклатуре и ассортименту, себестоимость валовой, товарной и реализованной продукции цеха и предприятия, затраты на рубль товарной продукции предприятия, снижение себестоимости продукции, тыс. руб., снижение себестоимости продукции, в %.

Калькуляция себестоимости и цены единицы продукции. Переменные и постоянные расходы. Маржа.

Плановая смета и свод затрат на производство. Планирование снижения себестоимости. Расчет точки безубыточности, точки ликвидности и точки нормальной рентабельности.


 

Тема 2.6. Планирование финансов

Понятие финансы предприятия как капитальная (активы, пассивы), текущая (доход, себестоимость, прибыль) и стоимостная составляющая стоимости предприятия на конкретную дату. Характеристика финансов: размер, структура, динамика текущей и капитальной стоимости.

Состав текущей стоимости: цена продукции и выручка от реализации продукции, текущие расходы (себестоимость), прибыль, объем продаж, текущие доходы, оборот; налоги.

Система планирования финансов предприятия. Планирование доходов от видов деятельности предприятия и от управления капиталом.

Планирование доходов. Планирование прибыли: валовая, балансовая, чистая, капитализированная.

Планирование текущих расходов и прибыли. Бюджет предприятия. Доходная и расходная часть бюджета.

Понятие и состав имущества предприятия. Планирование имущества. Капитальная и текущая стоимость. Планирование дивидендов.

Тема 2.7. Планирование работы основных и вспомогательных цехов

Цеха основного производства. Вспомогательные цеха (ремонтный, транспортный, энергетический, инструментальный).

Особенности внутрифирменного планирования Варианты внутрифирменного планирования: централизованная система, децентрализованная система, - смешанный вариант.

Утвержденные, расчетные и оценочные показатели. Этапы и система плановых технико-экономических показателей. Плановые показатели основных и вспомогательных цехов. Внутрифирменная цена на работы и услуги.

Производственная программа основных и вспомогательных цехов. Планирование работы внутрифирменных подразделений в условиях коллективного и арендного подряда.

Расчет внутрифирменных цен.

Тема 2.8. Планирование инноваций

Виды инноваций. Объекты интеллектуальной собственностиСистема планирования инноваций как система планов инновационной деятельности и подходов к обоснованию их экономической эффективности.

Классификация планов в зависимости от: цели (стратегические и текущие); времени (долгосрочные и годовые); объекта (план цеха, отдела, предприятия); предмета.

Показатели и методика определения экономической эффективности инноваций. Три подхода к обоснованию экономической эффективности инноваций в зависимости от наличия или отсутствия инвестиций. Источники финансирования инноваций. Структура годового плана инноваций.

Раздел III. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема 3.1. Бизнес-план развития предприятия

Место бизнес-плана предприятия в системе планирования деятельности предприятия.

Виды бизнес-планирования и их особенности.

Структура и разделы бизнес-плана предприятия: резюме, характеристика предприятия и описание бизнеса, план маркетинга, инноваций и инвестиций, производство продукции (работы, услуги), управление и организационные изменения, персонал, издержки предприятия, страхование рисков, юридический план, финансовый план.

Основные показатели экономической эффективности бизнес-плана предприятия: рентабельность собственного капитала и активов, прибыльность продаж, деловая активность.

Основные показатели финансовой устойчивости предприятия по бизнес-плану: платежеспособность, текущая ликвидность, обеспеченность оборотного капитала собственными средствами.

 

Тема 3.2. Бизнес-план инвестиционного проекта

Основные задачи бизнес-плана инвестиционного проекта. Понятие инвестиций.

Характеристика инвестиционного проекта как инструмента для финансово-экономического обоснования вложений в активы с целью получения прибыли. Понятие активов и проект баланса.

Описательная и расчетная части бизнес-плана. Понятие дисконтирования денежных потоков. Расчет точки безубыточности. Чистая текущая стоимость. Динамический срок возврата капитала. Внутренняя норма рентабельности.

Состав бизнес-плана инвестиционного проекта: резюме, характеристика предприятия и основная идея проекта описание продукции (услуги) и анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга и объем продаж, проектно-конструкторская разработка организация производства и накладные расходы график осуществления проекта, финансовый план.

Основные финансово-экономические показатели инвестиционного проекта.

Тема 3.3. Бизнес-план санации предприятия

Понятия: ликвидность и неплатежеспособности, санация, банкротство. Показатели и причины неплатежеспособности предприятия.

Основные способы санации: собственными силами при наличии защитного периода; передачей имущества в доверительное управление; привлечением антикризисных управляющих; привлечением стратегического инвестора; мировое соглашение.

Основные показатели неплатежеспособности: текущая ликвидности ниже; обеспеченность собственными оборотными средствами; обеспеченность финансовых обязательств активами более; абсолютная ликвидность менее.

Содержание бизнес-плана санации: резюме; общая характеристика предприятия, анализ финансового состояния; основные направления восстановления платежеспособности предприятия; план маркетинга; план производства; финансовый план.

Раздел IV. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема 4.1. Стратегический план развития пред­приятия

Цель и задачи стратегического плана развития предприятия. Альтернативные варианты развития.

Внешняя и внутренняя диагностика. Источники финансирования развития.

Методы оценки стоимости предприятия. Оценка и планирование роста стоимости компании. Этапы планирования роста стоимости предприятия: анализ уровня, структуры и динамики недвижимости за ретроспективу; анализ уровня, структуры и динамики оборотного капитала за ретроспективу; осмысление стратегических тенденций изменения структуры активов; формирование финансовой стратегии; планирование уровня и структуры пассивов.

Содержание стратегического плана развития предприятия: план маркетинга; анализ конкурентов; стратегические инновации; финансовый план. Стратегический план финансирования инвестиций: проект баланса предприятия (стоимость имущества); проект объема продаж (дохода) и прибыли; показатели экономической эффективности.

 

Тема 4.2. Планирование недвижимости

Понятия недвижимости, основных средств и нематериальных активов. Структура и динамика недвижимости. Долгосрочные финансовые вложения. Амортизационный фонд. Фонд накопления.

Стратегическое планирование простого и расширенного вос­производства недвижимости.

Этапы стратегического планирования недвижимости: формирование и обоснование альтернативных вариантов развития; выбор базового варианта; диагностика ретроспективы; изучение тенденций изменения внешней среды; выбор нормативной базы планирования; планирование уровня и динамики недвижимости по ее видам.

 

Тема 4.3. Планирование оборотных средств

Структура и динамика оборотного капитала. Фонды обращения. Краткосрочные финансовые вложения. Денежные средства. Материальные запасы. Готовая продукция. Дебиторская и кредиторская задолженность. Ликвидность (общая, текущая, быстрая, абсолютная).

Этапы стратегического планирования оборотного капитала: диагностика ретроспективы, обоснование необходимости изменения структуры, выбор и обоснование нормативной базы для планирования оборотного капитала, планирование уровня, структуры и динамики оборотного капитала.

 

Тема 4.4. Планирование инвестиций

Инвестиции и источники их финансирования. Консолидация плано­вых расчетов по затратам и результатам инвестиционной деятельности. Взаимосвязь стратегического, бизнес-планирования и текущего планирования инвестиций. Финансовый рычаг в планировании инвестиций.

Принципы планирования инвестиций. Этапы стратегического планирования инвестиций: диагностика конкурентоспособности продукции, техническое обоснование крупных инновационных проектов, разработка бизнес-планов инвестиционных проектов, привлечение стратегических инвесторов, обоснование структуры собственных и заемных источников финансирования.

Модель балансового метода планирования инвестиций с точки зрения потребности и ресурсов

Тема 4.5. Планирование повышения экономической эффективности предприятия

Понятие и показатели экономической эффективности предприятия. Текущие и капитальные затраты. Производительность труда. Деловая активность. Капиталоотдача. Материалоемкость. Прибыльность. Рентабельность. Доходность. Стоимость предприятия. Рост стоимости предприятия.

Три подхода к долгосрочному планированию. Этапы разработки и содержание годового плана повышения экономической эффективности предприятия: исследование уровня и динамики экономической эффективности предприятия за ретроспективу; анализ выполнения плана предыдущего года; изучение опыта работы предприятий-конкурентов и специальной литературы; разработка годового плана инноваций; обоснование влияния инноваций на снижение себестоимости продукции; обоснование влияния инноваций на повышение производительности труда.

Долгосрочное планирование экономической эффективности.








Date: 2016-11-17; view: 220; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию